Методика использования ИКТ на уроках физики
методическая разработка по физике по теме

Данилочкина Ирина Викторовна

Приведены примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_aspekty_ispolzovaniya_ikt_na_urokah_fiziki.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методические аспекты применения ИКТ на уроках физики

  1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.

Традиционные аудиовизуальные средства обучения — плакаты, диапозитивы, транспаранты для графопроектора, видиоматериалы  ––  могут быть с успехом заменены  компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение («Открытая физика», «Библиотека наглядных пособий», «Библиотека электронных наглядных пособий» и т.д.), позволяют продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может скомплектовать из объектов электронного ресурса презентацию (она может быть сохранена в архивном файле электронного ресурса или выполнена средствами Power Point), которая будет демонстрироваться по ходу урока.  В зависимости от типа урока (урок изучения нового материала; закрепления знаний; комплексного применения знаний; обобщения и систематизации знаний; контроля, оценки и коррекции знаний) информационное содержание слайдов будет меняться. Например, на уроке изучения нового материала целесообразно продемонстрировать видеозапись опыта (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), затем продемонстрировать анимацию или компьютерную модель процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний можно провести  игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме — следует ответ учащегося — возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы урока, демонстрируя отдельные информационные слайды. Подобные (традиционные по сути) уроки позволяют отказаться учителю от привычных инструментов в работе  мела и доски, сделать урок ярче, поддержать интерес учащихся  к предмету.

  1. Использование компьютерных  моделей на уроках физики.

Компьютерные модели — компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков. Можно выделить следующие виды заданий для учащихся к компьютерным моделям: компьютерные эксперименты; экспериментальные задачи (то есть задачи, для решения которых необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент); расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой (учащимся  предлагается 2 - 3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров); задачи с недостающими данными (при решении таких задач учащийся  должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи и  самостоятельно выбрать его величину), творческие задания (в рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их (в классе или дома), а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность полученных результатов); исследовательские задания (задание, в ходе выполнения которого ученикам необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности.); проблемные задания (с помощью ряда моделей можно продемонстрировать, так называемые, проблемные ситуации, то есть ситуации, которые приводят учащихся к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели).

  1. Использование компьютерной измерительной лаборатории.

Лаборатория служит для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Такой комплекс L-микро с широкими измерительными возможностями предлагает «Росучприбор». Он состоит из компьютерного измерительного блока, системы датчиков и дополнительного оборудования. Компьютер выступает в качестве универсального измерительного прибора. Информация может подаваться на компьютер с двух датчиков одновременно, она автоматически обрабатывается и результат демонстрируется на экране в виде цифровой информации или уже готового графика. Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся.

  1. Использование internet.

Интернет используется для поиска необходимой информации при подготовке учителя к урокам и в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Существует ряд образовательных сайтов, где собраны обширные, достоверные информационные ресурсы по каждой учебной теме предмета. Учителю можно спланировать и легко осуществить выполнение виртуального дистанционного эксперимента на уроке. Используя информационные ресурсы электронных энциклопедий на уроке учащиеся оперативно могут узнать различные трактовки физических терминов (например, работа, трение, давление и т.д.).

  1. Применение телекоммуникаций в дистанционном взаимодействии на уроках физики.

На уроках контроля, оценки и коррекции знаний  целесообразно проведение сетевого взаимодействия (сервер) между двумя группами учащихся одного класса. Например, смотр знаний можно провести в виде дистанционной интеллектуальной игры - соревнования. Учителем заранее составляются вопросы, задания (задачи), которые одновременно демонстрируются на экранах в компьютерных классах (учащиеся-операторы, которые имеют хорошие навыки работы на компьютере, находят информацию в соответствующей папке, после окончания игры, согласно требованиям, располагают папку с ответами)  так же заранее оговариваются правила игры, продумываются критерии оценивания деятельности каждого учащегося. Игра проходит очень динамично, требуется умение взаимодействовать в команде, быстро находить и обрабатывать необходимую информацию, применять знания в различных ситуациях, критически мыслить.

  1. Использование средств Microsoft Office на уроке физики.

Остались в прошлом написанные учителем от руки тематические карточки итогового контроля, различные дидактические материалы. Учащиеся так же представляют доклады, рефераты оформленные с помощью текстового редактора. Microsoft Excel удобно использовать для вычислений и обработки результатов лабораторных работ, работ практикума или проектных заданий. Для активизации познавательной деятельности современный учитель изучает и применяет различные педагогические технологии. В настоящее время метод проектов приобрёл большую популярность. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат. Power Point и Publisher используются для оформления и представления результатов исследований. С помощью мультимедийной презентации можно продемонстрировать видеоролик эксперимента, показать таблицы, схемы, диаграммы, поместить картинки и фотографии, использовать звуковые файлы.

  1. Использование интерактивной доски на уроках физики.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Используя такую доску можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Информационные ресурсы:

  1. Широкие возможности интерактивных технологий на уроке.

itc.tgl.ru/wiki/index.php/Семинар_Интерактивная_доска_на_уроке http://tgl.net.ru/wiki/index.php/Заглавная_страница

  1. КБ Кавтрев А.Ф. - МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ...

http://ito.edu.ru/1998-99/c/kavtrev.html

  1. Методические пособия для учителей. http://www.college.ru/physics/courses/op25part2/planning/methods/methods5a.html
  2. Методический справочник учителя физики.  Демидова М.Ю., Коровин В.А. http://www.alleng.ru/d/phys/phys57.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования кроссвордов на уроках физики

Кроссворд по физике, как и другие подобные кроссворды, относятся к так называемым тематическим кроссвордам. Составлять их достаточно трудно, так как выбор слов-ответов весьма ограничен. Зато они...

Методика использования видео на уроках английского языка

Материал содержит рекоммендации по работе с видео материалами на уроках английского языка....

Методика использования задач на уроках физики.

Методика использования задач на уроках физики....

Методика использования ЦОР на уроках математики

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов. Применение цифровых образовательных ресурсов - ...

Методика использования фотоматериалов на уроках истории

Методические приемы работы с фотографией....

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ФИЗИКЕ

Презентации  предназначены не только для использования для дистанционного обучения, но и для учителей физики, отстающих учеников, одаренных детей. В презентациях дается краткое изложение теоретич...

Методика проблемного обучения на уроках физики

Проблемное обучение – это один из современных и актуальных способов взаимодействия ученик-учитель, где ученик учится мыслить, творчески усваивать и добывать собственным образом знания....