Рабочая программа по физике дополнительного образования Капля мира
рабочая программа по физике на тему

Кислицына Марина Владимировна

Программа по экологической физике «Капля мира» предназначена для осуществления дополнительной образовательной или внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaplya_mira_po_ekofizika.docx50.36 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по экологической физике «Капля мира» предназначена для осуществления дополнительной образовательной или внеурочной деятельности. Дополнительная образовательная программа предназначена для учащихся 7 – 9 классов (12 – 16 лет) и доступна для каждого, кто стремится к приобретению новых знаний. Включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание разделов, методическое обеспечение.

Адресована учителям физики, а также педагогам дополнительного образования естественно-научной направленности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологизация современного образования, т.е. изучение закономерностей отношения организмов с окружающей средой и друг с другом – это не просто чья-то прихоть, это необходимость, обусловленная расширением сферы деятельности людей и стремительным развитием науки и техники.

Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решение ряда научно-технических, социально-политических и других проблем, среди которых на первом месте стоят педагогические, воспитательные проблемы. Подрастающее поколение со должно быть подготовлено к научно обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде. Экологическая культура, гуманное отношение к природе должно стать неотъемлемой частью мышления человека. Поэтому идея «экологизации» учебных дисциплин, введение в обучение программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования  экологической направленности приобрела в настоящее время исключительно большое значение.

Разработанные в России дополнительные образовательные программы по экологии имеют преимущественно эколого-биологическую направленность: «Юный натуралист» Марченковой И.М. (экологическое воспитание детей с использованием произведений В. Бианки), «Глобальная экология» экологического клуба «ЭКОС» (углубляет и дополняет знания детей по проблемам экологии). Курс по выбору А.Н. Майорова, О.Н. Фёдоровой «Физика и экология» предназначен для учащихся 9-х классов, входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает различные учебные предметы этого цикла: физика, биология, экология. Модифицированная рабочая программа «Физика и экология» объединения  «Эрудит» И.А. Головенкиной рассчитана на 1 год обучения и представляет дополнительное изучение экологической науки, предусматривает поиск и подготовку будущих «генераторов идей» в процессе выполнения творческих заданий детьми, уже сделавшими профессиональный выбор.

Особенность программы по экологической физике «Капля мира» заключается в интеграции физики и экологического образования и воспитания школьников 7 – 9 классов, основанное на формирование представлений о целостности природы и протекающих в ней явлений о взаимодействии человека и природы и нарушение вследствие этого некоторого баланса природных процессов.

Физика - эта наука о природе, поэтому в связи с возрастающим потенциалом технического прогресса и развитием технологий несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды именно на основе интеграции физики и экологии. Поэтому введение дополнительной образовательной программы по экологической физике «Капля мира»» позволит достичь:

- более глубокого, полного и правильного понимания школьниками всё более усложняющегося взаимодействия общества и природы;

- получения учащимися знаний об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь;

- приобретения умений анализировать и ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, получаемой из научно-популярной литературы, радио- и телепередач;

- понимания учащимися аспектов оценки экологических последствий при внедрении определенных технических и инновационных решений и моделей;

- повышения уровня сознательного и активного отношения к защите окружающей среды на основе использования когнитивной базы.

Практическая значимость данной программы состоит в ориентированности на изучение причин, порождающих экологические проблемы, и способов их предотвращения или ликвидации. Чаще всего эти проблемы связанны с достижениями научно-технического прогресса, двигателем и фундаментом которого является физика. Решение эколого-физических задач базируется на специализированном сборнике дополнительных «экологических» вопросов, упражнений и заданий из серии «Экологические капельки», рекомендованного к использованию научно-методическим экспертным советом министерства образования и науки Самарской области.

Цели:

- развитие мотивации учащихся к изучению и сохранению окружающей среды;

- понимание своего образа жизни и поведения в окружающей среде и развитие готовности и способности, учащихся к проектированию и  организации  экологически безопасной жизнедеятельности;

- формирование экологической культуры учащихся и представлений о естественнонаучной картине мира посредством включения в дополнительную и внеурочную деятельность естественнонаучного направления.

Задачи:

Обучающие:

•        научить наблюдать природные явления, оценивать влияние на них антропогенного фактора;

•        научить проводить измерения физических показателей, величин, параметров состояния и определять характеристики процессов окружающей среды;

•        способствовать овладению научным подходом к решению различных задач, умению формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•        сформировать у учащихся представление о взаимосвязи явлений в природе и их изменении под влиянием деятельности человека, о физических методах защиты окружающей среды от загрязнений.

Воспитывающие:

•        способствовать формированию бережного отношения к природе, желание охранять природу, нравственных качеств: доброты, отзывчивости, умения сопереживать, через участие в социальных акциях и мероприятиях;

•        воспитывать культуру поведения и взаимодействия, основанную на самореализации каждой личности, малых и больших социальных групп и направленную на оптимизацию и качественное совершенствование;

•        воспитание стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности, свой образ жизни.

Развивающие:

•        развивать кругозор, память, речь, мыслительные процессы (мышление, рассуждение, ориентирование в проблемной ситуации и  нахождение причинно-следственных связей);

•        сформировать мотивы к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности;

•        содействовать развитию социальной активности учащихся;

•        развивать способность пользоваться своими экологическими знаниями  и  умениями  в  практической  деятельности.

Дополнительная образовательная программа по экологической физике «Капля мира» предназначена для учащихся 12 – 16 лет и доступна для каждого, кто стремится к приобретению новых знаний. Количество человек в группе – 12-15 человек.

Программа рассчитана на 3 года обучения с общим количеством 108 часов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю (из расчета 36 часа в год).

Прогнозируемые результаты: после реализации программы учащиеся должны

знать:

  • основные факты, понятия, теории и законы физики и экологии для объяснения различных природных процессов;
  • принципы действия приборов, технических устройств, машин, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности их использования;
  • ключевую роль физики в современном обществе и в решении экологических проблем человечества.

уметь:

  • проводить наблюдения, эксперименты (для обучающихся 1 и 2 г.о.);
  • выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования (для обучающихся 1 и 2 г.о.);
  • использовать полученные знания и умения в повседневной жизни, с целью обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды.

владеть способами:

  • поиска дополнительных знаний в обозначенной области;
  • проведения наблюдений и экспериментов (для обучающихся 3 г.о.);
  • выполнения опытных и лабораторных работ, экспериментальных исследований (для обучающихся 3 г.о.);
  • разработки собственных учебно-исследовательских и научно- исследовательских работ и проектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1 год обучения

1

Человек и природа

9

6

3

2

Основы физических знаний

8

4

4

3

Биосфера

12

5

7

4

Экология человека

10

4

6

5

Механика и явления в природе.

10

5

5

6

Изучение явления диффузии в природе

6

4

2

7

Экология атмосферы и гидросферы.

6

2

4

8

Атмосферное давление и человек.

8

5

3

9

Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость.

4

2

2

10

Здоровье нации - основное условие процветания России.

4

2

2

11

Исследовательская деятельность, мониторинг состояния окружающей среды.

7

1

6

Итого

84

41

43

2 год обучения

1

Строение вещества.

6

4

2

2

Загадочное вещество-вода.

6

4

3

3

Снег, лед и метель.

4

3

1

4

Различные виды теплопередачи в природе и технике.

10

6

4

5

Расширение тел при нагревании.

4

3

1

6

Энергетика.

8

4

4

7

Традиционные источники энергии.

5

4

1

8

Нетрадиционная энергетика.

5

3

2

9

Загрязнение окружающей среды.

8

4

4

10

Экология человека.

7

4

3

11

Биосфера.

7

4

3

12

Рациональное природопользование

9

6

3

13

Световые явления.

5

3

2

Итого

84

51

33

3 год обучения

1

Загрязнение окружающей среды

10

5

5

2

Энергетика

10

5

5

3

Рациональное природопользование

12

7

5

4

Картина мира

7

5

2

5

Физика и космос.

12

7

5

6

Экология и человек.

10

7

3

7

Нанотехнологии вокруг нас

10

6

4

8

Занимательные опыты.

13

13

Итого

84

54

30

Итого

252

143

109

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Раздел 1. Человек и природа (9ч.)

        Теория. Введение. Методы научного познания природы: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент. Научные гипотезы. Инструменты и приборы для изучения природы. Роль эксперимента в процессе познания природы. Тела, вещества, явления природы – объекты изучения естествознания. Роль естествознания в сохранении природы. История развития физики.

        Практика. Презентация подготовленных обучающимися работ.

        

Раздел 2. Основы физических знаний (8ч.)

        Теория. Физические явления, законы, основные теории, границы их применимости. Физическая картина мира. Наука и техника. Достижения научно-технического прогресса. Механическое движения. Перемещение, скорость, ускорение. Центростремительное ускорение. Молекулы. Диффузия. Роль диффузии в окружающей среде. Агрегатные состояния вещества.

        Практика. Лабораторные работы: Определение скорости шарика в трубке с водой; Измерение ускорения свободного падения; Условия, влияющие на скорость протекания диффузии. Решение задач. Тестирование.

        

Раздел 3. Биосфера (12ч.)

        Теория. Атмосфера Земли. Уровень загрязнения атмосферного воздуха городов. Причины загрязнения атмосферы (выбросы автотранспорта, тепловых и атомных электростанций, металлургических заводов, химического производства). Выпадение кислотных дождей и закисление природных сред. Гидросфера Земли. Загрязнение пресноводных и морских экосистем. Промышленные сточные воды. Загрязнение Мирового океана.

        Практика. Решение эколого-физических задач. Лабораторные работы: Измерение влажности воздуха.

        

Раздел 4. Экология человека (10ч.)

        Теория. Среда обитания человека. Влияние загрязнителей атмосферы на человеческий организм, состояние животных, растений и экосистем. Рост крупных техногенных аварий и катастроф.

        Практика. Анализ информации об охране и использовании природных ресурсов научно-популярной литературы, радио- и телепередач. Круглый стол «Что делается для охраны окружающей среды». Защита исследовательских работ.

        

Раздел 5. Механика и явления в механике (10ч.)

Теория. Временные масштабы природных явлений: движение метеорита и глобальные экологические катастрофы; движение цунами, смерчей, торнадо и человеческие жертвы; перелеты птиц и сеть авиалиний; дороги-серпантины; деятельности человека и речной сток; экологические изменения ландшафта и магистрали.

Раздел 6. Изучение явления диффузии в природе (6ч.)

        Теория. Явление диффузии жидкостей сквозь пористые перегородки в жизни животных и растений

        Практика. Анализ информации.

Раздел 7. Экология атмосферы и гидросферы (6ч.)

        Теория. Значение атмосферы и основные источники её загрязнения. Роль диффузии и угрозы ветров в процессах загрязнения атмосферы. Загрязнение атмосферы и гидросферы теплом, нефтепродуктами и диоксинами. Решение задач с экологическим содержанием. Основные экологические проблемы атмосферы и гидросферы и пути их решения.

        Практика. Проекты решения экологических проблем.

Раздел 8. Атмосферное давление и человек (8ч.)        

Теория. Атмосферное давление. Медицина. Кровяное давление. Роль атмосферного давления в природе. Атмосферное давление и погода. Атмосферное давление в жизни человека. Как мы дышим? Как мы пьём? «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие людей

Практика. Практическая работа «Определение давления крови у человека». Занимательные опыты «Перевёрнутый стакан» «Фонтан в колбе» «Яйцо в бутылке». Практическая работа «Измерение атмосферного давления в школе и на улице».

Раздел 9. Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость (4ч.)

Теория. Давление в жидкости. Глубоководные животные и их приспособляемость. Водные растения. Паук – «изобретатель» водолазного колокола.

Практика. Проектная деятельность учащихся в группах.

Раздел 10. Здоровье нации - основное условие процветания России (4ч.) 

Теория. Ответственность человека за свое здоровье. Здоровье (психологическое и физическое) - один из основных личностных приоритетов. Освещенность. Световое загрязнение биосферы. Глаз. Дефекты зрения и пути их исправления. Гигиена зрения. Личное здоровье и его влияние на профессиональную компетентность человека. Негативное воздействие на живые организмы никотина, алкоголя, наркотических веществ. Связь между экологической ситуацией в населенном пункте и здоровьем населения.

Практика. Определение освещенности объектов в учебных кабинетах школы.

Раздел 11. Исследовательская деятельность, мониторинг состояния окружающей среды (10ч.)

Теория. Выбор темы проекта: учащиеся выбирают из предложенных тем или формулируют самостоятельно. Работают в группах. Используют для исследований изученные методики, находят недостающие нужные методики самостоятельно.

Практика. Постановка проблемы, создание сюжетной ситуации. Формулировка целей и задач. Организация групп, распределение ролей по группам. Выбор форм презентации результатов. Самостоятельная работа учащихся по «добыче» новых знаний, консультация учителя. Подготовка презентаций.

2 год обучения

Раздел 1. Строение вещества (5 ч.)

Теория. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Определение размеров, массы, емкостей молекул, числа молекул в единице объема. Капиллярные явления.

Практика. Практические работы «Определение толщины масляной пленки», «Определение размеров малых тел (частиц) методом рядов».

Раздел 2.  Загадочное вещество – вода (6ч.)

Теория. Три состояния воды. Интересное о воде. Гипотезы происхождения воды на Земле, значение физических и химических свойств воды, строение молекулы воды, объяснение свойств воды в различных агрегатных состояниях. Проблемы питьевой воды на Земле, выдвижение гипотез об экономии питьевой воды в школе и дома.         Влияние воды на здоровье человека, создание проектов по данной теме.

Практика. Решение проблемы очистки воды в домашних и походных условиях.

Раздел 3. Снег, лед и метель (4ч.)

Теория. Снежинки в воздухе. Снежинки на Земле. Слоистая структура снежных покровов. Режеляция. Лед на Земле. Горный ледник. Движение ледника.  Какие бывают метели. Микроструктура низовых метелей Волны на снегу. Как далеко переносится снег метелью. Пылевые бури и метели: сходство и различия. Метелевое электричество.

Раздел 4. Различные виды теплопередачи в природе и технике (10 ч.)

        Теория. Факторы, определяющие устойчивость окружающей среды. Разнообразие климатических условий. Влияние солнечного излучения на климатические условия. Смена времен года, температурные колебания в течение суток. Свойства теплового излучения и особенности переноса энергии с помощью излучения. Конвекция в атмосфере – ветры, бризы, ураганы. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Рассеивание выбросов. Тяга. Особенности рассеивания при циклонах и антициклонах. Нарушение конвекции в случае атомной войны. Образование «гриба» при ядерном взрыве и влияние радиоактивных выбросов на экосистему земли. Парниковый эффект. Теплоизоляционные материалы. Бережное отношение к энергоресурсам. Теплоснабжение дома. Зимовка животных. Теплоизоляция в жизни животного мира. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники. Отопление и охлаждение жилых помещений. Экологические аспекты водяного отопления

        Практика. «Определение теплопроводности различных материалов»

Раздел 5. Расширение тел при нагревании (4 ч.)

        Теория. Расширение твердых тел и жидкостей, учет и использование его в технике. Термометры. Особенности теплового расширения воды, значение их в природе.

        Практика. «Наблюдение особенностей теплового расширения воды»

Раздел 6. Энергетика (8ч.)

        Теория. Тепловой баланс Земли. Роль зеленых растений в экосистемах. Энергия рек, ветра, морских течений, приливов и отливов, возможность ее превращения в энергию турбин. Экологические проблемы передачи теплоты и электрической энергии на расстояние. Экологическое значение повышения КПД тепловых машин. Тепловые насосы и обогреватели. Теплоэнергетика. Современное состояние теплоэнергетики и экологическая опасность ее разных видов (угольной, нефтяной, газовой). Зависимость состава и токсичности отходов от мощности электростанций. Возможности повышения КПД тепловых станций.

        Практика. Лабораторные работы: Нагревание проводников электрическим током; Определение загрязненности воздуха при сжигании органического топлива. Экскурсия: посещение ТЭЦ. Решение задач. Тестирование.

Раздел 7. Традиционные источники энергии (5ч.)

Теория. Превращение одного вида энергии в другой. Отопление сельского и городских домов. Органическое топливо и загрязнение окружающей среды при его сжигании. Проблема исчерпаемости ресурсов углеродистых энергоносителей.

Практика. Лабораторная работа «Изучение устройства русской печки на основе физико-экологических знаний»

Раздел 8. Нетрадиционная энергетика и альтернативные источники энергии (5ч)

Теория. Ветроэлектростанции. Приливно-отливная энергетика. Гелиоэнергетика, её потенциал и экологические проблемы. Геотермальная энергетика. Возобновляемые источники энергии в энергетике настоящего и будущего.

Практика. Лабораторные работы - конструктор «Альтернативные источники энергии»: солнечный двигатель, Ветряная мельница, Водяное колесо, Свет от солнца и ветра, Самолет, питаемый альтернативной энергией.

 

Раздел 9. Загрязнение окружающей среды (8ч.)

        Теория. Загрязнение атмосферы. «Озоновые дыры» и фреоны.  «Механизмы» усиления парникового эффекта и возможности его ослабления. Кислотные дожди. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ. Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. Загрязнение атмосферы при авиаполетах и запусках космических аппаратов. Загрязнение воды. Распространение загрязняющих веществ в воде. Судоходство. Влияние нефтяной пленки на жизнь в водоеме. Использование законов механики при совершенствовании работы очистных сооружений. Физическое загрязнение окружающей среды. Влияние вибрации на состояние тел.

        Практика. Лабораторные работы: Зависимость степени загрязнения атмосферы от высоты; Исследование прозрачности и интенсивности запаха воды; Изучение явления резонанса. Анализ почвы. Экскурсия на берег Жигулевского водохранилища (водоема) с целью взятия проб воды и грунта. Решение эколого-физических задач.

        

Раздел 10. Экология человека (7ч.)

        Теория. Влияние на человека электрических полей, статического электричества, теплового действия тока. Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния человека. Влияние на здоровье различных шумов. Биологическое действие различных излучений (инфракрасного, ультрафиолетового, рентгеновского). Особенности действия радиации на живые организмы и защита от нее. Бытовая радиация.

        Практика. Лабораторная работа: Проводимость тока человеческим телом. Реферативная работа по теме: Безопасная работа с различными приборами. Презентация работ.

        

Раздел 11. Биосфера (7ч.)

        Теория. Литосфера Земли. Использование земель. Необратимые изменения почвы и растительности. Атмосфера Земли. Солнечная активность и ионизация атмосферного воздуха. Физические параметры атмосферы. Значение солнечного и космического излучений для жизни на Земле. Диапазон изменения температуры и его влияние на живые организмы. Значение влажности воздуха. Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля представителей различных экосистем.

        Практика. Решение эколого-физических задач. Лабораторные работы: Действие магнитного поля; Методы обнаружения магнитного поля; Измерение влажности воздуха.

Раздел 12.  Рациональное природопользование (10ч.)

        Теория. Экология промышленности. Безотходные и малоотходные энергоемкие технологии. Экологические аспекты металлургической промышленности, электроэнергетики, электротехники, радиотехники и др. энергосберегающие технологии. Гальванические производства. Промышленные и бытовые отходы. Утилизация отходов. Переработка и захоронение гальванических элементов и аккумуляторов. Проблема переработки и захоронения радиоактивных отходов. Экология города и жилища.        

Практика. Лабораторные работы: Изучение явления электризации тел. Методы определение давления. Решение эколого-физических задач.

        

Раздел 13.  Световые явления (5ч.)

        Теория. Элементы фотометрии. Сферические зеркала. Зрение двумя глазами. Инерция зрения, ее использование в стробоскопе и кино. Разложение беглого света в спектр. Радуга. Невидимые части спектра.

Практика. Составление схемы и сборка цепи устройства для зажигания лампы из двух различных мест, сборка модели линии телеграфной связи, изготовление перископа.

3 год обучения

Раздел 1. Загрязнение окружающей среды (9ч.)

        Теория. Загрязнение атмосферы. «Механизмы» усиления парникового эффекта и возможности его ослабления. Кислотные дожди. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ. Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. Загрязнение атмосферы при авиаполетах и запусках космических аппаратов. Загрязнение воды. Распространение загрязняющих веществ в воде. Судоходство. Влияние нефтяной пленки на жизнь в водоеме. Использование законов механики при совершенствовании работы очистных сооружений. Физическое загрязнение окружающей среды. Влияние вибрации на состояние тел.

        Практика. Лабораторные работы: Зависимость степени загрязнения атмосферы от высоты; Исследование прозрачности и интенсивности запаха воды; Изучение явления резонанса. Анализ почвы. Экскурсия на берег Жигулевского водохранилища (водоема) с целью взятия проб воды и грунта. Решение эколого-физических задач.

        

Раздел 2. Энергетика (10ч.)

        Теория. Тепловой баланс Земли. Влияние теплового баланса на климат. Фотохимические реакции в атмосфере и фотосинтез. Основные загрязняющие вещества. Зависимость состава и токсичности отходов от мощности электростанций. Возможности повышения КПД тепловых станций. Ядерная энергетика. Экологическая характеристика и перспективность ядерной энергетики. Опасность аварий на ядерных реакторах и меры их предотвращений. Энергетика на основе возобновляемых источников энергии. Нетрадиционная энергетика и альтернативные источники энергии. Возобновляемые источники энергии в энергетике настоящего и будущего.

        Практика. Лабораторные работы: Определение загрязненности воздуха при сжигании органического топлива. Экскурсия: Гидроэлектростанции «Русгидро». Использование альтернативных источников энергии. Решение эколого-физических задач. Тестирование.

        

Раздел 3.  Рациональное природопользование (12ч.)

        Теория. Экология города и жилища. Экологические проблемы урбанизации. Влияние на окружающую среду разных видов транспорта. Транспорт использующий природный газ и электроэнергию. «Плюсы» и «минусы» электротранспорта. Энергосбережение. Роль теплоизоляции. Нагревательные и обогревательные приборы. Борьба с электризацией тел в жилых помещениях. Экология сельского хозяйства. Экология в современной агротехнике. Переуплотнение почвы тяжелой сельскохозяйственной техникой. Оросительные и осушительные системы. Агротехнические приемы уменьшения испарения влаги с поверхности почвы. Физическая природа засорения почвы и возможности его устранения. Физические методы экологического мониторинга. Контроль состояния окружающей среды.

        Практика. Лабораторные работы: Изучение явления электризации тел. Изучение явления электролиза. Изучение явления испарения. Решение эколого-физических задач.

        

Раздел 4. Картина мира (7ч.)

        Теория. Механическая система мира. Мифологическое объяснение мира. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Полевая картина мира. Развитие представлений об электрических и магнитных явлениях. Квантовая картина мира. Строение Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Естественнонаучная картина мира.

        Практика.  Экспериментальное исследование явления электромагнитной индукции. Обнаружение индукционного тока в магнитном поле Земли.

        

Раздел 5. Физика и космос (12ч.)

        Теория. Искусственные спутники Земли. Космические корабли и орбитальные станции. Принципиальные основы запуска и полета в космическом пространстве искусственных спутников Земли. Энергоемкость космического оборудования и получение энергии в космосе. Коррекция орбиты. Особенности стыковочных узлов. Шлюзы. Устройство быта на комической станции. Судьба космической станции «Мир». Перспективы МКС. Экология околоземного пространства. Невесомость как фактор влияния на процессы. Космический вакуум и его использование в космических программах. Создание минипромышленных комплексов на космических станциях. Установка «Вулкан». Получение кристаллов в космосе. Создание новых материалов в космических лабораториях

        Практика. Изучение траекторий движения космических объектов (с использованием ИКТ), изучение принципа реактивного движения (на модели, с использованием ИКТ), создание электронной презентации «Космос. История космонавтики»

Раздел 6. Экология и человек (10ч.)

Теория. Значение существования атмосферного давления и влияние на организм человека его колебаний, картину возможного развития событий при исчезновении атмосферы. Проблемы освоения человеком водной среды. Освоения человеком мирового океана. Воздействие на человека быстрого подъёма с морских глубин, дав понятие о кессонной болезни. Источники загрязнения водоёмов и пути решения экологических проблем гидросферы. Характер воздействия электрического тока на человека и меры безопасности. Влияние искусственных и естественных электромагнитных полей на человека и живые организмы. Радиация и жизнь. Радиационная безопасность.

        Практика. Решение качественных и расчётных задач.

Раздел 7. Нанотехнологии вокруг нас (10ч.)

        Теория. Примеры товаров, созданных с использованием нанотехнологий и причины их уникальных свойств. Несмачиваемые и всегда чистые ветровые стёкла, диски колёс и т.п. Созданные на основе наночастиц оксида титана и серебра поверхности, обладающие бактерицидными свойствами. Нанокомпозитные материалы. Нанотехнологии в различных областях производства. Нанотехнологии в энергетике и экологии. Нанотехнологии в криминалистике и косметике. Динамика развития нанотехнологий в России и за рубежом. Перспективы мировой наноэкономики.

        

Раздел 8. Занимательные опыты. (13ч.)

Практика. Опыты: механические явления, тепловые явления, кристаллы, давление, выталкивающее действие жидкости и газа, световые явления, оптические иллюзии, физика и химия, поверхностное натяжение, статика, опыты при отсутствии физического оборудования.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Формы контроля: собеседование, тестирование, лабораторная и практическая работы, защита исследовательских работ.

Для контроля результативности изучения учащимися программы и  проверки знаний может использоваться по усмотрению педагога в соответствии с годом обучения и возрастными особенностями обучающихся:

- Фронтальная беседа

- Мозговой штурм

- Лабораторные и практические работы

- Исследовательские работы

- Практикумы по решению задач

- Презентация проектов

- Выступление с сообщением

- Защита учебно-исследовательских и научно- исследовательских работ и проектов.

        Для стимуляции личностного роста используются бальная система мониторинга достижений с фиксированием результатов. Мониторинг знаний проводится на основе автоматизированной универсальной тестовой системы диагностики качества образования «Дикобраз».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

И СРЕДСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Дифференцируемый подход к обучающимся по данной программе вынуждает уделять особое внимание на эксперимент в различных его формах: лабораторные работы, индивидуальные экспериментальные проекты, отдельные экспериментальные проекты, отдельные экспериментальные задания, в том числе домашние экспериментальные задания. Рекомендуется 60% времени отвести на аудиторные занятия, а 40% на самостоятельную внеаудиторную работу, индивидуальную или групповую проектную деятельность.

        Рекомендуется исходить из того, что цель данной программы – не сообщение максимально возможного объема знаний, а обучение самостоятельному поиску знаний, формирование теоретического мышления. Знакомство с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся творческого подхода к получению новых знаний.

 

  Методы

Исследовательский - на экскурсии, где дети знакомятся с формами загрязнителей окружающей среды: воздуха, воды, промышленные загрязнители.

Практический метод - гербаризация растений, составление коллекций, определение растений.

Проектный - составление проектов по охране воды, почв, влияния выхлопных газов на состояние здоровья человека.

Наблюдения - на экскурсиях, в уходе за комнатными растениями

Практикумы - посадка рассады подкормки растений, мониторинги.

Материально-технические условия

        Для проведения практических занятий используются гербарии, карточки, тесты, фото по темам, коллекции, микропрепараты, микроскопы, документ-камера, приборы физической лаборатории.

Информационное обеспечение

Мультимедийный проектор, ноутбук или компьютер, интерактивные мультимедийные электронные учебники (ИМЭУ), экран или интерактивная доска. Для выполнения практической части курса используется интерактивные модели с мультимедийных дисков или сети Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Перышкин, А.В., Гутник, А.В. Физика. / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. 7-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2003. – 160 с.
  2. Артеменков, Д.А. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 7 – 9 классы: пособие для учителей образовательных учреждений. / Д.А. Артеменков, Н.И. Воронцова, В.В. Жумаев. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание 5 класс: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с. (Стандарты второго поколения)
  4. Лебедянцев, С.В. Физика 7 – 9. Сборник заданий для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. / С.В. Лебедянцев, С.В. Симак. – М.: Издательство: Международный социально-экологический союз, 2010. – 116 с.
  5. Гнедина, Т. Е. Физика и творчество в твоей профессии./Т.Е. Гнедина. - М.: Просвещение, 2001. – 159 с.
  6. Кабардин, О.Ф. Физика: лабораторные работы: 7 – 9 кл. / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. – М.: АСТ, Астрель, 2000.
  7. Миркин, Б.М., Наумова, Л.Г. Популярный экологический словарь./ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Тайдекс, 2002. – 118 с.
  8. Бутырский, Г.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11 класс./ Г.А. Бутырский. - М.: Просвещение, 2000. – 210 с.
  9. Булат В.А. Оптические явления в природе. Москва. Просвещение. 2001
  10. Гальперштейн, Л.А. Здравствуй, Физика!. / Л.А. Гальперштейн. - М.: Просвещение, 2001. – 178 с.
  11. Илькин, В.И. Необычные учебные материалы по физике. / В.И. Илькин. - М.: Школа-Пресс, 2001. – 79 с.
  12. Ланина, И.Я. Внеклассная работа по физике./ И.Я. Ланина. - М.: Просвещение, 2000. – 68 с.
  13. Суорц, К.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений./ К.Э. Суорц. - М.: Просвещение, 2000. – 147 с.
  14. Мамедов, Н.М. Экологическое образование: концепции и методические подходы. / Н.М. Мамедов. - М.: Агенство «Технотрон», 2006. – 76 с.
  15. Радченко, Т.И. Исследовательская деятельность учащихся в творческом объединении на базе школьного кабинета физики. // Дети, техника, творчество, 2003, №5.
  16. Зиятдинов, Ш.Г., Миркин Б.М. Экологическая составляющая курса физики. // Физика в школе, 2004, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа детского объединения дополнительного образования

Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет,  проведении исследовательских работ, участие в  конкурсах юных корреспондентов....

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается те...

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс

Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...

Рабочая программа по волейболу дополнительного образования

Программа по волейболу для учителей дополнительного образования (ОДОД). Данная программа выполнена по всем требованиям. Расчитана на 2 года....

Рабочая программа учебной дисциплины дополнительного образования "ГАНДБОЛ"

Программа дополнительного образования спортивной секции "Гандбол"...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Рабочая программа для педагогов дополнительного образования-2018г.

Рабочая  программа по  русской лапте физкультурно – спортивной направленности разработана на основе примерной   программы спортивной подг...