Методические указания по организации самостоятельной работы студента по ЛПЗ учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» 43.02.14 «Гостиничное дело»
методическая разработка по русскому языку

Дамбиева Наталья Ивановна

Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

Методические указания

по организации самостоятельной работы студента по ЛПЗ

учебной дисциплины

«Русский язык и культура речи»

43.02.14 «Гостиничное дело»

Улан-Удэ  2019

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………………………4
  2. Тема 2. Фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология………………………………..6
  3. Тема 3. Морфология…………………………………………………………………….8
  4. Тема 4. Синтаксис и пунктуация………………………………………………………10
  5. Тема 5.  Функциональные стили речи………………………………………………...11
  6. Тема 6. Речевое мастерство…………………………………………………………....14
  7. Литература ……………………………………………………………………………..18
  8. Приложение 1 ………………………………………………………………………….19

Введение

Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при выполнении заданий у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Методические рекомендации

Внимательно прочтите теоретический материал.

Для обеспечения максимально возможного усвоения материала можно предложить следующие приёмы обработки теоретической информации:

- конспектирование;

- составление плана учебного текста;

- аннотирование;

- составление тематического тезауруса;

- выделение проблемы и нахождение путей её решения;

- определение алгоритма практических действий (план, схема).

  1. Количество упражнений и заданий в каждой теме может быть разным, но в итоге максимальная сумма будет равняться 50 баллам.
  2. Можно (и это приветствуется) выполнить все задания по теме, но в зависимости от ваших притязаний, Вы выполняете упражнения с учетом того, какую отметку хотели бы получить, исходя из того, что:

От 25 до 30 – «удовлетворительно»;

От 31до 40 – «хорошо»;

От 41 до 50 – « отлично».

По мере выполнения упражнений, в случае затруднения можно обращаться к преподавателю, но не рекомендуется формулировать вопрос подобным образом: «А что здесь нужно поставить?» и т.п.

Если встречается неизвестная Вам лексика, можно воспользоваться информационно-справочной базой интернета или словарями, имеющимися в аудитории и дома.

Если рядом с номером упражнения стоит цифра 20, это значит, что максимальное количество – 20 баллов можно получить за правильно выполненное задание. В случае если преподаватель находит ошибку, сумма, естественно, уменьшается (в зависимости от того, сколько ошибок допущено).

Если Вы не успеваете сделать все намеченные задания в аудитории, можно дома завершить работу, предъявить ее преподавателю и, получив оценку, внести ее в зачетную ведомость файла. Каждый учебно-контрольный файл имеет свою зачетную ведомость.

В ней фиксируются баллы за тренировочные упражнения и контрольные задания по теме, а также выставляются дисциплинарные баллы (2 балла за присутствие на занятии).

Если студент болел или отсутствовал на занятии по другой причине, дисциплинарных баллов он лишается. Параллельно существует контрольная ведомость по дисциплине, куда заносятся баллы после выполнения всех практических работ.

После выполнения всех намеченных для себя заданий по теме, подсчитываете сумму набранных баллов и выставляете результат текущего рейтинг-контроля в зачетную ведомость.

После выполнения всех практических работ, на основании всех зачетных ведомостей и оценки, полученной на экзамене, выводится итоговая отметка по дисциплине.

Практические работы

Тема 2. Фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология

Практическая работа № 1 «Фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология».

Учебная цель: отработать умения нахождения в тексте стилистических синонимов, выделения профессионализмов, научиться определять значение слов, употребленных в переносном значении.

Знать:

  • знать лексические и фразеологические единицы языка.

Уметь:

  • владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание 1.

Отработайте теоретический материал одним из предложенных в методических рекомендациях способов.

Слово - ключевая единица языка. Совокупность всех слов в языке составляет его лексику.

Словарный состав языка изучается в разделе науки о языке, который называется лексикологией.

Каждое слово характеризуется определенным лексическим значением. Лексическое значение – это содержание слова.

Помимо понятия в его состав может входить эмоционально-экспрессивная окраска. Под эмоциональностью понимается способность слова выражать чувства говорящего. Экспрессия – это выражение в слове личной оценки говорящего. Эмоционально-экспрессивная оценка может бытьнейтральной, положительной и отрицательной, например, девушка (нейтральная); девуленька,девчоночка (положительная); девица, деваха (отрицательная), но это слово имеет одно лексическое значение.

Слова, называющие только один какой-либо предмет, имеют одно значение и называютсяоднозначными. Например, карандаш, врач и т.д.

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Например, словотаять. Оно имеет три значения:

1.«превращаться в воду под воздействием тепла» («Уж тает снег, бегут ручьи»);

2.«худеть», «чахнуть» (девочка таяла с каждым днем);

3.«исчезать, постепенно растворяться» (в небе таяли облака).

У многозначных слов выделяются прямое и переносные значения.

Прямое значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира.

Переносное – по смыслу связано с прямым и мотивировано им.

Явление многозначности (полисемии) обусловлено природой логического мышления человека, которое отражает то общее, что имеется у предметов реальной действительности. Для правильного употребления слов в речи важно знать их точное значение, в противном случае нарушается смысловая точность речи. Кроме того, необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости слов.

Задание 2.

Прочитайте текст. Какое слово является в нем ключевым? Выпишите его стилистические синонимы.

В начале XX века автомобиль еще прочнее закрепил свои позиции. Даже церковь перестала предавать анафеме этого «диавола на колесах». Автомобиль – дар Божий в образе надежного и безотказного помощника, - широко проповедовали церковники. Извозчики уже не извергали потоки бранных слов в адрес шоферов, не хлестали лошадей, торопясь поскорее убраться в проулок, подальше от «железного монстра». Полиция и жандармерия перестали гоняться на рысях за «их благородиями», мчавшимися на чадящих и грохочущих драндулетах, обдавая прохожих грязью и пугая детей.

Празднично разнаряженная публика уже не шарахалась по сторонам от несущегося на всех порах по аллеям парка или базарной площади лимузина. Учителя школ и наставники гимназий перестали увещевать своих подопечных, вскакивающих с мест и таращащих глаза на гудящую и грохочущую машину, едущую по дороге под окнами учебного заведения.

(По А. Хуторову)

Задание 3.

Из ряда слов выпишите профессиональные слова-термины, относящиеся к автомобильному транспорту.

Пенальти, ротонда, компрессор, полонез, барабан, протектор, олифа, тенор, радиатор, шпаклевка, стартер, фасад, афоризм, новелла, буксовка, мотор, охра, петит, фара, дуэт, аллегория, ремень безопасности, кантата, обгон, сигнализация, штукатурка, карбюратор, наркоз, форзац, баранка, поршень, кузов.

Задание 4.

Прочитайте текст и сформулируйте его главную мысль.

Немцы, итальянцы, не говоря уже о японцах и американцах, тем временем на глазах меняют облик своих машин, чуть ли не ежегодно. Они шьют новые «платья», пришивают новые «пуговицы». Они применяют новые «нитки». Они меняют «карманы», меняют все, все, все. И напрочь не понимают нас, когда мы к новому платью пришиваем старые пуговицы.

(М. Демидовцев «Красота спасет мир и автомобиль»)

Задание 5.

Слова в кавычках, как вы уже догадались, употреблены в переносном значении. Попробуйте заменить их с существительными в прямом значении.

«платья»_______________________________

«пуговицы»_____________________________

«нитки» ________________________________

«карманы» _______________________________

Задание 6.

Прочитайте выдержку из газет. Подготовьте обсуждение в одной из социальных сетей достоинств и недостатков своих авто, задайте производителям технические вопросы, обратитесь к администраторам с персональной проблемой. Постарайтесь, чтобы ваше обсуждение было конструктивным.

«Самарские известия» пишут о борьбе за потребителя и диалоге с ним, которые АВТОВАЗ ведет в соцсетях. Виртуальное пространство сегодня помогает обсудить достоинства и недостатки отечественного автопрома.

Тема 3. Морфология

Практическая работа № 2 «Морфология».

Учебная цель: научиться выделять грамматические категории глагола, совершенствование навыков правописания окончаний глагола; выработать алгоритм выбора личных окончаний глагола; отработать навыки образования форм множественного числа существительных, определения части речи слов в тексте..

Знать:

  • определение самостоятельных частей речи.
  • определение глаголов, правила правописания окончаний глаголов.

           Уметь:

  • составлять словарь терминов.
  • выделять грамматические категории глаголов; писать личные окончания глаголов.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание 1.

Подготовьте сообщение на лингвистическую тему «Грамматическая категория спряжения и ее отношение к правописанию окончаний глаголов».

Вопросы для проверки и самопроверки:

1. К какому стилю относится ваше сообщение?

2. К какой речевой ситуации будет соответствовать его преподнесение?

3. В чем сходство и различие в написании окончаний глаголов и суффиксов причастий?

Задание 2.

Прочитайте рекомендации по подготовке автомобиля к зиме. Определите, наклонение глаголов, выделите окончания глаголов, объясните их правописание.

1. Замена тормозных колодок. Замените тормозные колодки, даже если они не окончательно изношены, так как это в большинстве случаев является причиной заноса.

2. Тормозные цилиндры. Обратите внимание на состояние тормозных цилиндров, ведь если на них появились следы тормозной жидкости, то вероятнее всего, что у них изношены манжеты и зимой они могут потечь. Не забывайте, что тормозную жидкость надо полностью менять раз в два года. И экономить на этом не стоит!

3. Повысьте давление в шинах на 0, 2 бар по сравнению с летним давлением. Лучший вариант для зимы – шипованные шины, которые обеспечат крепкое сцепление с дорогой и на заледенелой загородной трассе.

4. Проверьте аккумулятор. Выбирая новый аккумулятор эксперты советуют обратить внимание на фирменные – они хорошо зарекомендовали себя в условиях российской зимы.

5. Не забудьте о кузове! Ему достается больше всего! Кузов больше всего находится под воздействием дождя и перепадов температуры. Зимой на него обрушивается еще и соль, которой посыпают дороги. Обязательная подготовка к зиме – его антикоррозийная обработка.

6. Перед зимой рекомендуется полностью заменить охлаждающую жидкость антифризом, стойким к низким температурам. Необходимо обратить внимание и на тосол. Если машина не новая, то промойте систему отопления. Поставьте новые свечи зажигания. Обратите внимание на состояние ремня генератора. Он не должен иметь трещин, лохматиться, быть замасленным, обязательно проверьте его натяжение.

7. Масло и масляный фильтр в преддверии мороза следует заменить. В бачок стеклоомывателя залейте незамерзающую жидкость. После того как залита зимняя жидкость обязательно промойте пару раз стекла, чтобы жидкость попала во все патрубки.

Задание 3.

Составьте алгоритм выполнения манипуляций или действий, необходимых в вашей профессии, используя глаголы в повелительном наклонении. Например, «Замена масла в двигателе».

Задание 4.

От данных существительных образуйте форму множественного числа и поставьте в родительном падеже. Составьте 5 предложений с любыми из этих слов.

Инженер, шофер, технолог, слесарь, автоэлектрик, токарь, диспетчер, директор, горожанин, сельчанин, крестьянин, дело, место.

Задание 5.

Составьте словарь, включающий названия неживых предметов и названия людей, употребляющихся в вашей профессии. Например, неодушевленные имена существительные: ключ, домкрат, насос; одушевленные имена существительные: механик, техник, слесарь.

Задание 4.

Дайте определения названным вами предметам, используя выражение не что иное, как; не кто иной, как.

Образец: Автомеханик – это не кто иной, как специалист по ремонту и техническому обслуживанию машин. Домкрат – это не что иное, как инструмент для поднятия машин.

Задание 5.

Прочитайте и перепишите текст. Определите части речи всех слов.

Нежданно-негаданно для многих на небосклоне мировой автомобилизации взошла новая «звезда». Малоизвестный француз Луи Рено покорил дистанцию, показав лучшее время на заданном расстоянии со средней скоростью, в три раза превышающей прошлогодний рекорд «Гран-при».

Автомобиль Рено оказался настолько легок и маневрен, что водителю удалось без особого труда управлять машиной в узких местах городских улиц и на горных дорогах.

Силовая передача не цепной, а карданной конструкции, со сменным набором шестерен приводного вала. «Бархатная», бесшумная работа мотора. Правда, двигатель иной раз немного коптил из-за новой, еще не испытанной конструкции глушителя – самоварной трубы, наполненной глиняными черепками. Немало и других замысловатых новинок имел мотор Рено, резко отличавшийся от своих собратьев.

Основатели фирмы Рено не только проектировали новые машины типа «лимузин», но и стали законодателями специальной одежды для шоферов и пассажиров.

(А. Хуторов)

Тема 4. Синтаксис и пунктуация

Практическая работа № 3 «Синтаксис простого предложения».

Учебная цель: отработать навыки выделения грамматической основы предложения, выполнить комплексные задания к тексту.

Знать:

  • определение простого предложения и способы его осложнения.

Уметь:

  • уметь выделять грамматическую основу предложения, составлять схемы предложений.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание 1.

Подготовьте сообщение на лингвистическую тему «Простое осложненное предложение».

Вопросы для самопроверки и проверки:

1. Чем простое осложненное предложение отличается от сложного?

2. Назовите случаи обособления второстепенных членов предложения.

3. Какова роль вводных слов и обращений в языке? Почему нельзя говорить, что они выполняют синтаксическую роль в предложении?

4. Какие бывают односоставные предложения?

Задание 2.

Перепишите предложения и выделите грамматические основы.

Шумит вековая тайга. Я приехал вчера. Кто-то звонит в дверь. Каждый это понимает. Никто не сказал ни слова. Пятнадцать делится на три без остатка. Петь – это единственное, что он любит делать. Взрослые сидели молча. Большинство делегатов проголосовало против этого решения. Семеро выпускников остались на кафедре. Что-то непонятное происходит с нами. Жили-были старик со старухой. Красная смородина богата витаминами. Уже не поют птицы. Сегодня я буду читать всю ночь. Он скажет так скажет. Мы якобы промолчали. Наконец весна вступила в права. Гроза начала усиливаться. Я могу ему помочь. Он горел желанием выступить. Мы рады будем встретить вас у себя. Разговор интересный. Он кажется нелюдимым. Моторин слывет чудаком. Как молоды мы были!

Задание 3.

Верны ли следующие утверждения? Ответьте «да» или «нет».

  1. Каждое предложение имеет и подлежащее, и сказуемое.
  2. Односоставные предложения содержат один главный член и не требуют наличия другого.
  3. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Задание 4.

Прочитайте текст. Как называется это произведение? Вспомните его автора. Перепишите текст.

В ту же секунду «Карл» рванулся вперед. Засвистел компрессор, и сразу же исчезла только что махавшая нам рука. Послушный посылу, «Карл» набавлял скорость, и удержать его уже не могло ничто, он наверстывал все сполна. И перепачканный «Карл», распластав свои потрескавшиеся крылья, на полном газу ушел далеко вперед – непобедимый замарашка!

Вот ради таких гонок мы и не меняли кузов «Карла». Стоило ему появиться где-нибудь на шоссе, как тут же находился охотник обставить его. На иные машины он действовал, как ворона с подбитым крылом на свору изголодавшихся кошек. Он приводил в состояние сильнейшего возбуждения водителей самых мирных семейных автоэкипажей. Всем хотелось его обогнать. Даже самые солидные бородачи, отцы семейств, и те попадали под власть неодолимого честолюбия, когда перед ними, подпрыгивая и спотыкаясь на ухабах, двигалось это нечто на колесах. Никто из них не мог додуматься, что внутри этого смехотворного сооружения бьется великое сердце – отличный гоночный двигатель!

Ленц утверждал, что «Карл» играет чисто воспитательную роль. Он учит людей чтить творческое начало, которое всегда заключено в неприметной оболочке. Так рассуждал Ленц, который сам себя называл последним романтиком.

Задание 5.

Выполните следующие задания по тексту:

1) Во всех предложениях выделите грамматические основы.

2) Составьте схемы сложных предложений.

3) Найдите и укажите обособленные члены предложения.

4) Выпишите слова, относящиеся к тематической группе «Автомобили».

5) Из первых двух предложений выпишите словосочетания со связью примыкание.

Тема 5.  Функциональные стили речи.

Практическая работа № 4 «Стили речи».

Учебная цель: отработать навыки определения стилевых признаков текста; совершенствовать умения комментировать лексические явления в свете стилистических особенностей текста.

Знать:

  • знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Уметь:

  • различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание 1.

Установите соответствие между стилями речи и их признаками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. В этом стиле наблюдается глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней. Языковые средства выступают прежде всего в эстетической функции. Используются богатые возможности синонимии, полисемии, разнообразных пластов лексики. Самая общая и основная стилевая черта – художественно-образная речевая конкретизация.

А. Научный стиль

2. Стилю свойственна ярко выраженная функция воздействия. Речевой стандарт и экспрессия в единстве – его специфика. Также для этого стиля характерны открытая оценочность, доступность, рекламность, речевая выразительность реализуется в стилевом «эффекте новизны».

Б. Разговорный стиль

3. Этот стиль несет на себе стилевую окраску долженствования. Характерными чертами являются точность, не допускающая инотолкования, не личный характер общения и речи, стандартизированность. Официальность и безэмоциональность (своего рода «сухость»).

В. Художественный стиль

4. Характерными стилевыми чертами являются абстрактность, подчеркнутая логичность, смысловая точность, объективность изложения. В то же время такая речь должна быть яркой, не безликой, иначе страдают ее коммуникативные качества. Этому стилю присуща своя образность (например, сравнения, как одна из форм логического мышления). В целом, стилю речи свойственен именной характер (преобладание терминов)

Г. Публицистический стиль

5. Признаками стиля являются неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи. Обычная область такого общения бытовая, обиходная. К признакам стиля можно отнести активность некнижных средств языка, употребление внелитературных средств, неоформленность синтаксических связей, активность языковых средств субъективной оценки.

Д. Официально-деловой стиль

Задание 2.

Распределите языковые средства в соответствии с их принадлежностью к определенному функциональному стилю речи.

1. Разговорный:

А. Собственность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный, одномандатный,  предвыборная  кампания, альянс, депутатский, журналистское расследование, благоденствие, девальвация,консолидация, консенсус

2. Художественный:

Б. зашиваться, вдребезги, протолкаться, тренькать, скупердяй, взъерепениться

3. Публицистический:

В. лира, гордыня, лелеять, живительный, благодатный, кудесник, благоговеть, вдохновенный.

4. Официально-деловой:

Г. классификация, апробация, этимология, биоценоз, генезис, морфология.

5. Научный:

Д. наличествовать, наниматель, доверитель, удостоверять, входящие бумаги, докладная записка

Задание 3

Прочитайте текст. Обоснуйте принадлежность данного текста публицистическому стилю. Выпишите жаргонизмы. Определите, какую функцию они выполняют в данном тексте.

ЧТОБ ЗИМНИЙ ДРАЙВ БЫЛ В КАЙФ

В предыдущем выпуске «Автошколы» мы подробно рассказали, какой автокосметикой следует пользоваться в неумолимо надвигающийся зимний сезон. В этом выпуске «Собеседник» расскажет, что еще надо сделать, чтобы ваш железный конь чувствовал себя прекрасно в самый лютый мороз.

Надежная « обувка »

Самое главное — это, конечно, «переобуть» своего красавца к зиме. На рынке сегодня представлено огромное количество вариантов зимней резины на любой кошелек. Если особого стеснения в семейном бюджете нет, то можно остановить свой выбор на продукции финской фирмы Nokian. Изделия финнов неизменно показывают в тестах наилучшие результаты — что, впрочем, и понятно: у них климатические условия хуже, чем но многих регионах России. И к тому же, по законам Финляндии, строго воспрещено ездить зимой без зимних покрышек. Вот они и научились изготавливать самые лучшие.

В прошлом сезоне журнал «За рулем» проводил специальные тесты продаваемых у нас покрышек разных фирм. Самые высокие результаты показали покрышки Nokian Hakkapeliitta II. По отзывам тест-команды, резина вела себя уверенно даже на обледеневших скользких поворотах. Правда, и стоит она недешево - порядка 2000 рублей за покрышку.

В данном тесте не участвовал столичный Таганский завод. Но эксперты отмечают, что его продукция не уступает ярославской.

Самый дешевый вариант — «Метелица К-190М» (Кировский шинный завод). По результатам тестов покрышки заняли только 10-е место, хотя стоят не так чтобы сильно дешевле «Медведя» — около 950 рублей за штуку.

Нелишним будет озаботиться приобретением и новых дисков — иначе купленная вами резина потеряет добрую половину своих полезных свойств. Эксперты рекомендуют зимой использовать простые штампованные диски. На это есть несколько причин. Так, на литые диски налипает слишком много грязи, их разбалансировка колес вам гарантирована.

В тройку лидеров вошли Gislaved NordFrost 3 и Goodyear Ultra Grip 500. Стоимость их примерно одинаковая - порядка 1800 - 1900 рублей за штуку. Зато и поведение в условиях зимы, как и подобает лидерам, особых нареканий не вызывает.

Из разряда «эконом-класса» хорошие отзывы имеет продукция Ярославского шинного завода «Медведь Я-670». Эксперты отмечают, что у них отличные продольные и боковые сцепные свойства на льду. Но есть и недостатки: резина шумная, плохо тормозит на асфальте, значительно увеличивается расход топлива. Но из отечественных шин они показали лучший результат - более того, «Медведь» по некоторым показателям обогнал некоторые импортные покрышки и занял по тестам 4-е место. А стоят они почти в два раза дешевле Nokian — около 1000 р\блей за штуку. :

Михаил Яковлев.

«Собеседник». 2010 г., № 15

Дополнительные задания.

1) Выпишите из текста все слова, обозначающие стандарты качества зимних покрышек.

2) Объясните разницу: штампованные диски и литые диски.

3) Выпишите из текста слова, употребленные в переносном значении.

Тема 6. Речевое мастерство

В ряду коммуникативных качеств важное место занимает этикетность, т.е. соответствие речи установленным, принятым обществом нормам речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевой этикет — совокупность правил речевого поведения, касающихся внешнего проявления отношений между людьми в речи.

Экстралингвистические условия, обеспечивающие этикетность речи: социальная иерархия, национальная культура и этикет, ритуал, воспитанность языковой личности и ее постоянная практика, контролируемая сознанием.

В социальных контактах для поддержания общения в нужной тональности употребляются этикетные формулы — слова, сочетания и целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных и группах. Социальный символизм этикетных формул подчеркивал французский стилист Ш.Балли. Он писал: "Дело обстоит так, как будто речевые явления впитывают в себя запах, присущий той среде и тем обстоятельствам, в которых они обычно употребляются... Таким образом, им удается символизировать, вызывать в сознании представление об этой группе [людей-авт.] с ее образом жизни или формами деятельности". Единицы речевого этикета отражают постоянные социальные признаки участников общения: их возраст, степень образованности, воспитанности, место рождения, воспитания и жительства, пол, а также переменные социальные роли (товарищ, пациент, клиент, милиционер и др.).

Наличие этикетных формул и привычка их употребления и конкретных ситуациях общения являются лингвистическими условиями, обеспечивающими этикетность речи.

Обычно называют более десяти важнейших этикетных позиций (ситуаций), отчетливо отличающихся одна от другой и имеющих свой этикетный словарь, который обладает большим разнообразием вариантов: обращение и привлечение внимания, знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, комплимент, сочувствие, приглашение, просьба, согласие, отказ

В научной, деловой, общественно-политической, бытовой сферах не только повторяются типичные ситуации речевого этикета, но и создаются новые. Например, в научной сфере общения в область речевого этикета входят правила самоманифестации автора научного произведения, а в деловой сфере в судебной коммуникации — правила выражения отношения к подсудимым и к потерпевшим. Таким образом, ряд ситуаций речевого этикета не закрыт, а, напротив, открыт в широкую область социально и национально специфичных стереотипов общения.

В условиях спонтанного общения от коммуникантов требуется "автоматизм" в выборе и употреблении "вежливых слов". Этикет речи усваивается как в практической речевой деятельности, так и в специальном, целенаправленном обучении или самообучении. Назовем речевые формулы наиболее социально значимых ситуаций, где в современных условиях чаше всего встречаются нарушения этикетных норм.

Обращения

-прямые обращения: Дамы и господа! Гражданин! Господин! — офиц.; Товарищ! — офиц (арм.); Братья и сестры!- возвыш ; Друзья! — торж.; Павел Антонович! Коллега! Уважаемый! Молодой человек! —общеупотреб.:, Сударыня! -ирон.; Девушка! Ребята!-разг.; Старик! —фамильярн. — Мужчина! Женщина! Парни! Мамаша! Мать! Отец! Кузьмич! Ивановна!- простор.;. Мужик! Девки! — простор., груб.

-контактоустанавливающие формулы: Не откажите в любезности... Будьте любезны! — офиц:. Простите..., Простите за беспокойство....Извините...; Скажите, пожалуйста...; Будьте добры! Не скажете ли Вы?-общеупотреб.; Скажите...- разг.; Послушайте...- Не подскажете ли вы..? — простор.

Приветствия

Приветствую вас! Разрешите (позвольте) приветствовать вас! Рад вас приветствовать (видеть)! — офиц.,церемон.,; Здравия желаю! — офиц. (арм.); Здравствуйте! Добрый день (утро, вечер)! С добрым утром! Добро пожаловать! Как поживаете? — общеупотреб.; Милости просим! Привет! Что нового? Как дела? Давно не виделись! —разг.; Мое почтение! Приветик! Наше вам! — иронич., шутл.; Хелло! -жарг.; Здорово! -простор

Знакомство

знакомство без посредника: Позвольте представиться! Разрешите (позвольте) (с вами) познакомиться! Рад познакомиться! — офиц.. Будем знакомы! —разг. знакомства через посредника: Позвольте (разрешите) вас познакомить! Разрешите вам представить! Познакомьтесь, пожалуйста! — офиц! Знакомьтесь! —общеупотреб. Давайте познакомимся! Давай знакомиться!— разг

Извинения

Я должен извиниться — офиц.; Убедительно прошу простить меня! Приношу (вам свои) (глубокие) извинения! — церемон.; Извините! Простите! Прошу прощения! Простите за беспокойство! Извините, пожалуйста! Извините за...— общеупотреб:. Пардон! Извиняюсь! —разг.

Современные этикетные обороты речи зачастую утратили свое первоначальное значение (например, 'спасибо'- спаси тебя бог;'пожалуйста'-пожалуй, приди, войди в мой дом; 'благодарю" —дарю тебе благо). Многие формулы иносказательны, метафоричны (приношу вам свои извинения, разрешите откланяться: не знаю, как отблагодарить вас: не судите меня строго).

Средства речевого этикета устойчивы (близки к фразеологизмам, например: С легким паром! Добро пожаловать! Прошу любить и жаловать! Милости прошу к нашему шалашу!). Несмотря на такую устойчивость, стандартность, они гибки, легко поддаются варьированию. При этом они образуют развернутые синонимические ряды, различающиеся прикрепленностью к конкретным ситуациям (официально, неофициально), к социальным группам и слоям (общеупотребительно, широкоупотребительно (разговорно),употребительно, т.е. просторечно, жаргонно), экспрессивно-эмоциональными оттенками (нейтрально, возвышенно, торжественно, церемонно, шутливо, иронично, фамильярно, грубо).

Сохраняя '''этикетную рамку" текстов разных функциональных стилей, автор должен сознательно выбирать из синонимического ряда лишь те средства, которые обусловлены экстралингвистически, т.е. целями, задачами, условиями общения. Действительно, шутливые, дружеские обращения, уместные в частной переписке, совершенно не соответствуют стилю официально-деловых писем. В научной сфере в целях необходимого здесь сохранения объективности изложения не принято категорично выражать несогласие с точкой зрения оппонента (отрицательная оценка смягчается, опосредованно выражается с помощью эвфемизмов1). В общественно-политической сфере нейтрализация оценки в речи невозможна в принципе, потому что общение здесь предполагает открытое выражение своей позиции.

В употреблении этикетных фраз огромна роль интонации (она должна быть доброжелательной) и невербальных средств общения (правдивого выражения лица, особенно глаз, а также жестов, мимики, позы, телодвижений).

Речевому этикету противопоставлен "антиэтикет", отдельные проявления которого показаны ниже.

1 Эвфемизм - выражение, заменяющее резкость, грубость.

Виды нарушений этикетности речи

Неправильный выбор:

Ошибочно употребление:

Следует употреблять:

(один из вариантов)

- местоим. Ты (вм. Вы)

при обращении

- к незнакомому

- начальника к подчиненному

- к старшему по возрасту

- В трамвае: Ты выходишьна следующей остановке?

Ты, Мария Ивановна,сдай отчет завтра!

Дед, не скажешь, где булочная?

- В трамвае: Вы выходите на следующей остановке?

Вы, Мария Ивановна,сдайте отчет завтра!

Вы не скажете, где булочная?

- формул обращений:

- к незнакомому собеседнику

- учителя к ученику

- на большом собрании (при давнем знакомстве)

Мужик, который час?

Парень! Не видел, какой автобус отошел?

- Ивин! К доске!

РусланДай мне слово! – Хорошо, говориЛюба!

Не знаете, который час?

Вы не заметили, какой автобус отошел?

Олег (Ивин)! Иди к доске!

Руслан Игоревич!Дайте мне слово! – Хорошо, говорите, Любовь Петровна!

- контактоустанавливающих формул

- В магазине: Сколько стоит диван?

- Другой обивки нет?

Скажите, пожалуйста, сколько стоит диван?

Не скажете, другой обивки нет?

- формул извинения

- Извиняюсь! Извиняйте!

Извини(те)!

- формул комплимента

- Ия Олеговна! Вы сегоднятакая красивая!

- Ия Олеговна! Вы сегодняособенно красивая!

- формул прощания

Бывай здоров!

Счастливо!

- формул приказа (вм. Просьбы, обязательной к исполнению_

Подготовьте отчет!

Напишите ответ!

Подготовьте, пожалуйста, отчет!Прошу Вас написатьответ!

Однако не только в неправильном выборе формул может проявляться невладение речевым этикетом. Его нарушения разнообразны и обнаруживаются:

— в бестактности, развязной фамильярности, грубости (начальника по отношению к подчиненным, ученика к учителю, молодых к пожилым, мужчины к женщине, в семье),

— в приказном администрировании, оскорблении, унижении, брани, ругани (при общении начальника и подчиненного, работников сферы обслуживания и клиентов, учителя и учеников, должностных лиц и посетителей, мужа и жены, родителей и детей).

Нельзя не согласиться с А.Н.Васильевой, считавшей, что "в основе нарушений культурно-этических норм общения лежат разнообразные причины: недостатки домашнего и/или школьного воспитания, агрессивная самозащита, бюрократическое чванство, душевная неразвитость, неуважение к равным и нижестоящим, ложная престижность (особенно в молодежной среде)'

Речевой этикет — неотъемлемый элемент культуры народа, важная часть культуры поведения и общения, продукт культурной деятельности человека. Основные черты национального русского этикета могут быть сформулированы как максимы этикетного речевого поведения. Говорящему следует:

  1. проявлять лишь доброе отношение к собеседнику;
  2. проявлять уместную вежливость (с учетом возраста, пола, служебного или общественного положения адресата);
  3. не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственных мнений и оценок, уметь встать на точку зрения партнера;
  4. вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на ситуацию общения в целом, но и на официальность или неофициальность обстановки;
  5. не перебивать собеседника;
  6. адекватно реагировать на направленное к нему обращение, на поставленный собеседником вопрос;
  7. использовать возможности невербальных средств общения.

Все эти правила базируются на принципах сотрудничества (с партнером в достижении целей общения) и принципа вежливости (уважении к партнеру).

        

Литература

Учебно-методическая литература:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. Учрежд. – М., 2008.

2. Гольцова Н.Г. Шамшин И.В. Русский язык. 10-11кл. – М., 2008.

Справочная литература:

1. Греков В.Ф., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., "Просвещение" 2004

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для учащихся среднее профессиональное заведений – М, 2007.

3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник -4-е изд., испр. – М., 2007.

4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык 10-11кл. – М, 2007.

Интернет-ресурс:

Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) -http://rusgram.narod.ru

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru

Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru

Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи -http://www.gramma.ru

Приложение 1

Зачетная ведомость

по дисциплине Русский язык и культура речи_

Группа ______________ ФИО _________________________

Семестр _______ 20__ г.

Преподаватель ________________

Упражнения

Максим.

Набрано

Дисциплинар-

ные баллы

Оценка

№1 «Стили речи»

№2 «Лексика и фразеология»

№3 «Орфоэпические нормы»

№4 «Фонетика. Графика. Орфография»

№5 «Правописание суффиксов и приставок»

№6 «Морфемика и словообразование»

№7 «Глагол как часть речи. Правописание окончаний глаголов»

№8 «Причастия и деепричастия как особая форма глагола».

№9 «Самостоятельные части речи»

№10 «Служебные части речи»

№11 «Синтаксис простого предложения»

№ 12 «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

Результат текущего рейтинг контроля

Подпись студента _________________________


Подпись преподавателя ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Математика"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информатика и ИКТ"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов СПО

В методической разработке представлен материал в помощь преподавателю физики в повседневной работе по обучению студентов самостоятельному поиску решения задач, тестов, самостоятельному овладению знани...

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу “Обществознание ” (по профилям подготовки)

Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специал...