Главные вкладки

    Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
    план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Класс 6а, 6б

    Дата: 08.09.2015

    Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

    Цель:  познакомить учащихся с историей возникновения Франкского королевства, с особенностями управления государством. дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.

    Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.

    Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2urok_istorii_6_klass.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс 6а, 6б

    Дата: 08.09.2015

    Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

    Цель:  познакомить учащихся с историей возникновения Франкского королевства, с особенностями управления государством. дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.

    Задачи:

    Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.

    Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, презентация.

    содержание

    I

    Организационный момент. Выставка рисунков Средневековый замок

    II

    1. Почему Средние века называют средними?
    2. По каким источникам можно изучать Средневековье?

    Мы с вами начинаем увлекательное путешествие в мир Средневековья. И наша первая остановка – Западная Европа, сегодня мы отправимся в  земли древних германцев. Запишите тему урока: Великое переселение народов и образование германских государств.

    III

    карта

    Новая тема

    1. Нам предстоит ответить на главный вопрос §, почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствами?

    Давайте вспомним, откуда пошло слово «варвар», что оно значило. В античные времена варварами считались все иностранцы, не владевшие греческим языком и латынью, и отношение к ним было презрительное. Из всех варваров именно германцы сыграли главную роль в судьбе Римской империи.

    Давайте посмотрим на карте территорию их расселения (с. 13).  Они жили к востоку от р. Рейн в лесистой местности. Основные занятия – охота, земледелие и скотоводство, ремесло и торговля. Отличались воинственностью. Читаем с.   . Во время войн возрастала роль вождей, верной опорой которых была дружина. Для дружины война была лучшим занятием, потому что в случае победы они приобретали богатую добычу и воинскую славу. Поэтому естественно, что германцы стремились к новым походам и битвам, и воевали они с Римом в течение многих веков.

    В конце 4 века германское племя вестготов укрылось на территории Римской империи от натиска азиатских кочевников – гуннов. Но вели себя вестготы достаточно воинственно, начали грабить римские провинции. Вслед за вестготами пришли в движение многие германские племена. Так началось Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, которое в конечном итоге и привело к гибели Западной Римской империи.

    2. Вспомните дату распада Римской империи. 395 год – империя разделилась на Западную и Восточную. О Восточной Римской империи мы поговорим позже, а вот век Западной оказался недолгим. Уже в 410 г. она была захвачена вестготами. А в 476 г. последний римский император был лишен своей власти. Этим событием заканчивается история Древнего мира.

    Постепенно германские племена расселялись по территории бывшей Римской империи. В 418 году вестготы основали в южной Галлии первое германское королевство со столицей в Тулузе. Позже они захватили и Пиренейский полуостров. Одно за другим возникали все новые королевства: вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии, бургундов и франков в Галлии, остготов в Италии (показать на карте). Прежде германцы не знали государства, они жили родоплеменным строем. И все эти образования – это попытки приспособиться к новым условиям жизни на завоеванных землях. Т.е. с помощью образования государства германцы пытались закрепить свою власть. Так как своих государственных традиций у них не было, они пытались использовать римские традиции. Но, как правило, родоплеменные обычаи были слишком сильны, что, несомненно, ослабляло власть германцев, и их государства оказались непрочными.

    3. Во время Великого переселения народов пришел в движение и племенной союз франков, живших по нижнему течению Рейна и у побережья Северного моря. Возглавлял франков юный Хлодвиг, который стал основателем династии Меровингов. Под предводительством Хлодвига франки завоевали довольно обширную территорию – Галлию. И перед франками встала большая проблема – как управлять такой большой территорией. Хлодвиг из обычного вождя племени превратился в правителя обширной страны. Одно дело завоевать, но надо еще и удержать. Вот в этом вопросе и проявилась мудрость Хлодвига. Читаем с. 15 (как Хлодвиг управлял государством).

    Какую политику проводил Хлодвиг? Франков было в десятки раз меньше, чем завоеванного населения. Поэтому каждый франк получил земельный участок, который сам и обрабатывал. Т.е. они закрепились на земле, завели свое хозяйство. Хлодвиг щедро одаривал своих соратников, и они были готовы признать за ним гораздо больше власти, чем прежде. Ну а местному населению, галло-римлянам, ничего не оставалось, как также признать его власть.

     Теперь давайте поговорим об организации управления во  франкском королевстве. Давайте попробуем составить схему. «Единолично» → король. Королевский двор, ополчение (ниже), дружина, графы. Т.о. все нити управления сходятся к королю. Управленческие функции – королевский двор, который был проводником власти короля. При дворе находились слуги и придворные, часть дружины, являвшейся военной опорой власти короля. На местах политику короля проводили графы, которые назначались из числа его приближенных. Королевское ополчение напрямую было подчинено монарху.

    Серьезным шагом к укреплению королевской власти в новом государстве стало появление первого письменного сборника законов, записанных по приказу Хлодвига – «Салической правды». Салическая правда – уникальный документ, который дал историкам возможность проанализировать экономическую и социальную жизнь франков. Так что Хлодвигу нужно сказать большое спасибо, что ему пришло в голову записать эти древние судебные обычаи.

    4. Хлодвиг укрепил свое положение раздачей земель, расправился с возможными претендентами на престол, укрепил свою власть с помощью сборника законов. Следующий его шаг – принятие крещения по римскому образцу в отличие от других германцев, которые приняли арианство. Что это значит? Поддержка местного населения, церкви, местного населения в соседних германских государствах, которые недолюбливали своих правителей ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Церковь стала верной союзницей франкских королей, а франки и римляне постепенно стали сливаться в один народ.

    Теперь давайте вспомним главный вопрос сегодняшнего урока. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам?

    - раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига)

    - система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат)

    - привлечение римлян к власти

    - принятие христианства по римскому образцу.

    - Вывод какой можно сделать? Использование наследия уже несуществующей империи способствовало продвижению вперед в историческом развитии германских народов.

    IV

    Закрепление Как изменились занятия германцев после переселения на земли Римской империи? В чём причины перехода от родовой общины к соседской? Как изменилось управление? В чём причины великого переселения народов?

    V

    Входной мониторинг

    VI

    Итог урока. Оценки.

    VII

    Д.з. стр.20 №1 (?) №2 «Подумайте» стр21 «Вспомни» стр26 №3 (?) и №4 «Подумайте»

    стр27 «Вспомните»

    Словарная работа

    Франки

    германский племенной союз

    Хлодвиг

    король франков

    Меровинги

    первая династия франкских королей

    Династия

    ряд правителей из одного рода, сменявшие друг друга на престоле

    Титул

    почётное или высокое звание

    Графы

    правители в областях из числа знати

    Герцог

    военный предводитель, избираемый родоплеменной знатью

    Майордом

    высшая придворная должность, управляющий королевским домом

    Феод

    земельные владения, за которые надо нести службу

    Феодал

    владелец феода

    Папа римский

    глава церкви в Западной Европе

    Карл Мартелл

    майордом, имевший  сильную власть

    Пипин Короткий

    сын Карла Мартелла


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кроссводр.Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.

    Методическая разработка по курсу "Всеобщая истори, 6класс"...

    Конспект урока для 6 класса "Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках."

    Цель урока: изучение образования варварских королевств и государство франков в VI-VIII вв.Задачи:1.      Образовательная: рассмотреть причину падения Западной Римской империи,...

    Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

    Презентация к уроку в 6 классе по всеобщей истории (учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской) "Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв"...

    ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI – VIII ВЕКАХ.

    Технологическая карта урока с комментариями и заданиями....

    Презентация к уроку "Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв"

    Презентация к уроку "Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв" составлена к учебнику ЕВ Агибаловой, ГМ Донского "Всеобщая история. ИсторияСредних веков. 6 к...