Урок физики в 8 классе "Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Коробова Татьяна Сергеевна

Разработка содержит подробный конспект урока с презентацией по теме: "Сила трения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЛИСКИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Районный конкурс

«Учитель года - 2016»

Урок

физики в 7 классе

«Сила трения и ее роль в повседневной жизни»

                              Подготовила:

                        Коробова

                                        Татьяна Сергеевна,

                      учитель

                                                  МКОУ «Щученская СОШ»,

               IКК

2016 год

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок с элементами технологий проблемного обучения.

Цель урока: - изучить силу трения и ее виды;

                       - экспериментально установить: от чего она зависит,  

                         определить положительную и отрицательную роль силы

                         трения в жизни человека.

Задачи урока:

  1. Обучающая: Сформировать представление о силе трения, ее видах и свойствах, причинах возникновения.
  2. Воспитательная: Показать значение силы трения в природе и технике. Воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе; умение видеть физику вокруг себя, развивать коммуникативные компетентности (работа в парах и группе).
  3. Развивающая: Развивать у учащихся навыки логического мышления, анализа, синтеза, умение наблюдать и делать выводы. Формировать умение пользоваться справочной литературой; проявлять творческие способности (умение проводить эксперимент, исследовать поставленную проблему и делать выводы).

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник физики для 7 класса А. В. Перышкин, Е.М. Гутник – ДРОФА Москва, 2008.
  2. Дидактический материал А.Е. Марон, Е.А.Марон.
  3. Поурочные планы по физике к учебнику А. В. Перышкин, Е.М. Гутник – ДРОФА, Москва, 2005 г.
  4. Материалы из коллекции ЭОР (см. «Используемые материалы»)

Необходимое оборудование и материалы для занятия: набор грузов, динамометры, деревянные бруски разной массы, тележка, песок.

Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, инструкция по работе на уроке, мультимедийная презентация.

Технологии и методы: технология проблемно-поискового метода, элементы модульной технологии, здоровьесберегающие технологии, технология продуктивного чтения, использование ИКТ.

Время реализации занятия: 45 минут.

  1. Оргмомент. (2 минуты)

(СЛАЙД 1) Добрый день! Я рада вас приветствовать уважаемые учащиеся и гости!

Меня зовут Татьяна Сергеевна Коробова. Сегодня я у вас проведу урок физики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнетесь мне. Отлично!

Нас ждет очень  интересная  тема. Предстоит много работы.  Я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию.

Итак, начнём наш урок.

Ребята, уже на протяжении нескольких недель вы изучаете тему: "Взаимодействия тел”, где рассматривается многообразие сил, которые помогают нам в жизни. Сегодня на уроке мы рассмотрим такую знакомую, но таинственную силу, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь,  но с начала необходимо повторить изученный ранее материал.

  1. Актуализация опорных знаний (4 минуты).

А) повторение теоретического материала.

(СЛАЙД 2) На доске 3 рисунка. На каждом указать вид силы, ее направление и точку приложения. (3 человека у доски)

        Вес тела                             Сила тяжести              Сила упругости

http://reftrend.ru/files/140/9c47462462ec1afcf310710c5577a297.html_files/0.png                http://www.uzluga.ru/potrc/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D1%82%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8c/416210_html_m4f8518ec.jpg                     http://fs00.infourok.ru/images/doc/218/2282/1/hello_html_20054a40.png

Б)  тест /приложение_Тест. /.(СЛАЙД 3)

Итак, сейчас предлагаю вам проверить свои знания при выполнении теста, критерии оценивания вы видите на слайде. Путем взаимопроверки оцените знания соседа по парте. Полученные оценки запишите после теста. СЛАЙД 4

  1. Объяснение нового материала

Изучение темы начинаю с выдвижения проблемы:

Опыт № 1. Демонстрирую: приводится в движение игрушечный автомобиль. С течением времени его движение прекращается. Почему же останавливается автомобиль?

Слушаю ответы учащихся.

Учащиеся могут высказывать и ошибочные предположения: на автомобиль действует сила тяжести, направленная вниз; на него действует сила упругости, направленная вертикально вверх и др. 
Привожу другие примеры: 

СЛАЙД 5

а) санки, скатившись с горы, по инерции скользят по горизонтальному пути; 
б) можно, разбежавшись, скользить на коньках по льду. Они не движутся равномерно, скорость их постепенно уменьшается.

в) велосипед постепенно останавливается, если перестать крутить педали.

Почему же все тела, приведённые в движение, останавливаются? (причиной изменения скорости тел является сила, значит,  на тела действует какая-то сила, которая препятствует движению)

Может кто-то знает, как она называется?

Это сила трения.

Правильно. А кто может сформулировать тему нашего урока?

Откроем тетради и запишем тему урока: «Сила трения и ее роль в повседневной жизни»       СЛАЙД 6.

Задаю вопрос: “Что необходимо знать о силе трения?” СЛАЙД 7

После обсуждения определяем алгоритм изучения:

  • Определение силы трения.
  • Причины возникновения.
  • От каких факторов зависит сила трения?
  • Виды силы трения.
  • Применение силы трения в природе и технике.

Итак, вспомнив наши рассуждения о движении санок, велосипеда, коньков, подводим итог рассуждений: при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения.

Обсуждаем определение силы трения и записываем его в тетрадь: СЛАЙД 8

Сила трения (Fтр) – сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга.

Как и любая сила, сила трения измеряется в Ньютонах. Записываем: [Fтр]=1Н

СЛАЙД 9. Как можно измерить силу трения и определить ее направление?

Опыт № 2. Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения. Динамометр показывает силу упругости (силу тяги), равную по модулю силе трения. Какую силу показывает динамометр?

Ответ учащихся: динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

Вывод: даем определение: сила трения направлена в сторону, противоположную движению, имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.

Каковы же причины возникновения данной силы? (СЛАЙД 10 )

Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности, бугорки и царапины. Когда одно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неровности цепляются друг за друга, что создает силу, задерживающее движения.

Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Оно возникает в случае, когда поверхности тел хорошо отполированы. Как, например, при трении между двумя стеклянными или металлическими  пластинами.

Возникновение силы трения обусловлено главным образом первой причиной, когда поверхности тел шероховаты.

СЛАЙД 11. Опыт № 3. Один из учеников Демонстрирует движение шарика по материи (1гр.), на столе(2 гр.), затем по стеклу(3гр.).

 Вывод: Движение шарика по шероховатой поверхности материи прекращается гораздо быстрее, чем по стеклу.

Задаю вопрос: “Что вы предлагаете для уменьшения трения?”

Ответ учащихся: “Хорошо обработать поверхности тел, сделать их гладкими».

СЛАЙД 12.Существует несколько видов силы трения. Какие именно, вы узнаете прочитав материал на с.72-73 учебника.   (дети читают  самостоятельно!)

Какие виды сил трения можно выделить?

СЛАЙД 13.(Можно выделить три вида сил трения: трение покоя, скольжения и качения)

ФИЗМИНУТКА!!!!!! СЛАЙД 14

Сколько интересного мы узнали о силе трения. А хотите знать, от чего зависит сила трения? Давайте поработаем в  группах и выясним это. (Учащиеся получают карточки для групповой работы). 

  1. Задания для групповой работы. СЛАЙД 15

Все группы закончили свою работу. Давайте послушаем отчёты групп о проделанной работе.

(Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:

цель экспериментальной работы;

полученные результаты, выводы)

Сделайте вывод, от чего же зависит сила трения?

(Сила трения зависит: от силы давления;

от материала, из которого изготовлены тела и от качества их обработки;

от вида трения)                    СЛАЙД 16

А теперь посмотрим мультфильм. (мультфильм ФИКСИКИ) СЛАЙД 17

Следовательно, надо умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно увеличивать его. Когда трение мешает, вызывает расход энергии и материалов, необходимо уменьшать его. Так люди поступают с незапамятных времен. Но, трение встречается и в природе.  (слайд 18-19 )

5. Первичное закрепление изученного материала. СЛАЙД 20.

Вы хорошо работали в течение урока. Сейчас необходимо проверить, как вы усвоили новый материал.

Ответим на вопросы.

С какой силой мы познакомились на уроке?

Каковы  причины возникновения трения?

Назовите виды трения.

От чего зависит сила трения?

6. Оценивание работы на уроке (1,5 минуты)

7.Домашнее задание (2 минуты). СЛАЙД 21.

1.Параграфы 30-32.

2. По материалам параграфов заполнить таблицу (можно добавить свои примеры)

Польза трения

Вред трения

3. Найти пословицы и поговорки о силе трения (например, пошло дело как по маслу; что кругло – легко катится и др.)

8. Рефлексия.

Прошу вас заполнить лист самооценки.

Самой интересной информацией была …….

Для меня было открытием …..

Я, считаю, что прошедший урок был …

9. Итог урока   (слайд 23)

На этом наш урок окончен. Вы большие молодцы! Спасибо большое! Желаю успехов! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"

Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...

Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель

Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков  рабо...

Урок физики в 7 классе "Сила трения. трение в природе и технике"

Необычный урок. Много видов деятельности учащихся. Используется учебная карта ученика. Самооценка знаний учащихся....

Презентация к уроку физики в 7А классе "Сила трения. трение покоя"

В данной презентации наглядно и объёмно представлен материал к уроку физики в 7А классе "Сила трения. Трение покоя"....

Конспект урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя"

Тип урока: поисково-исследовательский урок.Цель. Изучение явления трения и выведение понятия сила трения на основе организации поисково-исследовательской деятельности учащихся с опорой на этапы цикла ...