урок истории "Русские князья и Золотая Орда" 6 класс
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме

Чеботарева Людмила Александровна

Урок с использованием возможностей интерактивной доски способствует развитию перспективного мышления, формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  урока.

Урок истории России в 6 классе.

         

Тема урока: Русские князья и Золотая Орда.

Учебно-методическое обеспечение.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебно-методический комплект для 6 класса общеобразовательных учреждений.- :Просвещение, 2012.

Цели урока:  1. Обучающая:

                        Определить какие взаимоотношения сложились между князьями Руси и  ханами Золотой Орды; назвать типы взаимоотношений; определить последствия их для Руси.

                       2.Развивающая (предметно-практическая):

                       Способствовать развитию логики мышления, умений составлять обобщенное мнение на основе частных деталей, делать выводы

с помощью специфического отбора материала.

                         3.Воспитательная:

                          Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.

Понятийный аппарат урока:  

-хан;

-Золотая Орда;

-иго;

-упадок хозяйства и культуры;

-зависимость;

-военный союз;

-ярлык, ордынский выход.

Техническое и методическое обеспечение:

-интерактивная доска (набор карт, репродукции, схемы сражений);

-карта «Русь в XIII в. Нашествие Батыя»;

- сборник древнерусских лирических и эпических произведений «Сердца из крепкого булата» (М.,Патриот,1990г.), с.с.238-242 «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».

Форма урока:         проблемный урок.

Формы контроля на уроке:

-вспомогательный (беседа: фронтальная, повторительная;  ответы: устные, письменные) контроль;

-индивидуальный (устный, письменный) контроль;

-обучающий контроль: проверка усвоения нового материала: анализ - фронтальная беседа по решению проблемы.

Формы работы на уроке:

-проблемное изложение материала;

-эвристическая беседа;

-постановка и решение проблемы;

-формирование понятий;

-работа у карты и с картографической информацией;

-обобщение материала.

Структура урока:

I. Проверка домашнего задания.

    1.Подготовительная вводная беседа.

    2.Экспресс-опрос (фронтальный, разноуровневый).

    3.Индивидуальный ответ у интерактивной доски:

        -письменный;

        -работа с картой.

    4.Проверка знания понятийного аппарата.

    5. Работа с картой.

    6.Обобщающий вопрос – подготовка к изучению нового материала.

    7. Вывод.

II. Изучение и закрепление  нового материала.

    1.Информативный блок (постановка проблемы).

    2.Практический блок (решение проблемы).

    3.Обобщающий блок (вывод).

III. Оценки за урок.

     Домашнее задание.

Ход урока.

I.Проверка домашнего задания.

1.Подготовительная вводная беседа.

2.Индивидуальный ответ: (интерактивная доска)

   - выделить из представленного на доске последствия монгольского   нашествия;

   -выделить культурные, социальные, политические последствия.

3.Экспресс-опрос:

  -когда Русь была завоевана монголами (назвать дату);

  -почему русские князья не смогли дать достойный отпор завоевателям?

4. Работа над понятийным аппаратом:

    -что вкладывали русичи в понятие «иго», «выход», «ярлык», «баскаки»;

    -что они называли Золотой Ордой?

    -назовите столицу Золотой Орды;

  -кто такой хан?

5.Работа с картой: (интерактивная доска)

   Задание: покажите на карте границы Руси и Золотой Орды в первой половине XIII в.; уточните географическое положение Золотой Орды; с кем из соседей у Золотой Орды должны были сложиться более тесные отношения и почему?

6. Обобщающий вопрос (подготовка к изучению нового материала) -

индивидуальный устный ответ на вопросы:

         В чем выразился упадок хозяйства и культуры на Руси после              

          монгольского нашествия?

          Выделить из написанных на доске последствий монгольского                   завоевания те, что касаются положения русских князей.

  1. Вывод:

Русские князья не были самостоятельны в своей власти, зависели от золотоордынских ханов.

II. Изучение нового материала.  

    Постановка и решение проблемы о характере взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды.

  1. Информативный блок. Постановка проблемы:

 Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?

  • Основные даты темы:

1243-получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение.

1247-гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме.

  • Персоналии темы:

- Александр Ярославич Невский

- Ярослав Всеволодович

- Михаил Черниговский

- Батый-хан

  • Основные понятия темы:

- численники;

- баскаки;

- «выход»

- ярлык.

  • Рассказ учителя. (показ репродукций)

План:

- получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение в 1243 г.;

- гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме в 1247 г.;

- гибель Михаила Черниговского в Сарай-Бату в 1247 г.

( зачитывание отрывка из «Сказания»);

- использование русскими князьями войск Золотой Орды в междоусобных войнах;

- сбор дани русскими князьями;

- проведение переписи Александром Ярославичем Невским.

  • Запись в тетрадь основных дат, персоналий, понятий в ходе рассказа учителя.

  1. 2.   Практический блок-  решение проблемы:

Завершающий вопрос по рассказу учителя:

-   Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды?

( Ответ: Русские князья не могли вступить на княжение без права-ярлыка, выданного ханами Орды.  В междоусобной борьбе князья зачастую использовали войска Орды. Политическая  и  военная  поддержка ханами князей приводила к тому, что князья собирали дань в пользу Орды и проводили перепись населения для  упорядочения сбора дани.)

- Какие типы взаимоотношений русских князей и ханов Орды вы сумели выделить?

( Ответ:  Два типа: первый- зависимость русских князей от ханов Золотой Орды;  второй - военно-союзнические отношения.)

3.  Вывод.

Мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз.

 О чем говорят нам  полученные сегодня знания?

( Ответ:  Русь не была полностью зависима от Золотой Орды, хоть зависимость и была значительной.)

  1. Задание на дом.
  2.  Оценки за урок.

                                     

Урок   окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок истории России в 6 классе Тема : Русские князья и Золотая Орда Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Просвещение, 2012. Учитель истории МБОУ СОШ №5 Чеботарева Л.А. г. Зверево 2013

Слайд 2

Цели урока Обучающая: Определить какие взаимоотношения сложились между князьями Руси и ханами Золотой Орды; назвать типы взаимоотношений; определить последствия их для Руси. Развивающая (предметно-практическая): Способствовать развитию логики мышления, умений составлять обобщенное мнение на основе частных деталей, делать выводы с помощью специфического отбора материала. Воспитательная : Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.

Слайд 3

Форма урока: Возврат к решению познавательной задачи (обобщающий блок ) Постановка проблемы (информативный блок) Система фактов- решение проблемы (практический блок) проблемный урок

Слайд 4

Формы работы на уроке : проблемное изложение материала; эвристическая беседа; постановка и решение проблемы; формирование понятий; работа у карты и с картографической информацией; обобщение материала.

Слайд 5

Формы контроля на уроке : вспомогательный (беседа: фронтальная, повторительная; ответы: устные, письменные) контроль; индивидуальный (устный, письменный) контроль; обучающий контроль: проверка усвоения нового материала: анализ - фронтальная беседа по решению проблемы.

Слайд 6

Понятийный аппарат урока : хан; Золотая Орда; иго; упадок хозяйства и культуры; зависимость; военный союз; ярлык, ордынский выход.

Слайд 7

Обеспечение урока : карта «Русь в XIII в. Нашествие Батыя»;

Слайд 8

Прикладное обеспечение темы: Основные даты Основные понятия Персоналии

Слайд 9

Основные даты 1243 -получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение. 1247 -гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме.

Слайд 10

Основные понятия - численники; - баскаки; - «выход»; - ярлык.

Слайд 11

Персоналии Александр Ярославич Невский Ярослав Всеволодович Михаил Черниговский Батый-хан

Слайд 12

Структура урока : I . Проверка домашнего задания. 1.Подготовительная вводная беседа. 2.Экспресс-опрос (фронтальный, разноуровневый). 3.Индивидуальный ответ у доски: -письменный;. 4.Проверка знания понятийного аппарата. 5. Работа с картой. 6.Обобщающий вопрос. 7. Вывод. II . Изучение и закрепление нового материала. 1.Информативный блок (постановка проблемы). 2.Практический блок (решение проблемы). 3.Обобщающий блок (вывод). III . Оценки за урок. Домашнее задание.

Слайд 13

Индивидуальный ответ: выписать на доске последствия монгольского нашествия; выделить культурные, социальные, политические последствия .

Слайд 14

Экспресс-опрос: когда Русь была завоевана монголами? (назвать дату); почему русские князья не смогли дать достойный отпор завоевателям?

Слайд 15

Работа над понятийным аппаратом: что вкладывали русичи в понятие «иго», «выход», «ярлык», «баскаки»; что они называли Золотой Ордой? назовите столицу Золотой Орды; кто такой хан?

Слайд 16

Работа с картой: Задание: покажите на карте границы Руси и Золотой Орды в первой половине XIII в.; уточните географическое положение Золотой Орды; с кем из соседей у Золотой Орды должны были сложиться более тесные отношения и почему?

Слайд 17

Обобщающий вопрос ( подготовка к изучению нового материала) В чем выразился упадок хозяйства и культуры на Руси после монгольского нашествия? Выделить из написанных на доске последствий монгольского завоевания те, что касаются положения русских князей.

Слайд 18

Вывод: Русские князья не были самостоятельны в своей власти, зависели от золотоордынских ханов.

Слайд 19

Информативный блок. ( Постановка проблемы) 1 . Рассказ учителя. План: - получение Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение в 1243 г.; - гибель Ярослава Всеволодовича в Карокоруме в 1247 г.; - гибель Михаила Черниговского в Сарай-Бату в 1247 г. - использование русскими князьями войск Золотой Орды в междоусобных войнах; - сбор дани русскими князьями; - проведение переписи Александром Ярославичем Невским. 2. Запись в тетрадь основных дат, персоналий, понятий в ходе рассказа учителя.

Слайд 20

Практический блок (решение проблемы). Завершающий вопрос по рассказу учителя: - Каков характер взаимоотношений русских князей и ханов Золотой Орды? ( Ответ: Русские князья не могли вступить на княжение без права-ярлыка, выданного ханами Орды. В междоусобной борьбе князья зачастую использовали войска Орды. Политическая и военная поддержка ханами князей приводила к тому, что князья собирали дань в пользу Орды и проводили перепись населения для упорядочения сбора дани.) - Какие типы взаимоотношений русских князей и ханов Орды вы сумели выделить? ( Ответ: Два типа: первый- зависимость русских князей от ханов Золотой Орды; второй - военно-союзнические отношения.)

Слайд 21

Вывод. ( Итог) Мы узнали, что взаимоотношения между русскими князьями и ханами Золотой Орды не были построены только на зависимости, между ними сложился и военный союз. О чем говорят нам полученные сегодня знания? Русь не была полностью зависима от Золотой Орды, хоть зависимость и была значительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)

Поваренная соль  - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»

Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...

Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".

Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...

Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"

Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...

Урок по истории России в 6 классе "Первые князья"

Урок по истории России в 6 классе "Первые князья"...

Урок. Ростово-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий. 7 класс.

Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 КЛАСС) «Первые русские князья»

Тема урока: «Первые русские князья», 6 классЦель  урока: Раскрыть особенности  внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских княз...