Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Леонова Елена Даниловна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_9_klass.docx73.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Жилино»

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

протокол №__________

от «______»_______________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ п.Жилино

__________________Н.К.Щур Приказ №__________

от «____»____________2017 г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

 по физике в 9 классе

(с учетом психофизических возможностей, особенностей обучающихся (воспитанников) c ограниченными возможностями здоровья)

учителя физики

Леоновой Елены Даниловны

2017 год


Раздел I. Пояснительная записка к предмету «Физика» в 9 классе

Рабочая учебная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона РФ «ОБ образовании»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
  3. Авторской программой Е.М. Гутник, А.В. Перышкин
  4. Учебного плана МБОУ СОШ п.Жилино;
  5. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986);
  6. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 9 класса с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.

Рабочая программа по физике представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане; планируемые результаты изучения учебного предмета; содержание тем учебного предмета; учебно-тематический план.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Физика изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Цели изучения физики.

Изучение физики  в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Раздел III. Место предмета «Физика» в учебном плане

МБОУ СОШ п.Жилино.

Рабочая учебная программа  предназначена для изучения курса физики на базовом уровне, рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю.

В рабочую учебную  программу включены элементы учебной информации по темам, перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ, необходимых для формирования умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной  школы.

 

Раздел IV. Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по физике

В примерной программе по физике для 9 класса основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами изучения курса физики в 9 классе являются:

1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим токов, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объемавытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца);

5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, способов обеспечения безопасности при их использовании;

6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Планируемые результаты обучения физике в 9 классе

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Раздел V. Содержание учебного предмета, курса.

I. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Фронтальные лабораторные работы.        

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

II. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная  работа.

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

III. Электромагнитные явления (17 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

IV. Строение атома и атомного ядра (12 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
  2. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

Обобщающее повторение (3 ч)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС

№ урока

дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Примечание

(для обучающихся с ОВЗ)

план

факт

Раздел 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (26 часов)

1.Прямолинейное равномерное движение (4 часа)

Основные виды деятельности ученика: Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Измерять скорость равномерного движения, представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный телом за промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Уметь слушать и записывать объяснение учителя. Развивать математические умения и навыки. Умение переносить приобретенные знания в новую учебную ситуацию. Владеть методом самоконтроля и самопроверки.

1/1

Первичный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета.

Правила поведения в кабинете физики. Безопасность при проведении лабораторных и практических работ. Механическое движение. Материальная точка. Система координат. Система отсчета.

Знать понятия: материальная точка как модель тела, система отсчета, механическое движение.

Уметь решать качественные задачи.

2/2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Путь. Вектор. Перемещение.

Знать понятия:  путь,  вектор, перемещение, различие между величинами -  путь и перемещение.

Уметь определять перемещение тела, находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела,  строить вектор перемещения в декартовой системе координат.

3/3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Перемещение при равномерном прямолинейном движении, вектор скорости. Формула для нахождения вектора скорости, перемещения и их проекций.

Знать понятия: траектории, вектор скорости прямолинейного равномерного движения, формулу для нахождения вектора скорости и перемещения и их проекций.

Уметь находить проекции вектора скорости и перемещения, находить уравнение траектории, решать  простейшие задачи по теме.

4/4

Решение задач.

Уравнение траектории, проекции вектора скорости и перемещения. Графическое представление движения.

Уметь: находить проекции вектора скорости и перемещения, строить и анализировать графики движения, решать  простейшие задачи по теме.

2.Прямолинейное равноускоренное движение (6 часов)

Основные виды деятельности ученика: Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном движении тела. Измерять ускорение свободного падения. Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Измерять центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

5/1

Прямолинейное равноускоренное  движение. Ускорение.

Формула, единицы ускорения,

прямолинейное равноускоренное движение, ускорение.

Знать понятия: равнопеременное движение, ускорение, мгновенная скорость. Формула для определения вектора ускорения и его проекции.

Уметь решать задачи на расчет ускорения и времени.

6/2

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении. Мгновенная скорость, ускорение, графическое представление движения.

Знать понятия: мгновенная и средняя скорости.

Читать и строить графики скорости при прямолинейном  равноускоренном движении.

7/3

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении. Перемещение при равнопеременном движении без начальной скорости.

Знать уравнение равнопеременного движения в векторной и скалярной формах, закономерности присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости.

Уметь составлять уравнение движения в векторной форме и проектировать его на ось координат.

8/4

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Правила ТБ. Ускорение, формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

Знать  величины и законы, характеризующие равнопеременное движение  без начальной скорости.

Уметь экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

9/5

Решение задач «Равномерное, равноускоренное движение»

Материал  уроков 5-7, задачи  по разделу.

Знать основные понятия и уравнения кинематики.

Уметь решать основную задачу кинематики аналитически, графически представлять различные виды равнопеременного движения.

10/6

Контрольная работа №1 «Равномерное, равноускоренное движение»

Контрольная работа №1

Знать Методы решения основных задач.

Уметь решать задачи  по теме.

3.Законы динамики (12 часов)

Основные виды деятельности ученика: Вычислять ускорение тела, силы, действующие на тело, или массу на основе 2 закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Экспериментально определять равнодействующую двух сил. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Измерять силу всемирного тяготения. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела.

11/1

Относительность движения.

Относительность скорости, перемещения, координаты, траектории Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Знать понятия: относительности движения, гелиоцентрическая и геоцентрическая система.

Уметь правильно выбирать СО, решать качественные задачи в различных СО.

12/2

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

Инерция. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Знать понятия: ИСО, различные формулировки 1- го закона Ньютона Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений.

13/3

Второй закон Ньютона.

Деформация. Сила. Равнодействующая сил. Масса. Инертность. Второй закон Ньютона.

Знать понятия: равнодействующая сил, деформация, масса, инертность, 2 – ой закон Ньютона.

Уметь составлять 2-ой закон Ньютона в простейших случаях, изображать равнодействующую сил на чертежах.

14/4

Третий закон Ньютона.

Действие и противодействие. Третий закон Ньютона.

Знать понятия: противодействие, 3-й закон Ньютона. Уметь: применять 3-й закон Ньютона для решения качественных и количественных задач.

15/5

Свободное падение тел.

Свободное падение тел, невесомость, формулы скорости и перемещения  при свободном падении тел.

Знать понятия: свободное падение тел,  ускорение свободного падения.

Уметь находить скорость, путь, перемещение и ускорение при свободном падении.

16/6

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Движение по вертикали. Перемещение, скорость тела, брошенного вертикально.

Знать понятия: свободное падение тел,  ускорение свободного падения.

Уметь находить скорость, путь, перемещение и ускорение при свободном падении.

17/7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2

« Измерение ускорения свободного падения»

Правила ТБ. Ускорение свободного падения.

Знать правила ТБ, использования оборудования, порядок выполнения работы.

Уметь применять на практике полученные знания.

18/8

Закон всемирного тяготения.

Всемирное тяготение. Гравитационное поле, гравитационная постоянная. Закон всемирного тяготения.

Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная, знать формулу закона и уметь её анализировать.

19/9

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Формула ускорения свободного падения

Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли.

Знать и уметь объяснять зависимость ускорения свободного падения от географической широты местности.

20/

10

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Криволинейное движение. Центростремительное ускорение. Скорость при движении тела по окружности.

Знать понятия: касательная, траектория, центростремительное ускорение.

Уметь изображать и центростремительное ускорение, применять второй закон Ньютона для нахождения центростремительного ускорения.

21/

11

Решение задач «Движение по окружности»

Криволинейное движение. Центростремительное ускорение. Скорость при движении тела по окружности.

Знать понятие центростремительного ускорения; почему равномерное движение по окружности считается равноускоренным; формулу центростремительного ускорения.

Уметь решать расчётные и качественные задачи на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

22/

12

Искусственные спутники Земли

Искусственные спутники. Первая космическая скорость, ее значение.

Знать понятия: спутник, космическая скорость.

Уметь рассчитывать космическую скорость.

4. Законы сохранения. (4 часа)

Основные виды деятельности ученика: Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты.

Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.

23/1

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Импульс тела. Импульс силы. Единицы импульса. Закон сохранения импульса.

Знать понятия: импульс тела, импульс силы, замкнутая система, закон сохранения импульса.

Уметь решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела.

24/2

Реактивное движение. Ракеты.

Реактивное движение. Ракеты. Строение ракеты. Принцип действия.

Знать понятия: реактивное движение, многоступенчатая ракета.

Уметь объяснять реактивное движение на основе закона сохранения импульса.

25/3

Решение задач «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса.

Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, закон сохранения импульса.

Знать законы Ньютона, закон сохранения импульса.

Уметь решать задачи по данной теме.

26/4

Контрольная работа №2 «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

Контрольная работа №2 «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

Знать Методы решения основных задач.

Уметь решать задачи  по теме.

Раздел 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. (10 часов)

Основные виды деятельности ученика: Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Исследовать закономерности колебаний груза на пружине. Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн. Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний

27/1

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы Маятник.

Определение  колебательного движения. Понятие о колебательных системах. Маятник.

Знать понятия: колебательное движение,

свободные колебания, колебательная система, маятник.

Уметь приводить примеры.

28/2

Величины, характеризующие колебательное движение.

Гармонические колебания.

Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Формулы периода колебаний

Знать понятия: амплитуда, период,

частота, фаза колебаний,

Уметь применять формулы периода колебаний, решать простые задачи по теме.

29/3

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

Исследование зависимости  периода, частоты от длины нити.

Уметь выяснять как

зависит период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Экспериментально

определять период и частоту колебаний.

30/4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Затухающие колебания,

вынужденные колебания.

Уметь выяснять как

зависит период от массы груза и жёсткости пружины, исследовать эту зависимость экспериментально.

31/5

Превращение энергии при

колебательном движении.

Затухающие колебания,

вынужденные колебания. Отличие свободных и вынужденных колебаний, превращение энергии при колебаниях.

Различать виды колебаний, объяснять превращение энергии при колебательном движении.

Понимать резонанс как явление, объяснять, приводить примеры.

32/6

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны

Волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, условия возникновения волн, отличие

продольных и поперечных волн

Знать/понимать смысл физических величин: волна, длина волны, скорость волны

33/7

Длина волны. Скорость распространения волн.

Понятия: длина волны,

Формула связи периода и длины волны.

Уметь применять полученные знания при решении простейших задач на

расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны.

34/8

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон. Связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона.

Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны.

Уметь определять характеристики звука.

35/9

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

Звуковой резонанс.

Звуковые волны. Условия распространения звука. Скорость в различных средах.

Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны.

Уметь определять характеристики звука

36/

10

Контрольная работа №3

«Механические колебания и волны. Звук»

Расчетные и качественные задачи

Уметь решать задачи на механические колебания и волны. Звук. 

Применять теоретические знания для решения физических задач.

Раздел  3 . Электромагнитное поле (17 часов)

Основные виды деятельности ученика: Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучить принцип действия электродвигателя

37/1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Магнитное поле. Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного поля.

Знать понятие магнитное поле.

Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводника.

38/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида.

Формулировать правило правой руки, правило буравчика.

Определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля.

39/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл).

Применять правило левой руки.

Определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.

Определять знак заряда и направление движения частицы

40/4

Индукция магнитного поля.

Магнитный поток.

Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Единицы магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего

Знать силовую характеристику магнитного поля - магнитную индукцию.

Описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего контур, площади контура и его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции.

41/5

Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления.

Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического тока при изменении магнитного поля, делать выводы.

Знать понятие электромагнитная индукция, индукционный ток.

42/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Знать правила  ОТ и ТБ при работе с электроприборами.

Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления ЭМИ,

анализировать результаты эксперимента и делать выводы.

Работать в группе

43/7

Явление самоиндукции.

Физическая суть явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Наблюдать и объяснять явление самоиндукции.

44/8

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Переменный электрический ток.

Электромеханический индукционный генератор. Потери энергии в ЛЭП, способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии.

Знать понятия: генератор переменного тока, переменный ток

Читать графики переменного тока.

Знать :

- устройство и принцип действия генератора переменного тока,

-способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния,

-назначение, устройство и принцип действия трансформатора и его применение.

45/9

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Электромагнитное поле и его источники.

Различие между вихревым электрическим и электростатическим ролями. Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Получение и регистрация электромагнитных волн.

Формула связи длины волны и скорости.

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования.

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн.

Знать формулу связи дины волны и скорости.

46/

10

Конденсатор. Проверочная работа по теме «Электромагнитные волны»

Конденсатор, виды конденсаторов. Обозначение на схеме.

Электрическая емкость конденсатора, единицы емкости. Емкость плоского конденсатора.

Применение конденсаторов.

Энергия электрического поля конденсатора.

Знать устройство и принцип действия конденсатора, его предназначение.

Уметь использовать формулы емкости конденсатора и плоского конденсатора, энергии электрического поля конденсатора.

47/

11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Высокочастотные электромагнитные колебания и волны - необходимые условия для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона.

Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре,

делать выводы,

решать задачи на формулу Томсона.

48/

12

Принципы радиосвязи и телевидения

Блок-схема передающего и приемного устройства для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний

Знать  принципы осуществления  радиосвязи и телевидения.

49/

13

Интерференция света. Электромагнитная природа света.

Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения - фотоны (кванты).

Понимать, что свет - частный случай электромагнитных волн.

Знать историческое развитие взглядов на природу света.

Называть различные диапазоны электромагнитных волн.

Знать зависимость свойств излучений от их длины волны, приводить примеры.

Частицы электромагнитного излучения - фотоны (кванты).

50/

14

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел

Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов. Цвета тел. Назначение и устройство спектрографа и спектроскопа.

Знать понятия дисперсия света, показатель преломления. Понимать физический смысл показателя преломления.

51/

15

Спектрограф и спектроскоп.

Типы оптических спектров. Спектральный анализ.

Сплошной и линейчатый спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Атомы - источники излучения и поглощения света.

Наблюдать сплошной и линейчатый спектры испускания,

Называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания,

Работать в группе.

52/

16

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора.

Знать формулировку постулатов Бора.

Уметь использовать уравнения для определения энергии и частоты излученного фотона.

Понимать, почему для данного химического элемента линии в спектрах излучения и поглощения совпадают

53/

17

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Уметь применять полученные знания при решении физической задачи. Развитие навыков самоконтроля.

Раздел 4. Строение атома и атомного ядра (12 часов)

Основные виды деятельности ученика: Измерять элементарный электрический заряд Наблюдать линейчатые спектры излучения.

Наблюдать треки альфа - частиц в камере Вильсона. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы

54/1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Сложный состав радиоактивного излучения, α-, β-, и γ- частицы. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α- частиц. Планетарная модель атома.

Знать / понимать планетарную модель строения атома.

55/2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Превращение ядер при радиоактивном распаде. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.

Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.

Применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций.

56/3

Экспериментальные методы исследования частиц.  «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

Измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром.

Сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением.

57/4

Открытие протона и нейтрона.

Выбивание α- частицами протонов из ядер атома азота. Открытие и свойства нейтрона.

Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций.

58/5

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

Протонно – нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы.

Знать / понимать строение атомного ядра, уметь определять массовое и зарядовое числа, состав ядра атома по таблице

Д. И. Менделеева

59/6

Энергия связи. Дефект масс.

Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях.

Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс.

60/7

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Лабораторная работа «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Описывать процесс деления ядра атома урана.

Объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса. Называть условия протекания управляемой ядерной реакции.

61/8

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций.

Рассказывать о назначении, устройстве, принципе действия ядерного реактора на медленных нейтронах.

Называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций.

62/9

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Физические величины: поглощенная доза излучения, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада радиоактивных веществ. [Закон радиоактивного распада]. Способы защиты от радиации.

Называть физические величины: поглощенная доза излучения, эквивалентная доза.

63/

10

Решение задач. Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Решение задач по дозиметрии, на закон радиоактивного распада. Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Уметь решать задачи по дозиметрии, на закон радиоактивного распада.

64/

11

Термоядерная реакция.

Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии и перспективы ее использования. Источники энергии Солнца и звезд.

Называть условия протекания термоядерной реакции; приводить примеры термоядерных реакций.

65/

12

Контрольная работа № 5 «Ядерная физика. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Контрольная работа № 5 «Ядерная физика. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра». Развитие навыков самоконтроля.

Раздел 5.Обобщающее повторение (3 часа)

66/1

Законы взаимодействия и движения тел. (§ 1 – §23)

Законы взаимодействия и движения тел.

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин.

Уметь объяснять сущность изученных физических законов

Применять теоретический материал курса для решения физических задач.

Уметь систематизировать полученные знания, обобщать.

Развивать математические расчетные умения.

67/2

Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле (§24 – §54)

Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле.

68/3

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (§55 – §73)

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...