Перышкин В.А физика -8кл
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»
«Рассмотрена и принята» на заседании ШМО естественных наук Протокол № 1 « » 2017г. Руководитель ШМО __________Д.Б.Алсаева | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ А.В. Бирюков «__ » 2017г | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 32 Т.Г. Митрофанова «_» 2017г. Приказ № _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017/2018 учебный год
ФИО учителя Алсаева Долгорма Бубеевна,
высшая категория
Учебный предмет физика
Класс 8
Составлена на основе программы (название, автор) «Программа для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа-2017г.»
Количество часов 70
Используемый учебник (название, автор, выходные данные) «Физика-8 класс» Перышкин А.В. Москва, Дрофа-2017г.
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления учебной программы являются:
- Постановления главного государственного врача РФ от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10»Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.09.2010г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РФ № №1312 от 09.03.2004г « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (в редакции от 20.09.2008г №241 и декабря 2010г);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011г№1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РФ № №1312 от 09.03.2004г « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004г №1089
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Приказа Министерства образования и науки республики Бурятия от 12.06.2011г №1093 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РБ № 1168 от 03.09.2008г;
- Приказа МУ «Комитета по образованию г.Улан-Удэ» от 14.07.2011г №537 « О составлении учебных планов общеобразовательными учреждениями»;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001г №196 (в редакции постановление Правительства РФ от 10.03.2009 №216);
- Устава МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №32» г. Улан-Удэ;
- Программы развития школы;
- Образовательной программы школы;
Данная рабочая программа является программой основной школы (автор А. В. Перышкин-Физика 8 класс сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа-2016г.», «Сборника задач по физике 7-9кл» Лукашик В.И.
Программа по физике для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания основного образования и Требований к результатам освоения программы по физике, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, где используются в качестве учебного обеспечения электронно-образовательные ресурсы: www.fcior.edu.ru и www.school-collection.edu.ru.
Общая характеристика учебного предмета
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Изучение физики в 8классе направлено на достижение цели:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, ключевых компетенций и использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
В задачи обучения физике входят:
- освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Формирование предметных компетенций:
- Освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики;
Формирование информационной компетенции:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах интернета);
- Умение анализировать, отбирать, преобразовывать, систематизировать, обобщать, сохранять, передавать, критически оценивать информацию.
- Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- Овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
Формирование коммуникативной компетенции:
- Формирование умений самостоятельно: вступать в контакт собеседником, учитывая его особенности, поддерживать контакт в общении,
- Владение монологической и диалогической речью соблюдая нормы и правила общения,
- Умение слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать своё мнение и понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- Использование для решения коммуникативных задач различных источников информации.
Формирование кооперативной компетенции:
- Воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, выполнения групповых проектов, при осуществлении коллективной презентации продукта деятельности.
- Осуществлять коллективное целеполагание и планирование: распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли ситуативного лидера в ходе выполнения проекта.
- Осуществлять коллективную самооценку при выполнении проекта и вклада каждого в общее дело.
Формирование проблемной компетенции:
- Формирование умений самостоятельно: решать проблемы в сфере учебной деятельности, то есть научить учиться определять цели познавательной деятельности
- Выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели0, оценивать полученные результаты
- Организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками, рефлексии.
Место предмета в учебном плане МАОУ СОШ №32
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов (2 учебных часа в неделю) для обязательного изучения физики 8 класса.
В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации разных подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, использование ИКТ, проведение конференций, физического практикума
Программа содержит предметные темы по разделам курса физики 8 класса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учениками.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяю знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Структура документа
В курсе физики 10 класса входят следующие разделы:
1. Тепловые явления
2. Электрические явления
3. Световые явления
4. Магнитные явления
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ) и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Педагогические технологии, применяемые в работе:
- Технология объяснительно-иллюстративного обучения
- Информационная технология обучения
- Технология проблемного обучения;
- Технология игрового обучения;
- Технология внутриклассовой дифференциации;
- Технология уровневой дифференциации;
.
При преподавании используются:
Классноурочная система; лабораторные и практические занятия; применение мультимедийного материала, ИКТ технологий; решение экспериментальных и расчетных задач.
Общая характеристика учебного процесса
Учебный процесс при изучении курса физики в 8 классе строится с учетом следующих методов обучения:
- информационный;
- исследовательский (организация исследовательского лабораторного практикума, самостоятельных работ);
- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);
- использование ИКТ;
- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.
Организационные формы методы, технологии обучения физики, используемые на уроках:
а) Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Виды: урок-лекция, урок – беседа, урок с использованием учебного видеофильма, мультимедиа, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Виды: урок самостоятельных работ, урок-лабораторная работа, урок практических работ, урок-экскурсия, семинар,внеаудиторная и "домашняя" работа.
в) Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:
- урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие, урок-диспут, урок-деловая- ролевая игра.
г)Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:
Виды: - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме, самоконтроль по образцу, подготовка творческих работ, презентация работ учащихся, физдиктанты; смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.
Национально-региональный компонент.
Цель введения национально-регионального компонента: повышение результативности обучения и физической компетентности учащихся через овладение объемом знаний и умений как базового, так и регионального уровней физического образования.
Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики и особенностей Республики Бурятия, города Улан-Удэ.
Тема урока | Региональное содержание изучаемых вопросов |
Теплопроводность | Использование материалов с различной теплопроводностью для работы в строительстве домов |
Влажность воздуха | Определения влажности воздуха в кабинете физики и в других кабинетах МАОУ СОШ №32 |
Двигатель внутреннего сгорания Принцип действия и КПД тепловых двигателей | тепловые двигатели и экологические проблемы загрязнения окружающей среды города Улан-Удэ Республики Бурятия. |
Теплота сгорания топлива. | Ограниченность запасов органического топлива, загрязнение атмосферы продуктами его сгорания. |
Тепловые явления. | Устойчивость тепловых процессов в природе – условие существования жизни на Земле. Тепловое загрязнение атмосферы в Бурятии |
Виды теплоотдачи. | Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и в океане. Механизм рассеивания с помощью высоких труб. Теплоизоляция в быту и технике как метод сбережения энергоресурсов в Бурятии |
Испарение и конденсация. | Образование кислотных дождей. Опасность накопления в атмосфере фреона и аммиака для жизни на Земле. Экологические проблемы загрязнение атмосферы в Бурятии |
Электрический заряд | Развитие электроэнергетики в Республике Бурятия. Энергосберегающие установки. Экологические проблемы работы ТЭЦ-1,2, Гусиноозерской ГРЭС. Передача электрической энергии и её использование. Линии электропередач Иркутск - Улан-Удэ, Улан-Удэ - Гусиноозерск |
Электрические явления | Влияние серебра, золота, меди на организм человека по восточной медицине |
Линзы. Оптическая сила линзы. | Современные технологии по изготовлению оптических линз |
Преломление света. | Использование оптоволокна для средств связи |
Требования к результатам освоения программы по физике:
Образовательные результаты представлены на личностном, метапредметном и предметном (в частном и общем) уровнях.
Личностные результаты:
- Cформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- Cамостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- Убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символьной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- Развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- Формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общие предметные результаты:
- Знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- Умение использовать методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- Умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- Умение и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды;
- Формирование убеждения в закономерной связи познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуре людей;
- Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов теоретических моделей физические законы;
- Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
Частные предметные результаты:
- понимать и уметь объяснять физические явления:, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости: силы тока на участке цепи от напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения и угла преломления луча света от угла падения
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля –Ленца
- Принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании.
- Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности), контроля за исправностью электропроводки, водопровода в квартире.
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Виды универсальных учебных действий
(по материалам ФГОС НОО)
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
-целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
-моделирование;
-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
-анализ;
-синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
- Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин: физики, химии, биологии и географии
- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
· использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
· формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
· овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
· приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
· владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
· организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Содержание тем учебного курса (70 часов )
I. Тепловые явления (25 часов)
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи.
Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии.
Теплопроводность.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания.
Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния вещества.
Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении.
Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях.
КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды
2.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3.Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.
4.Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
II.Электрические явления. (24 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Фронтальная лабораторная работа.
5. Наблюдение электрического взаимодействия тел
6.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
7.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
8. Исследование зависимости силы тока от напряжения на его концах и от сопротивления
9.Регулирование силы тока реостатом.
10.Измерение работы и мощности электрического тока.
III. Магнитные явления. (6 часов)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Электромагнитное реле.
Постоянный магнит. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Фронтальная лабораторная работа.
11. Исследование магнитного поля прямого тока катушки с током
12. Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия.
IV. Световые явления. (10часов)
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света.
Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Оптические приборы.
Глаз и зрение. Очки.
Фронтальная лабораторная работа.
13. Получение изображения с помощью линзы. Измерение фокусного расстояния линзы
Резерв 2ч
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Учебник: «физика-8 класс», автор: Перышкин А.В.
№ п/п | Программное содержание |
1 четверть Глава 1 Тепловые явления (25ч) | |
1/1 | Повторение материала: «Строение вещества, Строение газов, жидкостей и твердых тел» |
2/2 | Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и способы ее измерения |
3/3 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты |
4/4 | Теплопроводность |
5/5 | Конвекция. Излучение |
6/6 | Излучение. Лабораторная работа№1: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» |
7/7 | Особенности различных способов теплопередачи. Контрольная работа « Виды теплопередачи» |
8/8 | Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания и выделяемого при охлаждении |
9/9 | Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
10/10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. |
11/11 | Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости тела» |
Глава 2 «Агрегатные состояния вещества» | |
12/12 | Агрегатные состояния вещества. |
13/13 | Плавление и отвердевание кристаллических тел |
14/14 | Удельная теплота плавления |
15/15 | Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при ее конденсации |
16/16 | Кипение. Расчет количества теплоты при парообразовании и конденсации |
17/17 | Влажность воздуха. Насыщенный пар. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа №4 «Измерение влажности воздуха» |
18/18 | Контрольная работа « Агрегатные состояния вещества» |
2 четверть | |
19/19 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания КПД |
20/20 | Паровая турбина. Реактивный двигатель. |
21/21 | КПД теплового двигателя. Способы увеличения КПД тепловых машин. |
22/22 | Преобразование энергии в тепловых машинах. Решение задач. |
23/23 | Семинар по теме: «Виды тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин» |
24/24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления » |
25/25 | Контрольная работа «Тепловые явления » |
Глава3 Электрические явления (24ч) | |
26/1 | Электризация тел. Электрический заряд. Два вида зарядов. |
27/2 | Взаимодействие электрических зарядов. Электрическое поле. Лабораторная работа№5 «Наблюдение электрического взаимодействия тел». |
28/3 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества Делимость электрического заряда |
29/4 | Строение атомов. Объяснения электрических явлений |
30/5 | Решение качественных и экспериментальных задач по теме «Электризация тел» |
31/6 | Электрический ток. Источники электрического тока. Действия электрического тока. |
32/7 | Электрическая цепь и ее составные части. Направление тока. 3 четверть |
33/8 | Сила тока. Амперметр. Лабораторная работа №6 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» |
34/9 | Напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №7 «Измерение напряжения на различных участках цепи» |
35/10 | Электрическое сопротивление проводников. |
36/11 | Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока от напряжения на его концах и от сопротивления» |
37/12 | Закон Ома для участка цепи. |
38/13 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. |
39/14 | Лабораторная работа№9 «Регулирование силы тока реостатом Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра» |
40/15 | Решение задач на применение закона Ома для участка цепи. |
41/16 | Последовательное соединение проводников |
42/17 | Параллельное соединение проводников |
43/18 | Решение задач на тему: «Виды соединений» |
44/19 | Работа и мощность электрического тока. |
45/20 | Лабораторная работа №10 «Измерение мощности и работы электрического тока». |
46/21 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. |
47/22 | Электронагревательные приборы. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители короткого замыкания. |
48/23 | Повторительно-обобщающий урок «Электрические явления» |
49/24 | Контрольная работа «Электрические Явления» |
50/25 | Глава Электромагнитные явления (6ч) Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
51/26 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа «Исследование магнитного поля прямого тока и катушки с током» |
52/27 | Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. |
53/28 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа «Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия» |
54/29 | Решение задач по теме: «Магнитные явления» |
55/30 | Повторительно-обобщающий урок «Электромагнитные явления» Кратковременная контрольная работа |
56/1 | Глава Световые явления (10ч) Понятие об электромагнитных волнах. Свет. |
57/2 | Прямолинейное распространение света. Тень. Полутень. Солнечные и лунные затмения. Отражение света. |
58/3 | Закон отражение света Плоское зеркало. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла отражения от угла падения» |
59/4 | Преломление света. Лабораторный опыт «Исследование зависимости угла преломления от угла падения» |
60/5 | Собирающая и рассеивающая линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений в тонких линзах |
61/6 | Формула тонкой линзы. |
62/7 | Лабораторная работа «Получение изображения при помощи собирающей линзы. Измерение фокусного расстояния линзы» |
63/8 | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. |
64/9 | Решение задач на построение изображений в тонких линзах. |
65/10 | Контрольная работа по теме: «Геометрическая оптика» |
Обобщающее повторение | |
66 | Повторительно-обобщающий урок |
67 | Повторительно-обобщающий урок |
68 | Повторительно-обобщающий урок |
Резерв 2ч
График лабораторных работ по физике 8класс автор учебника: Перышкин А.В.
Лабораторные работы |
Тепловые явления(25ч) 1 четверть |
«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» |
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры |
Измерение удельной теплоемкости твердого тела |
Измерение влажности воздуха |
Электрические и магнитные явления(30ч) 2 четверть |
Наблюдение электрического взаимодействия тел». |
3 четверть |
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» |
Измерение напряжения на различных участках цепи» |
Исследование зависимости силы тока от напряжения на его концах и от сопротивления» |
Регулирование силы тока реостатом |
Измерение работы мощности электрического тока |
Исследование магнитного поля прямого тока и катушки с током(фронт) |
Сборка модели электрического двигателя и изучение принципа его действия» |
4 четверть |
Электромагнитные колебания и волны. Световые явления 10ч) |
Получение изображения при помощи, собирающей линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. |
График контрольных работ по физике 8класс автор учебника: Перышкин А.В.
Контрольные работы | ||
1 четверть | ||
Тепловые явления(25ч) | ||
Виды теплопередачи | ||
Агрегатные состояния вещества | ||
2 четверть | ||
Тепловые явления | ||
3 четверть | ||
Электрические и магнитные явления(30ч) | ||
Электрические явления | ||
Электромагнитные явления | ||
4 четверть | ||
Световые явления (10ч) | ||
Геометрическая оптика |
Учебно-тематический план
Главы | Всего часов |
| |||
теоретически | В том числе практически : | ||||
лабораторно | контрольные | Решение задач | |||
Тепловые явления | 11 | 6 | 3 | 1 | 1 |
Изменение агрегатных состояний вещества | 14 | 9 | 1 | 2 | 2 |
Электрические явления | 24 | 12 | 6 | 1 | 4 |
Электромагнитные явления | 6 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Световые явления | 10 | 7 | 1 | 1 | 1 |
Повторение Резерв | 3 2 | ||||
всего | 70 | 33 | 13 | 6 | 9 |
Образовательный минимум содержания
основной образовательной программы
Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопередача, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, ДВС, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомном- молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты. Удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Электрические и электромагнитные явления
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока, электромагнитной индукции, объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления. работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению электрического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током., последовательного и параллельного соединения проводников. зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика и микрофона, электрогенератора. электродвигателя.
Световые явления
Наблюдение и описание отражения, преломление света и объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: фокусного расстояния линзы.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Требования к уровню подготовки ученика 8 класса
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
Знать/понимать:
смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, излучение.
смысл физических величин: кпд, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха.,электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах. сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля -Ленца, прямолинейного распространения света.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов. взаимодействие магнитов, действыие магнитного поля на проводник с током. тепловое действие тока, электромагнитную индукцию. отражение, преломление света.
использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока. напряжения. электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения.
Выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:
Приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных. ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
Список литературы для учащихся
№ п\п | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-8кл | 2016 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике 7-9кл. | 2016 | М.Просвещение |
3 | Кириллова И.Г. | Книга для чтения | 2016г | М.Просвещение |
4 | Горев Л.А | Занимательные опыты | 2016 | М.Просвещение |
для учителя
№ п\п | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-8кл | 2016 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2017 | М.Просвещение |
3. | Л.А.Кирик | Самостоятельные и контрольные работы-8 класс | 2016 | М. Илекса |
4. | Гутник Е.М, Рыбакова Е.В | Тематическое и поурочное планирование по физике -8 класс | 2016 | М. Дрофа |
5. | А.В.Перышкин | Сборник задач | 2016 | М. Экзамен |
6 | А.В.Перышкин,Н,А,Родина | Преподавание физики в 7-8кл | 2016 | М. Дрофа |
7 | КирилловаИ.Г. | Книга для чтения | 2016г | М.Просвещение |
8 | Горев Л.А | Занимательные опыты | 2016 | М.Просвещение |
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Контрольные измерительные материалы по физике в 8 классе охватывает основное содержание предмета физика и позволяет получить достоверную информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям государственного стандарта основного образования. При изучении физики проводится текущий, периодический и итоговый контроль качества знаний и умений в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой главы. В текущем контроле практикуются различные формы: самостоятельная работа; тематические тесты по типу ОГЭ, лабораторная работа, кратковременная контрольная работа. Периодический контроль осуществляется по окончании изучения каждого раздела. Формами периодического контроля являются как обязательные письменные контрольные работы (продолжительностью 1 урок), так и самостоятельные, проверочные работы (продолжительностью 15-20мин), количество которых определяется учителем. В конце учебного года осуществляется итоговый контроль в формате ОГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"
Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...
Лабораторные работы по физике для 8 класса к учебнику А.В.Перышкина "Физика 8"
В материале представлены презентации некоторых лабораторных работ по физике №1,2,4,7,8, соответствующих учебнику "Физика. 8 кл. :/Перышкин А.В..- Дрофа, 2012."...
Перышкин В.А физика -7кл
рабочая программа по физике для 7 класса...