Магнитное поле Земли
план-конспект урока по физике (6 класс) на тему
Дать понятие магнитного поля Земли. Раскрыть значение магнитного поля Земли. Исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться с проявлениями магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения экспериментальных заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений. Поддерживать интерес учащихся к изучению природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ершова Саратовской области им. Героя Советского Союза М.А. Зуева»
Урок физики в 6 классе
(пропедевтический курс)
по теме «Магнитное поле Земли»
Филиппова Елена Валентиновна,
учитель физики
первая квалификационная категория
Ершов 2017 г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Образовательные. Дать понятие магнитного поля Земли. Раскрыть значение магнитного поля Земли. Исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться с проявлениями магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения экспериментальных заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений. Поддерживать интерес учащихся к изучению природы.
Воспитательные. Воспитание культуры умственного труда, общения, коммуникативных качеств. Содействовать воспитанию у учащихся навыков самостоятельной работы. Научить работать в парах и малых группах, выработать умение выслушать мнение собеседника, прийти к общему мнению.
Развивающие. Развитие познавательной и творческой деятельности, аналитического мышления и самостоятельности учащихся при работе в парах, малых группах, умения проводить исследования и анализировать полученные результаты. Развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения), познавательного интереса (на основе физических экспериментов); формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира, для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах и малых группах чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.
Задачи урока:
1. Создать условия для развития интереса учащихся к физике.
2. Способствовать приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности.
3. Воспитывать аккуратность, чёткость и организованность, ответственность за порученное дело.
4. Развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся, умение проводить исследования и анализировать полученные результаты.
На столах учащихся: два полосовых магнита, компас, лист бумаги А4, инструкционные карты № 1 и № 2
На демонстративном столе: лабораторный столик для опытов, стакан с водопроводной водой, стальные скрепки для бумаги, глобус, цветные магниты, сигнальные карты для закрепления полученных знаний, магниты (подковообразный, полосовой и кольцеобразный) – скрыты от учащихся.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация в POWER POINT и видеофрагмент
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Формы обучения: парная, групповая, фронтальная.
Формирую следующие универсальные учебные действия:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении экспериментальных физических задач.
Метапредметные:
- умение пользоваться лабораторным оборудованием;
- умение выдвигать гипотезы, понимать необходимость их проверки;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, использовать ранее изученный материал по другим учебным предметам для решения учебных физических проблем.
Предметные: формирование у учащихся понятия о магнитном поле Земли, и о его проявлении в различных физических явлениях.
Этап | Содержание этапа | Развитие УУД | |
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | ||
| Здравствуйте ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с эксперимента. Предлагаю проблемную ситуацию: Как достать из стакана с водой скрепку, не намочив пальцы? Выслушиваю все гипотезы учащихся – организую беседу предлагая использовать магнит (если данное решение не предложено учащимися) Провожу эксперимент, который решает проблемную ситуацию | Самостоятельно решают проблему. Высказывают предположения, демонстрируют способы решения проблемы. Верный ответ магнит | Умение высказывать свои предположения, пытаться предлагать способ её проверки |
Молодцы! Правильно! На доску прикрепляю лист бумаги со словом МАГНИТ. Демонстрирую магниты учащимся, проговаривая их названия: Подковообразный, полосовой и кольцеобразный | Слушают, возможно, задают вопросы | ||
| Задаю вопрос: Ребята скажите, а где же применяются магниты? Слайд 1 Применение магнитов. Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос Выслушиваю ответы, поднимая учащихся с мест Молодцы! Правильно! | Приводят примеры применения магнитов | Умение выражать свои мысли |
Задаю вопрос: Ребята, давайте рассмотрим магнит. Обратите внимание, как окрашены магниты. Как вы думаете почему? (обращаю внимание на цвет и букву) Молодцы! Правильно! На доску прикрепляю лист бумаги со словом ПОЛЮСЫ. На доску прикрепляю макет магнита и прописываю мелом, обозначение каждого полюса (северный, южный) | Слушают учителя. Отвечают на вопрос Верный ответ: Красный (N) – это северный полюс магнита (НОРД), синий (S) – это южный полюс магнита (ЗЮЙД) | ||
Задаю вопрос: Ребята, а какое ещё большое физическое тело обладает полюсами? (дополнительный вопрос: Какое физическое тело тоже имеет два полюса) И выразительно смотрю на глобус. Молодцы! Правильно! На доску прикрепляю лист бумаги со словом Земля. Вызываю ученика(цу) и прошу показать, где какой полюс находится. Задаю вопрос: Ребята, если наша планета Земля имеет два полюса, значит она является……? Земля – это гигантский магнит. Молодцы! Правильно! | Слушают учителя. Отвечают на вопрос Верный ответ: планета Земля тоже имеет два полюса : северный и южный.
Верно показывает: северный сверху, южный снизу Верный ответ: планета Земля это большой магнит | ||
Ребята, да доске (листочках) мы видим три слова МАГНИТ, ПОЛЮСЫ и Земля. Используя их, назовите тему урока. Слушаю ответы учеников, помогаю сформулировать тему Меняю слайд Слайд 2 Тема урока: «Магнитное поле Земли» | Слушают учителя. Формулируют тему урока Верный ответ: Магнитное поле Земли | ||
| Задаю вопрос: Ребята, а что бы вы хотели узнать о магнитном поле Земли? Слушаю ответы учеников и помогаю определить цели | Перечисляют всё, что хотели бы узнать о магнитном поле Земли | Умение грамотно формулировать вопросы |
| Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведём небольшое исследование с лабораторным оборудованием, которое находится на ваших столах. Работать будем в парах. Для работы используем инструкционную карту № 1 фиолетового цвета. Обратите внимание в правой части карты необходимо записать свои наблюдения. Данное задание выполняем 3 минуты. Прошла между рядами, но детям помогаю, только в том случае, когда они попросят об этом. | Выполняют работу по инструкционной карте № 1 Исследуют взаимодействие полюсов двух магнитов. Наблюдают простейшие опыты, свои наблюдения кратко описываю | Умение использовать лабораторное оборудование. Умение работать по предложенному плану |
Время вышло. Дописываем до точки. Отложили оборудование. Кто готов поделиться своими наблюдениями? Спрашиваю две пары, желательно по желанию Молодцы! Правильно! Вывешиваю на доске три картинки с притяжением разноимённых и отталкиванием разноимённых полюсов магнита, проговаривая ещё раз: Одноимённые полюсы магнитов отталкиваются. Разноимённые полюсы магнитов притягиваются. | Верные ответы (выводы): 1. Одноимённые (одинаковые) полюсы магнитов будут отталкиваться. 2. Разноимённые (одинаковые) полюсы магнитов будут притягиваться. | Обрабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы вырабатывают умение слушать мнение собеседника, приходить к общему выводу | |
Физкультминутка | Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.) | Выполняют физические упражнения | |
| Задаю вопрос: Ребята, а кто знает, какой прибор реагирует на магнитное поле Земли слушаю ответы Молодцы! Правильно! Послушаем сообщение, которое подготовил Зудин Егор Слайд 3 Компасы После выступления, обращаю внимание учеников на то, что компас своей красной стрелкой указывает на север Слайд 4 Стрелка компаса направлена на север своим красным концом | Отвечают на вопрос Верный ответ: Компас Выступление Егора (3 мин) Слушают информацию, вспоминают, что такое компас, где и для чего его используют… | Умение высказывать свои предположения Умение слушать и слышать |
А сейчас ребята, используя компас и магниты, мы проведём ещё один эксперимент, используя инструкционную карту № 2 синего цвета. Обратите внимание в правой части карты необходимо записать свои наблюдения. Данное задание выполняем 3 минуты. Прошла между рядами, но детям помогаю, только в том случае, когда они попросят об этом. | Выполняют работу по инструкционной карте № 2 Исследуют взаимодействие полюсов магнитов и компаса. Наблюдают простейшие опыты, свои наблюдения кратко описываю | Умение использовать лабораторное оборудование. Умение работать по предложенному плану | |
Время вышло. Дописываем до точки. Отложили оборудование. Кто готов поделиться своими наблюдениями? Спрашиваю две пары, желательно по желанию Молодцы! Правильно! Выводы опыта № 2 подтверждают выводы, которые вы сделали из первого опыта (проговариваю их ещё раз) Одноимённые полюсы магнита и компаса отталкиваются. Разноимённые полюсы магнита и компаса притягиваются. | Верные ответы (выводы): 1. Одноимённые полюсы магнита и компаса отталкиваются. Разноимённые полюсы магнита и компаса притягиваются. | Обрабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы вырабатывают умение слушать мнение собеседника, приходить к общему выводу | |
Ребята, представим, что магнит в ваших руках, это магнит под названием Земля. Задаю вопрос: Скажите, а где находится северный и южный магнитные полюса Земли? В руках держу магнит (около глобуса) поворачиваю его относительно земной оси. Пришли к несоответствию расположения географических полей Земли и стрелки компаса | Отвечают на вопросы, возможна дискуссия Верный ответ: Северный географический полюс Земли находится около южного магнитного полюса Земли и наоборот. | Умение высказывать свои предположения, умение слушать и слышать, делать выводы из полученной информации | |
Молодцы! Правильно! Проговариваю важную информацию и показываю её на слайде. Северный географический полюс Земли находится около южного магнитного полюса Земли, а южный географический полюс Земли находится около северного магнитного полюса Земли Слайд 5 Магнитные полюса Земли | |||
| Ребята обратите внимание на линии, которые окружают нашу Землю. Задаю вопросы:
| Верные ответы:
| Умение высказывать свои предположения, умение слушать и слышать, делать выводы из полученной информации, уметь выделять главное |
Ребята, на экране мы видим фотографии различных явлений. Слайд 6 Проявление магнитного поля Земли Работать будем в группах по 4 человека. В каждой группе необходимо выбрать выступающего, который данную группу будет представлять. Каждой группе необходимо выбрать на экране четыре явления, которые на их взгляд объясняют проявление магнитного поля Земли и объяснить одно из них на выбор. Во время ответов не повторяться. На это задание 4 минуты. Слушаю ответы, при необходимости вношу поправки. Молодцы! Правильно! (Наличие магнитного поля Земли – это научный факт, но причины возникновения этого поля и его механизмы до сих пор остаются загадкой. Эта загадка – одна из важнейших нерешенных проблем геофизики. Навигационные способности представителей животного мира поражают своим разнообразием. - - Разные виды млекопитающих, птиц и насекомых могут определять направление движения по наземным ориентирам, звёздам, Солнцу и даже по магнитным полям. В частности "внутренним компасом" обладают черепахи, голуби, грызуны, летучие мыши и олени. Особенно интересно то, что молодь (мальки рыб) никогда не покидала пределов рыбоводного хозяйства, и у неё нет никакого опыта миграции. А это значит, что их умение ориентироваться по магнитному полю унаследовано, запрограммировано генетически. -- Магнитное поле Земли защищает всё живое и препятствует проникновению в атмосферу Земли космического излучения - это защита Земли. - Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на самочувствие людей. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц. Магнитные бури – явление кратковременное. | Работают в группах. Выбирают картинку, описывают явление, дают ответ. Внимательно слушают выступление одноклассников, вносят поправки и дополнения | ||
| Показываю Видеофрагмент «Полярное сияние» 2 мин. Что это за явление? Как оно называется? | Слушаю ответы Верный ответ Северное (полярное) сияние | Умение делать выводы из полученной информации, уметь выделять главное |
Итог, Д/з | Задаю вопрос: Ребята, мы доказали существование магнитного поля Земли? Что сегодня на уроке вам показалось: - самым трудным; - самым важным; - самым интересным? На зелёных листочках, ваше домашнее задание Слайд 6 Домашнее задание | Отвечают на вопросы Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние объекты. Органы чувств человека не способны видеть магнитное поле, но вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует. А так же о существовании поля говорят много природных явлений. Разбирают листочки с д/з | Умение делать выводы из полученной информации, уметь выделять главное |
Ребята закончить урок я хочу словами «Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет!» Вы молодцы, спасибо вам за урок, жду вас на следующее занятие, на котором мы с вами продолжим изучать такой интересный предмет физику. Урок окончен. | слушают |
Используемая литература:
- http://shishkinles.ru2.
- http://www.maam.ru/detskijsad/udivitelnye-svoistva-magnita-poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost.html3.
- Мои первые научные опыты. – Словакия; Издательская группа «Контэнт», 2003.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. – М.; АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.
- Что такое. Кто такой. Энциклопедия для младших школьников. В трех томах. Том 2. – М.: Издательство «Педагогика», 1975.
- Я познаю мир: Физика: Дет. Энцик./ Авт.-сост. А.П. Савин и др. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
- А. И. Дьяченко МАГНИТНЫЕ ПОЛЮСА ЗЕМЛИ Библиотека <Математическое просвещение> Выпуск 24
- М. Г. Мнеян. Новые профессии магнита. (Книга для внеклассного чтения учащихся 9-11 классов средней школы.)
- А. П. Меркулов. Магнитные поля - труженики.
- Энциклопедия для детей. Т.16 (Физика. Ч.2)/ Глав. Ред В.А. Володин– М.: Аванта+, 2001
- Энциклопедия для детей: Т.3 (География).– Сост. С.Т. Исмаилова.– М.: Аванта+, 1994
- Энциклопедия для детей: Т.4 (Геология). – Сост. С.Т. Исмаилова.– М.: Аванта+, 1995
- 14.Зигель Ф.Ю., Вам, земляне. – М.: Недра, 1976
- Громов С.В., Физика: Школьная энциклопедия. М.: Дрофа, 1999
- Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А.А. Леонович; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 48018.
- Почтарев В.И., Михлин Б.З., Тайна намагниченной Земли. – М.: Педагогика, 1986
- Методический справочник учителя физики/ Сост.: М.Ю. Демидова, В.А. Коровин. – М.: Мнемозина, 2003
- Мизун Ю.Г., Мизун П.Г., Магнитные бури и здоровье. – Вологда: СП «Корона», фирма «Корона-принт», 1990
- Новикова Н.Г., Необыкновенные небесные явления. – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1950
- Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 260 с.
- Занимательные опыты: Электричество и магнетизм./ М. Ди Специо; Пер. с англ. М. Заболотских, А. Расторгуева. – М.: АСТ: Астрель, 2005, - 160 с.: ил.
- Карцев В.П.. Магнит за три тысячелетия. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 190 с.: ил. – (Научно-попул. б-ка школьника)
- Карцев Ю. Приключения великих уравнений
- Керенский Л.Е. Магнетизм. –М, 1967.
- Каганов М.И. Цукерник В.М. Природа магнетизма. –М, 1982.
- Тамм И. Е. Основы теории электричества, 11 издание, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Магнитное поле Земли.
Что такое магнитное поле Земли? Небольшой параграф в учебнике 8-го класса или единственный щит, который может защитить нашу Землю. К сожалению, магнитное поле Земли изменяется. От чего это зависит? Ка...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/31/picture-104510.jpg)
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Полная разработка урока по новым ФГОС второго поколения, физика 8 класс. Можно использовать в 9 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/17/picture-78697.jpg)
Магнитное поле Земли - «подарок» природы
Урок здоровья выполнен в виде проекта.Группы биологов-экологов, физиков, валеологов исследуют свойства электромагнитного излучения, магнитного поля земли, выявляют их воздействие на организм человека,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-370495-1387781406.jpg)
Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"
При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/20/picture-318367-1398020132.jpg)
Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс ( к учебнику А.В.Перышкина)
Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс.Содержит 2 варианта работы....