Рабочая программа по физике 9 класс ФГОС УМК Генденштейн Л.Э.
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Лютов Артем Александрович

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, авторской программы Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizika_9_klass_fgos.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Вязьмы Смоленской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно -математического цикла МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области протокол от 28 августа  2017 г., № 1

 

Принята педагогическим советом МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области

протокол  от 30 августа   2017 г., № 16

Утверждена приказом директора школы

от 31 августа    2017 г,

№ 254/01-07

Рабочая программа

по физике

9 класс

Составил:

Лютов Артем Александрович

 

                 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, авторской программы Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик.

Программа реализуется с помощью:

1.        Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. В 2ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений (Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под редакцией В.А. Орлова, И.И. Ройзена – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.- 2015;

2.        Генденштейн Л.Э. Физика. 9 класс. В 2ч. Ч.2: задачник для общеобразовательных учреждений (Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат; под ред. Л.Э. Генденштейна. – 4-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2013.- 2015

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с курсом «Окружающий мир», включающим некоторые знания из области физики, предусматривается изучение физики в 9 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям, подкрепляя их демонстрационным экспериментом и решением теоретических и экспериментальных задач.

       На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, экспериментальной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

       Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории физики и техники.

        Материал в программе выстроен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фрон-тального опроса, контрольных работ, физических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ; итоговый кон-троль – итоговая контрольная работа.

Общая характеристика курса

Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Исполь-зование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Цели изучения физики в основной школе:

•        развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятель-ности;

•        понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

•        формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

•        знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

•        приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величи-нах, характеризующих эти явления;

•        формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и эксперимен-тальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

•        овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, про-блема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

•        понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения быто-вых, производственных и культурных потребностей человека.    

На изучение физики в 9 классе основной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов.

  • Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Личностными результатами обучения физике в 9 классе являются:
  • 1.        Осознание  своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ куль-турного наследия народов России и человечества;
  • 2.        Формирование  ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и само-образованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • 3.        Формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, миро-воззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопо-нимания;
  • 4.        Участие  в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональ-ных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • 5.        Развитие  морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • 6.        Формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творче-ской и других видов деятельности;
  • 7.        Формирование  ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транс-порте и на дорогах;
  • 8.        Развитие  опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных си-туациях;
  • 9.        Осознание  значения семьи в жизни человека и общества.
  • 10.        Развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • Метапредметными результатами обучения физике в 9 классе являются:
  • Регулятивные УУД (умение организовывать свою учебную деятельность):
  • 1.        Умение  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • 2.        Умение  самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • 3.        Умение  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в про-цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, коррек-тировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • 4.        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • 5.        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Познавательные УУД  (включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем).
  • 1.        Формировать  умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
  • 2.        Формировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для реше-ния учебных и познавательных задач;
  • 3.        Формировать умение смыслового чтения
  • 4.        Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • 5.        Формирование  и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
  • Коммуникативные УУД  (умение общаться, взаимодействовать с людьми):
  • 1.        Формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстника-ми;
  • 2.        Формировать умение  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос-нове согласования позиций и учета интересов;
  • 3.        Формировать умение  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • 4.        формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
  • Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
  • 1)        знания о природе важнейших физических явлений окружающего мера и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • 2)        умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и де-лать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • 3)        умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение получен-ных знаний;        
  • 4)        умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • 5)        формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного зна-ния, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • 6)        развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, вы-водить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • 7)        коммуникативные умения докладывать о результатах своего, исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
  • Частными предметными результатами изучения курса физики в 9 классе являются:
  • знание и понимание смысла понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • знание и понимание смысла физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
  • знание и понимание смысла физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

Место предмета в учебном плане

Предмет изучается в объёме 68 часов (2 часа в неделю в течение 34 учебных недель)

Содержание  программы учебного предмета (68 часов)

Механическое движение (13ч)

Вводный инструктаж по ТБ. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектории. Путь.  Перемещение. Прямолинейное равномерное движение.  Сложение векторов.

Скорость прямолинейного равномерного  движения. Графики зависимости пути и скорости  от времени. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Зависимость скорости и пути от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Направление скорости при движении по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности. Контрольная работа  1 по теме «Механическое движение»

Демонстрации

Механическое движение

Относительность движения.

Равномерное прямолинейное движение.

Неравномерное движение

Прямолинейное равноускоренное движение

Равномерное движение по окружности

Лабораторные работы и опыты

Лабораторная работа № 1 Изучение прямолинейного равномерного движения.

Лабораторная работа № 2 Изучение прямолинейного равноускоренного движения.

Законы движения и силы(15ч)

Взаимодействия и силы. Силы в механике. Сила упругости. Измерение и сложение сил.

Закон инерции. Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона. Масса. Сила тяжести и ускорение свободного падения.

Третий закон Ньютона. Свойства сил, с которыми тела взаимодействуют друг с другом. Вес тела. Невесомость.

Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей.  Первая и вторая космические скорости.

Силы трения.  Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Контрольная работа  2 по теме «Законы движения. Силы»

Демонстрации

Взаимодействие тел.

Явление инерции.

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сложение сил

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона.

Свободное падение в трубке Ньютона

Невесомость.

Сила трения

Лабораторные работы и опыты

Лабораторная работа № 3 Исследование зависимости силы тяжести от массы.

Лабораторная работа № 4 Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.

Лабораторная работа № 5 Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Лабораторная работа № 6 Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Законы сохранения в механике (9ч)

Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения кинетической энергии.

Демонстрации

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы

Превращение механической энергии из одной формы в другую.

Закон сохранения энергии

Лабораторные работы и опыты

Лабораторная работа № 7 Измерение мощности человека.

Механические колебания и волны. Звук.(11ч)

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Математический и пружинный маятники.

 Превращение энергии при колебаниях. Свободные и  вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Продольные и поперечные волны.  Длина волны, скорость и частота волны.

 Источники звука.  Распространение звука. Скорость звука. Громкость, высота и тембр звука. Контрольная работа  3 по теме «Механические колебания и волны»

Демонстрации

Механические колебания.

Колебания математического и пружинного маятника.

Преобразование энергии при колебаниях.

Вынужденные колебания

Резонанс

Механические волны

Поперечные и продольные волны

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

Лабораторная работа № 8 Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения.

Лабораторная работа № 9 Изучение колебаний пружинного маятника.

Атом и атомное ядро(8ч)

Излучение и поглощение  света атомами. Спектры излучения и спектры поглощения. Фотоны.

Строение атома. Опыты Резерфорда: открытие атомного ядра. Планетарная модель атома.  Строение атомного ядра.  

Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения. Радиоактивные превращения.

Энергия связи ядра. Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная электростанция. Управляемый термоядерный синтез.

 Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

 ГПА Итоговая контрольная работа

Демонстрации

Модель опыта Резерфорда.

Лабораторные работы  и опыты

Лабораторная работа № 10 Наблюдение линейчатых спектров излучения.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты.

Строение и эволюция Вселенной (6ч)

 Солнечная система. Солнце. Природа тел Солнечной системы.

Звёзды. Разнообразие звезд. Судьбы звёзд.

Галактики. Происхождение Вселенной.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (контрольная работа).

Подготовка к итоговому оцениванию знаний. ГИА.(6 часов)


Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела/темы

Дата план/факт

Домашнее задание

1

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Вводный инструктаж по ТБ

1.  Механическое движение

2

Механическое движение. Система отсчета.

3

Скорость и путь.

4

Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение»

5

Лабораторная работа № 1

Изучение прямолинейного равномерного движения.

6

Прямолинейное равноускоренное движение.

7

Путь при равноускоренном движении.

8

Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение»

9

Лабораторная работа № 2

Изучение прямолинейного равноускоренного движения.

10

Равномерное движение по окружности.

11

Решение задач по теме «Движение по окружности»

12

Решение задач по теме «Механическое движение»

13

Контрольная работа № 1 Механическое движение

2. Законы движения и силы

14

Закон инерции – первый закон Ньютона.

15

Взаимодействия и силы.

16

Второй закон Ньютона.

17

Третий закон Ньютона.

18

Решение задач по теме «Закон инерции»

19

Лабораторная работа № 3

Исследование зависимости силы тяжести от массы.

20

Лабораторная работа № 4

Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.

21

Лабораторная работа № 5

Исследование зависимости силы упругости от

удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

22

Закон всемирного тяготения.

23

Решение задач по теме «Первый закон Ньютона, взаимодействия и силы»

24

Решение задач по теме «Второй закон Ньютона»

25

Решение задач по теме «Третий закон Ньютона»

26

Сила трения.

27

Лабораторная работа № 6 Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

28

Контрольная работа № 2 Законы движения и силы

Наименование раздела/темы

Дата план/факт

Домашнее задание

3. Законы сохранения в механике

29

Импульс. Закон сохранения импульса.

19

30

Реактивное движение. Неупругое столкновение

движущихся тел.

31

Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»

32

Механическая работа. Мощность.

33

Энергия.

34

Закон сохранения механической энергии.

35

Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия»

Решение задач по теме «Закон сохранения механической энергии»

36

Лабораторная работа № 7

Измерение мощности человека.

37

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

4. Механические колебания и волны

38

Механические колебания.

39

Превращение энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников.

40

Решение задач по теме «Механические колебания»

41

Лабораторная работа № 8

Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения.

42

Лабораторная работа № 9

Изучение колебаний пружинного маятника.

43

Механические волны.

44

Звук.

45

Решение задач по теме «Механические волны»

46

Решение задач по теме «Звук»

47

Решение задач «Механические колебания и волны»

48

Контрольная работа № 3 Механические колебания и волны

5. Атом и атомное ядро

49

Строение атома.

50

Излучение и поглощение света атомами.

51

Лабораторная работа № 10

Наблюдение линейчатых спектров излучения.

52

Атомное ядро.

53

Радиоактивность.

54

Ядерные реакции.

55

Ядерная энергетика.

56

Решение задач по темам «Атом и атомное ядро»

6. Строение и эволюция Вселенной

57

Солнечная система.

58

Звезды.

59

Галактики. Эволюция Вселенной.

60

Решение задач по теме «Солнечная система»

61

Решение задач по теме «Звезды»

62

Решение задач по теме «Галактики и эволюция Вселенной»

7. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (контрольная работа). ГИА.

63

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

64

Подготовка к итоговому оцениванию знаний.

ГИА.

65

Подготовка к итоговому оцениванию знаний.

ГИА.

66

Подготовка к итоговому оцениванию знаний.

ГИА.

67

Подготовка к итоговому оцениванию знаний.

ГИА.

68

ВЫХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА


Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты.

КИМ

Контрольная работа № 1 Механическое движение

Вариант №1

1.На рисунке представлен график зависимости проекции скорости прямолинейно движущегося тела от времени. Найдите перемещение тела за 4 с.

2.Автомобиль двигался по прямолинейному участку шоссе с постоянной скоростью 10 м/с. Когда машина находилась на расстоянии 100 м от светофора, водитель нажал на тормоз. После этого скорость автомобиля стала уменьшаться при постоянном ускорении 3 м/с2. Найдите положение автомобиля относительно светофора через 2 с после начала торможения.

3.При торможении скорость автомобиля уменьшается от 20 до 10 м/с в течение 5 с. Найдите ускорение автомобиля при условии, что оно во время движения оставалось постоянным.

4.Что мы оплачиваем: путь или перемещение – при поездке в такси? самолете?

5.Плот равномерно плывет по реке. Сплавщик движется поперек плота с постоянной скоростью. Выберите направления движения воды и сплавщика. Изобразите траекторию движения сплавщика относительно берега и относительно плота.

Вариант №2

1.По заданному уравнению скорости V = 5 + 3t запишите уравнение перемещения. Вычислите перемещение за первые 7 с движения.

2.Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, при торможении остановился через 5 с. Какой путь он прошел при торможении, если двигался равноускоренно?

3.Поезд движется со скоростью 20 м/с. При включении тормозов он стал двигаться с постоянным ускорением 0,1 м/с2. Определите скорость поезда через 30 с после начала торможения.

4.Известно, что траектории двух тел пересекаются. Столкнутся ли эти тела?

5. Начертите траекторию движения точки обода велосипедного колеса при равномерном и прямолинейном движении велосипедиста: а) относительно спиц в колесе; б) относительно рамы велосипеда; в) относительно земли.

Контрольная работа № 2 Законы движения и силы

Вариант 1.

Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие других тел взаимно уравновешенно,

а) верно при любых условиях;        

б) верно в инерциальных системах отсчета;

в) верно для неинерциальных систем отсчета;

г) неверно ни в каких системах отсчета.

Спустившись с горы, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с2. Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.

     а) 22,5 Н;                          б) 45 Н;                          в) 47 Н;                       г) 90 Н.

Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к   себе Землю?

     а) 0,3 Н;                            б) 3 Н;                            в) 6 Н;                         г) 0 Н.

Как изменится сила тяготения между двумя телами, если одно из тел заменить телом в 2 раза большей массы?

а) Уменьшится в 2 раза.

б) Увеличится в 2 раза.

в) Увеличится в 4 раза.

г) Не изменится.

На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой вектор из четырех на правом рисунке указывает направление силы толкающей тело?

    а) 1;                            б) 2;                            в) 3;                         г) 4.

Как будет двигаться тело массой 5 кг под действием силы 10 Н?

а) Равномерно со скоростью 2 м/с.

б) Равноускоренно с ускорением 2 м/с2.

в) Будет покоиться.

г) Равноускоренно с ускорением 50 м/с2.

Тело свободно падает в течение 3 с. Определите высоту, с которой падает тело.

а) 15 м                     б) 45 м                    в) 30 м                     г) 300 м

Две силы F1 = 2 Н и F2 = 3 Н приложены к одной точке тела. Угол между векторами 900. Чему равен модуль равнодействующей этих сил?

а) 1 Н                    б)  Н                    в) 5 Н                      г) 13 Н

Установите соответствия между физическими законами и их формулами.

              Физические законы

    Формулы

а) Закон всемирного тяготения

1)

б) Второй закон Ньютона

2) F=kx

в) Третий закон Ньютона

г) Закон Гука

3)

4)

5)

 Тело массой 4 кг под действием некоторой силы приобрело ускорение 2 м/с2. Какое ускорение приобретает тело массой 10 кг под действием такой же силы?

Мальчик массой 50 кг, скатившись на санках с горки, проехал по горизонтальной дороге до остановки 10 с, имея начальную скорость 4 м/с. Найти силу трения и коэффициент трения.

Два тела 10 кг и 25 кг находятся на расстоянии 50 см друг от друга. Определите, с какой силой они притягиваются друг к другу. Гравитационная постоянная равна 6,67 ∙ 10 – 11  

Вариант 2.

Система отсчета связана с автомобилем. Она является инерциальной, если автомобиль

а) движется равномерно по прямолинейному участку шоссе;

б) разгоняется по прямолинейному участку шоссе;

в) движется равномерно по извилистой дороге;  

     г) по инерции вкатывается в гору.

Реактивный самолет массой 60 т двигался при разбеге с ускорением 1,5 м/с2. Чему равна сила тяги двигателей?

а) 90 Н                            б) 90 000 Н                          в) 40 000 Н                         г) 400 Н    

 С какой силой Земля притягивает к себе тело массой 25 кг?

а) 25 Н                           б) 250 Н                          в) 2,5 Н                          г) 0 Н

Как изменится сила тяготения между двумя телами, если одно из тел заменить телом в 2 раза меньшей массы?

а) Уменьшится в 2 раза.

б) Увеличится в 2 раза.

в) Увеличится в 4 раза.

г) Не изменится.

Какие из величин при механическом движении всегда совпадают по направлению?

а) Сила и ускорение.

б) Сила и скорость.

в) Сила и перемещение.

г) Ускорение и перемещение.

Как будет двигаться тело массой 3 кг под действием постоянной силы 9 Н?

а) Равномерно со скоростью 3 м/с.

б) Равноускоренно с ускорением 3 м/с2.

в) Будет покоиться.

г) Равноускоренно с ускорением 27 м/с2.

Тело свободно падает без начальной скорости. Какова его скорость после 3 с падения?

а) 45 м/с                     б) 30 м/с                       в) 15 м/с                     г) 90 м/с

Две силы F1 = 30 Н и F2 = 40 Н приложены к одной точке тела. Угол между векторами 900. Чему равен модуль равнодействующей этих сил?

а) 10 Н                    б) 50 Н                    в) 70 Н                      г) 35 Н

 Установите соответствия между физическими величинами и их формулами.

Физические величины

Сила трения

Сила тяжести

Сила упругости

Вес тела

      Формулы

F = mg

F = k|∆Ɩ|

F = µN

P = mg

Сила 90 Н сообщает телу ускорение 0,5 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 3 м/с2?

Найти удлинение буксирного троса жесткостью 100 кН/м при буксировке автомобиля массой 2 т с ускорением 0,5 м/с2. Трением пренебречь.

Два тела 0,5 т и 100 кг находятся на расстоянии 2 км друг от друга. Определите, с какой силой они притягиваются друг к другу. Гравитационная постоянная равна 6,67 ∙ 10 – 11  

Контрольная работа № 3 Механические колебания и волны

Вариант 1

  1. Почему в туман звуки слышны на более далеком расстоянии, чем в солнечную погоду?
  2. Крылья пчелы колеблются с частотой 240 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает пчела, пока долетит до цветочного поля, расположенного на расстоянии 500 м, если она летит со скоростью 4 м/с?
  3. Почему в автобусе при определённой частоте оборотов двигателя начинают дребезжать стёкла?
  4. В океанах длина волны достигает 300 м, а период 13,5 с. Определить скорость распространения такой волны.
  5. Почему летучие мыши даже в полной темноте не натыкаются на препятствия?

Вариант 2.

  1. Какова глубина моря, если посланный и отраженный от морского дна ультразвук возвратился на поверхность через 0,9 с? Скорость звука в воде 1480 м.
  2. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле?
  3. Частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Найдите диапазон длин волн звука рояля в воздухе.
  4. Будет ли слышать звук реактивного двигателя летчик, если самолёт летит со сверхзвуковой скоростью, а двигатель находится позади пилота?
  5. В результате взрыва, произведенного геологами, в земной коре распространилась волна со скоростью 5 км/с. Отраженная от глубоких слоев Земли, волна была зафиксирована через 22 с после взрыва. На какой глубине залегает порода, резко отличающаяся по плотности от земной коры?

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

1 Вариант

Базовый уровень

1. Велосипедист, двигавшийся со скоростью 2 м/с, начинает спускаться с горы с ускорением 0,4 м/с2. Найдите длину горы, если спуск занял 5 с.(0,5б)

2.Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара.(1б)

3.Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн равно 1,2 м. Какова скорость распространения волн?(1б)

4. В ядре атома серебра 107 частиц. Вокруг ядра обращается 47 электронов. Сколько в ядре этого атома нейтронов и протонов?(0,5б)

Достаточный уровень

1. Движение точки задано уравнением x = 5 + 4t + t2. Найти ускорение тела. Написать уравнение скорости движения. Каково перемещение совершит тело за 1 с движения? .(1 б)

2. Найдите ускорение свободного падения на поверхности Венеры, если её масса равна 4,9·1024 кг, а радиус 6100 км.(1 б)

3. Железнодорожный вагон массой 20 т, скатываясь с сортировочной горки со скоростью 0,3 м/с, сталкивается с неподвижным вагоном массой 25 т. Какова скорость вагонов после автосцепки? .(1 б)

4. Вычислите энергию связи ядра алюминия 13Al27. Мя=26,98153863 а.е.м. .(1 б)

Высокий уровень

1.Автобус первые 4 км двигался со скоростью 36 км/ч, а последующие 2 мин – с ускорением 0,5 м/с2. Чему равна средняя скорость движения автобуса на всем пути?(1,25б)

2.Тело под действием силы в 50 Н за 1/6 минуты увеличило свою скорость с 18 км/ч до 36 км/ч. Определите массу тела. Чему равно изменение импульса тела? (1,0б)

3.Два шара массами 1 кг и 2 кг движутся поступательно вдоль горизонтальной прямой в одном направлении со скоростями 7 м/с и 1 м/с соответственно. Определить скорости шаров после абсолютно упругого удара. (1,75б)

4.Проведите энергетический расчет ядерной реакции и выясните, выделяется или поглощается энергия в этой реакции:

4Be9 + 1H2 = 5B10 + 0n1. Мя(Be)= 9,0121822 а.е.м Мя(Н)= 2,0141017778 а.е.м. Мя(В)= 10,0129370а.е.м. (1,0б)

Вариант 2

Базовый уровень

1.Проекция скорости движения тела задана уравнением υx = 10 + 0,3t. Запишите формулу для проекции перемещения и вычислите скорость в конце 10-й секунды.(0,5б)

2.Пуля массой 10 г пробила стену, и при этом скорость пули уменьшилась от 800 м/с до 300 м/с. Найти изменение импульса пули.(1б)

3.Длина звуковой волны в воздухе для самого низкого мужского голоса 4,3 м, а для самого высокого женского голоса 25 см. Найти частоты колебаний этих голосов. Скорость звука в воздухе 340 м/с(0,5б)

4.Напишите недостающие обозначения в следующих ядерных реакциях(1б)

а) ? + 1H1 → 11Na22 + 2He4;         б) 13Al27 + γ → 12Mg26 + ?

Достаточный уровень

1.Движение точки задано уравнением x = 5 + 4t + t2. Найти ускорение тела. Написать уравнение скорости движения. Каково перемещение совершит тело за 1 с движения?(0,75б)

2.Тело под действием силы в 50 Н за 1/6 минуты увеличило свою скорость с 18 км/ч до 36 км/ч. Определите массу тела. Чему равно изменение импульса тела?(1б)

3.Диапазон длин звуковых волн, соответствующих женскому голосу контральто, равен 44-201 см, меццо-сопрано – 38-171 см, сопрано – 34-137 см, колоратурное сопрано – 25-132 см. Определите диапазон частот, соответствующих женским голосам. Скорость звука в воздухе 340 м/с.(1б)

4.Какую минимальную работу надо совершить, чтобы «растащить» ядро кальция 20Ca40 на отдельные протоны и нейтроны? Мя= 39,96259098 а.е.м.(1,25б) 

Высокий уровень

1.Зависимость от времени координаты точки, движущейся вдоль оси x, имеет вид: x = 4 + 5t + t2. Опишите характер движения. Каковы начальная скорость и ускорение? Запишите уравнение для проекции скорости.(1б)

2.Определите ускорение свободного падения на высоте, равной двум радиусам Земли.(1.5б)

3.Звук взрыва, произведенного в воде вблизи поверхности, приборы, установленные на корабле и принимающие звук по воде, зарегистрировали на 45 с раньше, чем он пришел по воздуху. На каком расстоянии от корабля произошел взрыв? Скорость звука в воде равна 1540 м/с, в воздухе – 340 м/с.(1,5б)

4.Определите энергетический выход ядерной реакции:

3Li7 + 1H2 → 4Be9 + 0n1            Мя(Н)= 2,0141017778 а.е.м; Мя(Li)= 7,01600455 а.е.м; Мя(Be)= 9,0121822 а.е.м. (1б)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Вариант 1.

  1. Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества?

А. Теплопроводность. Б. Конвекция. В. Излучение.

2. Какой вид теплопередачи играет основную роль при обогревании комнаты батареей водяного отопления?

А. Теплопроводность. Б. Конвекция. В. Излучение.

3. Если стоять около горящего костра, то ощущается тепло. Каким образом тепло от костра передается телу человека?

А. Теплопроводностью. Б. Конвекцией. В. Излучением.

4. Внутреннюю энергию тела можно изменить только при теплопередаче. Верно ли это утверждение?

А. Нет. Внутреннюю энергию тела можно изменить только при совершении механической работы.

Б. Да, абсолютно верно.

В. Нет. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя.

Г. Нет. Внутреннюю энергию тела можно изменить и при совершении механической работы и при теплопередаче.

5. Как называют количество теплоты, которое требуется для изменения температуры вещества массой 1 кг на 1°C?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания.

В. Удельной теплотой плавления. В. Удельной теплотой парообразования.

6. Как называют количество теплоты, которое необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания.

В. Удельной теплотой плавления. Г. Удельной теплотой парообразования.

Д. Удельной теплотой конденсации.

7. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 1 кг, чтобы нагреть ее от 10° до 60°С? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*°С?

А. 21 кДж. Б. 42 кДж. В. 210 кДж. Г. 420 кДж

8. При кристаллизации воды выделилось 1650 кДж энергии. Какое количество льда получилось при этом? Удельная теплота кристаллизации льда 330 кДж/кг.

А. 1,65 кг. Б. 3,3 кг. В. 5 кг. Г. 5,3 кг.

9. На что расходуется больше теплоты: на нагревание алюминиевой кастрюли или воды в ней, если их массы одинаковы? Уд. теплоемкость алюминия 920 Дж/кг*, воды 4200 Дж/кг*.

А. Кастрюли. Б. Воды. В. На нагревание кастрюли и воды требуется одинаковое количество теплоты.

10. Может ли КПД теплового двигателя стать равным 100%, если трение между движущимися деталями этой машины свести к нулю?

А. Да. Б. Нет.

11. Двигатель внутреннего сгорания совершил полезную работу 230 кДж, а энергия выделившаяся при сгорании бензина оказалась равной 920 кДж. Чему равен КПД двигателя?

А. 20%. Б. 25%. В. 30%. Г. 35%.

12. Если стеклянную палочку потереть о бумагу, то она наэлектризуется положительно. Наэлектризуется ли при этом бумага и, если наэлектризуется, то как?

А. Нет. Б. Да, положительно. В. Да, отрицательно.

13. Как будет действовать наэлектризованная эбонитовая палочка на электрон и протон?

А. Электрон притянет, протон оттолкнет. Б. Электрон оттолкнет, протон притянет.

В. Оба оттолкнет. Г. Оба притянет.

14. Сколько времени длилась молния, если через поперечное сечение ее канала протекает заряд в 30 Кулон при силе тока 30 кА?

А. 0.001 с. Б. 0.01 с. В. 0.1 с. Г. 1 с.

15. Кусок проволоки разрезали пополам и половинки свили вместе. Как изменилось сопротивление проволоки?

А. Не изменилось. Б. Уменьшилось в 2 раза. В. Уменьшилось в 4 раза.

Г. Увеличилось в 2 раза. Д. Увеличилось в 4 раза.

Вариант 2.

1. Какие виды теплопередачи не сопровождаются переносом вещества?

А. Теплопроводность и конвекция. Б. Теплопроводность и излучение. В. Конвекция и излучение.

2. В стакан налит горячий чай. Каким способом осуществляется теплообмен между чаем и стенками стакана?

А. Теплопроводностью. Б. Конвекцией. В. Излучением.

3. Какое из приведенных определений является определением внутренней энергии?

А. Энергия, определяемая взаимным расположением тел.

Б. Энергия, которой обладают тела вследствие своего движения.

В. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоят тела.

4. Внутреннюю энергию тела можно изменить только при совершении механической работы. Верно ли это утверждение?

А. Нет. Внутреннюю энергию тела можно изменить только при теплопередаче.

Б. Да, абсолютно верно.

В. Нет. Внутреннюю энергию тела изменить нельзя.

Г. Нет. Внутреннюю энергию тела можно изменить и при совершении механической работы и при теплопередаче.

5. Как называют количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания.

В. Удельной теплотой плавления. Г. Удельной теплотой парообразования.

6. Как называют количество теплоты, которое необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры?

А. Удельной теплоемкостью. Б. Удельной теплотой сгорания.

В. Удельной теплотой плавления. Г. Удельной теплотой парообразования.

Д. Удельной теплотой конденсации.

7. Чему равна масса нагретого медного шара, если он при остывании на 10°С отдает в окружающую среду 7,6 кДж теплоты. Удельная теплоемкость меди 380 Дж/кг*°С.

А. 0.5 кг. Б. 2 кг. В. 5 кг. Г. 20 кг.

8. Чему равна удельная теплота сгорания керосина, если при сгорании 200 г керосина выделяется 9200 кДж теплоты?

А. 18400 Дж/кг. Б. 46000 Дж/кг. В. 18400 кДж/кг. Г. 46000 кДж/кг.

9. Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой массы опустили в стакан с горячей водой. Одинаковое ли количество теплоты получат они от воды? Удельная теплоемкость алюминия 920 Дж/кг*, серебра 250 Дж/кг*.

А. Нет, алюминиевая получит больше. Б. Нет, серебряная получит больше.

В. Обе одинаковое.

10. Во время какого такта двигатель внутреннего сгорания совершает полезную работу?

А. Во время впуска. Б. Во время сжатия. В. Во время рабочего хода. Г. Во время выпуска.

11. В каком случае газ в цилиндре двигателя внутреннего сгорания обладает большей внутренней энергией: к концу такта впуска или к концу такта сжатия?

А. К концу такта впуска. Б. К концу такта сжатия. В. В обоих случаях энергия газа одинаковая.

12. К шарику незаряженного электроскопа подносят, не касаясь его, тело заряженное отрицательным зарядом. Какой заряд приобретут листочки электроскопа?

А. Отрицательный. Б. Положительный. В. Никакой.

13. Может ли атом водорода или любого другого вещества изменить свой заряд на 1,5 заряда электрона?

А. Да. Б. Нет.

14. Через электрическую плитку за 10 минут протекает 3000 Кл электричества. Определить силу тока в плитке?

А. 0.3 А. Б. 0.5 А. В. 3 А. Г. 5 А.

15. Имеются два проводника с одинаковой площадью поперечного сечения, изготовленные из одного и того же материала, но первый вдвое короче второго. Какой из проводников имеет большее сопротивление и во сколько раз?

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Вариант 1

  1. В какой из четырех задач, приведенных ниже, можно считать шарик материальной точкой?

  А. Измерить время свободного падения металлического шарика радиусом 0,3см с  высоты 50м.

 Б. Рассчитать архимедову силу, действующую на этот шарик, погруженный в керосин.

 В. Вычислить давление шарика на грунт.

  Г. Определить объем стального шарика, пользуясь мензуркой.

2. По графику определите скорость движения тела через 4 с после начала движения.  

   А. 3 м/с;                                            

   Б. 8 м/с;

   В. 0,33 м/с

   Г. 48 м/с

  1. При равноускоренном движении автомобиля в течение  2 с его скорость увеличилась от 5 до 7 м/с. Чему равен модуль ускорения автомобиля?

А. 1 м/с2;                            Б. 6 м/с2;

В.  24 м/с2;                         Г. 4 м/с2.

4. Лодка плывет по течению реки. Определите скорость лодки относительно берега реки, если ее скорость относительно воды 2,5 м/с, а скорость течения реки 1 м/с.

А. 3,5 м/с;      Б. 2,5 м/с;          В. 1,5 м/с;        Г. 1 м/с

5. Вертолет поднимается равномерно вертикально вверх. Какова траектория движения точки винта вертолета в системе отсчета, связанной с корпусом вертолета?

А. Точка;         Б. Прямая;       В. Окружность;        Г. Винтовая линия.

6. Автомобиль движется прямолинейно с постоянной скоростью. Какое утверждение о равнодействующей всех приложенных к нему  сил правильно?

 А. Не равна нулю, постоянна по модулю и направлению.

 Б. не равна нулю, постоянна по направлению, но не по модулю.

 В. равна нулю.

 Г. Равна нулю или постоянна по модулю и направлению.

7. Равнодействующая всех сил, приложенных к телу массой 10 кг, равна 20 Н. Каковы скорость и ускорение движения тела?

А. Скорость 0 м/с, ускорение 2 м/с2;

Б. Скорость  2 м/с, ускорение 2 м/с2;

В. скорость может быть любой, ускорение  2 м/с2;

Г. Скорость 2 м/с, ускорение может быть любым.

8. Под действием силы 5 Н тело движется с ускорением 2,5 м/с2. Какова масса тела?

А. 2 кг;       Б. 0,5 кг;         В. 12,5 кг;       Г. 200 г

9. Человек массой 60 кг прыгнул с берега в неподвижную лодку на воде со скоростью 5 м/с. С какой скоростью станет двигаться по воде лодка вместе с человеком, если масса лодки 40 кг?

А. 7,5 м/с;      Б. 20 м/с;        В. 4 м/с;        Г. 3 м/с.

10. Буксирный катер тянет баржу с силой 5 КН.. Какую работу совершает катер на пути 200 м?

А. 25 КДж;     Б. 10 000 Дж;      В. 5200 кДж;      Г. 1000 кДж

Вариант 2

1. скорость тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась при перемещении из точки 1 в точку 2 так, как показано на рисунке. Какое направление имеет вектор ускорения на этом участке?

А)

Б)

В) а=0

Г) направление может быть любым

                 v1                                                   v2

2. По графику определите скорость движения тела через 3 с после начала движения.  

   А. 75 м/с;                                            

   Б. 0,33 м/с;

   В. 3 м/с

   Г. 10 м/с

3.При равноускоренном движении автомобиля в течение  2 с его скорость уменьшилась от 7 до 5 м/с. Чему равен модуль ускорения автомобиля?

А. 1 м/с2;                            Б. 6 м/с2;

В.  24 м/с2;                         Г. 4 м/с2.

4. Лодка плывет против  течения реки. Определите скорость лодки относительно берега реки, если ее скорость относительно воды 2,5 м/с, а скорость течения реки 1 м/с.

А. 3,5 м/с;      Б. 2,5 м/с;          В. 1,5 м/с;        Г. 1 м/с

5. Вертолет поднимается равномерно вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с Землей?

А. Точка;         Б. Прямая;       В. Окружность;        Г. Винтовая линия.

6.Мотоциклист движется прямолинейно с постоянной скоростью. Какое утверждение о равнодействующей всех приложенных к нему  сил правильно?

 А. Не равна нулю, постоянна по модулю и направлению.

 Б. Не равна нулю, постоянна по направлению, но не по модулю.

 В. Равна нулю.

 Г. Равна нулю или постоянна по модулю и направлению.

7. Равнодействующая всех сил, приложенных к телу массой 6 кг, равна 12 Н. Каковы скорость и ускорение движения тела?

А. Скорость 0 м/с, ускорение 2 м/с2;

Б. Скорость  2 м/с, ускорение 2 м/с2;

В. скорость может быть любой, ускорение  2 м/с2;

Г. Скорость 2 м/с, ускорение может быть любым.

8. Тело массой 4 кг движется с ускорением  2 м/с2. Какова равнодействующая всех сил, приложенных к телу?

А. 2 Н;       Б. 0,5 Н;         В. 8 Н;       Г. 5 кН

9. Человек массой 60 кг прыгнул на берег из неподвижной лодки на воде со скоростью 4 м/с. С какой скоростью станет двигаться по воде лодка после прыжка человека, если масса лодки 40кг?

А. 25 м/с;      Б. 2,4 м/с;        В. 6 м/с;        Г. 12 м/с.

10. Какую работу совершил конькобежец на дистанции 100м, преодолевая силу трения 5 Н?

А. 20 КДж;     Б. 500 Дж;      В. 5000 Дж;      Г.  50 кДж

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

А

А

А

А

В

В

В

А

Г

Г

2

А

В

А

В

Г

В

В

В

Б

Б

ВЫХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Характеристика структуры и содержания контрольного среза

Работа по физике состоит из 19 заданий:

Число заданий  

Максимальный балл

Тип заданий

1

19

25

Задания с выбором ответа, развернутое решение задания частиС

Время выполнения работы – 40 минут без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся и заполнение титульного листа бланка ответа.

Дополнительные материалы и оборудование

Непрограммируемый калькулятор.

Проверка выполненных работ осуществляется следующим способом:

- варианты ответов, указанные в бланке ответов, проверяют по «ключам»-правильным ответам;

1. каждое правильное выполненное задание А-части оценивается в 1 балл;

- каждое невыполненное задание (не выполнявшееся или выполненное с ошибкой) оценивается в 0 баллов;

- задание считается выполненным, если учащийся указал все правильные варианты ответов;

2. задание В-части оцениваются в 3 балла, если верно указаны все элементы ответа,

-1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа,

-  0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.

3. задание части - С оценивается в 3 балла, если приведено полное решение,  включающее следующие элементы:

-верно записано краткое условие задачи,

-записаны уравнения и формулы,

-выполнены математические преобразования и расчеты, предоставлен ответ.

задание части - С оценивается в 2 балла,

- если правильно записаны формулы, проведены вычисления, и получен ответ, но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

-представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.

-записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях допущена ошибка.

задание части - С оценивается в 1 балл,

-записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

-записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка.

задание части - С оценивается в 0 балл,

-если все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла.

Для выставления отметок за тестирование можно воспользоваться таблицей пересчета:

Число заданий в тесте – 19.

ШКАЛА

для перевода числа правильных ответов  в оценку по пятибалльной шкале

         Оценка

«2»

«3»

          «4»

«5»

Число правильных ответов  

 менее 9

9,10,11,12,

13,14,15,

16-19

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы — 19баллов.

ОТВЕТЫ

  № задания

1

2  

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

В1

В2

С

I-вариант

а

г

а

а

а

б

б

в

а

а

а

в

в

б

в

б

142

412

380В

II-вариант

а

б

в

г

в

б

в

в

в

в

а

б

а

в

б

а

314

413

94,6 м/с

Вариант -1.

                                               Часть-А

Инструкция по выполнению заданий№А1-16: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите её в бланк ответов.

      1.Относительно какого тела или частей тела пассажир, сидящий в движущемся вагоне, находится в состоянии покоя?

А.  вагона.

Б.  земли.

В.  колеса вагона.

          2. При равноускоренном движении скорость тела за 5 с изменилась от 10 м/с до 25 м/с. Определите ускорение тела.

                        А. 4 м/с2;        Б. 2 м/с2;        В. -2 м/с2;        Г. 3 м/с2.

    3. Дана зависимость координаты от времени при равномерном движении: х=2+3t. Чему равны начальная координата и скорость тела?

                        А. xₒ=2, V=3 ;  Б. xₒ=3, V=2;             В. xₒ=3, V=3;          Г. xₒ=2, V=2.

        4. Тело движется по окружности. Укажите направление  ускорения (рисунок 1).

                        А.  ускорения – 4;                

                        Б.  ускорения – 1;

                        В.  ускорения – 2;

                        Г.  ускорения – 3.

        

                5. Под действием силы 10Н тело движется с ускорением 5м/с2. Какова масса тела ?

                  А. 2кг.                                  Б. 0,5 кг.

                  В. 50 кг.                                Г. 100кг.

      6. Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?

          А.  30Н        Б.  3Н            В. 0,3Н         Г.   0Н

7. Какая из приведенных формул выражает  второй закон Ньютона?

                        А. ;                Б. ;                В. ;        Г. .

        8.  Как  направлен импульс силы?

                        А. по ускорению.

                        Б.  по скорости тела.

                        В.  по силе.

                        Г. Среди ответов нет правильного.

                9. Тележка массой 2 кг движущаяся со скоростью 3м/с и сталкивается с неподвижной тележкой  массой 4 кг и сцепляется с ней. Определите скорость обеих тележек после взаимодействия?

                        А. 1 м/с;                Б. 0,5 м/с;                В. 3 м/с;                Г. 1,5 м/с.

        

        

        10. По графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени (см. рисунок 2) определите амплитуду колебаний.

                                        А. 10 м;                        

                                        Б. 6 м;

                                        В. 4 м;

        11. Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5м. Какова частота колебаний камертона? Скорость звука в воздухе 340 м/с.

                        А. 680Гц;                Б. 170Гц;                В. 17Гц;                Г. 3400Гц.

        12. Силовой характеристикой магнитного поля является:

                        А. магнитный поток;        Б.  сила, действующая на проводник с током;

            В.  вектор магнитной индукции.

                

                13. Определите частоту электромагнитной волны длиной 3 м.

                        А. 10-8 Гц;                Б. 10-7 Гц;                В. 108 Гц;                Г. 10-6 Гц.

        14. Сколько протонов содержит атом углерода ?

                        А. 18

                        Б.  6

                        В. 12

                        

        15.  Бетта- излучение- это:

                        А. поток квантов излучения;      Б. поток ядер атома гелия                

                        В. Поток электронов ;

     16. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, действующая на стороны аб рамки со стороны магнитного поля?

А. Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас

                 Б. Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам

                 В. Вертикально вверх, в плоскости чертежа

                 Г. Вертикально вниз, в плоскости чертежа

                        

ЧАСТЬ-В

Инструкция по выполнению заданий№В1-В2: соотнесите написанное в столбцах

 1 и 2.Запишите в соответствующие строки бланка ответов последовательность

 букв из столбца2,обозначающих правильные ответы на вопросы из столбца1. Например:

№задания

Вариант ответа

В1

243

В1. Установите соответствие между физическими открытиями и учеными

Открытие

А) закон о передачи давления жидкостями и газами
Б) закон всемирного тяготения
В) открытие атмосферного давления

Ученый

1) Паскаль
2) Торричелли
3) Архимед
4) Ньютон


В2. Установите соответствие между приборами и физическими величинами

      Прибор

А) психрометр
Б) манометр
В) спидометр

Физические величины

1) давление
2) скорость
3) сила
4) влажность воздуха

ЧАСТЬ С:

задание с  развернутым решением, умение решить задачу на применение

 изученных тем, законов, физических величин.

С1. Транспортер равномерно поднимает груз массой 190кг на высоту 9м за 50с. Сила тока в электродвигателе 1,5А. КПД двигателя составляет 60%. Определите напряжение в электрической сети.
Вариант -2.

                                                   Часть-А

Инструкция по выполнению заданий№А1-16: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите её в бланк ответов.

  1. В каком из следующих случаев движение тела можно рассматривать как движение материальной точки?

А. Движение автомобиля из одного города в другой.

Б. Движение конькобежца, выполняющего программу фигурного катания.

В. Движение поезда на мосту.

Г. Вращение детали, обрабатываемой на станке.

        

        2. При равноускоренном движении скорость тела за 6 с изменилась от 6 м/с до 18 м/с. Определите ускорение тела.

                        А. 4 м/с2;        Б. 2 м/с2;        В. -2 м/с2;        Г. 3 м/с2.

    3. Из предложенных уравнений укажите уравнение равноускоренного движения.

                        А. x=2t;        Б. x=2+2t;        В. x=2+2t2;        Г. x=2-2t.

        4. Тело движется по окружности. Укажите направление скорости  (рисунок 1).

                        А. Скорости – 1                

                        Б. Скорости – 3

                        В. Скорости – 4

                        Г. Скорости –2

        

                5. Как будет двигаться тело массой 4 кг, если равнодействующая всех сил, действующих на него равна 8 Н?

                А. Равномерно прямолинейно.                        Б. Равномерно со скоростью 2 м/с.

                В. Равноускоренно с ускорением 2 м/с2.        Г. Равноускоренно с ускорением 0,5 м/с2.

        6. Земля притягивает к себе тело массой 1,5 кг с силой:

                        А. 1,5 Н;                Б. 15 Н;                В. 0,15 Н;                Г. 150 Н.

        

        7. Какая из приведенных формул выражает закон всемирного тяготения?

                        А. ;                Б. ;                В. ;        Г. .

        8. Тело массой 2 кг движется со скоростью 5 м/с. Определите импульс тела. Как он направлен?

                        А. 5 кг∙м/с, импульс не имеет направления.

                        Б. 10 кг∙м/с, в сторону, противоположную направлению скорости тела.

                        В. 10 кг∙м/с, совпадает с направлением скорости тела.

                        Г. Среди ответов нет правильного.

                9. Тело массой 3 кг движется со скоростью 7 м/с и сталкивается с покоящимся телом массой 4 кг. Определите скорость их совместного движения?

                        А. 1 м/с;                Б. 7 м/с;                В. 3 м/с;                Г. 4 м/с.

        

        10. По графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени (см. рисунок2) Определите период колебаний.

                                        А. 4 с;                        

                                        Б. 6 с;

                                        В. 8 с;

        11. Чему равна длина звуковой волны, если ее частота 200 Гц? Скорость звука в воздухе 340 м/с.

                        А. 1,7 м;                Б. 0,6 м;                В. 0,7 м;                Г. 17 м.

        12. Электрический ток создает вокруг себя:

                        А. Электрическое поле;                                Б. Магнитное поле;

        13. Определите период электромагнитной волны длиной 3 м.

                        А. 10-8 с;                Б. 10-7 с;                В. 108 с;                Г. 10-6 с.

        14. Каков состав ядра натрия :зарядовое число-11, массовое число- 23?

                        А. протонов23,  нейтронов 12;

                        Б. протонов12,  нейтронов 11;;

                        В. протонов11,  нейтронов 12;

        15. Какие элементарные частицы находятся в ядре атома?

                        А. Протоны;                                                Б. Протоны и нейтроны;                

                        В. Электроны и протоны;                                 Г. Электроны и нейтроны.

        

16. Какая сила действует на протон, движущийся как показано на рисунке 4, со стороны магнитного поля? Куда она направлена?

                        А. Сила Лоренца, направлена вверх;

                        Б. Сила Ампера, направлена вверх;

                        В. Сила Лоренца, направлена вниз;                                

                        Г. Сила Ампера, направлена вниз.

        

ЧАСТЬ-В

Инструкция по выполнению заданий№В1-В2: соотнесите написанное в столбцах

 1 и 2.Запишите в соответствующие строки бланка ответов последовательность

 букв из столбца2,обозначающих правильные ответы на вопросы из столбца1. Например:

№задания

Вариант ответа

В1

243

В1. Установите соответствие между физическими величинами и

 единицами измерения в СИ:

Физические величины                                                                                                

А) скорость
Б) давление
В) вес тела

 Единицы измерения

1) Па
2) Дж
3) м/с
4) Н

                                                                            5)км/ч

В2. Установите соответствие между приборами и физическими величинами с помощью которых их можно измерить:

Прибор

А) термометр
Б) барометр-анероид
В) динамометр

Физические величины

1) давление
2) скорость
3) сила
4) температура

ЧАСТЬ С:

задание с  развернутым решением, умение решить задачу на применение

 изученных тем, законов, физических величин.

С1. Стальной осколок , падая с высоты 470м, нагрелся на 0,5 ºС  в результате совершения работы сил сопротивления воздуха. Чему равна скорость осколка у поверхности земли?

 Удельная теплоемкость стали 460Дж/кг ºС

Темы проектных работ:

  1. Сила трения и ее особенности.
  2. Физика живого.
  3. Школьный кабинет с точки зрения физики.
  4. Закон Гука.
  5. От парохода до атомохода.
  6. Законы сохранения в механике.
  7. Гидро- и аэродинамика. Закон Бернулли.
  8. Движение тел под действием силы тяжести.
  9. Механические свойства твердых тел.
  10. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Уравнение Мещерского.
  11. Физика и спорт.
  12. Физика и архитектура.
  13. Физика и живопись.
  14. Вынужденный колебательный резонанс.
  15. Производство энергии.
  16. Физика и музыка.

1.Необычные свойства обычной воды.

•              Энергия воды.

•              Вода-источник жизни на Земле.

•              Планета под названием "Вода".

•              Выращивание кристалла соли.

•              Получение пресной и чистой воды.

•              Возможность получения питьевой воды простейшими средствами.

•              Круговорот воды в природе.

•              Можно ли носить воду в решете?

•              Почему плавают льды?

2.Физика и архитектура.

•              Статика в архитектуре.

•              Резонанс-добро или зло?

•              Строим свое жилище.

•              Насколько прочна бумага?

3.Теория электромагнитного поля вчера и сегодня.

•              

•              Влияние Солнечной активности на человека.

•              Астрономия в древности. Пирамиды - первый астрономический прибор.

•              Источники звука.

•              Возникновение и развитие жизни на Земле.

•              Влияние радиоактивности на окружающую среду.

Разработка и создание демонстраций для кабинета физики. 9 класс
Придумать и подготовить две демонстрации для урока физики и одну – постоянную, для кабинета физики. Все демонстрации должны относиться к одному разделу физики (вашему любимому) и не должны повторять уже имеющиеся.
3.  
Ходячие машины. 9 класс

Изучение вопроса – почему мы используем колесо, а не «ноги» у машин? Ведь ноги дают гораздо большую проходимость.
Создание модели машины, движущейся именно с помощью «ног».
Водяная ракета. 9 класс
Водяная ракета – пластиковая бутылка, из которой сжатый воздух выталкивает воду. Бутылка под действием реактивной силы взлетает.
Задача: Добиться стабилизации параметров полёта, нахождение параметров, влияющих на полёт, модернизация ракеты (например, разработка двухступенчатой конструкции)

Перечень учебно – методических средств обучения

Литература для учителя и учащихся

  • Генденштейн Л.Э. Физика. 7 класс. В 2ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений (Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов; под редакцией В.А. Орлова, И.И. Ройзена – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013.- 2015;
  • Генденштейн Л.Э. Физика. 7 класс. В 2ч. Ч.2: задачник для общеобразовательных учреждений (Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат; под ред. Л.Э. Генденштейна. – 4-е изд., стер. – М: Мнемозина, 2013.- 2015

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:

  • Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда.
  • Измерительные приборы: метроном, секундомер, дозиметр, гальванометр, компас.
  • Трубка Ньютона, прибор для демонстрации свободного падения, комплект приборов по кинематике и динамике, прибор для демонстрации закона сохранения импульса, прибор для демонстрации реактивного движения.
  • Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, камертон.
  • Трансформатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

  • Работа 1:стеклянная трубка, линейка, часы или секундомер
  • Работа 2: желоб лабораторный, шарик, линейка, секундомер
  • Работа 3: динамометр, набор гирь массой по 100г, тело неизвестной массы
  • штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленный к нему нитью, часы с секундной стрелкой или метроном
  • Работа 4: металлическое колечко, набор гирь, 3 динамометра, нити.
  • Работа 5: штатив, пружина, линейка, набор гирь массой по 100г
  • Работа 6:деревянная линейка, брусок, набор гирь массой по 100г, динамометр
  • Работа 7: весы, наручные часы (показывающие секунды),  рулетка или сантиметровая лента
  • Работа 8: штатив, 2 нитяных маятника,  секундомер, сантиметровая лента
  • Работа 9: штатив, пружина, набор гирь массой по 100г, секундомер, линейка.
  • Работа 10: спектроскоп, колбы с различными газами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по физике по ФГОС (7-9 класс)

Рабочая  программа по  физике   7-9 классы  по ФГОС ООО...