Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии
рабочая программа по теме

Беляева Вера Николаевна
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма. Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на

заседании методического

объединения

Председатель МО_______

«____»____________20__г.

Утверждена заместителем по ВР МОУ « Гимназия №19»

__________/__________/

«____» ____________ 20   г

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии

Составитель:  Беляева Вера Николаевна,

учитель ритмики, педагог дополнительного образования.

2010-2011гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

На занятиях  увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи:

Обучающая:  формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.

 Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытие творческого потенциала.

Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.

 Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение нескольких направлений танцевального искусства.

Оригинальность данной программы – это творческое мышление учащихся. В каждом классе отведено время на то, чтобы учащиеся не только учились определенным движениям и танцам, но и могли изложить свои мысли  на «паркете».

 Программа достаточно вариативная и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.

Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.

При разработке программы учитываются способности учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности. Учебный материал включает в себя: диско-танцы, бальные танцы, а также комплексы ритмичных танцевальных упражнений.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Первая часть урока (подготовительная):

- построение детей в несколько линий;

- поклон педагогу;

- разминка.

Вторая часть урока (основная):

- общеразвивающие упражнения (изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов хореографической азбуки);

 - работа над танцами, танцевальными схемами).

Третья часть урока (заключительная):

- закрепление выученного материала;

- методические рекомендации;

- поклон педагогу.

Подбору музыкальных произведений следует уделять такое же серьезное внимание, как и подбору движений экзерсиса, танцев и танцевальных схем. Музыкальное сопровождение уроков ритмики не только играет прикладную роль, но имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса.

Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1

Специальная танцевально-художественная работа

80

1.1

Постановочная работа

8

31

1.2

Репетиционная работа

8

33

2

Учебно-тренировочная работа

90

2.1

Азбука музыкального движения

3

12

2.2

Элементы классического танца

4

11

2.3

Элементы народно-сценического танца

4

11

2.4

Гимнастические элементы

6

18

2.5

Современный танец

5

16

3

Танцевальная импровизация

16

4

12

4

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

30

4.1

Организационная работа

9

4.2

Беседы

7

4.3

Прослушивание музыкального материала

5

4.4

Экскурсии, посещение концертов

9

ИТОГО:

216

42

174

Содержание программы первого года обучения

Задачи:

  1. развитие ритмического слуха;
  2. развитие координации движений;
  3. формирование правильной осанки, улучшение эластичности связок, подвижности суставов, силы мышц;
  4. развитие природных данных ребенка, основных исполнительских навыков.
  5. знакомство с основными танцевальными движениями.

К концу года дети должны:

  1. иметь представление о сильной и слабой доле;
  2. овладеть  элементарными навыками координации движений;
  3. иметь представление об основных рисунках – линии, колонны, круг;
  4. приобрести правильную постановку корпуса, ног, рук и головы;
  5. получить начальные знания о правильности исполнения базовых движений классического танца;
  6. иметь начальные навыки самостоятельной тренировочной работы;
  7. уметь передавать движениями характер музыки.

Вводное занятие

  1. Учащиеся знакомятся с педагогом, залом и друг другом. Игра «Повторялки» (учащиеся по очереди рассказывают о себе и повторяют рассказ предыдущего участника, запоминая таким образом сведения друг о друге).
  2. Беседа о целях и задачах, правилах поведения и технике безопасности на занятиях, о форме одежды для занятий.

Основы хореографии

     1.   Поклон  

2.   Учащиеся знакомятся со следующими понятиями:

- положение корпуса;

- позиции ног;

- позиции рук;

- точки класса;

     Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую  А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.

 Разминка

Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Примерные упражнения

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- пружинка на месте по VI позиции;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

 Общеразвивающие упражнения

Движения по линии танца и диагональ класса:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «Цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

  1. Упражнения на улучшение гибкости

- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;

- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;

- сидя на полу в парах, наклоны вперед;

- «бабочка»;

- «лягушка»;

- полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;

- полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;

- «кошечка»;

- «рыбка».

 Ритмические комбинации

Отрабатываются разновидности шагов

1. Комбинация «Гуси»:

- шаги на месте;

- шаги с остановкой на каблук;

- шаги по точкам (I, III, V, VII);

- приставные шаги.

Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

2. Комбинация «Слоник»:

- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;

- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;

- пружинка на месте, в стороны;

- пружинка назад;

- колено, локоть;

- прыжки.

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. 

         3. Комбинация «Ладошки»

Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы

Диско танцы

Отрабатываются разновидности шагов.

      1.Танец «Стирка»

Имитируется процесс стирки белья.

- два шага вправо, два шага влево, стираем;

- полощем;

- выжимаем;

- развешиваем;

- устали.

      2. Танец «Лимбо»

- приставные шаги вперед-назад;

- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад;       - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот.

 Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).

2. Учебно-тренировочная работа

2.1 Азбука музыкального движения

  1. Музыкально-пространственные упражнения: различные виды ходьбы в темпе и ритме музыки: шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево.
  2. Пространственно- музыкальные упражнения: повороты на месте, с шагом.
  3. Фигурная маршировка с перестроением
  4. Акцентировка на сильную долю такта. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Выделение хлопками акцента и ритма.

2.2 Элементы классического танца.

  1. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата детей. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости мышц и суставов.
  2. Постановка корпуса. Проучиваются позиции ног – 1, 2, 3, 5.
  3. Позиции рук – 0 (подготовительная), 1, 2, 3.Проучиваются повороты по первой прямой позиции на ¼, ½, круга. Изучается уровень подъема ног, например положение работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги, икры и колена.
  4. Во втором полугодии изучаются основные правила  выполнения движений у станка. Движения выполняются в медленном темпе.

Порядок  изучения движений

Экзерсис на середине

  1. demi et grand plie ,
  2. bettment tendu,
  3. bettment tendu jete,
  4. rond de jamb par terre (en dehors et en dedans- по точкам),
  5. releve,
  6. port de bras.

Вращения

Туры chaines (в правую и левую сторону)

2.3 Элементы народно- сценического танца

Проучивание прямых и свободных позиций ног (с 1 по 5) у станка.  Изучаются характерные положения рук в хороводе и групповых танцах, простейшие рисунки хороводов. Построение в круг, линии, колонны. Понятие об интервалах. Притопы, шаги с притопами в сторону и вперед. Танцевальные шаги с носка: простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Перескоки. Присядка для мальчиков. Подготовительные  движения рук (из подготовительного положения руки открываются через первую позицию во вторую и закрываются на талии).

При изучении элементов народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».

2.4 Гимнастические элементы

Выполняются упражнения на силу и выносливость: «солдатики», пресс, качалка, лодочка, бег с упором на руки, прыжки и другие. Упражнения на гибкость и укрепление мышц спины, подготовка к элементу «мостик» в первом  полугодии, вставание на «мостик» во втором полугодии из положения, лежа на спине и сидя на корточках. Растяжка на шпагат на полу и у стены. Подготовка к гимнастическим элементам «кувырок» вперед и назад,  «колесо», «свечка», «переворот вперед». Проучивание стойки на руках у стены во втором полугодии. Подготовка к выполнению равновесия назад, вперед, в сторону (у станка).

2.5 Современный танец

Выполняются упражнения на основе элементов современных танцев «вару-вару», «полька», «рок-н-ролл». Проучиваются движения данных танцев: приставные шаги, «иголочки» (вытягивание ног вперед в пол, во втором полугодии с прыжком), наклоны туловища ( с хлопками, с шагом вправо, влево). Проучивание прыжков «подскоки», «галоп» (с правой и левой ноги по всем направлениям). Начинается работа в паре во втором полугодии, а также составление этюдов и композиций под современную детскую музыку.

3 Танцевальная импровизация

      Проводятся танцевальные игры с детьми «сочини свой танец»,« медленно - быстро», «водные стихии», «разные шаги», «день - ночь» и другие в которых необходимо самостоятельно отобразить характер музыки в рамках задания.Исполняются танцевальные шаги (без музыки и с музыкой) в образах животных (зайца, лисы, медведя, волка, кошки, мышки) и птиц: диких и домашних (воробья, орла, совы, чайки, утки, курицы, петуха). Музыкальное сопровождение подбирается соответственно отображаемому образу (быстро, медленно, плавно, резко, тихо, громко).

4 Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

        Проводится совместное посещение музеев, концертов, танцевальных конкурсов и фестивалей, беседы с детьми на различные темы (хореография, здоровье, отношения с людьми). Проводятся встречи с руководителями и участниками других хореографических коллективов, открытые занятия для родителей, учащихся других направлений и педагогов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          Специальное оборудование:

- зеркала;

- магнитола;

- музыкальный материал.

Методическое Обеспечение

         В процессе обучения используются следующие методы:

- объяснение;

- показ;

- музыкально-игровой.

В процессе обучения предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий, проводимый в ходе учебного занятия, закрепляющий знания по заданной теме;

- итоговый, проводимый после изучения материала одной четверти.

Список использованных источников

 1. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Ленинград. 1983 год.

    2. Барышникова Т Азбука хореографии. Москва. 2000 год.                      

    3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.

4. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 1997 год.

5. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. Москва. 2004 год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

рабочая программа детского объединения дополнительного образования

Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет,  проведении исследовательских работ, участие в  конкурсах юных корреспондентов....

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс

Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...

Программа для системы дополнительного образования художественно-прикладного творчества объединения лоскутного шитья "Чудеса из лоскутков"

Программа для системы дополнительного образования художественно-прикладного творчества объединения лоскутного шитья разработана для пятых,  шестоых классов общеобразовательных школ.Работа в облас...

Программа для системы дополнительного образования детей "Туристское многоборье"

Учебная программа предназначена для педагогов дополнительного образования и тренеров по спортиваному туризму....

Презентация "Образовательные программы в системе дополнительного образования детей"

Материал к семинару, раскрывающий основные подходы к созданию  образовательной программы в системе дополнительного образования детей....

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...


 

Комментарии

Беляева Вера Николаевна

Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках, что вносит в процесс обучения работу на результат.