Методика использования задач на уроках физики.
статья по физике на тему

Методика использования задач на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Автор- Черпита Валерий Николаевич,

учитель физики ГБОУ Школы 2051 города Москвы

Методика использования задач на уроках физики.

                                                                               Из опыта работы.

Решение задач – неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и навыки применения знаний на практике.

Физические задачи используются для выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации; сообщения новых сведений; формирования практических умений и навыков; проверки глубины и прочности знаний; закрепления, обобщения и повторения материала; реализации и развития творческих способностей учащихся;  ознакомление с достижениями науки и техники и т.д.

Наряду с этим при решении задач у школьников воспитывается трудолюбие, пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, интерес к учению, воля и характер, упорство в достижении поставленной цели.

Решение задач входит основной частью в большинство уроков физики. Так только за курс 8 класса, учащиеся должны усвоить около 60 формул. Каждая формула содержит не менее трех величин, поэтому только простых задач, на применение только одной формулы необходимо решить более 200 штук. Поэтому только на обычном уроке (с опросом, изложением нового материала, закреплением и заданием на дом) решение задач я применяю дважды: в начале урока при опросе и в конце дня – для закрепления и углубления изученного. Проверку заданных на дом задач провожу следующим образом: к доске вызываю учеников, которые готовят необходимые записи на доске и дают пояснения выполненных действий. В это время остальные, либо пишут проверочную работу – решают задачу, рассчитанную на проверку усвоения материала предыдущего урока, либо отвечают на вопросы по теме. При закреплении знаний задачи обычно решаем на доске со всем классом. Если рассматривается новый тип задач, то решение их сначала выполняет учитель.

Для закрепления и углубления уже сформированных понятий, выработки умений и навыков планирую и провожу уроки решения задач. Таких уроков много при изучении механики, электродинамики, колебаний и волн, геометрической оптики.

Поскольку без решения большого количества вычислительных задач курс физики не может быть эффективно усвоен. Задачи на такие уроки подбираю с постепенным нарастанием степени трудности.

Так же широко использую физические задачи при повторении пройденного материала. К урокам повторения подбираю, как правило, комбинированные задачи, объединяющие материал нескольких тем.

По основному методу решения задачи разделяются на количественные (вычислительные), качественные, графические и экспериментальные. Такая квалификация очень важна, поскольку позволяет учителю подобрать задачи в соответствии с математической подготовкой школьников и уровнем их знаний.

При решении качественных задач на уроках, я стремлюсь акцентировать внимание учащихся на физической сущности рассматриваемых явлений, решаем эти задачи устно, путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики. Вот пример такой задачи.

В воду опущены медный и алюминиевый кубики одинаковой массы. Равны ли выталкивающие силы, действующие  от них? (7 класс).

Поиски обоснованного ответа на вопрос качественной задачи приучают школьников логически мыслить, анализировать явления, развивают смекалку и творческую фантазию, умение применять теоретические знания на практике для объяснения явлений природы и техники.

При изучении таких тем как «Механическое движение», «Работа переменной силы», «Механические и электромагнитные колебания» обязательно включаю в урок графические задачи, которые позволяют более наглядно представить физические явления, делают решение наглядным и доходчивым, развивают навыки черчения и построения графиков, дают возможность рассмотреть ряд задач, которые другими способами решить в средней школе нельзя.

Для повышения интереса учащихся, а также для развития творческих способностей учащихся, для приобретения навыков исследования явлений использую экспериментальные задачи. Благодаря этим задачам учащиеся приобретают экспериментальные навыки, а также закрепляют свои знания на практике.

В воспитательных целях применяю задачи с историческим содержанием, их условия отражают факты из истории развития физики и техники, исторические опыты и изобретения.

В целях развития, поддержания интереса к физике применяю занимательные задачи, оживляющие урок. Для них характерно наличие в условии парадоксальных или любопытных фактов и явлений, кажущихся противоречий и т.п.

Особое внимание на уроках стараюсь уделять самостоятельному решению задач учащимися. Самостоятельность и активность учащихся во многом зависит от сложности задания. Поэтому стараюсь, чтобы задания были посильными и вместе с тем достаточно сложными и интересными, что неизбежно требует дифференцированного подхода к учащимся.

На школьных турнирах по физике предлагаю учащимся решить комбинированные задачи и задачи повышенной сложности. Задачи подбираю таким образом, чтобы каждый учений смог решить хотя бы 1 – 2 задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования кроссвордов на уроках физики

Кроссворд по физике, как и другие подобные кроссворды, относятся к так называемым тематическим кроссвордам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен. Зато они...

Использование ЭОР для решения задач на уроках физики в 7-9 классах.

Подборка ЭОР для  решения задач  на уроках физики  в 7-9 классах....

Методика использования ИКТ на уроках физики

Приведены примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках физике...

Использование исследовательских задач на уроках физики

Материал о способах активизации мыслительной деятельности учащихся....

Использование средств ИКТ при решении проф.задач на уроках физики

Г.К.Селевко в своей книге «Современные образовательные технологии» определяет компьютерные или новые информационные технологии обучения, как «процесс подготовки и ...

Методика использования задач с экономическим содержанием на уроках математики

В процессе обучения с пятого по шестой класс тема «проценты» является обязательной частью раздела математики. Вместе с данным понятием у школьников формируют умение решать три задачи данно...

Методика решения качественных задач на уроках физики

Алгоритм решения качественных задач на газовые законы. Решение графических задач на газовые законы рассмотрено в данной презентации достаточно подробно и пошагово, что даст возможность учащимся не зап...