Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"
методическая разработка по физике на тему

Куулар Снежана Спартаковна

Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx602.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2017» Конкурсное задание «Методический семинар» Формирование метапредметных способностей на уроках физики через использование технологии проблемного обучения Куулар Снежана Спартаковна, учитель физики МБОУ СОШ №1 г.Чадана

Слайд 2

Куулар Снежана Спартаковна – учитель физики первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Чадана. Стаж работы – 17 лет. « Ученик, это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» Об авторе

Слайд 3

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать: 1 ) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Создание условий для внедрения ФГОС ООО

Слайд 4

4. Содержание профессионального стандарта педагога 4.1 . Часть первая: обучение Педагог должен: 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников : со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. Подготовка к введению Профессионального стандарта

Слайд 5

«Начальным элементом процесса мышления, как правило, является проблемная ситуация» С.Л.Рубинштейн

Слайд 6

Основные понятия проблемного обучения . Проблемный вопрос Проблемный эксперимент. Проблемная задача.

Слайд 7

В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения. Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций. Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения.

Слайд 8

Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.

Слайд 9

1 4 5 Мотивация (встреча с чудом) Содержательная часть Психологическая разгрузка Головоломка (интеллектуальная разминка) Содержательная часть 2 3 6 Резюме (итог) Новая структура урока Учебный процесс необходимо менять. И прежде всего схему познавательной деятельности школьников – с репродуктивной на схему поисковой познавательной деятельности. М. М. Зиновкина Представляет собой специально отобранную систему проблемных вопросов, интересных фактов, способных вызвать удивление учащегося. Это обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность Соединяет программный материал с системой заданий, направленных на развитие дивергентного, логического мышления, творческих способностей учащихся; способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, физической и технической грамотности Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств Это тренинг по преодолению инерции мышления, который требует от ученика нетрадиционного поворота мысли. Происходит развитие парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока

Слайд 10

Наб-людение Эксперимент Гипотеза Методы научного познания Закон Применение

Слайд 11

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 12

Личностные универсальные учебные действия

Слайд 13

Регулятивные универсальные учебные действия

Слайд 14

Познавательные универсальные учебные действия

Слайд 15

"Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться" - взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики -"присвоение" открытия в процессе познания - мировоззренческая составляющая (знание "встраивается" в опыт )

Слайд 16

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности: анализ проблемной ситуации; формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя; решение проблемы: выдвижение предположении; обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы); доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); проверка правильности решения .

Слайд 17

Как традиционные задания сделать проблемными Традиционное задание Проблемное задание  «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый ?» Сформулируйте закон Архимеда

Слайд 18

Как традиционные задания сделать проблемными Традиционное задание Проблемное задание Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела, например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне. Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? Условия плавания тел

Слайд 19

Как традиционные задания сделать проблемными Традиционное задание Проблемное задание Зачем к корпусу автомашины, перевозящей горючие смеси, прикрепляют цепь, которая волочится по земле? Что такое электризация?

Слайд 20

Как традиционные задания сделать проблемными Традиционное задание Проблемное задание Что такое гроза? Молния ? Почему все тела падают на Землю? Почему все планеты обращаются вокруг Солнца? Почему звезды падают? Почему метеоры светятся? Почему они сгорают ? Темы уроков

Слайд 21

«… Решать проблемные задания намного интереснее, они отличаются от задач из школьного учебника…» «… Можно предлагать разные идеи, использовать нестандартные решения…» «…Творческий подход к решению проблем открывает новые возможности привычных вещей…» «… Каждый человек должен быть креативным …» «… Такие задачи учат решать проблемы в жизни…» «… Я учусь делать выбор, когда вариантов решения много, надо, чтобы он оказался лучшим… » Проблемные задачи: мнение учеников Пр Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания. В. В. Давыдов

Слайд 22

Результаты-эффекты : развитие метапредметных способностей учащихся; повышение качества образования по физике. Ожидаемые результаты-продукты: банк метапредметных заданий по физике; сценарии метапредметных занятий по физике с использованием технологии проблемного обучения; контрольно-измерительные материалы к урокам для оценивания предметных и метапредметных результатов;

Слайд 23

ФИО Название мероприятия Дата результат Санаа Милана 8 Всероссийские молодежные чемпионаты по физике Февраль 2012г. I место в кожууне Монгуш Алдын-Сай 8 Всероссийские молодежные чемпионаты по физике Февраль 2012г. II место в кожууне Ховалыг Тензин 8 Всероссийские молодежные чемпионаты по физике Февраль 2012г. III место в кожууне Монгуш Снежана 10 Всероссийские молодежные чемпионаты по физике Февраль 201 4 . III место в кожууне Соскур-оол Сайзана 11 Всероссийские молодежные чемпионаты по физике Февраль 201 4 г . I место в кожууне Монгуш Шенне 11 Всероссийские молодежные чемпионаты по физике Февраль 201 4 г II место в кожууне Монгуш Аяс 11 Всероссийские молодежный чемпионат по физике Февраль 201 4 г II место в кожууне

Слайд 24

ФИО Название мероприятия уровень Дата результат Ондар Милада 11 Всероссийская предметная олимпиада школьников Муниц 2012 призер Хулер-оол Танаа-Херел 9 Всероссийская предметная олимпиада школьников муниц 2012 призер Куулар Ханды 9 Всероссийская предметная олимпиада школьников муниц 2013 победитель Ховалыг Айжана 9 Всероссийская предметная олимпиада школьников Муниц 2014 призер Куулар Ханды 10 Всероссийская предметная олимпиада школьников Муниц 2014 призер Тюлюш Кежик 8 Предметная олимпиада среди мальчиков 7-8 классов Муниц 2015 2 место Ондар Дайынчы 7 Предметная олимпиада среди мальчиков 7-8 классов Муниц 2015 3 место Ондар Кудер 7 Предметная олимпиада среди мальчиков 7-8 классов Муниц 2015 1 место Куулар Сурен 7 Всероссийская предметная олимпиада школьников Муниц 2016 Победитель Ондар Кудер 8 Всероссийская предметная олимпиада школьников муниц 2016 победитель

Слайд 25

ФИО Класс Название мероприятия Дата Уровень результат Тергиин Сай-Суу 11 НПК, посвященная 300-летию М.В. Ломоносов а 2012 муницип «Лучшая исследовательская работа» Монгуш Чаян 8 НПК «Шаг в будущее» 201 3 муницип II место Тюлюш Кежик 9 НПК «Шаг в будущее» 2015 муницип II место Ондар Дайынчы 7 Предметная олимпиада по физике среди мальчиков 7-8 классов 2016 муницип «Лучший исследователь» - 1 место Ооржак Кира 11 НПК школьников «Россия и мир: взгляд в будущее» 2016 республик II место

Слайд 26

Учебный год КЗ УС 2011-2012 38% 92% 2012-1013 39% 92% 2013-2014 40 % 89% 2014-2015 41% 95% 2015-2016 41% 96% Результаты внутреннего контроля (годовые контрольные работы)

Слайд 27

Литература Громыко Ю.В. Введение в методологию.– М.: Пушкинский институт, 2005. Мыследеятельностная практика образования – Создание новой Российской педагогики (по материалам межрегиональной конференции). – 2011. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". – [Электронный ресурс] URL : http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ . Разработка и апробация мониторинга развития способностей учащихся на основе мыследеятельностного подхода: Сборник. – М.: 2008 Малафеев Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе. — М. : Просвещение, 1980. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М. : Просвещение, 1968. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М. : Педагогика, 1949.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем

В арсенале современных педагогических технологий обучения физики определенное место занимают опорные конспекты.С моей точки зрения, технология опорных конспектов используется как средство прочного зап...

Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках физики через использование лаборатории L-микро.

Формирование метапредметных результатов учащихся на уроках физики через использование лаборатории L-микро. ...

Опыт работы "Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем"

Физика сформировала свой язык символов, схем, графиков, рисунков, условных обозначений, поэтому нет необходимости поиска новых сокращений. Опорная схеме - это база для творческой работы учителя. Именн...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...