Рабочая программа по физике 7 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Перышкина
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Гулямова Наталия Михайловна

Рабочая программа по физике 7 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika-fgos_7_klass2017.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

 

                                                                                              «Утверждаю»

                                                                                              Директор МАОУ СОШ №1

                                                                                              ____________  Д.В. Борисов

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по физике

(учебный предмет, курс)

основное общее, 7 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов в год   68

                            в неделю 2

Учитель Гулямова Наталия Михайловна

   Программа разработана на основе   примерной программы по физике 7-9 класс: Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика 7-9 классы. – М.:Дрофа, 2008.

   Учебник

   Физика 7  класс. Базовый уровень./А.В.Перышкин- М. Дрофа, 2013 г.

(автор, издательство, год издания)

1.Требования к уровню подготовки обучающегося.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологи о научном мировоззрений как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
  • формировать первоначальные представлен о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существовании материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
  • приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
  • понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
  • осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
  • овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
  • развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  • формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.

   МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответ на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых инфомационных технологий для решения познавательных задач;
  • развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
  • формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

2. Содержание программы

1. Введение (4 ч) Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения I опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора, точность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.

Фронтальная лабораторная работа    «Определение цены деления измерительного прибора».

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч) Строение вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях твердых телах. Связь скорости диффузии с температурой тела. Взаимодействие частиц вещества. Физический смысл взаимодействия молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей твердых тел на основе молекулярного строения.

Фронтальная лабораторная работа    «Измерение размеров малых тел».

3. Взаимодействие тел (22 ч) Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости.

Расчет пути и времени движения. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тела. Расчет скорости пути. Средняя скорость. Нахождение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.

Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел при взаимодействии.

Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг и т. д. Измерение массы тела на весах. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов.

Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Сила. Сила — причина изменения скорости движения. Сила - векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел. Явление тяготения. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Основные подтверждения существования силы упругости. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. Закон Гука. Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса и направление его действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Динамометр. Изучение устройства динамометра. Измерение сил с помощью динамометра. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение двух сил. Равнодействующая сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя.

Фронтальные лабораторные работы «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объема тела», «Определение плотности твердого тела», «Градуирование пружины» и «Измерение силы трения с помощью динамометра».

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) Давление. Давление твердого тела. Формула для нахождения давления. Способы изменения давления в быту и технике.

Давление газа. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных. Устройство и действие шлюза.

Вес воздуха. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Барометр-ане- роид. Знакомство с устройством и работой барометра-анероида. Использование барометра-анероида при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах.

Манометры. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра. Поршневой жидкостный насос. Принцип действия поршневого жидкостного насоса. Гидравлический пресс. Физические основы работы гидравлического пресса.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Плавание судов. Физические основы плавания судов. Водный транспорт. Воздухоплавание. Физические основы воздухоплавания.

Фронтальные лабораторные работы «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело», «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

5. Работа и мощность. Энергия(14 ч) Механическая работа. Ее физический смысл. Единицы работы.

Мощность. Единицы мощности.

Энергия. Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Превращение одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому.

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Рычаги в технике, быту и природе. Момент силы. Правило моментов. Единица момента силы. Блоки. «Золотое правило» механики. Суть «золотого правила» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов.

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД.

Фронтальные лабораторные работы «Выяснение условия равновесия рычага», «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

6. Повторение (2 ч)Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе. Подведение итогов учебного года, систематизация изученного материала.

 

                                                                              3. Календарно - тематическое планирование

№ п/п

                                                             

                                                                          Тема урока

Количество часов

                Даты

План

факт

Введение (4 ч)

1

Техника безопасности в кабинете физики (ТБ).

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин»

1

4

Физика и техника.

1

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

5

Строение вещества. Молекулы.

1

6

Движение молекул. Скорость движения молекул и температура тела. Диффузия в жидкостях, газах и твердых веществах.

1

7

Лабораторная работа № 2

« Измерение размеров малых тел»

1

8

Взаимодействие молекул.

1

9

Три состояния вещества

1

Взаимодействие тел (22 ч) 

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

1

11

Скорость. Единицы скорости.

1

12

Расчет пути и времени движения.

1

13

  Решение задач на расчет пути и времени движения.

1

14

Контрольная работа

 № 1 «Механическое движение»

1

15

Явление инерции. Взаимодействие тел.

1

16

Масса. Единицы массы.

1

 17

Лабораторная работа №3

« Измерение массы тела на рычажных весах».

1

18

Плотность вещества.

1

19

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

20

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

1

21

Решение задач

1

22

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

1

23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

24

Сила упругости. Вес тела.

Единицы силы. Динамометр.

1

25

Лабораторная работа№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

26

Графическое изображение силы.

Сложение сил.

1

27

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике.

1

28

Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

1

29

Решение задач

1

30

Контрольная работа

№ 2

«Плотность вещества. Силы в природе»

1

31

Анализ контрольной работы №2.

Работа над ошибками.

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

32

Давление. Единицы давления.

1

33

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

34

Давление газа.

1

35

Передача давления жидкостями и газами.

Закон Паскаля.

1

36

Давление в жидкости и в газе.

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

37

Контрольная работа

№ 3 «Закон Паскаля. Расчет давления в жидкости и газе»

1

38

Анализ контрольной работы №3.

Работа над ошибками.

1

39

Сообщающиеся сосуды.

Применение сообщающихся сосудов.

1

40

Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка земли.

1

41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

42

Барометр- анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

1

43

Манометры. Поршневой жидкостной насос.

Гидравлический пресс.

1

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

45

 Архимедова сила.

1

46

Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующее  на погруженное в жидкость тело».

1

47

Плавание тел.

1

48

Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

49

  Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач.

1

50

Повторение тем: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. Решение задач.

1

51

Контрольная работа   № 4 «Архимедова сила»

1

52

Анализ контрольной работы №4.

Работа над ошибками.

1

Работа и мощность. Энергия (14 ч)

53

Механическая работа. Единица работы.

1

54

Мощность. Единицы мощности. Решение задач.

1

55

Простые механизмы. Рычаг.

1

56

Момент силы. Рычаги в технике , быту и природе.

1

57

Лабораторная работа №10 «Выяснение условий равновесия рычага».

1

58

Блоки.

«Золотое правило механики».

1

59

Центр тяжести тела.Условия равновесия тел.

1

60

Коэффициент полезного действия механизма.  

1

61

Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

62

Потенциальная и кинетическая энергия

1

63

Превращение одного вида энергии в другой.

1

64

Подготовка к Контрольной работе. Решение задач.

1

65

Контрольная работа №5 «Работа и мощность, энергия».

1

66

Анализ контрольной работы №5.

 Работа над ошибками.  

1

Повторение (2 ч)

67

От великого заблуждения к великому открытию.

1

68

Подведение итогов учебного года.

1

     

Согласовано

               Заместитель директора по УВР

               ________________Е.А.Фомичева

             «31» августа 2017 г.  

                       Согласовано

               на заседании ШМО учителей физико-математического цикла

               Протокол №  1  от «__25__» __августа_____2017 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"

Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3  года (2-4 классы)....

Рабочая программа по математике 6 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Виленкина

Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Виленкина...

Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 5 класс

Рабочая  программа  по  учебному  предмету «Литература», предметной области  - «Русский язык и литература»  для 5 класса составлена в соответствии...

Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 6 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области  - «Русский язык и литература»  для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государст...

Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области  - «Русский язык и литература»  для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государст...

Программа психологическое сопровождение учащихся 5 классов в условиях реализации ФГОС

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5 классов в условиях реализации ФГОС. примерная рабочая программа, диагностический инструментарий....