Методические указания по организации самостоятельной работы студентов СПО
методическая разработка по физике на тему

Таныгина Алсу Рафаэлевна

В методической разработке представлен материал в помощь преподавателю физики в повседневной работе по обучению студентов самостоятельному поиску решения задач, тестов, самостоятельному овладению знаниями и умению их применять.

В методических рекомендациях четко сформулированы задачи самостоятельной работы, порядок ее выполнения, требования к результатам работы и критерии оценки. В методических рекомендациях даны памятки студентам по правильному оформлению самостоятельной работы, титульного листа и рекомендации по составлению конспекта, что, несомненно, поможет студентам в организации своей самостоятельной работы.

   Представленные на рецензию методические рекомендации соответствуют дополнительным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования и позволяют студентам  правильно организовать свою самостоятельную работу по техническим дисциплинам.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ГОБПОУ «Грязинский технический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по учебному предмету

УПВ.02 Физика

программы подготовки специалистов среднего звена

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Грязи, 2017

Методические рекомендации по подготовке и проведению самостоятельной работы по УП Физика.

Составитель: Таныгина А.Р., преподаватель физики

Внутренний рецензент: Дубовых Н.Н.., преподаватель математики

ОДОБРЕНО

цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин

Председатель:

_______________ /Н.В.Лавровская/

Методические рекомендации по подготовке и проведению самостоятельной работы предназначены для обучающихся ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» по специальности среднего профессионального образования 08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Методические рекомендации по подготовке и проведению самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой УП Физика специальности 08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Аннотация

В методической разработке представлен материал в помощь преподавателю физики в повседневной работе по обучению студентов самостоятельному поиску решения задач, тестов, самостоятельному овладению знаниями и умению их применять.

В методических рекомендациях четко сформулированы задачи самостоятельной работы, порядок ее выполнения, требования к результатам работы и критерии оценки. В методических рекомендациях даны памятки студентам по правильному оформлению самостоятельной работы, титульного листа и рекомендации по составлению конспекта, что, несомненно, поможет студентам в организации своей самостоятельной работы.

   Представленные на рецензию методические рекомендации соответствуют дополнительным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования и позволяют студентам  правильно организовать свою самостоятельную работу по техническим дисциплинам.  

Оглавление

Пояснительная записка        4

1.        Общие положения о самостоятельной работе студентов        4

2.        Методические рекомендации при изучении нового материала        10

3.        Методические рекомендации по подготовке к тематическим тестам        10

4.        Методические рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям для студентов        10

5.        Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним        11

6.        Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения(доклада)        12

7.        Методические рекомендации к подготовке мультимедийных презентаций и докладов        12

8.        Методические рекомендации по подготовке доклада по презентации        15

9.        Методические рекомендации по выполнению проектов        16

Заключение        19

Приложение        20


Пояснительная записка

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная работа выполняется вне времени, отведенного на занятия по учебному расписанию, т. е. после уроков. Для выполнения заданий по самостоятельной внеаудиторной работе студент может пользоваться информационными источниками, указанными в данной работе, а также находить информацию самостоятельно в учебной литературе или в сети Интернет. В любом случае студент в конце выполненного задания должен сделать ссылку на использованный источник.

Для работы в сети Интернет можно воспользоваться домашним компьютером либо компьютерами, расположенными в библиотеке техникума или в компьютерных классах. Учебная литература, указанная в информационных источниках в данной работе, имеется в наличии в библиотеке техникума.

Задания на выполнение самостоятельной работы выдает преподаватель после изучения соответствующей темы.

Контроль выполнения заданий для самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателем в пределах учебного времени, отведенного на обязательные аудиторные учебные занятия по дисциплине. Оценивание результатов выполнения студентами заданий для самостоятельной работы может проводиться на учебных занятиях в форме оценки преподавателем устного сообщения (ответа), письменной контрольной работы, защиты творческой работы и т.п. Результаты оценивания (соответствующая отметка) отражаются в журнале учебной группы и учитываются при промежуточной аттестации студентов.

Конкретные виды заданий, требования к их выполнению и способы проверки указаны в таблице «Задания для самостоятельной работы»

Материальный продукт (изделие), продукт творческой или исследовательской деятельности на бумажном или электронном носителе, являющийся результатом самостоятельной работы, сохраняется до конца учебного года и используется по усмотрению преподавателя.

Рекомендации по выполнению конкретного вида самостоятельной работы приведены ниже.

  1. Общие положения о самостоятельной работе студентов

Основные виды аудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Физика»:

  • ответы на проблемные вопросы преподавателя;
  • формулировка вопросов студентам, преподавателю;
  • выполнение письменных заданий, тестирование;
  • выполнение творческих работ;
  • выступление с сообщением по новому материалу;
  • конспектирование, работа с книгой;
  • выполнение лабораторных работ.

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Физика»:

  • работа с учебником;
  • конспектирование отдельного вопроса пройденной темы;
  • структурирование нового материала;
  • работа со справочной литературой;
  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре;
  • подготовка рефератов;
  • составление кроссвордов;
  • решение задач;
  • создание презентаций;
  • изготовление наглядных пособий, приборов;
  • выполнение проекта;
  • использование  Интернета.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;
  • развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских знаний.

Лимит времени для проведения самостоятельной работы студентов аудиторно отводится преподавателем непосредственно на уроке, для каждого вида работы определенный.

Аудиторная самостоятельная работа студентов преобладает над внеаудиторной самостоятельной работой. По специальности СПО – 270 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, 180 часов; самостоятельная работа студентов 75 часов.

Контрольные и самостоятельные работы, лабораторные занятия, проводимые в соответствии с КТП и рабочей программой дисциплины, являются основным средством проверки уровня знаний, умений и навыков. Также формой контроля за самостоятельной работой студента являются защита рефератов на лекциях, составление кроссворда, выполнение индивидуального проекта.

Итоговой формой контроля является экзамен в конце учебного года.


Раздел рабочей программы

Кол-во часов сам.уч. нагр

Вид задания для студентов

Объем работы, рекомендации по оформлению

Источники информации

Формы отчетности

Примерный календарный срок

Раздел 1. Механика

18

Кинематика

6

Сообщения: «Теория и эксперимент в физике»,

Доклады: «Физика в природе», «Опыты Галилея и Ньютона по кинематике»

Графическое представление текста «Виды движения»

Подготовка к лабораторной и самостоятельной работе (тесту)

10-15 лист.

Ответы на вопросы, изучение конспекта

Конспекты лекций, учебники[1] интернет

Конспект, интернет

Сдать на проверку преподавателю на ближайшем занятии

Отчет к лабораторной работе, выполнение теста на занятии

сентябрь

Динамика

6

Исследовательский проект: «Искусственные спутники Земли»

Кроссворд на тему: «Научные достижения в освоении космоса

Подготовка к лабораторным и самостоятельной работе (тесту)

10-15 стр

Презентация +

сообщение

10 слайдов

Презентация

Ответы на вопросы, изучение конспекта

Интернет, лекции, справочная литература

Конспект, интернет

Сдать на проверку в декабре

Сдать на проверку на ближайшем занятии

Отчет к лабораторной работе, выполнение теста на занятии

декабрь

октябрь

Законы сохранения в механике

2

презентация «Законы сохранения в природе и технике»,

Подготовка к лабораторной и самостоятельной работе (тесту)

10-15 стр. 10 слайдов

Презентация +

сообщение

Ответы на вопросы, изучение конспекта

Конспекты лекций, интернет

Конспект, интернет

Сдать на проверку на ближайшем занятии

Отчет к лабораторной работе, выполнение теста на занятии

октябрь

Колебания и волны

2

Доклад  «Звуковые волны. Ультразвук и инфразвук» (с презентацией)

Подготовка к сам.раб.

10слайдов

Презентация +

Доклад +

видеоматериал

изучение конспекта

Конспекты лекций, интернет

Сдать на ближайшем занятии

выполнение сам.раб. на занятии

ноябрь

Элементы специальной теории относительности

2

доклад «Основы СТО»

Презентация +видео

Конспекты лекций, интернет

Сдать на ближайшем занятии

ноябрь

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

16

Основы молекулярно-кинетической теории

4

Доклад «Температура и ее измерение»,

подготовка к тесту

заполнить таблицу по выданному шаблону на тему «Изопроцессы в газах»

Презентация +видео

Конспекты лекций, интернет

Сдать на ближайшем занятии

ноябрь

Основы термодинамики

6

Индивидуальный проект «Тепловые двигатели. Охрана окружающей среды»

Заполнить таблицу применение второго закона термодинамики к изопроцессам

10 слайдов

Презентация +

Доклад +

Видеоматериал

таблица в рабочей тетради

Конспекты лекций, интернет

конспект

Сдать в мае

Сдать на ближайшем занятии

май

ноябрь

Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы

6

Сообщение: «Кипение жидкости»

Заполнить таблицу «Сравнительный анализ твердых тел, жидкостей и газов» Сообщение: «Практическое значение явлений капиллярности и вязкости», «Атмосферное давление. Измерение давления», «Тепловое расширение твердых тел»

Подготовка к лабораторным работам и самостоятельной работе

5-6страниц14 шрифтомTimesNewRoman

Таблица в тетради

5-6 страниц 14 шрифтом Times New Roman

Конспекты лекций, интернет

Сдать на ближайшем занятии

ноябрь

Раздел 3. Электродинамика

30

Электрическое поле

2

сообщ. «Конденсаторы и их применение»

подготовка к сам.раб

5-6 страниц 14 шрифтом Times New Roman

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать на ближайшем занятии

декабрь

Законы постоянного тока

2

доклад «Техника безопасности при обращении с электроприборами»

подготовка к сам.раб

5-6 страниц 14 шрифтом Times New Roman

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать на ближайшем занятии

декабрь

Электрический ток в различных средах

4

дом. эксперимент. «Выращивание кристаллов»

доклад  «Прохождение электрического тока через электролит. Аккумуляторы» (с презентацией)

подготовка к тесту

Вырастить кристалл соли или медного купороса

5-6 страниц 14 шрифтом Times New Roman

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать к концу семестра

Сдать на ближайшем занятии

декабрь

Магнитное поле

2

сообщ. «Магнитные свойства вещества»,

презентация «Магнитное поле Земли»

подготовка к тесту

5-6 страниц 14 шрифтомTimesNewRoman

До 10 слайдов

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать на ближайшем занятии

Электромагнитная индукция

6

исследовательская работа- проект «Способы получения электроэнергии.

Электростанции России» (с презентацией)

Сообщ. «Генератор электрического тока»

Подготовка к лз и сам.раб

10 слайдов

Презентация +

Доклад +

Видеоматериал

5-6 страниц 14 шрифтомTimesNewRoman

До 10 слайдов

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать в конце учебного года

Сдать на ближайшем занятии

май

май

Электромагнитные колебания и волны

6

Исследовательская работа-проект: «Негативное влияние сотового телефона на организм человека» (с презентацией)

Элементы геометрической оптики

4

сообщ. «Глаз как оптический прибор (с презентацией)

подготовка к ЛЗ  и сам.раб.

5-6 страниц 14 шрифтомTimesNewRoman

До 10 слайдов

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать на ближайшем занятии

апрель

Волновая оптика

4

Презентации: «Дифракция и интерференция света», «Дисперсия и поляризация света», «Цвета тел», «Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения», «Рентгеновское излучение», «Шкала ЭМВ»

Подготовка к ЛЗ и сам.раб.

10 слайдов

Презентация +

Видеоматериал

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать на ближайшем занятии

апрель

Раздел 4. Строение атома и квантовая физика

9

Квантовая оптика

4

Доклад «Применение фотоэффекта»

5-6 страниц 14 шрифтомTimesNewRoman

До 10 слайдов

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать на ближайшем занятии

май

Физика атома и атомного ядра

5

Доклады: «Принцип работы жидкокристаллических и плазменных экранов, мониторов» (с презентацией),«Биологическое действие радиоактивных излучений»

«Лазер».

Проект: «Ядерная энергетика вчера, сегодня и завтра»

5-6 страниц 14 шрифтом TimesNewRoman

До 10 слайдов

10 слайдов

Презентация +

Доклад +

Видеоматериал

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать на ближайшем занятии

Сдать в конце года

июнь

Раздел 5. Эволюция Вселенной

2

Презентации «Рождение Вселенной»,

«Планеты Солнечной системы»

10 слайдов

Презентация +

Доклад +

Видеоматериал

Конспекты лекций, учебники интернет

Сдать на ближайшем занятии

июнь


  1. Методические рекомендации при изучении нового материала

Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение студентом нового материала, нужно начинать на уроке. Можно предложить группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы, во-первых, преподаватель должен быть убежден, что каждый студент готов к ней, во-вторых, студент должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить необходимую базу, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. Специальные вопросы и задания, ориентирующие студентов и ведущие к конечной цели данной работы, заранее можно написать на доске (или проецировать на экран). При наличии вопросов в учебнике можно просто указать, на какие вопросы студент должен уметь ответить, изучив данный материал. Среди вопросов к работе можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления студента. Возможно, не все студенты сумеют ответить на них. Однако каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. Желательно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был и закреплен здесь же. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным студентам, и перегрузки домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придется тратить на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят студентом материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием у студентов умений и навыков самостоятельной работы и навыков учебного труда.

 Необходимо рационально выделить материал для самостоятельного изучения в сочетании с другими формами работы.

  1. Методические рекомендации по подготовке к тематическим тестам

Наиболее распространенной формой работы, обеспечивающей повышение самостоятельной деятельности студентов, являются тестовые задания.

По своему дидактическому назначению самостоятельные работы и индивидуальные задания можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие.

В нашем колледже по естествознанию разработан ряд тематических тестовых заданий. Они составляют дидактические материалы, которые являются составной частью комплексного методического обеспечения дисциплины.

Тесты обеспечивают информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений студентов. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тестовые задания с выбором ответов особенно ценны тем, что каждому студенту дается возможность четко представить себе объем обязательных требований к овладению знаниями по теме (нескольким темам, всей дисциплине), объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной и индивидуальной работы.

Подготовка к тесту должна проводиться постепенно. Сначала студент, по ходу прослушивания и записи конспекта в тетради, дома изучает содержание одного учебного занятия, потом следующего и т.д., готовиться к ответам на уроке. Таким образом на момент выполнения теста, у студента уже должен скопиться приоритетный «багаж» знаний, который ему будет необходим при выполнении теста.

Варианты тестов для самостоятельного выполнения (Приложение 1).

  1. Методические рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям для студентов

Недостаточность одного демонстрационного эксперимента учителя и безусловно необходимость и важность лабораторных занятий по естествознанию. Пока студент только со стороны следит за явлением, воспроизводимым другим, оно может оставаться ему чуждым, далеким, еще недостаточно понятным. Надо дать студенту в руки прибор, поставить его лицом к лицу с самим явлением. Сам, участвуя в опытных исследованиях, наблюдая и воспроизводя явления, самостоятельно пытаясь выяснить зависимость между ними, преодолевая  встречающиеся трудности, студент усваивает тверже, отчетливее, сознательнее основные понятия и законы физики, от  неполных и неточных знаний приходит к более полным и более точным.

В курсе естествознания найдется много вопросов, которые трудно или невозможно исследовать без самостоятельного эксперимента студентов. Так, не может быть полностью, помимо самостоятельных занятий, освещена количественная сторона явлений. Только путем лабораторных работ можно ознакомить студентов с физическими измерениями и методами нахождения физических постоянных.

В процессе самостоятельной практической работы студенты развивают органы своих чувств и повышают свою наблюдательность. Сами проделывая опыты, производя наблюдения, измерения, пробы, внимательно следя за происходящими явлениями, обдумывая каждый шаг в работе, студенты развивают способности логического мышления, приучаются глубже проникать в явления природы, отличать главное и существенное от второстепенного и случайного.

При проведении каждого эксперимента студентам прежде всего должна быть ясна цель его. Часто они проводят работу чисто механически, по шаблону, не представляя себе ясно целевой установки поставленного эксперимента. Это происходит потому, что преподаватели не обращают достаточно внимания на эту сторону в поставке лабораторных работ.

Подготовка к лабораторным работам должна быть следующей:

  • ознакомиться с темой лабораторной работы;
  • выписать для себя список контрольных вопросов к ней;
  • при необходимости, получить предварительное задание от преподавателя и дома выполнить его;
  • подготовить необходимые принадлежности

Методические указания к лабораторным работам изложены в методических рекомендациях к лабораторным работам по дисциплине «Естествознание»

        

  1. Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним

Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней.

Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Требования к выполнению:

  • изучить информацию по теме, выписать определения ключевых слов
  • на черновике создать графическую структуру, в которой пересекаются ключевые слова
  • начертить пустую рамочку кроссворда, внутри пронумерованную в соответствии с заданиями, на этом же листе записать задания для разгадывания кроссворда, на отдельном листе приложить ответы к кроссворду.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;
  • работа представлена на контроль в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если кроссворд эстетически оформлен; содержание соответствует  теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.

  Оценка «4» (хорошо) выставляется, если кроссворд эстетически оформлен; содержание соответствует  теме; недостаточно грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с незначительными ошибками; представлен на контроль в срок.

  Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если кроссворд оформлен небрежно, содержание не вполне соответствует  теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.

  1. Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения (доклада)

Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.

Требования к выполнению:

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план или графическую структуру сообщения;
  • выделить основные понятия;
  • ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
  • оформить текст письменно;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

Оценка «5» (отлично) выставляется при полном соответствии содержания теме; глубокой проработке материала; учитывается грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко, выразительно и ясно озвучивает сообщение.

Оценка «4» (хорошо) выставляется при соответствии содержания теме; учитывается грамотность и полнота использования источников. Студент четко зачитывает сообщение.

 Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.

  1. Методические рекомендации к подготовке мультимедийных презентаций и докладов

Мультимедийные презентации - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов.  Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Первый слайд – титульный.

Оформление титульного слайда Название образовательного учреждения где выполнялас

Второй слайд – цели и задачи. Далее идут слайды, раскрывающие содержание работы. На предпоследнем сладе размещаются выводы и рекомендации. На последнем – список информационных источников. Завершать презентацию может слайд с текстом «Спасибо за внимание!»

Оформление слайдов

Стиль

  • Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок).

Фон

  • Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый).

Использование цвета

  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
  • Для фона и текста слайда выбирайте контрастные цвета.

Анимационные эффекты

1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде только там, где это действительно необходимо (например, всплывает ответ на поставленный вопрос).

2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания на слайде.

Содержание информации

 1. Используйте короткие слова и предложения.

 2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных

 3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории, должны быть на всех слайдах в одном стиле. Если информация продолжается на следующем слайде, заголовок дублируется, а в скобках ставится номер дублированного заголовка.

Расположение информации на странице

1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

 2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

 3. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней.

5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив и подчеркивание.

Способы выделения информации

1. Рамки, границы, заливки.

2. Разные цвета шрифтов, штриховку, заливку.

3.Рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

 2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: 1) с текстом; 2) с таблицами; 3) с диаграммами.

Текстовая информация

  1. размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
  2. цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
  3. тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
  4. курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста
  5. нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.

Графическая информация

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Звук

  • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
  • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
  • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

В тексте ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

После создания презентации и ее оформления необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

  1. Методические рекомендации по подготовке доклада по презентации

Структура доклада должна соответствовать слайдам в презентации.

Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.

Выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

  • название презентации (доклада), представление автора;
  • сообщение основной идеи, цели;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;  
  • акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио - визуальных и визуальных материалов.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Критерии оценки презентации

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • выдержан регламент доклада
  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее заданного количества слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

      Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит на 1-2 слайда менее заданного количества слайдов; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию в срок.

 Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит менее половины заданного количества слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует  теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию в срок.

  1. Методические рекомендации по выполнению проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности студентов:

  • информационные проекты
  • исследовательские проекты
  • практико-ориентированные проекты
  • ролевой проект
  • творческий проект

Требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

 2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.

 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  • Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности, взятой для исследования темы; формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования, в последовательности принятой логики; определение методов исследования; выдвижение гипотез; решения, обозначенной проблемы; разработку путей её решения, в том числе: экспериментальных, опытных; обсуждение полученных результатов; выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем, для дальнейшего развития исследования.

- Ролевые, игровые.

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые, придуманными участниками ситуациями результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все- таки является ролевая игра.

- Информационные

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, также как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

  • Практико-ориентированные (прикладные):

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов из них, то есть оформление результатов проектной деятельности и участие каждого в оформление конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации, полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проектов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательно, исследовательской деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат в классе, т.к. преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость современной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причём успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

  • Творческие проекты. 

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, альбом, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Структура проекта:

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количество участников

Далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематике. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, и т.д.). здесь уместно «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на занятиях в научном обществе, в групповой работе, медиатеке, пр. ).

Защита проектов, оппонирование:

  • коллективное обсуждение;
  • экспертиза;
  • результаты внешней оценки;
  • выводы.

Оценка проекта:

Примерные параметры внешней оценки проекта:

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • реальность, практическая направленность и значимость работы;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
  • логичность и последовательность изложения;
  • четкость формулировок, обобщений, выводов;
  • аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
  • стилистическая и языковая культура изложения;
  • наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
  • перспектива доработки (потенциал);
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;











Заключение

Материалы данной методической разработки апробированы преподавателями физики ГОБПОУ «ГТК» на уроках. Можно сделать вывод, что правильно организованная самостоятельная работа при изучении нового материала и в процессе закрепления на уроках физики повышает у студентов мотивацию к изучению дисциплины, развивает мышление, способствует повышению качества знаний и уровню их профессиональной подготовки.


Приложение

Тест. Основные понятия механики.

Вставить недостающие слова в предложения.

  1. Раздел физики, который изучает механическое движение, называется …
  2. Тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь, называется …
  3. Линия, вдоль которой движется тело, называется …
  4. Вектор, соединяющий начальную и конечную точки траектории – это …
  5. Путь – это длина …
  6. Время в течение, которого совершается один оборот –  это …
  7. Количество оборотов в единицу времени –  это …
  8. Явление сохранения скорости тела при отсутствии внешних воздействий называется …
  9. Свойство тела противиться изменению скорости –  это …
  10. Масса - это мера …
  11. Количественной мерой действия одного тела на другое является ...
  12. Какая  физическая величина вычисляется по формуле ?
  13. Какая  физическая величина вычисляется по формуле ?
  14. Какая  физическая величина вычисляется по формуле ?
  15. Какая  физическая величина вычисляется по формуле ?
  16. Какая  физическая величина вычисляется по формуле ?
  17. Какая  физическая величина вычисляется по формуле ?
  18. Какая  физическая величина вычисляется по формуле ?
  19. Какая  физическая величина вычисляется по формуле ?
  20. Какая  физическая величина измеряется в Ньютонах?
  21. Какая  физическая величина измеряется в Джоулях?
  22. Какая  физическая величина измеряется в Ваттах?
  23. В каких единицах измеряется вес тела?
  24. В каких единицах измеряется частота?
  25. Какой формулой выражается второй закон Ньютона?

Норма оценок:

17-19 правильных ответов – 3

20-23 правильных ответов – 4

24-25 правильных ответов – 5


Тест. Основы молекулярно-кинетической теории.

Вставить недостающие слова в предложения.

  1. Все тела состоят из …
  2. Молекулы находятся в состоянии непрерывного хаотического …
  3. Между ними действуют силы взаимного … и …
  4. … - это мельчайшая частица химического элемента.
  5. … - это мельчайшая частица химического вещества.
  6. Молекулы состоят из …
  7. В центре атома находится …, состоящее из … и…, вокруг вращаются …
  8. Относительная атомная масса - это величина равная отношению массы атома к 1/12 части атома …
  9. … - это количество вещества, в котором содержится столько молекул, сколько их содержится в 12 г углерода.
  10. Количество молекул в моле определяется числом …
  11. Оно приближенно равно …
  12. Чтобы найти массу атома, нужно молярную массу … на число …
  13. Чтобы определить количество вещества, нужно его массу … на … массу.
  14. Газ, размерами молекул которого и силами их взаимодействия можно пренебречь называют …
  15. Состояние газа характеризуется тремя макроскопическими параметрами. Это: …
  16. Процесс, при котором не меняется температура газа называется …, при этом давление и объем газа … пропорциональны.
  17. Процесс, при  котором не меняется объем газа, называется …, при этом давление газа … пропорционально термодинамической температуре.
  18. Процесс, при котором не меняется давление газа, называется …, при этом объем газа … пропорционален термодинамической температуре.
  19. Термодинамическая температура измеряется в …
  20. Чтобы температуру перевести в …, нужно к  температуре, выраженной в градусах Цельсия прибавить …

Норма оценок:

14-16 правильных ответов – 3

17-19 правильных ответов – 4

20      правильных ответов – 5


Тест. Агрегатные состояния вещества

 Вставить недостающие слова в предложения.

  1. Вещество может находиться в … агрегатных состояниях: …
  2. … сохраняют объем и форму.
  3. … сохраняют только объем.
  4. … занимают весь предоставленный им объем.
  5. … - газ, ионизированный высокой температурой.
  6. Каждое агрегатное состояние вещества называется …, а переход вещества из одного агрегатного состояния в другое - …
  7. Температура, при которой вещество может находиться сразу в трех агрегатных состояниях, называется …
  8. Плавление - …, парообразование - …, конденсация - …, кристаллизация - …
  9. Температура, при которой пар становится насыщенным и выпадает роса, называется …
  10. Температура кипения зависит от давления: чем больше давление, тем … температура кипения.
  11. Температура плавления зависит от давления: чем больше давление, тем … температура плавления.
  12. С выделением теплоты происходит … и …, а … и … с поглощением.
  13. Парообразование бывает трех видов - …
  14. Испарение – это…
  15. Скорость испарения зависит …
  16.  … - это интенсивное парообразование по всему объему жидкости.
  17. Сублимация – это …
  18. Твердые вещества существуют двух видов: … и …
  19. … имеют дальний порядок расположения молекул.
  20. … по строению характеру расположения молекул похожи на жидкости.
  21. … плавятся изотермически, при определенной температуре.
  22. Анизотропность проявляется только у ….
  23. Изотропность  проявляется у …
  24. Изотропность – это … свойств вещества от направления.
  25. … - это изменение формы тела под воздействием внешних сил или при изменении температуры.

Норма оценок:

17-19 правильных ответов – 3

20-23 правильных ответов – 4

24-25 правильных ответов – 5


Тест. Электрический ток в различных средах.

Вставить недостающие слова в предложения.

  1. … - это вещества, которые хорошо проводят электрический ток.
  2. … - это вещества, которые не проводят электрический ток.
  3. Вещества, проводимость которых зависит от температуры и освещенности называют …
  4. Проводниками являются … и …
  5. Электролиты – это растворы …, …, …
  6. Носителями тока в металлах являются …
  7. Электролиты обладают … проводимостью.
  8. Газы в обычных условиях являются …, но в ограниченном пространстве их можно …
  9. Ионизаторами газов могут быть … или …
  10. Носителями тока в газах являются … и …
  11. Носителями тока в вакууме являются …, вылетевшие из нагретого …
  12. Катод заряжен …, а анод …
  13. Положительные ионы называют …, а отрицательные - …
  14. Носителями тока в полупроводниках являются … и …
  15. Примеси веществ, которые легко отдают электроны называют …, а те, которые электроны вырывают - …
  16. Распад молекул вещества на ионы под действием молекул растворителя называется …
  17. Выделение составных частей растворенного вещества на электродах называется …
  18. Покрытие изделий тонким слоем не окисляющегося вещества называется
  19. Воспроизведение формы предметов при помощи электролиза называется
  20. Источники тока, которые преобразуют химическую энергию в электрическую называются …
  21. Для выпрямления переменного электрического тока используют ламповые или полупроводниковые …
  22. Для автоматического включения или выключения цепей в зависимости от освещенности используют …
  23. Для автоматического включения или выключения цепей в зависимости от температуры используют …
  24. Для усиления электрических сигналов используют ламповые … или полупроводниковые …
  25. Для преобразования электрических сигналов в видимое изображение применяют …

Норма оценок:

17-19 правильных ответов – 3

20-23 правильных ответов – 4

24-25 правильных ответов – 5


Тест. Сравнительная характеристика электрического и магнитного полей.

Вставить недостающие слова в предложения.

  1. Электрическое поле возникает вокруг … и действует на ...
  2. Магнитное поле возникает вокруг … и действует на …
  3. Одноименные заряды …, а разноименные …
  4. Токи одного направления …, а противоположного …
  5. Характеристикой электрического поля является вектор …
  6. Характеристикой магнитного поля является вектор …
  7. Напряженность электрического поля – это сила, с которой поле действует на …
  8. Магнитная индукция – это, сила с которой поле действует на …
  9. Единица магнитной индукции - …
  10. Величину, равную произведению магнитной индукции на площадь, охватываемую контуром, называют …
  11. Единица магнитного потока - …
  12. Индуктивность измеряется в …
  13. Линии напряженности электрического поля выходят из …
  14. Вектор магнитной индукции направлен туда, куда показывает…
  15. Направление линий магнитной индукции определяется правилом … или правилом …
  16. Сила Ампера – это сила, с которой магнитное поле действует на …
  17. Сила Ампера зависит от …, …, …, …
  18. Направление силы Ампера определяется правилом …
  19. Сила взаимодействия электрических зарядов прямо пропорциональна … и обратно пропорциональна …
  20. Сила взаимодействия проводников с током прямо пропорциональна … и обратно пропорциональна …
  21. Сила, с которой поле действует на движущийся заряд, называется силой …
  22. Она зависит от …, …, …, …
  23. Направление силы Лоренца определяется правилом левой руки, при этом четыре пальца указывают направление движения …
  24.  Если заряд влетает в магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции, то он будет двигаться …
  25. Если под углом, то он будет двигаться …

Норма оценок:

17-19 правильных ответов – 3

20-23 правильных ответов – 4

24-25 правильных ответов – 5


 Тест. Оптика.

Вставить недостающие слова в предложения.

  1. Явление наложения волн, в результате которого наблюдается их усиление или ослабление называется …
  2. Явление огибания волнами встречных препятствий называется …
  3. Явление разложения белого света в спектр, при помощи призмы называется …
  4. Явление ориентации колебаний в поперечной волне в определенном направлении называется …
  5. Явление вырывания электронов из вещества под действием света называется …
  6. Скорость фотоэлектронов зависит от …
  7. Источник тока, в котором энергия излучения превращается в электрическую энергию, называется …
  8. Интерференция возможна только для … волн.
  9. То, что световые волны являются поперечными, доказывает явление …
  10. В мыльных пузырях наблюдается …
  11. В радуге наблюдается …
  12. Корпускулярно-волновой дуализм света означает, что свет имеет …
  13. Основоположником волновой теории является …
  14. Основоположником корпускулярной теории является…
  15. Максвелл считал, что свет является …
  16. Скорость распространения света в вакууме - …
  17. В веществе скорость распространения света становится …
  18. При переходе из одной среды в другую изменяется …
  19. При переходе из одной среды в другую не изменяется …
  20. Цвет определяется … излучения.
  21. Белые цвет представляет собой …
  22. Лучей … цвета не существует.
  23. Если посмотреть на синие буквы сквозь красное стекло, то они окажутся …
  24. Если посмотреть на красные буквы сквозь красное стекло, то они окажутся …
  25. Светофильтр пропускает свет только …

Норма оценок:

17-19 правильных ответов – 3

20-23 правильных ответов – 4

24-25 правильных ответов – 5

        

Тест. Строение атома и атомного ядра

  1. Атом состоит из …, в котором находятся … и …
  2. Вокруг ядра вращаются …
  3. Протон заряжен …, электрон - …, нейтрон - …
  4. Атом поглощает квант энергии при переходе электрона с … на …
  5. Атом излучает квант энергии при переходе электрона с … на …
  6. Явление самопроизвольного превращения атомных ядер неустойчивых изотопов в устойчивые, называется …
  7. Радиоактивное вещество испускает 3 вида лучей: 1)…, 2)…, 3)…
  1. …- это …, 2)…- это …, 3)…- это …
  1. Время, в течении которого число атомов радиоактивного вещества уменьшается вдвое, называется …
  2. - символ ядра химического элемента, где А - … число, Z - …число.
  3.  Ядра, имеющие один и тот же Z при различных А, называют …
  4.  … - это разность между суммой масс протонов и нейтронов, находящихся в свободном состоянии, и массой составленного из них ядра.
  5.  Для получения ядерной энергии используют реакции деления … ядер и слияния … ядер.
  6.  В ядрах действуют силы притяжения, называемые …
  7.  …- распад – это превращение атомных ядер, сопровождающееся испусканием ядер гелия.
  8. …-распад – это превращение атомных ядер, сопровождающееся испусканием электронов.
  9.  … - устройство , в котором осуществляется управляемая цепная ядерная реакция.
  10.  Ядерное горючее находится в …
  11.  Управление реакцией осуществляется с помощью … из бора или кадмия.
  12.  В качестве замедлителя используют …
  13.  Первая в мире атомная электростанция была запущена в … году в городе …
  14.  В какой элемент превратиться уран 239 после двух  β-распадов и одного α-распада?

24-25 – оценка «5»

22-23 – оценка «4»

 19-21 – оценка «3»  

0-18 – оценка «2»


Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

  • Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
  • Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
  • Альтернативная энергетика.
  • Акустические свойства полупроводников.
  • Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
  • Асинхронный двигатель.
  • Астероиды.
  • Астрономия наших дней.
  • Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
  • Бесконтактные методы контроля температуры.
  • Биполярные транзисторы.
  • Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
  • Величайшие открытия физики.
  • Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
  • Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
  • Вселенная и темная материя.
  • Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
  • Голография и ее применение.
  • Движение тела переменной массы.
  • Дифракция в нашей жизни.
  • Жидкие кристаллы.
  • Законы Кирхгофа для электрической цепи.
  • Законы сохранения в механике.
  • Значение открытий Галилея.
  • Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
  • Исаак Ньютон — создатель классической физики.
  • Использование электроэнергии в транспорте.
  • Классификация и характеристики элементарных частиц.
  • Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
  • Конструкция и виды лазеров.
  • Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
  • Лазерные технологии и их использование.
  • Леонардо да Винчи —• ученый и изобретатель.
  • Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).
  • Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.
  • Макс Планк.
  • Метод меченых атомов.
  • Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц. Методы определения плотности.
  • Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
  • Модели атома. Опыт Резерфорда.
  • Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
  • Молния — газовый разряд в природных условиях.
  • Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
  • Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
  • Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
  • Нильс Бор — один из создателей современной физики.
  • Нуклеосинтез во Вселенной.
  • Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
  • Оптические явления в природе.
  • Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости. Переменный электрический ток и его применение.
  • Плазма — четвертое состояние вещества.
  • Планеты Солнечной системы.
  • Полупроводниковые датчики температуры.
  • Применение жидких кристаллов в промышленности.
  • Применение ядерных реакторов.
  • Природа ферромагнетизма.
  • Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин. Производство, передача и использование электроэнергии.
  • Происхождение Солнечной системы.
  • Пьезоэлектрический эффект его применение.
  • Развитие средств связи и радио.
  • Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
  • Реликтовое излучение.
  • Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
  • Рождение и эволюция звезд.
  • Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.
  • Свет — электромагнитная волна.
  • Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.
  • Силы трения.
  • Современная спутниковая связь.
  • Современная физическая картина мира.
  • Современные средства связи.
  • Солнце — источник жизни на Земле.
  • Трансформаторы.
  • Ультразвук (получение, свойства, применение).
  • Управляемый термоядерный синтез.
  • Ускорители заряженных частиц.
  • Физика и музыка.
  • Физические свойства атмосферы.
  • Фотоэлементы.
  • Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
  • Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.
  • Черные дыры.
  • Шкала электромагнитных волн.
  • -Экологические проблемы и возможные пути их решения.
  • Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
  • Эмилий Христианович Ленц — русский физик.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Математика"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информатика и ИКТ"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...

Методические указания по организации самостоятельной работы студента по ЛПЗ учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» 43.02.14 «Гостиничное дело»

Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу “Обществознание ” (по профилям подготовки)

Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специал...