Разработка урока на тему "Сила тяжести. Явление тяготения" 7 класс ФГОС
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Старкова Евгения Евгеньевна

Общая информация

Учебный предмет: Физика

Класс: 7

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»

Тема урока: «Явление тяготения. Сила тяжести.»

Место урока в структуре учебного занятия: «Явление тяготения. Сила тяжести»  урок в разделе «Взаимодействие тел».

Цели по содержанию:

Образовательные: сформировать представления о понятии «Явление тяготения Сила тяжести». Раскрыть природу, изучить причину возникновения силы.

Развивающие:развивать логическое мышление; применение технических приемов умственной деятельности уточнения, углубления, осознания и упрочения знания интерес к учению и исследовательским процессам., развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.

Воспитывающие:воспитывать внимательность, сосредоточенность, настойчивость в достижение цели. Силы воли, любознательности, помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные  –  знать и понимать смысл  значения  сила, объяснять значение сила тяжести и явления тяготения

метапредметные:

Регулятивные- ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свой ошибки.

Коммуникативные- вступать в диалог. Уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить  высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиций других.

Познавательные- анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно , осознано и произвольно речевые высказывания в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствие с целью и соблюдения нормы построения текста; выделение существенное.

Личностные: сформировать интерес и практические умения,  самостоятельность в приобретении знаний о силе и силе тяжести, ценностное  отношении друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые  технологии: технология критического мышления , технология обучения в сотрудничестве , информационно-коммуникационная технология.

Информационно- технологические ресурсы:

Список использованных  источников и литературы:

1.      Учебник « Физика 7 класс»А,В.Перышкин Учебник для общеобразовательных учреждений 2-е издание – М: Дрофа, 2014

2.      Лукашникв.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждении- М: просвещение

3.      ЦОР  по физике 7 класс

Оборудование: теннисные шарики, штативы, шарики на нити; компьютер, медиапроектор, видеофрагмент из фильма «Морозко», компьютерная презентация «Сила тяжести. Всемирное тяготение»

Тип урока  Изучение нового материала

Методы обучения  Беседа. Демонстрация опытов. Записи на доске и в тетрадях. Дедуктивное применение теоретических знании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока28.06 КБ
PDF icon Презентация1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе: Старкова Евгения Евгеньевна

Общая информация

Учебный предмет: Физика

Класс: 7

Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»

Тема урока: «Явление тяготения. Сила тяжести.»

Место урока в структуре учебного занятия: «Явление тяготения. Сила тяжести»  урок в разделе «Взаимодействие тел».

Цели по содержанию:

Образовательные: сформировать представления о понятии «Явление тяготения Сила тяжести». Раскрыть природу, изучить причину возникновения силы.

Развивающие:развивать логическое мышление; применение технических приемов умственной деятельности уточнения, углубления, осознания и упрочения знания интерес к учению и исследовательским процессам., развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры.

Воспитывающие:воспитывать внимательность, сосредоточенность, настойчивость в достижение цели. Силы воли, любознательности, помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные  –  знать и понимать смысл  значения  сила, объяснять значение сила тяжести и явления тяготения

метапредметные:

Регулятивные- ставить цель, оценивать свою работу; исправлять и объяснять свой ошибки.

Коммуникативные- вступать в диалог. Уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить  высказывания, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывать позиций других.

Познавательные- анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно , осознано и произвольно речевые высказывания в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствие с целью и соблюдения нормы построения текста; выделение существенное.

Личностные: сформировать интерес и практические умения,  самостоятельность в приобретении знаний о силе и силе тяжести, ценностное  отношении друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.

Используемые  технологии: технология критического мышления , технология обучения в сотрудничестве , информационно-коммуникационная технология.

Информационно- технологические ресурсы:

Список использованных  источников и литературы:

  1. Учебник « Физика 7 класс»А,В.Перышкин Учебник для общеобразовательных учреждений 2-е издание – М: Дрофа, 2014
  2. Лукашникв.И. сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждении- М: просвещение
  3. ЦОР  по физике 7 класс

Оборудование: теннисные шарики, штативы, шарики на нити; компьютер, медиапроектор, видеофрагмент из фильма «Морозко», компьютерная презентация «Сила тяжести. Всемирное тяготение»

Тип урока  Изучение нового материала

Методы обучения  Беседа. Демонстрация опытов. Записи на доске и в тетрадях. Дедуктивное применение теоретических знании.

1 Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас.  Давайте посмотрим в глаза  друг другу, мысленно пожелаем  успеха на уроке и улыбнемся.  Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться!  

2. Актуализация знаний

Учитель:

Наш урок я начну с эпиграфа (эпиграф на доске):

Владея опытом естественных наук,

Изучим все, что есть в подлунном мире,

Тогда лишь станет ясным все вокруг,

И понимание человеческое шире.

Ребята как вы думаете, почему именно с этого стихотворения я начала сегодняшний урок?

Ребята: ведь, изучая естественные науки (а физика – естественная наука) мы познаем мир, каждый день открывая для себя что-то новое.

Учитель: Правильно!  Вот и сегодня мы с вами познакомимся с новой физической величиной. Но, прежде чем приступить к изучению новой темы мы с вами вспомним понятия и величины, которые вы уже знаете.

Перед вам на столе лежат слова.

1.Из приведенных слов составьте два определения физических величин:

сила, мера, масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел

 (Сила – характеристика взаимодействия тел, масса – мера инертности)

2.найдите закономерности и разделите на две группы термины:

мензурка, масса,  объём, килограмм, кубический метр, весы

( масса, весы, килограмм;  объём, мензурка, кубический метр).

Молодцы! А теперь ответим на тестовые вопросы:

(тест на доске)

1.        Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

А. Может.                 Б. Не может.                   В. Иногда может

2.        Изменение скорости тела происходит…

А. Без действия на него другого тела.

Б. Пока на него действует другое тело.

В. До того, как подействует на него другое тело.        

3. При взаимодействии двух тел…

А. Оба тела имеют одинаковую скорость

     Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой.

В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой

Какой вывод по заданиям теста можно сделать? Что является причиной изменения скорости тела:  сила!

Хорошо! А чем сила характеризуется:

•        числовым значением;

•        направлением в пространстве;

•        точкой приложения.

3 этап. Объяснение нового материала.

Учитель:  

Скоро наступит новый год, а за ним – зимние каникулы. И очень часто по телевизору в это время показывают одну из самых новогодних сказок – «Морозко».

Давай те и мы посмотрим небольшой фрагмент.

(Просмотр фрагмента видео фильма «Морозко», где Иван – вдовий сын проезжает  через лес и на него нападают разбойники. Он отбирает у них дубинки и забрасывает далеко вверх. Они улетают, скрываясь с глаз, а Иван говорит: «Ничего, к зиме вернуться». И, когда он вместе с Настенькой, проезжает через этот лес зимой, дубинки действительно возвращаются и «каждая находит голову своего хозяина»).

Обсуждение:  Иван подействовал на дубинки с силой и направил их вверх, а что заставило дубинки изменить свою скорость и вернуться назад?

Ученики: другая сила, притяжение со стороны Земли.

Учитель:  теперь, я думаю, что вы поняли цель нашего урока, что мы будем изучать  сегодня? (Мы познакомимся с силой притяжения или силой тяжести).

А какие цели мы ставим перед собой:

Изучить понятие силы тяжести и от чего она зависит.

Что является источником физических знаний?

Ученики: наблюдения и опыты.

Учитель:  вот и мы проведем с вами ряд опытов:

  • Возьмём теннисный шарик в руки и отпустим его, что произойдет?
  • Возьмём теннисный шарик в руки и подкинем его, что произойдет?

Что является причиной изменения  скорости движения шарика в этих случаях?

Ответ:  Другое тело.  Земля.  

Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

 Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т.д.  

Учитель:   Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п.

Прочтите определение этой силы на стр.71

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Она обозначается буквой F c индексом Fтяж. и  направлена к центру Земли.

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется: сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д. Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. А вы, чувствуете притяжение Земли?

Я с детства падал столько раз.

С болью и ушибами подчас.

И у меня уж нет сомнения,

Что это сила притяжения.

Давайте попытаемся побороться с силой притяжения - Динамическая пауза:

Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)

В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)

С притяжением Земли

Мы бороться не смогли.

Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)

Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).

Продолжаем наши исследования:

  • лист бумаги сминают в комок и кидают одновременно с ластиком

Вывод  ребят: сила притяжения зависит от массы тела.

Учитель:   про тело с большей массой говорят: оно тяжелее. Тело с меньшей массой будет легче.

   Во сколько раз масса одного тела больше массы другого, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе.

Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести?  (Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Сила тяжести зависит: 1) от расстояния между центром Земли и телом; 2) от массы тела.

Оказывается, притяжение существует не только между Землёй и телами на ней.

Притяжение существует и между планетами Солнечной системы.

Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Поэтому ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВСЕЛЕННОЙ ДРУГ К ДРУГУ НАЗВАНО  ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ.

 Согласно этому закону, установленному И. Ньютоном: силы притяжения между телами тем больше, тем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Таким образом, сила тяжести – частный случай силы всемирного тяготения.

Силу тяжести, как и любую физическую величину, можно измерить, т.е. сравнить с силой, принятой за единицу.

Вы знаете, что сила является причиной изменения скорости тела. Именно по этому за единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

В честь английского физика И. Ньютона это единица называется ньютоном Н.

Попытаемся определить величину силы в 1 Н. Установлено, что 1 Н приблизительно равен силе тяжести, которая действует на тело массой 1/9.8 кг т.е. около 102 г.

Известно, что, во сколько раз масса одного тела больше массы другого тела, во столько же раз сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести действующее на второе тело. Таким образом, если на тело массой 1/9.8 кг действует сила тяжести 1 н, то на тело 2/9.8 будет действовать сила тяжести равная 2 н. поэтому на тело массой 9.8/9.8 кг = 1 кг на тело действует сила тяжести равная 9.8н.

Значит силы тяжести действующей на тело массой 1 кг можно записать так: 9.8 н/кг

Значит , если на тело массой 1 кг действует сила, равная 9.8, то на тело массой 2 кг действует сила в 2 раза большая = 19,6н.

Таким образом, что бы определить силу тяжести, действующую на тело любой массы, необходимо 9,8 н/кг умножить на массу этого тела.

Формула

g-ускорение свободного падения.

  1. Закрепление изученного материала.

Найдите свою силу тяжести.

Значение ускорения свободного падения на разных космических телах различно,  на пример на луне оно равно 1,6 Н/кг. Найдите какую силу тяжести вы бы испытывали находясь на поверхности Луны. И во сколько раз это значение меньше чем на Земле.

  1. Рефлексия.

Ребята давайте вспомним все о чем говорилось на уроке и подведем итог. Для этого посмотрите на экран и закончите предложения:

1. Сегодня на уроке я узнал….

2. Самым трудным для меня было…

3. Самым интересным мне показалось…

Урок мне хочется закончить словами: Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный,путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»

Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

6.Домашнее задание.

П. 25,29.

Найти значения силы тяжести на каждой планете?

Ответе на вопрос: известно, что авторучка «отказывается» писать на вертикальной плоскости. Проверьте на опыте и объясните, почему так происходит.

(Под действием силы притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физической культуре в 5 классе (ФГОС)

Методическая разработка урока по физической культуре в 5 классе "Путешествие в страну"Олимпия"...

Разработка урока-зачета по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления.

Разработка урока-зачета по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления....

Разработка урока "Вышивка художественная, белая, владимировская" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Вышивка художественная, белая, владимировская" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Разработка урока "Атласная гладь и штриховая" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.

Разработка урока "Атласная гладь и штриховая" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....

Методическая разработка урока по теме "Волейбол" для 5 класса (ФГОС)

Урок составлен с учетом возрастных особенностей, требований ФГОС....

разработка обобщающего урока по теме "Тепловые явления " 8 класс физика

Предсталена разработка обобщающего урока по теме "Тепловые явление" для 8 класса по физике...

Методическая разработка урока по теме "Волейбол" для 8 класса (ФГОС)

Раздел: «Волейбол. Прием мяча снизу.»Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий волейболом.Задачи:Образовательная: обуче...