Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 Физика
рабочая программа по физике на тему

Уколова Вера Александровна

 Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 Физика разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в промышленности)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp13_-_kopiya.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Нефтегорский государственный техникум»

                                                             

«Утверждаю»

              Зам. директора по УПР

                                                                                         _______ /__________/

                                                                               «____» ________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.14 Физика

общеобразовательного цикла

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности:

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в промышленности)

Должность

Фамилия/подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Уколова В.А.

Согласовано

Методист

                         

г. Нефтегорск, 2017 г.

         Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 Физика разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в промышленности)», рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины Физика для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии № 384 от «25» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО»  

Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Нефтегорский государственный техникум»

Разработчик: Уколова Вера Александрова, преподаватель ГБПОУ  «НГТ»

Рассмотрено и  одобрено  на заседании  ПЦК «Общеобразовательных, математических, естественнонаучных, общегуманитарных и  социально-экономических дисциплин» ГБПОУ «НГТ»

Протокол № __  от «___» ______  2017 г.

Рекомендовано методическим советом ГБПОУ «НГТ»  к использованию в  учебном  процессе

Заключение Методического  совета  № __ от  «___» ____ 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

4

1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...

4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….

4

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...

4

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .

7

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………………………………………

8

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ……………

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………..

9

2.3. Содержание профильной составляющей …………………………

24

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

24

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………………..

24

3.2. Информационное обеспечение обучения………………………….

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..

28

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ФИЗИКА

1.1. Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины ОУД.14 Физика является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в промышленности) технического профиля профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования.

Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования естествознание по выбору из обязательных предметных областей.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.

Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса физики на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплина Физика для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 Физика имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами математика, химия, биология и профессиональными дисциплинами техническая механика, электротехника, материаловедение.

Изучение учебной дисциплины ОУД.14 Физика завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

личностные результаты:        

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметные результаты:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,

явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметные результаты:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
  • владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • сформированность умения решать физические задачи;
  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.14 Физика обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

(в соответствии с ФГОС СОО)

Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО)

Личностные

(обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)

OKI. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,

Познавательные

(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией)

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности,

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 182 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 121 часов;

- самостоятельная работа обучающегося 61 часов.

Часов вариативной части учебных циклов ППССЗ: не предусмотрено.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

182

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

121

в том числе:

     лабораторные занятия

12

     практические занятия

35

     контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

61

в том числе:

индивидуальный проект

8

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

решение задач физического минимума

22

подготовка сообщений

19

чтение основной и дополнительной литературы для самостоятельное изучение материала по литературным источникам и составление конспектов тем

5

составление кроссвордов

2

выполнение домашних лабораторных работ

3

подготовка к контрольным работам

2

Итоговая аттестация в форме                                                        экзамена

 Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.14 Физика осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в промышленности)»


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.14 Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

2

1.

Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.  Эксперимент  и  теория  в  процессе  познания  природы.  Моделирование  физических  явлений  и  процессов.  Роль  эксперимента  и  теории  в  процессе  познания  природы.  Физическая  величина.  Погрешности  измерений  физических  величин.  Физические  законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира.

Входной контроль.

Раздел 1.  Механика

28

Тема 1.1. Кинематика

Содержание учебного материала

2

2

1.

Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.

Практическое занятие №1 «Решение задач на относительность движения, на уравнение прямолинейного равноускоренного движения»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «Е.М. Артамонов - изобретатель первого в мире велосипеда с педалями, рулем, поворачивающимся колесом», «Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист», «И.П.Кулибин - «нижегородский Архимед»», «Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель», «Баллистика», подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий

4

Тема 1.2. Законы механики Ньютона

Содержание учебного материала

2

2

1.

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.

Лабораторная работа №1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

2

Практическое занятие №2 Решение задач на законы механики Ньютона

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «Исаак Ньютон — создатель классической физики», «Галилео Галилей — основатель точного естествознания», «Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира».

2

Тема 1.3. Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

2

2

1.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения»

2

Практическое занятие №3 Решение задач на законы сохранения в механике

2

Контрольная работа №1 по  разделу «Механика»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка информационных сообщений «Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики», «А.Н. Туполев - конструктор первого в мире реактивного пассажирского самолета и первого сверхзвукового пассажирского самолета», «Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно- космической техники», подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий, решение задач физического минимума.

4

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика

31

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ

Содержание учебного материала

6

2

1.

2.

3.

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение.

Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. 

Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий

3

Тема 2.2. Основы термодинамики

Содержание учебного материала

4

2

1.

2.

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса.

Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «И.И. Ползунов - изобретатель первого в мире теплового двигателя», «С.О. Костович - создатель первого в мире бензинового двигателя»,  «В.И. Калашников, ученый который первым в мире оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара», «Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин»,  «Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины», подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий

3

Тема 2.3. Свойства паров

Содержание учебного материала

2

2

1.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума

1

Тема 2.4. Свойства жидкостей

Содержание учебного материала

2

2

1.

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: выполнение домашней лабораторной работы «Измерение поверхностного натяжения жидкостей»

1

Тема 2.5. Свойства твердых тел

Содержание учебного материала

2

2

2.

Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Практическое занятие №4 «Решение задач на механические свойства твёрдых тел»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка информационного сообщения «Е.С. Федоров - основоположник кристаллографии», «Жидкие кристаллы», «Применение жидких кристаллов в промышленности», «Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой», «Влияние дефектов на физические свойства кристаллов», выполнение домашней лабораторной работы «Наблюдение роста кристаллов из раствора»

3

Раздел 3. Электродинамика

46

Тема 3.1. Электрическое поле

Содержание учебного материала

4

2

1.

2.

Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Практическое занятие №5 «Решение задач на закон Кулона,  на систему взаимодействующих зарядов»

2

Практическое занятие №6 «Решение задач на расчёт напряженности поля,  на расчет величин, характеризующих электрическое поле в веществе, на расчёт   электроёмкости конденсатора»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий

3

Тема 3.2. Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

4

3

1.

2.

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры.

Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Лабораторная работа №4 Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников.

2

Практическое занятие №7 «Решение задач на закон Ома для участка цепи, на зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры»

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «Георг Симон Ом», «Джеймс Пре́скотт Джоуль», «Эмилий Христианович Ленц — русский физик», «Использование электроэнергии в транспорте», выполнение домашней лабораторной работы «Определение коэффициента полезного действия электрического чайника»

3

Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках

Содержание учебного материала

2

2

1.

Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Электрический ток в вакууме.

Практическое занятие №8 «Решение задач и обобщение материала «Электрический ток в различных средах»»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, чтение основной и дополнительной литературы для самостоятельное изучение материала по литературным источникам и составление конспектов тем «Плазма — четвертое состояние вещества», «Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Полупроводниковые датчики температуры», подготовка информационного сообщения «М. Фарадей» «Н. Г. Славянов – изобретатель дуговой электросварки», «Н.Н.Бенардос», «В. Ф. Миткевич», «Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека», «Молния — газовый разряд в природных условиях», «Акустические свойства полупроводников», «Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость»

4

Тема 3.4. Магнитное поле

Содержание учебного материала

2

2

1.

Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

Практическое занятие №9 «Решение задач по законам Ампера, Лоренца»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики», «Хендрик Антон Лоренц», «Природа ферромагнетизма», «Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции)»

2

Тема 3.5. Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

2

2

1.

Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

2

Практическое занятие №10 «Решение задач на тему на определение ЭДС индукции, ЭДС самоиндукции,  индуктивность».

2

Контрольная работа №2 по  разделу «Электродинамика»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма», «Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия», подготовка к контрольной работе

3

Раздел 4. Колебания и волны

24

Тема 4.1. Механические колебания

Содержание учебного материала

2

2

1.

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка индивидуального проекта с использованием информационных технологий

1

Тема 4.2.Упругие волны

Содержание учебного материала

2

3

1.Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка информационных сообщений «Ультразвук (получение, свойства, применение)», «Физика и музыка»

1

Тема 4.3. Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала

6

2

1.

2.

3.

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока.

Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Практическое занятие №11 «Решение задач на нахождение ёмкостного и индуктивного сопротивления переменного тока»

2

Практическое занятие №12 «Решение задач на Закон Ома для электрической цепи переменного тока, на работу и мощность переменного тока»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «А.Ф. Иоффе», «П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин», «В.К.Зворыкин и его первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание», «Ф.А. Пироцкий», «М. О. Доливо - Добровольский», «В. П. Вологдин», «В.В.Петров», «Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель», «Г.Г.Игнатьев», «А.Н.Скрябин (Композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме “Прометей”)», «Е.К. Завойский», «Л.В. Шубников», «П.А. Черенков», «Д.Д. Максутов», «П.Л.Капица», «В. Рентген», «О.В. Лосев», «Н.Н.Бенардос», чтение основной и дополнительной литературы для самостоятельное изучение материала по литературным источникам и составление конспектов тем «Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости», «Переменный электрический ток и его применение»

4

Тема 4.4. Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

2

2

1.

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка информационного сообщения «Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио», «Развитие средств связи и радио», «Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле», «Что вы знаете о радиоастрономии? Излучение из далеких глубин Вселенной», чтение основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения материала по литературным источникам и составление конспектов тем «Современная спутниковая связь», «Современные средства связи»,

2

Раздел 5. Оптика

18

Тема 5.1. Природа света

Содержание учебного материала

2

2

1.

Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Построение изображений в тонких линзах.

Практическое занятие №13 «Решение задач на законы отражения и преломления света»

2

Практическое занятие №14«Решение задач на характеристики линз»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума

1

Тема 5.2. Волновые свойства света

Содержание учебного материала

4

2

1.

2.

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка.

Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Лабораторная работа №6 «Изучение интерференции и дифракции света»

2

Практическое занятие №15 «Решение задач на дифракцию света»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационного сообщения «Рентгеновские лучи и их применение в технике, медицине», «Голография и ее применение», чтение основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения материала по литературным источникам и составление конспектов тем «Элементы теории относительности»

3

Раздел 6. Элементы квантовой физики

22

Тема 6.1. Квантовая оптика

Содержание учебного материала

2

2

1.

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Практическое занятие №16 «Решение задач на фотоэффект, уравнение Эйнштейна»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «А.Эйнштейн», «Александр Григорьевич Столетов — русский физик», «Л. Ландау», «Фотоэлементы», «Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта», «Пьезоэлектрический эффект его применение», «Макс Планк», «Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики»

2

Тема 6.2. Физика атома

Содержание учебного материала

2

2

1.

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «П.Н.Лебедев», «Н.Бор», «Э. Резерфорд» «Конструкция и виды лазеров», «Лазерные технологии и их использование»

2

Тема 6.3. Физика атомного ядра

Содержание учебного материала

4

2

1.

2.

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.

Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

Практическое занятие №17 «Решение задач на  α,β,γ- излучения, на расчет энергии связи, на закон радиоактивного распада, на расчет энергетического выхода ядерной реакции»

2

Контрольная работа №3 по разделу: «Элементы квантовой физики»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: решение задач физического минимума, подготовка информационных сообщений «А.М.Прохоров и Н.Г. Басов», «А.Д.Сахаров», «А.П. Виноградов», «Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники»,  «Нобелевские лауреаты-Кюри», «А.И. Лейпунский», «Реликтовое излучение», «Рентгеновские лучи. История открытия. Применение», «Метод меченых атомов», «Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц», чтение основной и дополнительной литературы для самостоятельное изучение материала по литературным источникам и составление конспектов тем «Классификация и характеристики элементарных частиц», «Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов», «Применение ядерных реакторов», «Управляемый термоядерный синтез», «Ускорители заряженных частиц», подготовка к контрольной работе

4

Раздел 7. Эволюция Вселенной

11

Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной

Содержание учебного материала

2

2

1.

Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка информационных сообщений «Черные дыры», «Развитие Вселенной», составление кроссворда на тему «Строение и развитие Вселенной», индивидуальный проект с использованием информационных технологий

3

Тема 7.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Содержание учебного материала

1

2

1.

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

Практическое занятие №18. Работа с подвижной звёздной картой

1

Контрольная работа №4 по разделу: «Эволюция Вселенной»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовка информационных сообщений «Происхождение Солнечной системы», «Рождение и эволюция звезд», составление кроссворда на тему «Звёзды. Эволюция звёзд»,

2

Итого

182

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


2.3. Содержание профильной составляющей 

Для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в промышленности)»

профильной составляющей является раздел «Электродинамика», включающий темы:

     Тема 3.1. Электрическое поле

Тема 3.2. Законы постоянного тока

Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках

Тема 3.4. Магнитное поле

Тема 3.5. Электромагнитная индукция

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Физика.

Оборудование учебного кабинета: 

- посадочные места на 30 человек обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол;

- комплект учебно-наглядных пособий (таблицы, опорные конспекты);

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- приборы общего назначения (комплект электроснабжения кабинета физики на 30 обучающихся, генератор звуковой школьный, источник постоянного и переменного напряжения (В-24), метр демонстрационный, преобразователь высоковольтный, секундомер электронный, столик подъемный, тарелка вакуумная со звонком, штатив универсальный ШУН.);

- приборы демонстрационные по механике, молекулярной физике и термодинамики, электричеству и магнетизму, геометрической и волновой оптике;

- приборы лабораторные (амперметр, вольтметр и др.)

Технические средства обучения:

- компьютер  с  лицензионным  программным  обеспечением  и  мультимедиапроектор;

- интерактивная доска;

- презентации к урокам;

- CD, DVD диски; видео  материалы по физике.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. 

Основные источники:

  1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  2. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика  для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  2. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
  3. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
  4. Фирсов А.В (Под ред. Трофимовой Т.И.) Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. - М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  5. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.
  6. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.
  7. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  8. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  9. Рымкевич  А.М. Сборник задач по физике для 9-11 классов.  – 1998, 2000., 2007.
  10. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Решения задач – М.: Издательство «Дрофа»,  2008
  11. Трофимова Т.И. Физика от А до Я. Для ссузов. - Издательство «КноРус», 2011

Перечень Интернет-ресурсов

  1. http:// physics03.nагоd.ги/index.htm. Физика вокруг нас.  
  2. http:// physics /nаd.ги/ physics/htm. Физика в анимациях
  3. http:// physics-regelman.com/ Тесты по физике
  4. http://demonstrator. nагоd.ги/cont/html. Чудеса своими руками
  5. http://www.scientific.ru/ index.html. Новости науки
  6. http://kvanr.info. Журнал «Квант»
  7. www.sgutv.ru. Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.

Результаты обучения (предметные)

на уровне учебных действий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

−− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

−− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

−− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

−− сформированность умения решать физические задачи;

−− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу физики, химии, биологии; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

- контрольных работ по темам разделов дисциплины;

- тестирования;

- домашней работы;

 - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, таблицы, презентации /буклета,  информационное сообщение).

 

4. Итоговая аттестация  в форме экзамена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Активные и интерактивные формы и методы обучения

формируемые универсальные учебные действия

Работа в малых группах

Личностные, регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

Мозговой штурм

Личностные, регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

Интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов

Личностные, регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

Групповая дискуссия

Личностные, регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

Круглый стол

Личностные, регулятивные,

познавательные,

коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.09 Физика специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 10.02.01 «Организация и технология защит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07 Физика специальность 32.02.05 Агрономия

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.07 Физика специальность 32.02.05 Агрономия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.13 Физика профессия 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.13 Физика профессия 35.01.13  Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 «Физика» Программы подготовки специалистов среднего звена 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» Профиль обучения – естественно - научный

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 Физика Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.03 «Автомеханик» Профиль обучения – технический

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08 Физика для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.11 ФИЗИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.11 ФИЗИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автомехан...