Рабочая программа по физике для 10 класса.
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Клестова Лариса Васильевна

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 под редакцией В.А.Коровина, авторской программы:  В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 г. Для реализации программы используется учебник:  Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Физика – 10. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_10_klass._2017-2018_uch.g.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»

Рабочая программа

по физике

для 10 класса

2017- 2018 учебный год.

Составитель: учитель математики высшей квалификационной категории

Клестова Лариса Васильевна

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений.Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост.В.А.Коровин, В. А. Орлов.М.:Дрофа, 2008 г.
  2. Авторской программы:  В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой.

/ Авторы: П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2009 г

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике 2004 г.
  2. Учебного плана школы.

Для реализации программы используется учебник:  Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Физика – 10, М.: Просвещение, 2010 г.  Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

 

Содержание образования, представленное в средней  школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения
  • развития интеллектуальных способностей учащихся
  • развитие познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики
  • знакомство с методами научного познания окружающего мира
  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
  • вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физики в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

 

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом (расширенном) уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.  

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики на базовом (расширенном) уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
  • уметь
  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды

.

Учебно - тематическое планирование.

Программа  курса рассчитана на 68 часов (2ч в неделю), из них лабораторных работ -5 ч, контрольных работ - 5ч.

№№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

1

Введение. Основные особенности
физического метода исследования

1

2

Механика.

22

К.р.1, к.р.2

3

Молекулярная физика. Термодинамика

21

К.р.3, к.р.4

4

Электродинамика.

22

К.р.5

5

Повторение.

2

68

        Содержание учебного курса.        

1. Введение. Основные особенности
физического метода исследования (1 ч)

      Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов.  Научное мировоззрение.  

2. Механика (22 ч)

      Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
      
Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.
      
Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
      
Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
      
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
      
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической  энергии.
      Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
       Фронтальные лабораторные работы 
      1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
      2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)

      Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа.   Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
      
Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
      
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
      
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. ИзопроцессыВторой закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель.   КПД двигателей.  

      Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела.  Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.  

      Фронтальные лабораторные работы 
      3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.
      

4. Электродинамика (22 ч)

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
      
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
      
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах  Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
      
       Фронтальные лабораторные работы
      4. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
      5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

5. Резерв (2 ч)

Формы и средства контроля

Основными методами проверки знаний и умений обучающихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний –   текущий, промежуточный и итоговый контроль : текущая проверка проводится систематически из урока в урок,  контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений обучающихся после изучения каждой темы и итоговая контрольная работа.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала,   программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Используется учебное и лабораторное оборудование, имеющееся в кабинете (см паспорт кабинета) рекомендованное Министерством образования РФ.

Учебно-методические средства обучения.

 Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Физика – 10, М.: Просвещение, 2010 г.,

А.В.Рымкевич «Сборник задач по физике».

Дополнительная литература  

С.Я.Шамаш, Э.Е.Эвенчик «Методика преподавания физики в средней школе»,

Г.В.Маркина «Физика -10»,

В.А.Волков «Поурочные разработки по физике»,

В.А.Шевцов «Поурочные планы по физике 10 класс»,

В.А.Буров, Г.Г.Никифоров «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11классах»,

Календарно – тематическое планирование.

          №

Кол-во

часов

Тема урока

Дата

(неделя)

Контроль

Физика и методы научного познания

1

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Физика как наука и основа естествознания.

1

22ч

Механика

2

1

 Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.

1

3

1

Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета.

2

4

1

Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость.

2

5

1

Ускорение. Прямолинейное   движение с постоянным ускорением.

3

6

1

Свободное падение тел.

3

7

1

Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.

4

8

1

Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

4

9

1

Решение задач по теме «Кинематика»

5

10

1

Контрольная работа № 1 "Кинематика "

5

К.р.№1

11

1

Анализ контрольной работы. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона.      

6

12

1

Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса.

6

13

1

Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

7

14

1

Решение задач на законы Ньютона.

7

15

1

Сила тяготения. Закон всемирного тяготения.

8

16

1

Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес.

8

17

1

Силы упругости. Закон Гука.

9

18

1

Сила трения.

9

19

1

ТБ. Лабораторная работа № 1: «Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

10

20

1

 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

10

21

1

Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической  энергии.

11

22

1

ТБ. Лабораторная работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии».

11

23

1

Контрольная работа № 2 "Динамика. Законы сохранения в механике"

12

К.р.№2

21ч

Молекулярная физика

24

1

Анализ контрольной работы. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

12

25

1

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул.

13

26

1

Модель идеального газа.   Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

13

27

1

Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.        

14

28

1

Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.

14

29

1

Решение графических задач на газовые законы.

15

30

1

ТБ. Лабораторная работа №3: «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

15

31

1

Решение задач по теме : «Молекулярная физика»

16

32

1

Контрольная работа №3 «Молекулярная физика»

16

К.р.№3

33

1

Анализ контрольной работы. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

17

34

1

Количество теплоты. Теплоемкость.

17

35

1

Первый закон термодинамики.  

18

36

1

Изопроцессы

18

37

1

Решение задач на первый закон термодинамики.

19

38

1

Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос.

19

39

1

Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель.   КПД двигателей. 

20

40

1

Испарение и кипение. Насыщенный пар.

20

41

1

Влажность воздуха.

21

42      

1

Кристаллические и аморфные тела. 

21

43

1

Решение задач по теме: «Термодинамика»

22

44

1

Контрольная работа №4 «Термодинамика»

22

К.р.№4

22ч

Электродинамика

45

1

Анализ контрольной работы. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда.

23

46

1

Закон Кулона.

23

47

1

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

24

48

1

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

24

49

1

Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов.

25

50

1

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

25

51

1

Решение задач по теме: «Электрическое поле. Конденсаторы»

26

52

1

Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.  

26

53

1

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

27

54

1

Решение задач на закон Ома для участка цепи.

27

55

1

ТБ. Лабораторная работа №4: «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».

28

56

1

Работа и мощность тока.

28

57

1

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

29

58

1

Решение задач на закон Ома для полной цепи.

29

59

1

ТБ. Лабораторная работа №5: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

30

60

1

Решение задач по темам «Электродинамика».

30

61

1

Контрольная работа №5 «Электродинамика»

31

К.р.№5

62

1

Анализ контрольной работы. Электрический ток в металлах.  

31

63

1

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп-переход.

32

64

1

Полупроводниковый диод. Транзистор.

32

65

1

Электрический ток в жидкостях.

33

66

1

Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

33

Повторение

67

1

Повторение по теме: «Механика»

34

68

1

Повторение по теме: «Молекулярная физика. Термодинамика»

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...