Конспект урока "Газовые законы" 10 класс
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Попкова Нина Викторовна

Конспект урока "Газовые законы" 10 класс к учебнику Мякишев Г.Я.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Газовые законы». 10 класс

Составила учитель физики МБОУ "ЯСШЛ№9" Попкова Н.В.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактическая цель:

  • ввести понятие "изопроцесс";
  • изучить газовые законы.

Задачи:

Образовательные: изучить газовые законы; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов; начать обучение учащихся решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.

Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся; в целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых различных стран и исторических времен; продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач.

Развивающие: активизация мыслительной деятельности (способом сопоставления), формирование алгоритмического мышления; развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить; научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.

Место урока в разделе "Основы МКТ": урок проводился в 10 классе после изучения основ молекулярно-кинетической теории газов и понятия температура.

 «Всякая физическая теория должна быть

 математически красивой».

Морис Дирак

I. Актуализация знаний (мотивационный этап)

1. Что является объектом изучения МКТ? (Идеальный газ.)

2. Что в МКТ называется идеальным газом? (Идеальный газ – это газ, в котором взаимодействием между молекулами можно пренебречь.)

3. Для того чтобы описать состояние идеального газа, используют три термодинамических параметра. Какие? (Давление, объем и температура.)

4. Какое уравнение связывает между собой все три термодинамических параметра? (Уравнение состояния идеального газа).

       Для проверки усвоения навыков решения задач на уравнение состояния идеального газа решим задачи. Ваша задача – заполнить таблицу.

3 человека по вариантам выполняют тоже задание на доске.

№ варианта

m, кг

М,  кг/моль

р, Па

V, м3

Т, К

I

3,2·10-2

1,5·106

0,83

300

II

2,4

4·10-2

0,4

200

I I I

0,3

2,8·10-2

8,3·105

280

     Для проверки работы нам нужны критерии ее оценивания, давайте вместе сформулируем критерии – за что можно поставить оценку (учащиеся предлагают свои критерии).

Критерии оценивания работы

  • Правильно записана формула
  • Правильно выражена искомая величина
  • Получен правильный ответ

Проверяем задания, выполненные на доске, и сверяем их с вашими ответами.

№ варианта

m, кг

М,  кг/моль

р, Па

V, м3

Т, К

I

15,98

3,2·10-2

1,5·106

0,83

300

II

2,4

4·10-2

249·103

0,4

200

I I I

0,3

2,8·10-2

8,3·105

0,03

280

2. Новый материал

Ни один термодинамический параметр нельзя изменить, не затронув один, в то и два других параметра. Бывает так, что газ данной массы переходит из одного состояния в другое, изменяя только два параметра, оставляя третий неизменным. Такой переход называется изопроцессом, а уравнение его закономерности - газовым законом.

Изопроцесс – процесс, при котором масса газа и один из его термодинамических       параметров остаются неизменными.

Газовый закон – количественная зависимость между двумя термодинамическими параметрами газа при фиксированном значении третьего.

      Газовых закона, как и изопроцесса – три. Используя уравнение состояния идеального газа, можно вывести все три закона за 10 минут. Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200 лет: первый газовый закон был получен в 1662 году физиками Бойлем и Мариоттом, уравнение состояния – в 1834 году Клапейроном, а более общая форма уравнения – в 1874 году Д.И.Менделеевым.

1874 г. Д.И.Менделеев

1834 г. Б. Клайперон    

Заполнение таблицы "Газовые законы"

1. Изотермический процесс – процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянной температуре.

Для идеального газа изотермический процесс описывается законом Бойля-Мариотта.

Закон установлен экспериментально до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году и французским аббатом Эдмоном Мариоттом, который описал независимо от Бойля аналогичные опыты в 1676 году.

Закон Бойля-Мариотта (изотермический процесс, T=const)

Для газа данной массы при постоянной температуре произведение давления на объем постоянно.

Закон Бойля-Мариотта справедлив для любых газов, а так же и для их смесей, например, для воздуха. Лишь при давлениях, в несколько сотен раз больших атмосферного, отклонения от этого закона становятся существенными.

Изотермическим можно приближенно считать процесс медленного сжатия воздуха или расширения газа под поршнем насоса при откачке его из сосуда. Правда температура газа при этом меняется, но в первом приближении этим изменением можно пренебречь.

Однако газовые законы активно работают не только в технике, но и в живой природе, широко применяются в медицине.

Закон Бойля-Мариотта начинает «работать на человека» (как, впрочем, и на любое млекопитающее) с момента его рождения, с первого самостоятельного вздоха.

При дыхании межреберные мышцы и диафрагма периодически изменяют объем грудной клетки. Когда грудная клетка расширяется, давление воздуха в легких падает ниже атмосферного, т.е. «срабатывает» изотермический закон (pV=const), и в следствие образовавшегося перепада давлений происходит вдох. Другими словами воздух идет из окружающей среды в легкие самотеком до тех пор, пока величины давления в легких и в окружающей среде не выравняются.

Выдох происходит аналогично: вследствие уменьшения объема легких давление воздуха в них становится больше, чем внешнее атмосферное, и за счет обратного перепада давлений он переходит наружу.

2. Изобарный процесс – процесс изменения состояния термодинамической системы, протекающий при постоянном давлении.

Для идеального газа изобарный процесс описывается законом Гей-Люссака.

Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определял  объем газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды. Газ содержали в баллончике, а в трубке находилась капля ртути, запирающая газ, расположенная горизонтально.

Закон Гей-Люссака (изобарный процесс p=const)

Для газа данной массы при постоянном давлении отношение объема к температуре постоянно.

Изобарным можно считать расширение газа при нагревании его в цилиндре с подвижным поршнем. Постоянство давления в цилиндре обеспечивается атмосферным давлением на внешнюю поверхность поршня.

3. Изохорный процесс – процесс изменения состояния термодинамической системы, протекающий при постоянном объеме.

 Для идеального газа изохорный процесс описывается законом Шарля.

В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объеме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследования. Через 15 лет к таким же результатам пришел и Гей-Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.

Закон Шарля (изохорный процесс, V=const)

Для газа данной массы при постоянном объеме отношение давления к температуре постоянно.

Изохорным можно считать увеличение давления газа в любой емкости или в электрической лампочке при нагревании.


Газовые законы

Название

изопроцесс

Постоянные параметры

Кто, когда открыл закон

Математическая

запись закона

График

Графики

Закон Бойля-Мариотта

изотермический

T, m

английским физиком Р. Бойлем (1662 г.) и независимо французским физиком Э. Мариоттом (1676 г.)

P1V1=P2V2

pV = const.

изотерма

Закон Гей-Люссака

изобарный

P, m

французским

физиком Ж. Гей-Люссаком (1862 г.)

V1\T1=V2\T2

изобара

Закон Шарля

изохорный

V, m

французский физик

Ж. Шарль (1787 г.)

изохора


3. Закрепление материала

Чтение графиков

4. Подведение итогов. Рефлексия.  

 Подведем итоги нашего урока (блиц-опрос).

- Какова тема сегодняшнего занятия?

- Вы все успешно справились с поставленной целью? Какой?

- Что вызвало у вас затруднение? Что не получилось?

5. Домашнее задание.  повт. § 63

    учить §65 (опорная схема)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...