Рабочая программа для 9 класса ( 3 часа в неделю)
рабочая программа по физике (9 класс)

Хабиров Равил Ахатович

Пояснительная записка

    

      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 9 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:

•  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25»

РАБОЧАЯ        ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Инфознайка» 9 классы

на 2022 – 2023 учебный год

Составитель: Хабиров Р.А.

г. НИЖНЕВАРТОВСК

2022

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Инфознайка» для 9 классов.

Пояснительная записка.

Направленность программы.

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.

Кружок «Инфознайка» предназначен для учащихся 9 классов, которые еще не изучали базовый курс информатики. Программа кружка рассчитана на 35 часов в год (1 часа в неделю). Программа составлена таким образом, чтобы получить, расширить и усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики и физики.

Цели программы:

Обучающие:

  • реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
  • раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
  • развивать у учащихся информационную культуру;
  • создать        условия        для        внедрения        новых        информационных        технологий        в        учебно- воспитательный процесс школы;
  • освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий. Воспитывающие:
  • формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность;
  • выработать        такие        качества        как        дисциплина,        усидчивость,        умение        анализировать, самостоятельно мыслить.

Задачи:

  1. Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
  2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
  3. Формирование практических навыков работы на компьютере;
  4. Формирование умения планировать свою деятельность.

Данная программа рассчитана для внеклассной работы.

Возраст обучающихся 14-15 лет (8-9 классы).

Программа реализуется в течение одного учебного года.

Формы занятий:

  • рассказ;
  • беседа;
  • работа в парах;
  • работа малыми группами;
  • презентации;
  • работа с электронными карточками;
  • игра;
  • учебный проект.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю (1 занятие). Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся в процессе изучения данного курса.

Учащиеся должны:

  • работать в среде растрового графического редактора Paint (создавать изображения и редактировать их);
  • набирать и форматировать текст, вставлять в документ рисунки и художественный текст;
  • создавать анимированные изображения, примитивные мультфильмы;
  • разрезать и склеивать звуковые файлы, создавать новые;
  • создавать интерактивные компьютерные презентации.

Виды контроля и формы подведения итогов:

  • тестирование;
  • викторины.

Содержание курса.

I Раздел. Текстовы редактор Microsoft Word.

Постановка задачи. Что такое Текстовы редактор Microsoft Word. Окно программы Word. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента.

Основы работы с программой Microsoft Word. Техника создания документа. Общие сведения. Таблицы.

Изменение параметров документа. Редактирование текста. Форматрование текста. Печать текста.

Учащиеся должны знать:

  • инструменты текстового редактора;
  • возможности текстового редактора.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать текстовый документ;
  • редактировать текстовые документы.

  1. Раздел. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии Назначение и возможности программы PowerPoint. Создание презентации. Изменение дизайна оформления слайда. Создание презентации. Вставка рисунков, звука, клипов. Демонстрация слайд-фильма. Управление способом демонстрации слайдов (эффекты при переходе слайда, режим непрерывного показа, использование анимации в слайдах, использование гиперссылок, скрытые слайды).

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности программы PowerPoint;
  • структуру окна программы;
  • назначение пунктов меню и команд на панели инструментов;
  • этапы и приемы создания презентации в PowerPoint.

Учащиеся должны уметь:

  • располагать на слайде текст и графику;
  • использовать различные режимы отображения слайдов;
  • применять различное оформление слайдов;
  • удалять, перемещать и копировать слайды;
  • анимировать объекты на слайдах;
  • настраивать способ демонстрации презентации;
  • управлять демонстрацией вручную;
  • сохранять слайд-фильм на диске, считывать с диска;
  • связывать слайды между собой и с другими файлами при помощи системы гиперссылок.

  1. Раздел. Электронные таблицы Microsoft Excel

Понятие электронных таблиц. Абсолютные и относительные ссылки. Функции.

Диаграммы.

Методы защиты от компьютерных вирусов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие ячейки;
  • виды ссылок;
  • функции;
  • диаграмма. Учащиеся должны уметь:
  • составлять формулы, применять функции, строить диаграммы.

  1. Раздел. Моделирование.

Моделирование и формализация, Понятие натурных и информационных моделей, создание табличных и компьютерных моделей, графы.

Учащиеся должны знать:

  • модель и моделирование
  • виды моделей
  • граф

Учащиеся должны уметь:

  • создавать компьютерную модель, табличную
  • решать задачи с использованием графов.

  1. Раздел. Алгоритмы и алгоритмизация.

Алгоритм, алгоритмические конструкции, блок-схемы, графические исполнители.

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма и алгоритмические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять алгоритмы на алгоритмическом языке и с помощью блок схем
  • составлять программы для графического исполнителя.

Учебно-тематический план рассчитан на 35 часов. 1 час в неделю

Учебно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Всего часов

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Ведение. Техника безопасности в

кабинете информатики и при работе за ПК.

1

1

Текстовый редактор Microsoft Word.

9

2

7

Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов

текстового документа

1

1

Создание и редактирование текстового

документа.

1

1

Тренировка ввода текстовой и числовой

информации с помощью клавиатуры.

1

1

Редактирование текстового документа.

Форматирование текста.

1

1

Оформление текста в виде таблицы. Редактирование и форматирование

таблиц.

1

1

Включение в текстовый документ

графических объектов.

1

1

Применение списков в документе.

Создание колонок в документе. Вставка в документ символов, формул.

1

1

Подготовка текстового документа к

печати. Сохранение документа на внешние носители информации.

1

1

Практическая работа. «Создание

текстового документа».

1

1

Компьютерные презентации с

использованием мультимедиа- технологии

9

3

6

Понятие мультимедиа-технологии.

Выбор дизайна презентации.

1

1

Создание и разметка слайда презентации.

Ввод текстовой информации на слайды.

1

1

Редактирование и форматирование

текстовой информации в презентации.

1

1

Рисунки и графические примитивы на

слайдах. Формат рисунка, фотографии.

1

1

Вставка в презентацию таблиц, диаграмм.

1

1

Использование анимации в презентации.

Настройка анимации на объекты презентации.

1

1

Звук в презентациях. Использование

звука в презентации. Звуковые эффекты.

1

1

Переходы между слайдами

1

1

Практическая работа «Создание и

оформление презентации».

1

1

Электронные таблицы Microsoft Excel

6

4

2

Интерфейс электронных таблиц.

1

1

Данные в ячейках таблицы. Основные

режимы работы электронных таблиц

1

1

Относительные, абсолютные и

смешанные ссылки

1

1

Встроенные функции. Логические

функции.

1

1

Сортировка и поиск данных

1

1

Построение диаграмм

1

1

Моделирование

4

2

2

Классификация информационных моделей. Словесные модели.

Математические модели

1

1

Компьютерные математические модели.

Графические информационные модели.

1

1

Графы

1

1

Представление данных в табличной

форме. Решение задач с помощью таблиц.

1

1

Алгоритмы и алгоритмизация

6

1

5

Описание массива. Заполнение массива.

Вывод массива.

1

1

Вычисление суммы элементов массива

1

1

Последовательный поиск в массиве.

Сортировка массива.

1

1

Последовательное построение алгоритма.

Разработка алгоритма.

1

1

Функции

1

1

Управление. Обратная связь.

1

1

Всего

35

13

22

Календарно-тематический план работы на 2022-2023 учебный год.

Наименование разделов и тем

Количеств о часов

Сроки проведения

Примечание

причина корректировки

Дата (план)

Дата (факт)

Ведение. Техника безопасности в кабинете информатики и при работе

за ПК.

1

Текстовый редактор Microsoft Word.

9

Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения

объектов текстового документа

1

Создание и редактирование

текстового документа.

1

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью

клавиатуры.

1

Редактирование текстового

документа. Форматирование текста.

1

Оформление текста в виде таблицы. Редактирование и форматирование

таблиц.

1

Включение в текстовый документ

графических объектов.

1

Применение списков в документе. Создание колонок в документе.

Вставка в документ символов, формул.

1

Подготовка текстового документа к

печати. Сохранение документа на внешние носители информации.

1

Практическая работа. «Создание

текстового документа».

1

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа- технологии

9

Понятие мультимедиа-технологии.

Выбор дизайна презентации.

1

Создание и разметка слайда презентации. Ввод текстовой

информации на слайды.

1

Редактирование и форматирование текстовой информации в

презентации.

1

Рисунки и графические примитивы на слайдах. Формат рисунка,

фотографии.

1

Вставка в презентацию таблиц,

диаграмм.

1

Использование анимации в презентации. Настройка анимации на

объекты презентации.

1

Звук в презентациях. Использование звука в презентации. Звуковые

эффекты.

1

Переходы между слайдами

1

Практическая работа «Создание и

оформление презентации».

1

Электронные таблицы Microsoft

Excel

6

Интерфейс электронных таблиц.

1

Данные в ячейках таблицы. Основные

режимы работы электронных таблиц

1

Относительные, абсолютные и

смешанные ссылки

1

Встроенные функции. Логические

функции.

1

Сортировка и поиск данных

1

Построение диаграмм

1

Моделирование

4

Классификация информационных моделей. Словесные модели.

Математические модели

1

Компьютерные математические модели.

Графические информационные модели.

1

Графы

1

Представление данных в табличной форме. Решение задач с помощью

таблиц.

1

Алгоритмы и алгоритмизация

6

Описание массива. Заполнение массива.

Вывод массива.

1

Вычисление суммы элементов массива

1

Последовательный поиск в массиве.

Сортировка массива.

1

Последовательное построение

алгоритма. Разработка алгоритма.

1

Функции

1

Управление. Обратная связь.

1

Всего

35

Программно-методическое обеспечение:

Методическая литература

Электронное обеспечение

  1. Информатика. 7-9 классы: Материалы к урокам. С.В. Сидорова.
  2. Информатика в школе №4 2008 г. Методические подходы к работе с графическим редактором Paint. Л.Л. Босова.
  3. Информатика. 5-11 класс. Материалы к урокам. А. А. Пышная.
  4. Информатика и образование. №9 2010 г. Использование возможностей графического редактора в курсе

«Информатика и ИКТ» в начальной школе. Г.А. Кобелева, Н.Ю. Блохина.

1. Компьютерные программы

Литература:

  1. Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2010.
  2. Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2011.
  4. Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: методическое пособие.-М.,2010.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Руководитель МО ______

А.Л. Киреева

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Руководитель МС ______

Галкина Л.А.

Утверждено

Директор МБОУ    «СШ№25»

________         Н.Ф.Белавина

 Приказ №      от 31.08.2022 г

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Физика

9 А, Б, В класс

 

на 2022 -2023 учебный год

г. Нижневартовск, 2022

Пояснительная записка

      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 9 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:

•  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

• приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);

• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);

• концепции преподавания физики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 03.12.2019 года

• с требованиями основной образовательной программы ООО МБОУ «СШ №25»;

Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

- Литература для учителя  (основная):

1.Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Пёрышкин., Е.М. Гутник, М., Дрофа, 2019 г.

2.«Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, М., Просвещение, 2011 г. 

3.Примерная рабочая программа основного общего образования. Физика. Базовый уровень

(для 7–9 классов образовательных организаций), Москва, 2021

4. Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, М., Просвещение, 2011 г.

- Литература для учащихся (основная)

1. Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Пёрышкин., Е.М. Гутник, М., Дрофа, 2019 г

    Рабочая программа предназначена для освоения основного стандарта по физике для 8 класса, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

      Курс физики — системообразующий для естественно­научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной вклад в естественно­научную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, т.е. способа получения достоверных знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими естественно­научными предметами должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественно­научной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разно­ образных сферах деятельности. Но не менее важной задачей является выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области естественно­научных исследований и создании новых технологий. Согласно принятому в международном сообществе определению, «Естественно­научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно­научными идеями        Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

—научно объяснять явления,

—оценивать и понимать особенности научного исследования,

—интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Изучение физики способно внести решающий вклад в формирование естественно­научной грамотности обучающихся.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»

Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г №ПК­4

Цели изучения физики:

—приобретение интереса и стремления, обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:

—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;

—приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;

—освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико­ориентированных задач;

—развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

—знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 238  ч за  три года обучения по 2  ч в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч в неделю в 9 классе. В тематическом планировании для 7 и 8 классов предполагается резерв времени, который учитель может использовать по своему усмотрению, а в 9 классе — повторительно-обобщающий модуль.

Содержание учебного предмета «Физика»

9 класс

Раздел 8. Механические явления

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность механического движения. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении.

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение. Опыты Галилея.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил.

Сила упругости. Закон Гука. Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды трения.

Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения. Движение планет вокруг Солнца (МС). Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки.

Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело.

Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести.

Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение (МС).

Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь энергии и работы. Потенциальная энергия

тела, поднятого над поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой пружины. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации

1. Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта.

2. Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно разных тел отсчёта.

3. Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения.

4. Исследование признаков равноускоренного движения.

5. Наблюдение движения тела по окружности.

6. Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики.

7. Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него силы.

8. Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел.

9. Изменение веса тела при ускоренном движении.

10. Передача импульса при взаимодействии тел.

11. Преобразования энергии при взаимодействии тел.

12. Сохранение импульса при неупругом взаимодействии.

16 Примерная рабочая программа

13. Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии.

14. Наблюдение реактивного движения.

15. Сохранение механической энергии при свободном падении.

16. Сохранение механической энергии при движении тела под действием пружины.

Лабораторные работы и опыты

1. Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равномерного движения шарика или тележки.

2. Определение средней скорости скольжения бруска или движения шарика по наклонной плоскости.

3. Определение ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости.

4. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.

5. Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без начальной скорости пути относятся как ряд нечётных чисел, то соответствующие промежутки времени одинаковы.

6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

7. Определение коэффициента трения скольжения.

8. Определение жёсткости пружины.

9. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной поверхности.

10. Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и подвижного блоков.

11. Изучение закона сохранения энергии.

Раздел 9. Механические колебания и волны

Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при колебательном движении.

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Свойства механических волн. Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость её распространения. Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны (МС).

Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и ультразвук.

Демонстрации

1. Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости.

2. Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине.

3. Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса.

4. Распространение продольных и поперечных волн (на модели).

5. Наблюдение зависимости высоты звука от частоты.

6. Акустический резонанс.

Лабораторные работы и опыты

1. Определение частоты и периода колебаний математического маятника.

2. Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника.

3. Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити.

4. Исследование зависимости периода колебаний пружинного

маятника от массы груза.

5. Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от массы груза.

6. Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.

7. Измерение ускорения свободного падения.

Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Использование электромагнитных волн для сотовой связи.

Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света.

Демонстрации

1. Свойства электромагнитных волн.

2. Волновые свойства света.

Лабораторные работы и опыты

1. Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.

Раздел 11. Световые явления

Лучевая модель света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское зеркало. Закон отражения света.

Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света. Использование полного внутреннего отражения в оптических световодах.

Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа (МС). Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.

Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных цветов. Дисперсия света.

Демонстрации

1. Прямолинейное распространение света.

2. Отражение света.

3. Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах.

4. Преломление света.

5. Оптический световод.

6. Ход лучей в собирающей линзе.

7. Ход лучей в рассеивающей линзе.

8. Получение изображений с помощью линз.

9. Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа.

10. Модель глаза.

11. Разложение белого света в спектр.

12. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты

1. Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения.

2. Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале.

3. Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на границе «воздух—стекло».

4. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

5. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.

6. Опыты по разложению белого света в спектр.

7. Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры.

Раздел 12. Квантовые явления

Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры.

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Строение атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы.

Радиоактивные превращения. Период полураспада атомных ядер.

Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел. Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии.

Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд (МС).

Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые организмы (МС).

Демонстрации

1. Спектры излучения и поглощения.

2. Спектры различных газов.

3. Спектр водорода.

4. Наблюдение треков в камере Вильсона.

5. Работа счётчика ионизирующих излучений.

6. Регистрация излучения природных минералов и продуктов.

Лабораторные работы и опыты

1. Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения.

2. Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному пути (по фотографиям).

3. Измерение радиоактивного фона.

Повторительно-обобщающий модуль

Повторительно-обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физики, а также для подготовки к Основному государственному экзамену по физике для обучающихся, выбравших этот учебный предмет.

При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды деятельности, на основе которых обеспечивается достижение предметных и метапредметных планируемых результатов обучения, формируется естественно-научная грамотность: освоение научных методов исследования явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления, применяя полученные знания, решать задачи, в том числе качественные и экспериментальные.

Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счёт того, что учащиеся выполняют задания, в которых им предлагается:

- на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические явления в окружающей природе и повседневной жизни;

- использовать научные методы исследования физических явлений, в том числе для проверки гипотез и получения теоретических выводов;

- объяснять научные основы наиболее важных достижений современных технологий, например, практического использования различных источников энергии на основе закона превращения и сохранения всех известных видов энергии.

Каждая из тем данного раздела включает экспериментальное исследование обобщающего характера. Раздел завершается проведением диагностической и оценочной работы за курс основной школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение учебного предмета «Физика» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

—проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;

—ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

—готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

—осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Эстетическое воспитание:

—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.

Ценности научного познания:

—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;

—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека.

Трудовое воспитание:

—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих, в том числе и физических знаний;

—интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.

Экологическое воспитание:

—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;

—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;

—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;

—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;

—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;

—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;

—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

—устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;

—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;

—выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать

гипотезы о взаимосвязях физических величин;

—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;

—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

—анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

—публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Совместная деятельность (сотрудничество):

—понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;

—принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей;

—выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;

—ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

—объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

—оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.

Принятие себя и других:

—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

9 класс

Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:

—использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;

—различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;

—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений; естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических явлений;

—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность,

потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота

колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;

—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях;

при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;

—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;

—решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2—3уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;

—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого света в  спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и  свойств изображения предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;

—проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора;

—проводить исследование зависимостей физических величин с  использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

—проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины,

коэффициент трения скольжения, механическая работа и  мощность, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности измерений;

—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

—различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;

—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения,

ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

—использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач; оптические схемы для построения изображений в  плоском зеркале и собирающей линзе;

—приводить примеры/находить информацию о примерах практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

—осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;

—использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами

конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;

—создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией

с учётом особенностей аудитории сверстников.

Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов

Название темы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

34

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

16

1

1

3

Электромагнитное поле

26

1

2

4

Строение атома и атомного ядра

19

1

4

5

Строение и эволюция Вселенной

7

1

-

ИТОГО

102

6

9

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

прохождение материала

24

21

33

24

102

контрольные работы

1

2

1

2

6

Лабораторные работы

2

1

2

4

9

Виды контроля

Формы контроля

1.Текущий контроль

1) Фронтальный опрос

2) Физический диктант

3) Тестовые задания

4) Самостоятельная работа

2.Итоговый контроль

  1. Письменная контрольная работа
  2. Тестовые задания
  3. Устный зачет по теме

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, самостоятельная работа с     учебником, выполнение лабораторных работ.

Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса

на 2022-2023 учебный год

 (102 часов, 3 ч. в неделю)

№п/п

Тема урока

Ко-во часов

Основные виды  и формы учебной деятельности

Дата проведения

ЭОР

План

Факт

 1.Законы взаимодействия и движения тел (34 часа)

1

Вводный  инструктаж по охране труда. Материальная точка. Система отчета. 

1

Анализ и обсуждение различных примеров механического

движения. Обсуждение границ применимости модели «материальная точка». Описание механического движения различными способами (уравнение, таблица, график).

2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

1

Сравнение путей и траекторий движения одного и того же

тела относительно разных тел отсчёта.

  3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

Определение скорости равномерного движения (шарика

в жидкости, модели электрического автомобиля и т п.)

Определение пути, пройденного за данный промежуток

времени, и скорости тела по графику зависимости пути

равномерного движения от времени.

4

Графическое представление движения.

1

Определение пути, пройденного за данный промежуток

времени, и скорости тела по графику зависимости пути

равномерного движения от времени.

5

Решение задач по теме «Графическое
представление движения».

1

Обсуждение возможных принципов действия приборов,

измеряющих скорость (спидометров)

6

Равноускоренное движение. Ускорение.

1

Определение пройденного пути и ускорения движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени.

7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

Анализ и обсуждение способов приближённого определения

мгновенной скорости. Обсуждение возможных принципов действия приборов, измеряющих скорость (спидометров).

8

Перемещение при равноускоренном
движении.

1

Вычисление пути и скорости при равноускоренном прямолинейном движении тела.

9

Решение задач по теме «Равноускоренное движение».

1

Решение задач на определение кинематических характеристик механического движения различных видов.

10

 Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

Распознавание и приближённое описание различных видов механического движения в природе и технике (на примерах свободно падающих тел, движения животных, небесных тел, транспортных средств и др.)

11

Относительность движения.

1

Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта.

12

Инерциальные системы отчета. Первый закон Ньютона.

1

Наблюдение и обсуждение опытов с движением тела при уменьшении влияния других тел, препятствующих движению

Анализ текста Галилея с описанием мысленного эксперимента, обосновывающего закон инерции; выполнение заданий по тексту (смысловое чтение).

13

Второй закон Ньютона.

1

Наблюдение и обсуждение механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка» при её равно­ мерном и ускоренном движении относительно кабинета физики.

14

Решение задач по теме «Второй закон Ньютона».

1

Действия с векторами сил: выполнение заданий по сложению и вычитанию векторов.

15

Третий закон Ньютона.

1

Обсуждение возможности выполнения закона инерции в различных системах отсчёта.

16

Решение задач на законы Ньютона.

1

Анализ жизненных ситуаций, в которых проявляется

относительность механического движения

17

Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение. Законы Ньютона».

1

Решение задач с использованием второго закона Ньютона и правила сложения сил.

18

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Невесомость.

1

Наблюдение и/или проведение опытов, демонстрирующих зависимость ускорения тела от приложенной к нему силы и массы тела.

19

 Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

Объяснение независимости ускорения свободного падения от массы тела.

20

Решение задач по теме «Свободное падение. Ускорение свободного падения»

1

Анализ и объяснение явлений с использованием второго закона Ньютона. Анализ движения тел только под действием силы тяжести — свободного падения.

21

Закон Всемирного тяготения.

1

Решение задач с использованием закона всемирного тяготения и формулы для расчёта силы тяжести. Анализ оригинального текста, описывающего проявления закона всемирного тяготения; выполнение заданий по тексту (смысловое чтение).

22

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения».

1

Оценка величины силы тяготения, действующей между двумя телами (для разных масс). Анализ движения небесных тел под действием силы тяготения (с использованием дополнительных источников информации)

23

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

Наблюдение и обсуждение опытов по изменению веса тела при ускоренном движении. Решение задач на определение веса тела в различных условиях .

24

Прямолинейное и криволинейное движение.

1

Определение скорости равномерного движения тела

по окружности

25

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

Измерение периода и частоты обращения тела по окружности

26

Искусственные спутники Земли.

1

Анализ сил, действующих на тело, покоящееся на опоре Определение центра тяжести различных тел

27

Решение задач по теме «Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью».

1

Анализ условий возникновения невесомости и перегрузки.

28

Импульс тела. Импульс силы.

1

Распознавание явления реактивного движения в природе и технике (МС — биология). Определение работы силы упругости при подъёме груза с использованием неподвижного и подвижного блоков.

29

Закон сохранения импульса тела.

1

Анализ ситуаций в окружающей жизни с использованием закона сохранения импульса.

30

Реактивное движение.

1

Решение задач с использованием закона сохранения импульса.

31

 Решение задач по теме «Закон сохранения импульса»

1

Наблюдение и обсуждение опытов, демонстрирующих передачу импульса при взаимодействии тел, закон сохранения импульса при абсолютно упругом и неупругом взаимодействии тел.

32

Закон сохранения энергии.

1

 Экспериментальное сравнение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости. Экспериментальная проверка закона сохранения механической энергии при свободном падении Применение закона сохранения механической энергии для расчёта потенциальной и кинетической энергий тела.

33

Решение задач на закон сохранения энергии

1

Применение закона сохранения импульса для расчёта результатов взаимодействия тел (на примерах неупругого взаимодействия, упругого центрального взаимодействия двух одинаковых тел, одно из которых неподвижно)

34

Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения»

1

Решение задач с использованием закона сохранения механической энергии

2. Механические колебания и волны. Звук (16 ч)

35

Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Колебательное движение. Свободные колебания.

1

Анализ колебаний груза на нити и на пружине. Наблюдение и обсуждение опытов, демонстрирующих зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины

36

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

Наблюдение колебаний под действием сил тяжести и упру­ гости и обнаружение подобных колебаний в окружающем мире.

37

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
нитяного маятника от его длины»

1

Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от длины нити.

38

Гармонические колебания.

1

Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к ленте, от массы груза.

39

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

Определение частоты колебаний математического и пружинного маятников.

40

Резонанс.

1

Наблюдение и объяснение явления резонанса.

41

Распространение колебаний в среде. Волны.

1

Обнаружение и анализ волновых явлений в окружающем мире.

42

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

Наблюдение распространения продольных и поперечных волн (на модели) и обнаружение аналогичных видов волн в природе (звук, водяные волны).

43

Решение задач по теме «Длина волны. Скорость распространения волн».

1

Экспериментальное определение границ частоты слышимых звуковых колебаний.

44

Источники звука. Звуковые колебания.

1

Анализ оригинального текста, посвящённого использованию звука (или ультразвука) в технике (эхо локация, ультразвук в медицине и др.), выполнение заданий по тексту (смысловое чтение).

45

Высота, тембр и громкость звука.

1

Наблюдение зависимости высоты звука от частоты (в том числе с использованием музыкальных инструментов).

46

Распространение звука. Звуковые волны.

1

Вычисление длины волны и скорости распространения звуковых волн.

47

Отражение звука. Звуковой резонанс.

1

Наблюдение и объяснение явления акустического резонанса

48

Интерференция звука.

1

Наблюдение и объяснение явления интерференции звука.

49

Решение задач по теме «Механические колебания и волны»

1

50

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны»

1

3. Электромагнитное поле (26 ч)

51

Магнитное поле.

1

Построение рассуждений, обосновывающих взаимосвязь электрического и магнитного полей.

52

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

Изучение правила буравчика.

53

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

54

Решение задач на применение правил левой и правой руки.

1

Решение задач на применение правил левой и правой руки.

55

Магнитная индукция.

1

Изучение явления магнитной индукции.

56

Магнитный поток.

1

Исследование свойств магнитного поля.

57

Явление электромагнитной индукции

1

Изучение явление электромагнитной индукции

58

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

59

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

Изучение правила Ленца

60

Явление самоиндукции

1

Изучение явления самоиндукции.

61

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

1

Решение задач с использованием формул для скорости электромагнитных волн, длины волны и частоты света

62

Решение задач по теме  «Трансформатор»

1

Анализ текстов, описывающих проявления электромагнитного излучения в природе: живые организмы, излучения небесных тел (смысловое чтение).

63

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

Экспериментальное изучение свойств электромагнитных волн (в том числе с помощью мобильного телефона).

64

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

Изучение колебательный контура, его применение.

65

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

Знакомство с принципами радиосвязи.

66

Электромагнитная природа света. Интерференция света.

1

Наблюдение опытов, демонстрирующих явление прямолинейного распространения света (возникновение тени и полутени), и их интерпретация с использованием понятия светового луча. Объяснение и моделирование солнечного и лунного затмений. Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

67

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

Наблюдение и объяснение опытов по получению изображений в вогнутом и выпуклом зеркалах

68

Преломление света.

1

Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. Анализ явлений близорукости и дальнозоркости, принципа действия очков (МС — биология)

69

Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф.

1

Наблюдение по разложению белого света в спектр

Проведение и объяснение опытов по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые фильтры (цветные очки).

70

Типы спектров. Спектральный анализ.

1

Изучение спектроскопа. Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения различных веществ Объяснение линейчатых спектров излучения.

71

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

Анализ устройства и принципа действия некоторых оптических приборов: фотоаппарата, микроскопа, телескопа

(МС — биология, астрономия)

72

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

Наблюдение и объяснение опытов по получению белого света при сложении света разных цветов.

73

Решение задач по теме «Электромагнитное поле».

1

Решение задач по теме «Электромагнитное поле».

74

Решение задач по теме «Электромагнитное поле».

1

Решение задач с использованием законов отражения и преломления света

75

Обобщение и систематизация знаний по теме «Электромагнитное поле»

1

76

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

1

4. Строение атома и атомного ядра (19 ч)

77

Радиоактивность. Модели атомов.

1

Обсуждение цели опытов Резерфорда по исследованию атомов, выдвижение гипотез о возможных результатах

78

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

опытов в зависимости от предполагаемого строения атомов, формулирование выводов из результатов опытов. Анализ изменения состава ядра и его положения в периодической системе при радиоактивности (МС — химия)

79

Решение задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер».

1

Обсуждение противоречий планетарной модели атома

и оснований для гипотезы Бора о стационарных орбитах электронов.

80

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

Исследование треков a­частиц по готовым фотографиям Обнаружение и измерение радиационного фона с помощью дозиметра, оценка его интенсивности

81

Открытие протона и нейтрона.

1

Обсуждение возможных гипотез о моделях строения ядра

82

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

Определение состава ядер по заданным массовым и зарядовым числам и по положению в периодической системе элементов (МС — химия).

83

Энергия связи. Дефект масс.

1

Оценка энергии связи ядер с использованием формулы Эйнштейна.

84

Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс».

1

Решение задач с использованием законов сохранения массовых и зарядовых чисел на определение результатов ядерных реакций; анализ возможности или невозможности ядерной реакции.

85

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

Оценка энергии связи ядер с использованием формулы Эйнштейна

86

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

1

Обсуждение перспектив использования управляемого термоядерного синтеза

87

Атомная энергетика

1

Анализ биологических изменений, происходящих под действием радиоактивных излучений (МС — биология) Использование радиоактивных излучений в медицине (МС — биология).

88

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

Обсуждение преимуществ и экологических проблем, связанных с ядерной энергетикой (МС — экология)

89

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада».

1

Решение задач с использованием законов сохранения массовых и зарядовых чисел на определение результатов ядерных реакций; анализ возможности или невозможности ядерной реакции.

90

Термоядерная реакция.

1

Обсуждение перспектив использования управляемого термоядерного синтеза

91

 Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

1

Применения освоенных экспериментальных умений для исследования физических явлений, в том числе для проверки гипотез и выявления закономерностей.

92

Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографиям готовых треков»

1

Решение расчётных задач, в том числе предполагающих использование физической модели и основанных на содержании различных разделов курса физики

93

 Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона»

1

Выполнение лабораторного практикума.

94

Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

Выполнение лабораторного практикума

95

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

1

5. Строение и эволюция Вселенной (7 ч)

96

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

1

Строение и происхождение Солнечной системы.

97

Большие планеты Солнечной системы.

1

Изучение малых и больших планет

98

Малые тела Солнечной системы.

1

99

Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.

1

Строение Солнца

100

Строение и эволюция Вселенной.

1

Строение и эволюция Вселенной.

101

Итоговая контрольная работа

1

102

Повторительно-обобщающий урок.

1

Итоговое повторение

ПРИЛОЖЕНИЯ

Оценка ответов учащихся

Количественные отметки за уровень освоения курса, предмета выставляются в соответствии с закреплённой в МБОУ СШ № 25 г.  бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более  одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.

Оценка тестовых работ учащихся

«5» - 85% - 100%

«4» - 65% - 84%

«3» - 41% - 64%

«2» - 21% - 40%

«1» - 0% - 20%

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  • Неумение выделять в ответе главное.
  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  • Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  • Неумение определить показания измерительного прибора.
  • Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  • Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  • Орфографические и пунктуационные ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 7 классе по программе Коровиной ( 2 часа в неделю)

Программа содержит Пояснительную записку, список литературы, тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)

        Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...

Рабочая программа 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова,35 часов (1 час в неделю)

Рабочая программа по линии Пономоревой  ( И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова) для использования в 5 классе ,35 часов в год (1 час в неделю)...

Рабочая программы 7 класс (2 часа в неделю)

Рабочая программа 7 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 6 класс( 2 часа в неделю)

Рабочая программа 6 класс для образовательных учереждений ФГОС...

Рабочая программа 2 класс физкультура 2 часа в неделю

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 2 классов...

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов

Рабочая програма на 2 часа в неделю по физической культуре для 3 классов...