Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 классов "Игра 5х5"
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

На уроках физики игра приобретает особенно большое значение не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.

Я.И.Перельман

 

Цель: Обобщить, систематизировать знания по теме «Тепловые явления», совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_baskakova_t.m.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21с. Семеновки г. Йошкар-Олы»

                                                        

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по физике

для учащихся 8-х классов

 «Игра 5×5»

по теме «Тепловые явления»

                                                Сценарий составила учитель физики                                                         Баскакова Татьяна Михайловна

        

Йошкар-Ола

2017

        На уроках физики игра приобретает особенно большое значение не столько для друзей физики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.

Я.И.Перельман

Цель: Обобщить, систематизировать знания по теме «Тепловые явления», совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся

Оборудование: карточки-задания, поле для игры, чайные принадлежности, плакат

Плакат:         Пусть кипит работа,

                Сложны соревнования,

                Успех решает не судьба,

                А Ваши знания!

Ход мероприятия

        - Добрый день, дорогие друзья!

                                                                Может собственных Платов

                                                                И быстрых разумом Невтонов

                                                                Российская земля рождать

                                                                                М.В. Ломоносов

        Сегодня проведем игру 5×5. Мы станем свидетелями забавных соревнований. Все Вы знаете, что ни одно соревнование не обходиться без судейской коллегии. Прежде чем начать игру, прошу всех встать, а судейскую коллегию дать на клятву.

        «Судьи строгие и правдивые, именем игры «5×5» заклинаю. Клянитесь, честью команд и совестью личной: судить справедливо, не подсуживать, не засуживать.

Судьи: «Клянемся»!

«Если у вас останутся лишние баллы, клянитесь поделить их поровну!»

Судьи: «Клянемся»! (судьи садятся)

В сегодняшней игре будут принимать участие 2 команды: «Витамины» и «ФБР» (Физику Берем Разом).

Ответное слово команд:

Про теплоту начнем рассказ,

Все вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипения!

Чтоб лени наблюдалось испарение!

Мозги не доведем мы до плавления,

Их тренируем до изнеможения!

В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

(«Витамины»)

Задачу мы любую одолеем

И другу подсобить всегда сумеем!

Историю науки изучаем.

И Ломоносова великим почитаем!

И проявляем мы себя в труде,

Как двигатель с высоким КПД!

Но как же жизнь бывает не проста,

С той дамой, что зовется ТЕПЛОТА!

(«ФБР»)

Перед вами игровое поле, разделенное на 25 клеток. Команды по очереди должны выбирать номер клетки, который соответствует номеру вопроса. За каждый правильный ответ команда получает то количество баллов, которое показано на обороте. Есть задания, которые даются для обеих команд. В этом случае, тот, кто быстрее ответит на вопрос, получает баллы. В этой игре есть и переход хода, и блиц, и очки, которые вы можете получить просто так.


15

10

0

10

20

1

2

3

4

5

10

25

20

5

0

6

7 блиц

8

9

10

20

10

20

0

25

11

12

13

14

15

5

15

20

10

10

16

17

18

19

20

15

10

15

25

15

21

22

23

24

25

  1. Вопрос, отмеченный синим цветом, дается для обеих команд. Очки выигрывает та команда, которая даст правильный ответ.
  2. Цифры красного цвета означают, что очки присваиваются просто так, и эта команда снова называет новый сектор.
  3. «О» - переход хода.
  4. Черные цифры обозначают вопросы, на которые надо отвечать одной команде.
  5. Блиц - команде задаются 3 вопроса. Если она не отвечает хотя бы на один вопрос, очки передаются команде соперника. Для обдумывания ответа на каждый вопрос дается не более 5 секунд.

Задания для игрового поля

  1. Один поэт написал о капле:

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла.

Какая здесь допущена ошибка?

Ответ: Поэт забыл закон сохранения и превращения энергии. Убавилась внутренняя энергия капли. При отвердевании капля отдает теплоту воздуху, стеклу.

  1. Команды получают по конверту, в котором находятся буквы. Из них надо составить слово, обозначающее:
  • физический прибор (калориметр);
  • физическая величина (температура).
  1. Переход хода.
  2. Вопрос: Передача тепла струями жидкости или газа.

Ответ: Конвекция.

  1. Художественный конкурс - обе команды сочиняют стихотворение по данной рифме в течение 4 минут.

Антарктида - планида,

Лед - мед,

Холод - голод,

Чай - май.

  1. Вопрос: Газ, присутствие которого повышает теплоизоляционные свойства снега, ваты, меха.

Ответ: Воздух.

  1. Блиц.
  • Вопрос: В каком доме теплее - в деревянном или кирпичном? Почему? Ответ: В деревянном, т. к. дерево имеет меньшую теплопроводность.
  • Вопрос: Почему корабль, отправляющийся в тропические страны, обычно имеет светлый тон?

Ответ: Светлые тона лучше отражают лучи, чем темные. Поэтому корабль, имеющий светлую окраску, нагревается меньше.

  • Вопрос: Почему для озимых опасно их покрытие ледяной коркой?

Ответ: Теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому озимые вымерзают.

  1. Решение задач.
  1. В бидон вместимостью 200 л налит керосин. Какое количество теплоты выделится при его полном сгорании?
  2. Температура свинцовой пластинки длиной 10 см, шириной 5 см и высотой 2 см уменьшается на 300 °С. Какое количество энергии при этом передает пластинка окружающим телам?
  1. Команда получает 5 баллов.
  2. Переход хода.
  3. Вопрос: Тела из меди и железа равной массы получили одинаковое количество теплоты. Какое из них нагреется до более высокой температуры.

Ответ: Тело из меди нагреется до более высокой температуры, т. к. удельная теплоемкость меди меньше, чем у железа.

  1. Команда получает 10 баллов.
  2. Конкурс эрудитов. 20 баллов получит та команда, которая в течение одной минуты напишет больше физических формул по на материале 7 и 8 классов.
  3. Переход хода.
  4. Вопрос: Что означает выражение ^ = 12 х 10 Дж/кг ?

Ответ: При полном сгорании топлива массой 1 кг выделяется 12x107 Дж энергии.

  1. Команда получает 5 баллов.
  2. Вопрос: Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами - Черноземные или подзолистые, имеющие более светлую окраску?

Ответ: Черноземные.

  1. Конкурс - выездной дом моделей представляет модели одежды под названием «Мода и температура». Учитываются оригинальность, физическая обусловленность модели, цвет, рисунок.
  2. Задание: Придумать и объяснить, как определить приблизительно температуру нагретой железной гайки, если у вас есть калориметр, термометр, весы.
  3. Команда получает 10 баллов.
  4. Вопрос: Назовите бытовой сосуд, предохраняющий воду или пищу от теплообмена с окружающей средой.

Ответ: Термос.

  1. Дать ответ по предложенному опыту: нитка намотана на стеклянную пробирку и на металлический стержень. Когда она быстрее почернеет в пламени сухого горючего?

Ответ: На пробирке, т.к. металл забирает тепло.

  1. Вопрос: Почему сады не разводят в низинах? С каким физическим явлением это связано?

Ответ: Холодный воздух скапливается внизу как более плотный и тяжелый, поэтому в низких местах чаще бывают заморозки.

  1. Домашнее задание. Каждая команда готовит выступление на тему «На кухне, или Чудо-домохозяйка».
  2. «Физика за чайным столом». По одному члену от каждой команды приглашают в кафе «Минутка» (официант выносит печенье, 2 стакана, 2 ложечки, блестящий чайник). В ходе чаепития игроки отвечают на вопросы по очереди:

- Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай или кипяток? (Чтобы не лопнул стакан. Металлическая ложка имеет большую удельную теплоемкость, следовательно, хорошо забирает тепло).

- В каком чайнике быстро нагреется вода – в новом или в старом с накипью? (В новом, так как в нем нет слоя накипи, которую также надо нагреть).

- Почему чайник на столе блестящий? (Чтобы медленнее остывала в нем вода)

- В какой воде быстро растворяется сахар и почему? (В горячей, так как молекулы горячего чая движутся быстрее)

- Удобно ли пить чай из жестяной кружки? (Можно обжечься, так как металл обладает большей теплопроводностью)

- Почему ручка самовара деревянные или пластмассовые? (Чтобы можно было браться за такие ручки. Они нагреваются меньше, так как теплопроводность дерева или пластмассы хуже металла)

Заключительное слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассного мероприятия по физике для учащихся начальной школы по теме « Первое знакомство с физикой»

Цели данного мероприятия:·         познакомить обучающихся с новым предметом школьного курса – физикой;·         определ...

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7, 8 классов "Мои первые научные опыты"

Материал позволяет подготовить мероприятие, в котором ученики ставят опыты и объясняют полученные результаты для аудитории учащихся начальных классов (3, 4 классы). Для подготовки достаточно использов...

Физика на дороге. Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 9 классов.

Мероприятие проводится  во 2 полугодии для учащихся 9 классов. Мероприятие содержит теоретические вопросы и практические задания. Именно поэтому оно проходит, как говорится, на одном дыхании!...

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8 класса "Физика за чашкой чая"

Данное мероприятие можно провести после прохождения раздела "Изменение агрегатный состояний вещества"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  7-ЫХ  КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7- 11 классов

Внеклассное мероприятие, объединяющее физику, биологию и экологию....

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 7 классов: «Совет мудрецов»

Цели и задачи игры: воспитывать интерес  к физике;воспитывать у детей чувства уважения к другому человеку его выбору и мнению;расширить общий кругозор;закрепить у учащихся знания по пройденным те...