Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Колесникова Галина Анатольевна

Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области  - «Русский язык и литература»  для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897, с последующими изменениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», Примерной программы по литературе  основного общего образования, с учетом рекомендаций авторской Программы  «Литература 5 – 11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной – Москва:  Просвещение, 2011 год, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. При составлении рабочей программы учтены  рекомендации Кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин «Организация учебного процесса в образовательных организациях Кемеровской  области по преподаванию русского языка и литературы в 2017-2018 учебном году»

Рабочая программа по литературе для 7 класса ориентирована на использование учебника  «Литература. 7 класс» в 2-х частях,  В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина ,М.: Просвещение, 2017г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_7kl.docx78.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Чебулинского муниципального района

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол 1

от «_____»августа 2017 г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР:

_____________Е.В.Меркулова

«_______» августа 2017 г.

Утверждаю:

директор МБОУ "Михайловская РВ(с)ОШ"

_______________ В.А. Шкарупелова

  Приказ от «_» августа 2017 г №__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «Литература»

в условиях реализации ФГОС основного общего образования

7 класс

Срок реализации – 2017-2018  учебный  год

Составитель: Колесникова Г.А., учитель

высшей  квалификационной категории

д. Михайловка, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области  - «Русский язык и литература»  для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897, с последующими изменениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», Примерной программы по литературе  основного общего образования, с учетом рекомендаций авторской Программы  «Литература 5 – 11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной – Москва:  Просвещение, 2011 год, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. При составлении рабочей программы учтены  рекомендации Кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин «Организация учебного процесса в образовательных организациях Кемеровской  области по преподаванию русского языка и литературы в 2017-2018 учебном году»

Рабочая программа по литературе для 7 класса ориентирована на использование учебника  «Литература. 7 класс» в 2-х частях,  В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина ,М.: Просвещение, 2017г.  Он ориентирован на реализацию системно-деятельностного подхода. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса, а сам процесс приобретает деятельностную направленность. При этом используются разнообразные формы обучения: работа в паре, группе, использование современных (в том числе, информационных) технологий обучения, а также проектная деятельность обучающихся.

Рабочая программа предусматривает следующие варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса: наглядные пособия для курса литературы, портреты выдающихся деятелей в области литературы;

      для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, мультимедиапроектор, обучающие программы, презентации, видеоролики и видеофильмы о жизни и творчестве писателей, поэтов;

     программно-педагогические средства: справочная литература, учебники, разноуровневые тесты, тексты самостоятельных и контрольных работ, зачетные единицы.

При организации учебного процесса в данном классе необходимо уделять внимание следующим аспектам:

  • характерологическим (учащиеся - лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы);
  • возрастным (диапазон от 18лет и  старше);
  • особенности формирования классных групп (разнородные группы по составу преступления от особо тяжких до средней степени тяжести);
  • интеллектуальный уровень (перерыв в обучении от 3до 7 лет)

Исходя из вышесказанного, уроки литературы в данном классе целесообразно организовывать в виде: урока-лекции,  мультимедиа-урока,  урока-контроля знаний.

Обучение ведется на базовом уровне. Достижение обучающимися уровня «ученик получит возможность» будет обеспечиваться посредством интегрирования урочной и внеурочной деятельности, а именно участием обучающихся в предметных школьных и  дистанционных олимпиадах и викторинах по литературе.

Рабочей программой предусмотрено проведение 3 контрольных  работ (включая входную и итоговую контрольную работу) и  5 зачетов. Все контрольные работы проводятся в форме тестирования. Зачеты организовываются в виде зачета-практикума или дифференцированного зачета.

Согласно учебному плану МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ» рабочая программа по литературе для 7 класса рассчитана на 0,8 часа  в неделю, итого 29 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Изучение литературы по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Устное народное творчество

По окончании изучения курса учащийся научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских былин, героических сказаний и народной песне, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в былинах характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность былину, отличать её сказки;

Учащийся  получит возможность научиться:

• сравнивая былины, героические сказания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Учащийся  научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Учащийся  получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументировано оценивать их.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика).

Содержание учебного предмета «Литература»

 с указанием основных видов учебной деятельности

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

        

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Эпос народов мира.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения)

Новгородский цикл былин. «Садко»  Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Сборники пословиц.  Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

 «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).  

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

        «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о  труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о Блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о  поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о  писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о  писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Слово о  поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш» (Для внеклассного чтения)

           Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами).Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Понимать  природу художественного образа и своеобразие художественной действительности; умение пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений.

понимать  своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; умение пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.

понимать  жанровые особенности пословиц и поговорок;

умение объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь.

умение составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования

Умение воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)

понимать  смысл поучения Владимира Мономаха;

умение выразительно читать текст,

определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

умение воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций.

понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы;

уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов)

понимать философский и иносказательный смысл стихотворений;

уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»)

умение воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.

понимать  ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина;

уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.)Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе);уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца»,«внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести.

понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе;уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.

понимать  основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев; умение составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом.

Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа;

уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст.

понимать  роль исторического фона в повествовании;умение сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное;понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа; умение отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические. понимать  глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям;

умение определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.

понимать  нравственный смысл стихотворений в прозе;умение определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль.

умение определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.

умение воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы.

умение анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения.

умение составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

умение анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье,умение участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты, их роль в произведении).

понимать  тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;

уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.понимать  идейно-тематическую направленность произведения; умение анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа.умение видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова.

умение анализировать небольшое

стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка.

умение составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами,умение выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи,  уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя.

умение делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.

умение видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.

Умение определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении. умение оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою

понимать  роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе;

умение выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта.

понимать  тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; умение видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения.

умение сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа.

умение анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев, понимать  идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте,

взаимопонимании, жизни для других; умение воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

выразительное чтение с последующим его рецензированием, заполнение таблицы «Изобразительно - выразительные средства в стихотворениях Б. Пастернака», коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

составление тезисного плана для рассуждения на проблемный вопрос,

поиск материалов о биографии и творчестве с использованием справочной литературы и Интернет, групповая работа (составление плана рассказа), выразительное чтение рассказа с последующим рецензированием, коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие портрет героя, юмор, речь героя),

выразительное чтение  с последующим рецензированием, работа в парах (различные виды пересказов)

выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием.

составление тезисного плана для рассуждения на проблемный вопрос; рассуждать на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному.

умение видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ.

изучение параграфа учебника, работа в парах «Песня как синтетический жанр искусства, коллективное проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок

понимать  особенности художественной образности аварского поэта;

умение выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.

Умение выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена.

умение анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.

умение видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя.

умение объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики.

Подбор материалов о биографии и творчестве писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Устный рассказ о писателе. Формирование умения анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею.

Поиск материалов о биографии и творчестве поэта с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Составление устной и письменной характеристики героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Применяемые сокращения в ТП: КЗ- урок контроля знаний, Л – урок-лекция, М-мультимедиа-урок

№ урока

Тема

Тип урока

Д/З

Введение-1час

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Входная контрольная работа.

КЗ

Творческое задание на стр.6

Устное народное творчество-1час

2

Предания. Пословицы и поговорки.

Л

Пересказать одно из преданий, сохранив особенности языка повествования

Эпос народов мира-3 часа

3

Тематическое различие Киевского и Новгородского  циклов  былин.

Л

Составить словарик «Так говорили былинные герои»

4

Французский средневековый героический эпос. «Песнь о Роланде»

М

Подготовить рассказ о героях поэмы

5

Контрольная работа по теме «Эпос народов мира»

КЗ

Творческое задание «поразмышляем о прочитанном»

Древнерусская литература -1 час

6

Нравственные заветы Древней Руси. Поучение. Летопись.

Л

Творческое задание на стр.82

Зачёт №1 по теме «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

Русская литература XVIII века. – 1 час

7

Размышления М.Ю. Ломоносова и Г.Р.Державина о смысле жизни, о свободе творчества.

Л

Выразительное чтение стихотворения (на выбор)

Русская  литература  XIX века. – 6 часов

8

Обзор творчества А.С.Пушкина. Баллада. Повесть.

Л

Читать материал учебника стр.93-134,вопросы стр. 134-136

9

Обзор творчества  М.Ю.Лермонтова. Авторское отношение к изображаемому.

Л

Ответить на вопросы учебника стр.158-160

10

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

М

Подготовить иллюстрацию к одному из эпизодов повести  или эскиз памятника одному из героев

11

Художественные особенности рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». Стихотворения в прозе.

Л

Подготовить диалог о писателе «Разговор о жизни и творчестве Тургенева.

12

Обзор творчества   Н.А.Некрасова и А.К.Толстого.

М

Творческое задание на стр.272 и 288

13

Автобиографическое художественное произведение «Детство»Л.Н.Толстого.

Л

Творческое задание «поразмышляем о прочитанном» стр.322

Зачёт №2 по теме «Русская литература XVIII- XIX веков»

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина» - 1 час

14

Нравственные пороки общества в произведениях М.Салтыкова-Щедрина

Л

Подготовить художественный пересказ сказки (на выбор)

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» - 1 час

15

Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.

Л

Написать отзыв об одном из самостоятельно прочитанном рассказе А.П.Чехова

Край ты мой, родимый край… - 1 час

16

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

М

Выразительное чтение стихотворения (на выбор)

Произведения русских писателей XX  века – 4 часа

17

Воспитание детей в семье. Произведения И.А.Бунина и М.Горького.

М

Нарисовать рисунок к произведению (на выбор)

18

Обзор стихотворений русских  поэтов в разделе «Произведения  русских писателей XX  века» 

Л

Составить проект о произведении писателя (на выбор)

19

Обзор произведений, отражающих протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

Л

Подготовить устные иллюстрации к произведениям (на выбор)

20

Духовное напутствие молодёжи. Д.Лихачёв «Земля родная»

М

Подготовить сообщение «Искусство моего родного края»

На дорогах войны – 1 час

21

Ритмы и образы военной лирики.

Л

Подготовьте интервью с участником Великой Отечественной войны.

Тихая моя Родина – 1 час

22

Обзор стихотворений русских  поэтов  о Родине родной природе.

М

Выразительное чтение стихотворения (на выбор)

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко – 1 час

23

Смешное и грустное в рассказах Михаила Зощенко.

Л

Подготовить чтение рассказов по ролям

Зачёт №3 по теме «Писатели улыбаются. Уроки Щедрина,Чехова, Михаила Зощенко»

Песни на слова русских поэтов XX века – 1 час

24

Песня как синтетический жанр искусства. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени.

М

Разработать сценарий литературно-музыкального вечера «Тихая моя родина»

Зачёт №4 по теме «Стихотворения о Родине, о природе, о войне»

Литература народов России – 1 час

25

Особенности художественной образности аварского поэта Р.Гамзатова.

М

Выучить стихотворение наизусть (на выбор)

Зарубежная литература – 4 часа

26

Обзор стихотворений зарубежных поэтов в разделе «Зарубежная литература»

Л

Выучить стихотворение наизусть (на выбор)

27

Рождественский рассказ. Фантастика в художественной литературе.

М

«Поразмышляем о прочитанном» стр.263,276

28

Жизнь и необычайные приключения героев Мигель де Сервантес Сааведра и Дефо.

Л

Составить проект о произведении писателя (на выбор)

Зачёт №5 по теме «Литература народов России. Зарубежная литература»

29

Контрольная работа за курс 7 класса.

КЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования....

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Проектирование урока по биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока по биологии в 5 классев условиях реализации ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 5 класс

Рабочая  программа  по  учебному  предмету «Литература», предметной области  - «Русский язык и литература»  для 5 класса составлена в соответствии...

Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 6 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области  - «Русский язык и литература»  для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государст...