ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI – VIII ВЕКАХ.
методическая разработка по истории (6 класс)

Тамашина Ярославна Николаевна

Технологическая карта урока с комментариями и заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok_obrazovanie_var-ih_korolevstv.docx89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI – VIII ВЕКАХ.

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

Дать представление о процессе формирования раннефеодального государства франков (изменения в политическом и общественном устройстве), династическом кризисе и, как следствие, приходе к власти династии Каролингов.

Личностно значимая проблема

Является ли образование государства закономерным и бесконтрольным процессом или у истоков всегда стоит сильная личность?

План урока

(основные вопросы изучения материала)

1. Франки захватывают Галлию.

 2.Управление государством при Хлодвиге.

3. Как росли владения знати.

4. Военная реформа Карла Мартелла и битва при Пуатье.

5. Династия Каролингов.

Основные понятия и термины

Великое переселение народов, Климатический пессимум раннего Средневековья (пессимум эпохи Великого переселения народов), германцы, гунны, славяне, титул, династия, граф, герцог, зависимые крестьяне, майордом, феод, феодал. 

Основные даты

Конец V в. — образование Франкского королевства. 732 г. — поражение арабов при Пуатье.

Персоналии

Хлодвиг, Карл Мартелл, Пипин Короткий.

Методы обучения

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Образовательные  ресурсы

Учебник, рабочие тетради, раздаточный материал, презентация, атлас, карта.

Домашнее задание

Работа с учебником: §1, вопросы и задания после параграфа.

Работа с контурными картами: С помощью стр. 4-5 атласа и текста учебника выполните задания 1,2 и 4 на стр.3 контурных карт.

Работа в рабочей тетради: Выполняем задания: 3-6 к §1 (стр. 4-7 рабочей тетради).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Модули урока

Время

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных)

Организация взаимодействия/контроля/оценивания образовательных результатов

I. 

Мотивационно-целевой.

3 мин.

У этапа формирования государств есть определенные закономерности, с которыми вы знакомы из курса ИДМ. Назовите их (причины: социальные, экономические и политические, Личность; последствия: изменения в структуре управления, в социальной сфере и экономике и т.д.).

На примере государства франков мы сможем проследить эти закономерности и ответить на вопрос: «Является ли образование государства закономерным и бесконтрольным процессом или у истоков всегда стоит сильная личность?».

Каким было ваше домашнее задание? Какие трудности оно вызвало? Кто не справился с выполнением? По какой причине?

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Формулировать причины затруднений в познавательной деятельности.

Фронтальный опрос.

II. Ориентационный

(актуализации/

повторения).

7 мин.

Вызвать к доске одного или двух учеников с «презентацией» заполненной дома таблицей: «Причины, участники, география, последствия Великого переселения народов».

Пока на доске выполняется задание, остальной класс дает определение ВПН, записанное в тетрадях. Совместно выбирается самое точное из определений.

По выполнении задания у доски классу предлагается внести коррективы и дополнения в таблицу.

Совместно формулировать наиболее точное понятие ВПН.

Вносить дополнения и коррективы, как в работу одноклассников, так и в собственную работу.

Выявить значение ВПН для дальнейшего хода истории.

Использовать ранее изученный материал.

Устанавливать причинно-следственные

закономерности между географическими, климатическими, экономическими и политическими явлениями.

Фронтальный опрос.

Работа у доски.

III.

Содержательно-операционный.

25 мин.

Итак, одним из следствий ВПН стало образование варварских государств. Используя карту на стр. 13 назовите мне их (слайд№17).

Самым могущественным и просуществовавшим дольше всех среди варварских государств было Франкское королевство и целью нашего сегодняшнего урока будет

Давайте вспомним, как жили германские племена до образования государств (слайды 12-18).

Кто был первым правителем Франкского королевства? Что мы о нем знаем?

С помощью карты на стр. 18 давайте определим, какие территории смог присоединить к ФК Хлодвиг. Рассказ учителя.

Как Хлодвиг управлял государством, вы ответите после прочтения п.2. Какие изменения произошли в политической жизни франков? Почему?:

- народное собрание;

- военные вожди;

- войско (военная сила);

- суд;

- законы… (СЛАЙД 21).

Для чего Хлодвигу потребовались такие изменения? (СЛАЙД «Функции государства»).

О том, как росли владения знати, мы можем узнать при анализе отрывка из хроники монастыря Мури (Франкское государство, VIII в.) (ученик читает текст, все остальные отвечают на вопросы к тексту).

Чему способствовала военная реформа Карла Мартелла? (2-3 абзацы стр.19). Определение ФЕОДАЛИЗМА (Феодализм - тип общественно-экономических отношений, основанных на

феодальной форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов производителей-крестьян.

Давайте теперь схематически обозначим, какими путями крестьяне попадали в зависимость: по собственной воле; в качестве «подарка», за службу в войске.

Как к власти пришла новая династия Каролингов? (п.5 абзац 1).

Определять направления переселений племён в период Великого переселения народов, используя историческую карту.

Показывать на карте территории варварских королевств.

Рассказывать о складывании государства у франков.

Объяснять причины усиления Франкского государства.

Называть основные этапы истории Франкского королевства.

Высказывать оценочные суждения о деятельности выдающихся правителей Франкского государства.

Раскрывать процесс превращения свободных крестьян в зависимое население Франкского королевства, опираясь на текст документов.

Работать с учебником, ориентироваться в материале, самостоятельно извлекать информацию.

Под руководством схематически отвечать на вопрос о том, что изучает Средневековье.

Использовать образное мышление для периодизации СВ.

Выделять наличие у франков основных признаков государства, основные признаки феодализма.

Выявлять причинно-следственные закономерности (причины династического кризиса).

Лекция.

Фронтальный опрос.

Работа с текстом учебника.

Работа с историческим источником.

Дискуссия.

Работа с презентацией.

IV. Контрольно-оценочный (в том

числе рефлексивный).

10 мин.

Закрепляя полученные сведения по истории образования Франкского королевства, учащиеся выполняют тестовое задание.

Личность кого из правителей ФК вы оцениваете более высоко? Является ли образование государства закономерным процессом или у истоков всегда стоит сильная личность?

Выставление оценок и комментарии.

Контролировать и корректировать собственную познавательную деятельность.

Выявлять недостаток, пробелы в собственных знаниях.

Участвовать в выставлении оценок (в комментариях).

На основе имеющейся информации отвечать на методологически важные и личностно значимые вопросы.

Письменная работа.

Беседа

Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IVVII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Причины:

  1. Уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания.
  2. Климатический пессимум раннего Средневековья - период общего, а в отдельные года и резкого похолодания и природных катаклизм (бури и наводнения привели к утрате части суши на побережье Северного моря и в Южной Англии, во Франции частыми были сильные ливни, непогода, наводнения, массовый голод, неурожай, поздние заморозки, жертвами которых становились птицы, крайне холодные зимы и эпидемии (проказа).
  3. Поражение хунну в Китае привело к откочёвке  гуннов в Джунгарию, а также к эффекту домино на пути откочёвки, когда переселение гуннов вызывало переселения народов, случайно оказавшихся на их пути, что в свою очередь вызывало переселения уже других народов.
  4. Ослабление Римской империи, вызванное целым комплексом этнических, географических, климатических и экономических факторов.
  5. Демографический спад на территории Римской империи.
  6. Демографический взрыв. Рост благосостояния вследствие возросшей самоорганизации и торговли со Средиземноморьем и Северным Причерноморьем приводит к демографическому взрыву у народов, населявших Скифию и Сарматию, включая и готов. Северная Евразия, с её холодным климатом и малоосвоенными в сельскохозяйственном отношении землями, не в состоянии была прокормить всё прирастающее население. Исход на юг, в слабозаселённые территории у границ Римской империи (это в первую очередь бассейн Рейна,  римская РецияПаннония и Балканы был неизбежен).
  7. Нарастание напряжённости на границах Римской империи (смещение центра власти в Галлию…).

Хронологические рамки:

354 г. - вторжение в Европу с востока гуннов — «народа всадников». Начало Великого переселения народов.

VII век. - славяне занимают земли к востоку от Эльбы при частичной ассимиляции германского населения. Сербы и хорваты проникают на территорию современных Боснии и Далмации. Осваивают значительные регионы Византии.

География:

Территории Восточной и Западной Римской империй, большая часть Евразийского континента.

Последствия:

  1. Образовались варварские королевства (новая политическая карта мира).
  2.  Варвары «окультурились», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств.
  3. Переселение внесло свою лепту в формирование единой латинской языковой системы Европы (так называемой «вульгарной латыни»), на основе которой образовались многие языки Западной Европы.
  4. В ходе войн было уничтожено немало народностей и племен — к примеру, прервалась история гуннов, были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов — обелиски, курганы и т. д.
  5. Культурные, языковые и религиозные конфликты.
  6. Но с другой стороны, благодаря великому переселению народов сложились новые культуры — перемешавшись, племена позаимствовали друг у друга немало знаний и навыков.

Франкское государство при Меровингах. Хлодвиг. 

Франкское племя распадалось на две главных ветви: салических франков, или салиев и рипуарских франков на юго-востоке, у среднего Рейна. Вначале франки, как и другие германские народы, имели несколько правителей, конунгов. Мало-помалу среди салиев выделилась фамилия Меровингов. Первоначальная история Меровингов точно не известна и носит легендарный характер. Позднейшее предание называет родоначальником Меровингов Меровеха, сына морского чудовища. Основателем единого, сильного франкского государства явился Меровинг Хлодвиг, или Хлодовех (481—511).

Прежде всего Хлодвиг обратил внимание на остатки римских владений в Галлии; последние занимали пространство в центре Галлии, между Соммой и Луарой, и таким образом были отрезаны от императорских владений германскими племенами, не находились в настоящей зависимости от императора, и его наместник Сиагрий почти самостоятельно правил этой областью. Хлодвиг в битве при Суассоне в 486 году разбил Сиагрия и присоединил его область, т. е. страну на юг до Луары. Открыв затем военные действия на востоке против аллеманов, живших по среднему и нижнему Рейну, Хлодвиг нанес и им сильное поражение, после которого часть аллеманов признала свою зависимость от Хлодвига. Аллеманская война повлияла на обращение Хлодвига в христианство. Уже раньше некоторое влияние в этом отношении могла оказать его супруга Клотильда, христианка. В самый разгар битвы Хлодвиг дал обет принять христианство, если ему будет дарована победа. Аллеманы были побеждены, и Хлодвиг из рук епископа Ремигия в Реймсе принял крещение. Вместе с ним крестились 3000 франков.

Хлодвиг не остановился на указанных военных предприятиях. После победоносной войны с вестготским королевством, которое, как мы знаем, занимало юго-запад Галлии и часть Пиренейского полуострова, Хлодвиг присоединил область от Луары до Гаронны. После войны с бургундским королем на юго-востоке Галлии Бургундия также признала зависимость от Хлодвига.

В то время, когда Хлодвиг производил свои завоевания, византийский император Анастасий I пожаловал его почетным званием консула и этим самым в глазах галльского населения как бы подтвердил власть Хлодвига во вновь завоеванных областях (император прислал Хлодвигу диадему, плащ-тогу и королевское кресло, украшенное резьбой по слоновой кости).

Для совещания о делах король созывал собрания своих главных представителей (магнатов), светских и духовных; но созыв таких собраний для короля не был обязателен. При короле находились его дружинники - антрустионы; в духовенстве главное значение имели епископы. Для управления областями (графствами) королем назначались гρафы, которые всецело от него зависели. Для королевского двора, дворца (palatium), не было пока еще определенного места, и он переезжал из одного города в другой.

Когда создалось большое государство, то почувствовалась необходимость писаных законов; в это время и появились записи германского обычного права, так называемые варварские правды. Для франкского государства, во время Хлодвига, была написана Са лическая правда. Из нее мы видим, что во франкском государстве было четыре сословия: 1) свободные, 2) полусвободные (литы), 3) рабы и 4) римляне, т. е. вновь покоренное население Галлии. Главным наказанием за преступление служил денежный штраф, так называемая вира (вергельд); за знатного вира была больше, чем за обыкновенного человека; более высоким штрафом карались также преступления против женщин и детей.

К концу своего правления Хлодвигу удалось объединить под своею властью другие франкские племена, так что в момент своей смерти в 511 году он оставил своим наследникам обширное, сильное, объединенное христианское государство.

Отрывок из хроники монастыря Мури (Франкское государство, VIII в.).

«Жил в Волене могучий сеньор по имени Гунтранн. Множество владений в разных местах он имел и на имущество соседей жадно посматривал. Свободные люди одного селения в надежде на его помощь и защиту передали ему свои земли и сделались его держателями. И он стал их утеснять, требуя от них работ как от лично зависимых людей. Пошли они жаловаться к королю, да не дошли до него их жалобы. Ни с чем вернулись они обратно».

Вопросы к документу: 1. Каким образом сеньор Гунтранн мог стать крупным землевладельцем? 2.Что заставило крестьян обратиться к могучему сеньору? 3.Почему жители селения пошли жаловаться королю?

Задание

ПРАВИТЕЛИ

СОБЫТИЯ

1. Хлодвиг: б, в, д, з, и.

2. Карл Мартелл: г, е.

3. Пипин Короткий: а, ж.

А) Он разгромил лангобардов в Италии и создал особое государство римских пап — Папскую область;

Б) В период его правления был составлен первый сборник законов франков;

В) При нем в бою у города Суассон франки разгромили римлян и подчинили Галлию;

Г) Майордом, который в сражении у города Пуатье нанёс сокрушительное поражение арабам;

Д) Он истребил других военных вождей франков, многих своих родственников и стал главным правителем Франкского государства;

Е) Этот правитель создал конное войско и жаловал конным воинам участки земли с живущими на них зависимыми крестьянами;

Ж) Первый король из династии Каролингов;

З) Перед смертью он разделил Франкское королевство между четырьмя своими сыновьями как наследниками власти;

И) Потомков этого короля прозвали «ленивыми королями».

image168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель:  познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...

Кроссводр.Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.

Методическая разработка по курсу "Всеобщая истори, 6класс"...

Конспект урока для 6 класса "Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках."

Цель урока: изучение образования варварских королевств и государство франков в VI-VIII вв.Задачи:1.      Образовательная: рассмотреть причину падения Западной Римской империи,...

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

Презентация к уроку в 6 классе по всеобщей истории (учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской) "Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв"...

Презентация к уроку "Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв"

Презентация к уроку "Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв" составлена к учебнику ЕВ Агибаловой, ГМ Донского "Всеобщая история. ИсторияСредних веков. 6 к...

Рабочий лист по Всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII веках.

Краткое описание методической разработки Рабочий лист предназначен для обучающихся 6 классов, учителей истории и обществознания, родителей. Тема в рабочей программе: "Становление средневековой Евр...