Программа для системы дополнительного образования художественно-прикладного творчества объединения лоскутного шитья "Чудеса из лоскутков"
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Глумова Галина Юрьевна

Программа для системы дополнительного образования художественно-прикладного творчества объединения лоскутного шитья разработана для пятых,  шестоых классов общеобразовательных школ.

Работа в области художественной обработке текстильного лоскута сводиться к тому, чтобы пробудить в них творческое начало научить понимать и любить красоту. Данная деятельность развивает творческое, конструктивное мышление, самостоятельность, настойчивость, сообразительность, умение планировать работу и доводить ее до конца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 10»

                             

СОГЛАСОВАНО                                                                        УТВЕРЖДАЮ

на педсовете  

протокол №_________________                                                 Директор МБОУ «СОШ №10»

от «___» ____________  2012г                                                 _______________Тишкина И.Б.

приказ № _______от «___»______2012г        

                                                                                                                                                         

ПРОГРАММА

художественно-прикладного творчества

объединения лоскутного шитья

«Чудеса из лоскутков»

Срок реализации программы: 2 года

Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов

Автор: Глумова Г.Ю.,

учитель технологии

             

 

2012

                                               Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу сказал так «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

Искусство шитья из лоскутов известно многим народам. Из них создавались высокохудожественные предметы домашнего обихода:

Одежда, обувь, головные уборы. Основные формы, крой орнаменты изделий формировались под влиянием истории и культуры каждого народа, жизненного уклада и быта окружающей природы, наличия исходных материалов.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами.

Постигая тайну лоскутного шитья, передающих нам из глубины пластов народной памяти философское и поэтическое осмысление единения человека с природой, мы глубже постигаем себя. Жизнь каждого из нас наших детей станет богаче просветлённей, если поймём истоки образования лоскутного шитья.

Необходимо соединить прошлое и настоящие старинного промысла, донести его до наших дней и показать путь дальнейшего его развития.

Работа по изготовлению изделий из лоскута развивает творческое, конструктивное мышление, самостоятельность настойчивость, сообразительность, умение планировать работу и доводить её до конца.

В целом работа с детьми в области художественной обработке текстильного лоскута сводиться к тому, чтобы пробудить в них творческое начало научить понимать и любить красоту.  

     

           

  Предлагаемая программа «Чудеса из лоскутов» предназначена для обучения детей 11 – 14 лет и рассчитана на 1 год обучения (68 часов).

   Цель: овладение теоретическими и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса .

   Задачи:

  Обучающие:

-обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью.

-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;  

-развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия;

  Воспитательные:

-привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

-способствовать воспитанию творческой активности;

-формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

  Развивающие

-развивать образное мышление, творческие способности;

-формировать эстетический и художественный вкус;

-содействовать формированию всесторонне развитой личности;

  Мотивационные:

-создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

  Социально-педагогические:

-формирование общественной активности, реализация в социуме.

  Программа «Чудеса из лоскутков» по целевой направленности является прикладной.

  По содержательной направленности программа относится к художественно-эстетической.

  Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.

  При проведение занятий необходимо отметить межпредметные связи по ИЗО, математике, истории. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

   

  Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1-й этап-Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива

2-й этап Техника лоскутного шитья – обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии набора в квадрат из полосок, соединении деталей различной формы и размера в треугольник, изготовлении изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутками, получают сведения о цвете и композиции  в лоскутных изделиях.

3-й этап. Игрушечный мир - обучающиеся знакомятся с технологий выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовление кукол, узнают историю возникновения игрушки.

4-й этап. Массовые мероприятия - организуются экскурсией в музеи и на выставки, участие в конкурсах. Все это способствует формированию интереса к ДПТ.

Формы и методы работы.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором используются имеющиеся  у обучающихся  знания  и  опыт. С помощью вопросов и полученных ответов учитель подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

 В обучении используют разновидность рассказа - объяснений, когда рассуждения и доказательства сопровождается учебной демонстрацией.

 Практические упражнения – целью этих упражнений являются, применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Результаты обучения по программе

Дети должны:

ЗНАТЬ:

  • Правила пользования инструментами, технику безопасности;
  • Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях
  • Сведения о применяемых материалах
  • Технологию изготовления изделий из лоскута
  • Иметь представление о традициях разных стран
  • Правила составления чертежей и технологической документации.
  • Технологию выполнения аппликации.
  • Технологию пошива игрушки.
  • Особенности работы со всеми видами ткани.

УМЕТЬ:

  • Работать с тканью, иглой, нитками, ножницами, бумагой
  • Правильно организовать свое рабочее место
  • Экономно пользоваться материалом, правильно располагая шаблон на ткани, правильно вырезать детали
  • Аккуратно выполнять швы
  • Приобрести навыки работы с лоскутами
  • Изготавливать полукруг.
  • Приобрести навыки работы с лоскутом.
  • Изготавливать разные игрушки.
  • Работать по шаблону.
  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Кроме выше названных результатов у обучающихся к результативности деятельности по программе могут относиться:

  • тяга к познанию и умение применять полученные знания в практической деятельности;
  • Личный рост обучающихся, накопление опыта творческой деятельности;
  • Умение анализировать собственный опыт;
  • Динамика сохранности контингента обучающихся;

Создание мотивации на дальнейшее изучение данного вида деятельности, имеющего практическую ценность в быту, желание творить

Учебно-тематический  план

     

Тема занятия  

Количество часов

всего

теория

практика

  1. Вводное занятие.

Лоскутное шитье как вид декоратино-прикладного творчества.

-

  1. Цвет. Цветовой круг. Гармоническое сочетание цветов. Тканеведение.

3. Художественный прием – аппликация

-изготовление панно

10 ч

4. Изготовление изделий в форме полукруга. Коврик.

10ч

5.Техника «полоска».

Салфетка.

8ч.

1ч.

7ч.

6. Техника лоскутного шитья:

–выполнение лоскутного квадрата.

Изготовление прихватки.

7. Соединение деталей различной формы и размера. Изготовление подушки.

14ч

12ч

8. Игрушечный мир. Изготовление функциональных игрушек.

10ч

9. Итоговая выставка. Экскурсия.

-

-

Итого:

68ч

11ч

53ч

Содержание программы  

        1.Вводное занятие. Лоскутное шитье как вид декоратино-прикладного творчества. (2ч.)

Знакомство с содержанием образовательной программы, с деятельностью творческой мастерской, демонстрация готовых изделий, стендов.

Организационные вопросы.

Изучение техники безопасности при работе с инструментами.

Лоскутное искусство, как один из видов народного творчества.

2. Цвет. Цветовой круг. Тканеведение. (2ч.) Гармоничное сочетание цветов, гармонии родственных цветов, контраст цветов. Особенности тканей, применяемых в лоскутном шитье. Значение рисунка ткани. Подготовка ткани к работе.

3. Художественный прием аппликация.(10ч.) Ознакомление с творческим планом на год. Обработка техники приема. Изготовление шаблонов. Подбор цвета. Изготовление изделия в техники аппликации в сочетании с другими приемами художественных отделах.

4. Изготовление изделий в форме полукруга. (10ч.) Технология изготовления изделия в форме полукруга. Практическая работа по изготовлению коврика. Изготовление выкройки. Выкраивание деталей. Соединение деталей. Практическая работа направлена на закрепление новых приемов, на повышение уровня практических умений.

5.Техники и приемы лоскутного шитья. (8ч.) Техника «полоска» изготовления салфетки. Понятия о техниках лоскутного шитья. Приемы работы с лоскутами. Выполнение квадратных модулей из лоскутных полос.

6. Техника лоскутного шитья – выполнение лоскутного квадрата. (8ч.) Изготовление прихватки. Обработка техники приема. Изготовление шаблонов. Подбор цвета. Изготовление изделия в технике лоскутного квадрата.

7.Соединение деталей различной формы и размера.(14ч.) Изготовление подушки. Сведения о требованиях при работе с лоскутными изделиями. Подготовка к работе. Раскрой деталей. Сборка мелких деталей. Сборка верхней части подушки. Изготовление нижней части подушки. Сборка деталей подушки

8. Игрушечный мир.(10ч.) История изготовления кукол предками. Технология изготовления игрушек из ткани. Изготовление функциональных игрушек и применение их в быту. Игрушки-помощники ( прихватки плоские в виде зверюшек ). Подушка-игрушка в интерьере напольный коврик «Львёнок». Практика. Изготовление изделий по выбору.

9.Итоговая выставка. Экскурсии (4ч.) Участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества.

Форма контроля.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждения, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

 Программа «Чудеса из лоскутков»  предусматривает многообразие принципов  в работе:

  1. Направленность обучения, т.е. формирование детей через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей деятельности.
  2. Использование метода предметного обучения, позволяющего учитывать психологические и физические особенности детей и подростков достаточно быстрый результат и поддерживать интерес к трудоемкому процессу шитья.
  3. Дифференцированный  подход к образованию ребенка, ориентация на его личность, на развитие его природных качеств, учет его индивидуальных  возможностей и особенностей, положение ребенка в семье, школе, предоставление каждому ребенку возможность освоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
  4. Программа строится по принципу последовательного усложнения материала – от простого к сложному в соответствии с психологической природы ребенка и предлагает  изделия, который ребенок выберет сам по мере своих возможностей.
  5. Принцип успешности обучения означает успех каждого ребенка, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности.
  6. Вариативность содержания. Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

Методическое обеспечение программы

Для обучающихся в кабинете оформлены:

- выставка поделок обучающихся

- уголок для обучающихся с различной информацией, техникой безопасности.

- журналы, книги, альбомы с фотографиями.  

                                             Литература

  1. Андреева Р.П. Лоскутное шитье – СПб.: Изд. Дом «Литература», 2001
  2. Гусакова М.А. Аппликация – М.: Просвещение 1987.
  3. Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. - М. – 1993
  4. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитью - М.:«Школа-Пресс» 2000
  5. Иери Энн Грин.  Шитье из лоскутов. - М., 1981
  6. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается те...

Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс

Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...

Программа для системы дополнительного образования детей "Туристское многоборье"

Учебная программа предназначена для педагогов дополнительного образования и тренеров по спортиваному туризму....

Презентация "Образовательные программы в системе дополнительного образования детей"

Материал к семинару, раскрывающий основные подходы к созданию  образовательной программы в системе дополнительного образования детей....

Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"

   Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...

Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности. Методические рекомендации

   Данные методические рекомендации посвящены подготовке учебно-исследовательских работ в учреждении дополнительного образования, особенностям деятельности на каждом этапе разработки....