Магнитное поле Земли
план-конспект урока по физике (6 класс) на тему

Филиппова Елена Валентиновна

Дать понятие магнитного поля Земли. Раскрыть значение магнитного поля Земли. Исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться с проявлениями магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения экспериментальных заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.  Поддерживать интерес учащихся к изучению природы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon plan_provedeniya_uroka.zip38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Ершова Саратовской области                                                                 им. Героя Советского Союза М.А. Зуева»

Урок физики в 6 классе

(пропедевтический курс)

 по теме «Магнитное поле Земли»

Филиппова Елена Валентиновна,

 учитель физики

первая квалификационная категория

Ершов 2017 г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Образовательные. Дать понятие магнитного поля Земли. Раскрыть значение магнитного поля Земли. Исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться с проявлениями магнитного поля; формировать умение применять полученные знания для решения задач и выполнения экспериментальных заданий, расширить кругозор учащихся в области магнитных явлений.  Поддерживать интерес учащихся к изучению природы.

Воспитательные. Воспитание культуры умственного труда, общения, коммуникативных качеств. Содействовать воспитанию у учащихся навыков самостоятельной работы. Научить работать в парах и малых группах,  выработать умение выслушать мнение собеседника, прийти к общему мнению.

Развивающие.  Развитие познавательной и творческой деятельности, аналитического мышления и самостоятельности учащихся при работе в парах, малых группах, умения проводить исследования и анализировать полученные результаты. Развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения), познавательного интереса (на основе физических экспериментов); формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира, для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в парах и малых группах  чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.

Задачи урока:

1. Создать условия для развития интереса учащихся к физике.

2. Способствовать приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности.

3. Воспитывать аккуратность, чёткость и организованность, ответственность за порученное дело.

4. Развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся, умение проводить исследования и анализировать полученные результаты.

На столах учащихся: два полосовых магнита, компас, лист бумаги А4, инструкционные карты № 1 и № 2

На демонстративном столе: лабораторный столик для опытов, стакан с водопроводной водой, стальные скрепки для бумаги, глобус, цветные магниты, сигнальные карты для закрепления полученных знаний, магниты (подковообразный, полосовой и кольцеобразный) – скрыты от учащихся.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация в POWER POINT и видеофрагмент

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы обучения: парная, групповая, фронтальная.

Формирую следующие универсальные учебные действия:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении экспериментальных физических задач.

Метапредметные: 

-  умение пользоваться лабораторным оборудованием;

-  умение выдвигать гипотезы, понимать необходимость их проверки;

-  умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-  умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- умение самостоятельно ставить цели, использовать ранее изученный материал по другим учебным предметам для решения учебных физических проблем.

             Предметные: формирование у учащихся понятия о магнитном поле Земли,  и о его проявлении в различных  физических явлениях.

Этап

Содержание этапа

Развитие УУД

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

  1. Постановка проблемной ситуации

Здравствуйте ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с эксперимента. Предлагаю проблемную ситуацию: Как достать из стакана с водой скрепку, не намочив пальцы? Выслушиваю все гипотезы учащихся – организую беседу предлагая использовать магнит (если данное решение не предложено учащимися)

Провожу эксперимент, который решает проблемную ситуацию

Самостоятельно решают проблему. Высказывают предположения, демонстрируют способы решения проблемы.

Верный ответ магнит

Умение высказывать свои предположения, пытаться предлагать способ её проверки

Молодцы! Правильно! На доску прикрепляю лист бумаги со словом МАГНИТ. Демонстрирую магниты учащимся, проговаривая их названия: Подковообразный, полосовой и кольцеобразный

Слушают, возможно, задают вопросы

  1. Введение в тему

Задаю вопрос: Ребята скажите, а где же применяются магниты?                                                                                                     Слайд 1 Применение магнитов.                                                            Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос

Выслушиваю ответы, поднимая учащихся с мест

Молодцы! Правильно!

Приводят примеры применения магнитов

Умение выражать свои мысли

Задаю вопрос: Ребята, давайте рассмотрим магнит. Обратите внимание, как окрашены магниты. Как вы думаете почему? (обращаю внимание на цвет и букву)

Молодцы! Правильно! На доску прикрепляю лист бумаги со словом  ПОЛЮСЫ.

На доску прикрепляю макет магнита и прописываю мелом, обозначение каждого полюса (северный, южный)

Слушают учителя. Отвечают на вопрос

Верный ответ: Красный (N) – это северный полюс магнита (НОРД), синий (S) – это южный полюс магнита (ЗЮЙД)

Задаю вопрос: Ребята, а какое ещё большое физическое тело обладает  полюсами?   (дополнительный вопрос: Какое физическое тело тоже имеет два полюса)                                                         И выразительно  смотрю на глобус.

Молодцы! Правильно! На доску прикрепляю лист бумаги со словом  Земля.

Вызываю ученика(цу) и прошу показать, где какой полюс находится.

Задаю вопрос: Ребята, если наша планета Земля имеет два полюса, значит она является……? Земля – это гигантский магнит.

Молодцы! Правильно!

Слушают учителя. Отвечают на вопрос

Верный ответ: планета Земля тоже имеет два полюса : северный и южный.

 

Верно показывает: северный сверху, южный снизу

Верный ответ: планета Земля это большой магнит

Ребята, да доске (листочках) мы видим три слова МАГНИТ, ПОЛЮСЫ и Земля. Используя их, назовите тему урока.                                                                 Слушаю ответы учеников, помогаю сформулировать тему                    Меняю слайд

Слайд 2 Тема урока: «Магнитное поле Земли»                                                          

Слушают учителя. Формулируют тему урока

Верный ответ:    Магнитное поле Земли

  1. Постановка целей урока

Задаю вопрос: Ребята, а что бы вы хотели узнать о магнитном поле Земли?                                                     Слушаю ответы учеников и помогаю определить цели

Перечисляют всё, что хотели бы узнать о магнитном поле Земли

Умение грамотно формулировать вопросы

  1. Исследование свойств магнита

Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведём небольшое исследование с лабораторным оборудованием, которое находится на ваших столах. Работать будем в парах. Для работы используем инструкционную карту № 1 фиолетового цвета. Обратите внимание в правой части карты необходимо записать свои наблюдения. Данное задание выполняем 3 минуты.                                                                                                 Прошла между рядами, но детям помогаю, только в том случае, когда они попросят об этом.

Выполняют работу по инструкционной карте № 1

Исследуют взаимодействие полюсов  двух магнитов.

Наблюдают простейшие опыты, свои наблюдения кратко описываю

Умение использовать лабораторное оборудование.                       Умение работать по предложенному плану

Время вышло. Дописываем до точки.                                          Отложили оборудование.                                                                      Кто готов поделиться своими наблюдениями?

Спрашиваю две пары, желательно по желанию

Молодцы! Правильно!

Вывешиваю на доске три картинки с притяжением разноимённых и отталкиванием разноимённых полюсов магнита, проговаривая ещё раз: Одноимённые полюсы  магнитов отталкиваются. Разноимённые полюсы магнитов притягиваются.

Верные ответы (выводы):                                               1. Одноимённые (одинаковые) полюсы  магнитов будут отталкиваться.                                                2. Разноимённые (одинаковые)  полюсы магнитов будут притягиваться.

Обрабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы вырабатывают умение слушать мнение собеседника, приходить к общему выводу

Физкультминутка

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Выполняют физические упражнения

  1. Актуализация

Задаю вопрос: Ребята, а кто знает, какой прибор реагирует на магнитное поле Земли                                слушаю ответы

Молодцы! Правильно!

Послушаем сообщение, которое подготовил                        Зудин Егор  Слайд 3 Компасы

После выступления, обращаю внимание учеников на то, что компас своей красной стрелкой указывает на север

Слайд 4 Стрелка компаса направлена на север своим красным концом

Отвечают на вопрос                                              Верный ответ:  Компас  

Выступление Егора (3 мин)

Слушают информацию, вспоминают, что такое компас, где и для чего его используют…

Умение высказывать свои предположения

Умение слушать и слышать

А сейчас ребята, используя компас и магниты,  мы проведём ещё один эксперимент, используя инструкционную карту № 2 синего цвета. Обратите внимание в правой части карты необходимо записать свои наблюдения.                     Данное задание выполняем 3 минуты.                                                                                                 Прошла между рядами, но детям помогаю, только в том случае, когда они попросят об этом.

Выполняют работу по инструкционной карте № 2

Исследуют взаимодействие полюсов  магнитов и компаса.

Наблюдают простейшие опыты, свои наблюдения кратко описываю

Умение использовать лабораторное оборудование.                       Умение работать по предложенному плану

Время вышло. Дописываем до точки.                                          Отложили оборудование.                                                                      Кто готов поделиться своими наблюдениями?

Спрашиваю две пары, желательно по желанию

Молодцы! Правильно!

Выводы опыта № 2 подтверждают выводы, которые вы сделали из первого опыта (проговариваю их ещё раз)                                       Одноимённые полюсы  магнита и компаса отталкиваются. Разноимённые полюсы магнита и компаса притягиваются.

Верные ответы (выводы):                                               1. Одноимённые полюсы                         магнита и компаса отталкиваются. Разноимённые полюсы                         магнита и компаса притягиваются.

Обрабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы вырабатывают умение слушать мнение собеседника, приходить к общему выводу

Ребята, представим, что магнит в ваших руках, это магнит под названием Земля.                                               Задаю вопрос: Скажите, а где находится северный и южный магнитные полюса Земли?

В руках держу магнит (около глобуса) поворачиваю его относительно земной оси.

Пришли к несоответствию расположения географических полей Земли и стрелки компаса

Отвечают на вопросы, возможна дискуссия

Верный ответ:  Северный географический полюс Земли находится около южного магнитного полюса Земли и наоборот.

Умение высказывать свои предположения, умение слушать и слышать, делать выводы из полученной информации

Молодцы! Правильно! Проговариваю важную информацию и показываю её на слайде. Северный географический полюс Земли находится около южного магнитного полюса Земли, а южный географический полюс Земли находится около северного магнитного полюса Земли

Слайд 5 Магнитные полюса Земли

  1. Уточнение представлений учащихся о магнитном поле Земли

Ребята обратите внимание на линии, которые окружают  нашу Землю. Задаю вопросы:

  1. Мы видим эти линии?
  2. Что эти линии вместе образуют?
  3.  Мы с вами можем увидеть магнитное поле Земли? Почему?
  4. Если мы не можем его увидеть, то как мы можем доказать существование магнитного поля Земли?
  5. Как оно себя проявляет?

Верные ответы:

  1. Эти линии воображаемые, как медианы и параллели на карте или глобусе. Видеть мы их не можем.
  2. Все вместе эти линии образуют магнитное поле Земли.
  3. Увидеть магнитное поле невозможно.
  4. Мы можем его почувствовать: болит голова или повышается давление – это магнитные бури…

Умение высказывать свои предположения, умение слушать и слышать, делать выводы из полученной информации, уметь выделять главное

Ребята, на экране мы видим фотографии различных явлений.                                                        Слайд 6 Проявление магнитного поля Земли  Работать будем в группах по 4 человека.                           В каждой группе необходимо выбрать выступающего, который  данную группу будет представлять. Каждой группе необходимо выбрать на экране четыре явления, которые на их взгляд объясняют проявление магнитного поля Земли и объяснить одно из них на выбор. Во время ответов не повторяться.                                                     На это задание 4 минуты.

Слушаю ответы, при необходимости вношу поправки. Молодцы! Правильно!

(Наличие магнитного поля Земли – это научный факт, но причины возникновения этого поля и его механизмы до сих пор остаются загадкой. Эта загадка – одна из важнейших нерешенных проблем геофизики. 

Навигационные способности представителей животного мира поражают своим разнообразием. -  - Разные виды млекопитающих, птиц и насекомых могут определять направление движения по наземным ориентирам, звёздам, Солнцу и даже по магнитным полям. В частности "внутренним компасом" обладают черепахи, голуби, грызуны, летучие мыши и олени.

Особенно интересно то, что молодь (мальки рыб) никогда не покидала пределов рыбоводного хозяйства, и у неё нет никакого опыта миграции.      А это значит, что их умение ориентироваться по магнитному полю унаследовано, запрограммировано генетически.

-- Магнитное поле Земли защищает всё живое и препятствует проникновению в атмосферу Земли космического излучения - это защита Земли.

- Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на самочувствие людей. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц. Магнитные бури – явление кратковременное.

Работают в группах. Выбирают картинку, описывают явление, дают ответ.

Внимательно слушают выступление одноклассников, вносят поправки и дополнения

  1. Демонстрация Видеофрагмента

Показываю Видеофрагмент «Полярное сияние»  2 мин.

Что это за явление? Как оно называется?

Слушаю ответы

Верный ответ Северное (полярное) сияние

Умение делать выводы из полученной информации, уметь выделять главное

Итог, Д/з

Задаю вопрос: Ребята, мы доказали существование магнитного поля Земли?

Что сегодня на уроке вам показалось:                                - самым трудным;                                                                         - самым важным;                                                                             - самым интересным?

На зелёных листочках, ваше домашнее задание 

Слайд 6 Домашнее задание

Отвечают на вопросы

Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается воздействие магнита на внешние объекты. Органы чувств человека не способны видеть магнитное поле, но вспомогательные устройства доказывают, что магнитное поле существует. А так же о существовании поля говорят много природных явлений.

Разбирают листочки с д/з

Умение делать выводы из полученной информации, уметь выделять главное

  Ребята закончить урок я хочу словами

«Науку все глубже постигнуть стремись,         Познанием вечного жаждой томись.                                         Лишь первых познаний блеснет тебе свет,                          Узнаешь: предела для знания нет!» 

 Вы молодцы, спасибо вам за урок, жду вас на следующее занятие, на котором  мы с вами продолжим  изучать такой интересный предмет физику. Урок окончен.                                                                                                              

слушают

Используемая литература:

  1. http://shishkinles.ru2.
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/udivitelnye-svoistva-magnita-poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost.html3.
  3. Мои первые научные опыты. – Словакия; Издательская группа «Контэнт», 2003.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. В двух книгах. – М.; АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.
  5. Что такое. Кто такой. Энциклопедия для младших школьников. В трех томах. Том 2. – М.: Издательство «Педагогика», 1975.
  6. Я познаю мир: Физика: Дет. Энцик./ Авт.-сост. А.П. Савин и др. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  7. А. И. Дьяченко  МАГНИТНЫЕ ПОЛЮСА ЗЕМЛИ  Библиотека  <Математическое просвещение>  Выпуск 24
  8. М. Г. Мнеян. Новые профессии магнита. (Книга для внеклассного чтения учащихся 9-11 классов средней школы.)
  9. А. П. Меркулов. Магнитные поля - труженики.
  10. Энциклопедия для детей. Т.16 (Физика. Ч.2)/ Глав. Ред В.А. Володин– М.: Аванта+, 2001
  11. Энциклопедия для детей: Т.3 (География).– Сост. С.Т. Исмаилова.– М.: Аванта+, 1994
  12. Энциклопедия для детей: Т.4 (Геология). – Сост. С.Т. Исмаилова.– М.: Аванта+, 1995
  13. 14.Зигель Ф.Ю., Вам, земляне. – М.: Недра, 1976
  14. Громов С.В., Физика: Школьная энциклопедия. М.: Дрофа, 1999
  15. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
  16. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика / Сост. А.А. Леонович; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 48018.
  17. Почтарев В.И., Михлин Б.З., Тайна намагниченной Земли. – М.: Педагогика, 1986
  18. Методический справочник учителя физики/ Сост.: М.Ю. Демидова, В.А. Коровин. – М.: Мнемозина, 2003
  19. Мизун Ю.Г., Мизун П.Г., Магнитные бури и здоровье. – Вологда: СП «Корона», фирма «Корона-принт», 1990
  20. Новикова Н.Г., Необыкновенные небесные явления. – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1950
  21. Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э.И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 260 с.
  22. Занимательные опыты: Электричество и магнетизм./ М. Ди Специо; Пер. с англ. М. Заболотских, А. Расторгуева. – М.: АСТ: Астрель, 2005, - 160 с.: ил.
  23. Карцев В.П.. Магнит за три тысячелетия. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 190 с.: ил. – (Научно-попул. б-ка школьника)
  24. Карцев Ю. Приключения великих уравнений
  25.  Керенский Л.Е. Магнетизм. –М, 1967.
  26.  Каганов М.И. Цукерник В.М. Природа магнетизма. –М, 1982.
  27.  Тамм И. Е. Основы теории электричества, 11 издание, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Магнитное поле Земли.

Что такое магнитное поле Земли? Небольшой параграф в учебнике 8-го класса или единственный щит, который может защитить нашу Землю. К сожалению, магнитное поле Земли изменяется. От чего это зависит? Ка...

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Полная разработка урока по новым ФГОС второго поколения, физика 8 класс. Можно использовать в 9 классе....

Магнитное поле Земли - «подарок» природы

Урок здоровья выполнен в виде проекта.Группы биологов-экологов, физиков, валеологов исследуют свойства электромагнитного излучения, магнитного поля земли, выявляют их воздействие на организм человека,...

Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...

Магнитное поле Земли

Презентация к уроку...

Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс ( к учебнику А.В.Перышкина)

Тест.  Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс.Содержит 2 варианта работы....