Методическая разработка открытого урока по физике
план-конспект занятия по физике (10 класс) на тему

Уколова Вера Александровна

Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.13 ФИЗИКА «Решение задач на  закон Ома» демонстрирует возможности формирования общих компетенций  студентов 1 курса по профессии: 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин при изучении физики. В разработке содержатся планирование учебного занятия на указанную тему, рассмотрены различные виды учебной деятельности на занятии, способствующие формированию  у студентов общих компетенций.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx153.31 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt982 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Нефтегорский государственный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.13 ФИЗИКА

общеобразовательного цикла

программы подготовки квалифицированных рабочих служащих по профессии:

21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин

Тема: Решение задач на  закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников

Разработчик: Уколова Вера Александрова, преподаватель физики ГБПОУ  «НГТ»

г. Нефтегорск, 2017 г.

        

        Методическая разработка открытого занятия по учебной дисциплине ОУД.13 ФИЗИКА «Решение задач на  закон Ома» демонстрирует возможности формирования общих компетенций  студентов 1 курса по профессии: 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин при изучении физики. В разработке содержатся планирование учебного занятия на указанную тему, рассмотрены различные виды учебной деятельности на занятии, способствующие формированию  у студентов общих компетенций.  


ВВЕДЕНИЕ

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.13 Физика обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Дата: 24.04.17

Тема: Решение задач на  закон Ома, последовательное и параллельное соединение проводников

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить основные величины, понятия, закон.
  • Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, на применение закона Ома;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в группах, получать положительную мотивацию от полученных знаний.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
  • Продолжить развитие умений устанавливать логические связи между физическими величинами, понятиями, уметь обобщать полученные знания.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Технология: личностно-ориентированное обучение

Активные и интерактивные методы обучения: кластерный метод, обучение в сотрудничестве (групповая работа, работа в парах)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый 

Время: 90 минут

Наглядность: занятие сопровождается показом презентации

Оборудование: интерактивная доска, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал

Эпиграф урока: «Час работы научит больше, чем день объяснений»

Руссо

План урока

Этап

Время

1.

Организационный

2 мин

2.

Мотивация

5 мин

3.

Актуализация знаний

5 мин

4.

Проверка домашнего задания

5 мин

5.

Решение задач

29 мин

6.

Физкультминутка

5 мин

7.

Лови ошибку

10 мин

8.

Выполни задания по цепочке

10 мин

9.

Задания в группах

15 мин

10.

Итог урока

2 мин

11.

Рефлексия

2 мин

Итого

90 мин

1.Организационный этап (2-3 мин)

Подготовка к работе. Отчёт дежурных о присутствующих на уроке. Организация начала урока (психологический настрой)

2. Мотивация

Тема нашего урока связана с именем учёного, про которого известно, что он вывел теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением  и его именем названа единица электросопротивления (слайд 2). Назовите имя этого учёного

Ответ: Георг Ом (слайд 3).

Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников. Запишите тему урока.  (слайд 4)

3.Актуализация знаний

Работа с интерактивной доской: Сейчас предлагаю вам очень простой физический диктант: на интерактивной доске представлены 12 картинок, Выделите из перечисленных понятий фамилии учёных, физические величины, формулы, единицы измерения и составьте кластер «Электрический ток». Студентам выдается карточка-схема для заполнения.

После заполнения кластеров  студенты меняются карточками с соседом по парте, проверяют вместе с преподавателем (преподаватель передвигает карточки на интерактивной доске) и выставляют оценку друг другу по шкале:

Кол-во ошибок

1

2-3

4-6

7 и более

Оценка

5

4

3

2

4. Проверка домашнего задания

«Приведём ум в порядок…»(цитата М.В.Ломоносова). Вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.

Все работают фронтально с магическим треугольником (слайд 8)

http://electricalschool.info/uploads/posts/2016-06/1465755898_1.png

2 студента выходят к доске и записывают: первый – формулы справедливые для последовательного соединения; второй – формулы справедливые для последовательного соединения (слайд 9)

5.Решение задач

Задача 1. Реши устно! (слайд 10)

a) U = 20B,R=10 Oм,I-?
б) I=10A,R = 5Oм, R-?
в) I = 5A,U=15B,R-?

Задача  2. Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 150 м, площадью поперечного сечения 0,5 мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8 B. (слайд 11)

Дано:

I=150м
S=0,5мм
2
U=6,8В

Решение:

http://festival.1september.ru/articles/568112/Image4366.gif

=5,1 Ом

=1,33 А

Найти: I-?

Ответ: Сила тока равна 1,33 А.

Задача  3. (Решает у доски сильный ученик) Работа со схемой (слайд 12) Найди общее сопротивление цепи

                   10 Ом                  100 Ом             100 Ом

Задача  4. (Решает у доски сильный ученик) Работа со схемой (слайд 13) Найдите силу тока на всех участках цепи.

6. Физкультминутка (слайд 14)

Включается музыка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

7.Лови ошибку! (слайд 15)

Задача 5. Найдите ошибку в схеме. Исправьте ошибку и зарисуйте в тетрадь верную схему.

Ответ: Амперметр включается в цепь последовательно. Вольтметр включается параллельно участку цепи, на котором измеряется напряжение

8. Выполни задания по цепочке (слайд 16)

Студенты решают у доски по цепочке.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645397/img5.gif

9. Задания в группах

Студенты разбиваются на 6 групп и каждой группе даются  две карточки с заданием. Преподаватель объясняет критерии выставления оценок. Тетради с записями сдаются в конце урока.

Карточка 1.   Определите силу тока I при заданных U и R. (слайд 17)

Группа

R, Ом

U, В

I, А

I

14,2

87,4

?

II

10

24

?

III

0,16

0,28

?

IV

4

24

?

V

2

55

?

VI

21

100

?

Карточка 2. Моток проволоки  имеет  сопротивление R и длину l. Вычислить площадь поперечного сечения S. (слайд 18)

Группа

Материал

Параметры

Сопротивление

Длина проводника

Удельное сопротивление

R, Ом

l,  мм2 

ρ, Ом·мм2

I

Сталь

23,2

3,06

12·10-2 

II

Алюминий

16,1

83,1

2,8·10-2 

III

Медь

0,83

33,9

1,7·10-2 

IV

Нихром

151,25

13,75

1,1

V

Никелин

8

20

0,42

VI

Серебро

0,39

0,234

1,6·10-2 

После выполнения заданий группами, тетради сдаются учителю.

10. Итог урока (слайд 19).

На сегодня все. Эпиграфом урока являлись слова Руссо: «Час работы научит больше, чем день объяснений». Вы согласны с Руссо? Чему мы с вами научились?

11. Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке (слайд 20).

  1. Домашнее задание. Повторить все формулы и физические величины. Решить задачи из Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.


Информационное обеспечение

Основные источники:

  1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  2. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика  для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации. – М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  2. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
  3. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
  4. Фирсов А.В (Под ред. Трофимовой Т.И.) Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей. - М.: ОИЦ «Академия», 2010.
  5. Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.
  6. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.
  7. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  8. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  9. Рымкевич  А.М. Сборник задач по физике для 9-11 классов.  – 1998, 2000., 2007.
  10. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Решения задач – М.: Издательство «Дрофа»,  2008
  11. Трофимова Т.И. Физика от А до Я. Для ссузов. - Издательство «КноРус», 2011

Перечень Интернет-ресурсов

  1. http:// physics03.nагоd.ги/index.htm. Физика вокруг нас.  
  2. http:// physics /nаd.ги/ physics/htm. Физика в анимациях
  3. http:// physics-regelman.com/ Тесты по физике
  4. http://demonstrator. nагоd.ги/cont/html. Чудеса своими руками
  5. http://www.scientific.ru/ index.html. Новости науки

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач «Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников Уколова Вера Александровна, преподаватель физики ГБПОУ «НГТ» г. Нефтегорск, 2017 год

Слайд 2

Он вывел теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением . Его именем названа единица электросопротивления

Слайд 3

Гео́рг Си́мон Ом (16 марта 1787 — 6 июля 1854)

Слайд 4

Тема занятия Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников

Слайд 5

Цель занятия Закрепить изученный материал путем решения задач

Слайд 6

Эпиграф Час работы научит больше, чем день объяснений Руссо

Слайд 7

Физический диктант Электрический ток Ом Георг Симон Ампер Андре Мари Вольта Алессандро Сопротивление R= ρ l/S [ Ом ] - Ом [B] - Вольт [ А ] - Ампер I= Δ q/ Δ t Сила тока U =A/q Напряжение

Слайд 8

Запиши!

Слайд 9

Магический треугольник

Слайд 10

Реши устно! а). U = 20 B R=10 OM I- 2 A б ). I=10 A R = 5 OM U-50 В в ). I = 5 A U=15 B R- 3Ом

Слайд 11

Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 150 м, площадью поперечного сечения 0,5 мм 2 , если к концам провода приложено напряжение 6,8 B . Дано: «СИ» Решение : l =0,1км=100 м S =0,5мм 2 U =6,8В Найти: Ответ: Сила тока равна 1,33 А. I -?

Слайд 12

Ответ: Общее сопротивление равно 210 Ом 10 Ом 100 Ом 100 Ом Найди общее сопротивление цепи

Слайд 13

Найдите силу тока на всех участках цепи. Ответ: Сила тока на всех участках цепи равна 1,2 А. 10 Ом 40 Ом

Слайд 14

Физкультминутка Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело!

Слайд 15

Лови ошибку! Найдите ошибку в схеме. Исправьте ошибку и зарисуйте в тетрадь верную схему. Ответ: Амперметр включается в цепь последовательно. Вольтметр включается параллельно участку цепи, на котором измеряется напряжение

Слайд 16

Выполни задания по цепочке

Слайд 17

ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ Карточка 1. Определите силу тока I при заданных U и R. Группа R , Ом U , В I , А I 14,2 87,4 ? II 10 24 ? III 0,16 0,28 ? IV 4 24 ? V 2 55 ? VI 21 100 ?

Слайд 18

ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ Карточка 2. Моток проволоки имеет сопротивление R и длину l . Вычислить площадь поперечного сечения S . Группа Материал Параметры Сопротивление Длина проводника Удельное сопротивление R , Ом l , мм 2 ρ, Ом·мм 2 /м I Сталь 23,2 3,06 12·10 -2 II Алюминий 16,1 83,1 2,8·10 -2 III Медь 0,83 33,9 1,7·10 -2 IV Нихром 151,25 13,75 1,1 V Никелин 8 20 0,42 VI Серебро 0,39 0,234 1,6·10 -2

Слайд 19

Подведём итоги Час работы научит больше, чем день объяснений Руссо

Слайд 20

Рефлексия

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Слайд 22

Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21