Технологическая карта урока "Удельная теплота плавления".
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Балан Александр Сергеевич

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Удельная теплота плавления" разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alexbalan_techkarta_urok.docx344.59 КБ

Предварительный просмотр:

Балан А.С., МОУ «Принцевская СОШ» Валуйского района Белгородской области

Технологическая карта урока № 16/3.

Учебный предмет: физика

Класс: 8

УМК: Пёрышкин А. В.

Тема урока: Удельная теплота плавления. Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: раскрыть сущность процессов плавления и кристаллизации тел.

Задачи урока:

а) формирование представлений о процессах плавления и кристаллизации  на основе молекулярно – кинетической теории, организация усвоения основных понятий по данной теме, анализ свойства  процессов плавления и кристаллизации, используя физические законы, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

б) развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, «Учебный кубик», разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

 «Здравствуйте, рад вас видеть!»

«Оцените поднятием (опусканием) большого пальца руки готовность (неготовность) работать».

Приветствие учащихся, анализ уровня психологической готовности к уроку.

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

Что легче расплавить железо или лед? Почему?

В каком случае затратится больше энергии?

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока.

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся


3. Актуализация знаний

Используя кружки (зелёный, желтый, красный), которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий), выберите свой уровень, на котором сегодня готовы работать.

Задания низкого уровня сложности.

1. Смотрим задание на слайде. Поясните, в каких процессах внутренняя энергия системы увеличивается. Почему?

2. Поясните, в каких процессах внутренняя энергия системы уменьшается. Почему?

Задания среднего уровня сложности.

1. Какое производство можно привести в пример, что  переход вещества из одного агрегатного состояния в другое играет важную роль в промышленности?

Задания высокого уровня сложности.

1. Как называется завод, на котором выплавляется металл?

2. Назовите основные цеха металлургического завода.

3. Какой цех для нашего урока можно не называть, почему?

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал.

Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.

Задания низкого уровня сложности.

1. Плавление переход вещества из твёрдого состояния в жидкое. Парообразование переход вещества из жидкой фазы в газообразную. Сублимация переход вещества из твёрдого состояния в газообразное минуя жидкую фазу.

2. Кристаллизация переход вещества из жидкого в твёрдоё состояние. Конденсация переход вещества из газообразного состояние в жидкое состояние. Десублимация переход вещества из газообразной фазы, в твёрдую фазу минуя жидкое состояние.

Задания среднего уровня сложности.

1. Металлургия, например, плавят металлы. Чтобы получить сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь.

Задания высокого уровня сложности.

1. Металлургический завод.

2. Дуплекс цех – выплавляют сталь. Доменный цех  - выплавляют чугун. Ферросплавный цех – выплавляют феррованадий. Авторессорный цех - изготавливают рессоры.

3. Авторессорный цех, так как в этом цехе не выплавляют металлы.

Обмениваются работами с соседом по парте, проверяют работы соседа, выставляют оценки. Диктуют оценки учителю.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.


4. Первичное усвоение новых знаний

Рассмотрим  подробно участки ВС и ЕF на графике плавления льда. Что можно сказать о температуре на этих участках? Температура на этих участках не изменяется. Но во время процесса плавления, лёд получает энергию. Из закона сохранения энергии следует, что она не может исчезнуть. На что же расходуется энергия во время плавления? Вспомним основные положения МКТ: все вещества состоят из частиц; они непрерывно хаотически движутся и частицы взаимодействуют между собой. Что отличает твёрдые тела от жидкостей и газов? Твёрдые тела сохраняют форму и объём. Атомы и молекулы в твёрдых телах образуют правильную кристаллическую решётку, и атомы в кристаллах колеблются около своих положений.

На что же расходуется энергия во время плавления? Читаем стр. 35 (1,2абзацы) ищем ответ на данный вопрос. ВС – энергия расходуется на разрушение кристалла. В связи с этим температура тела перестаёт повышаться. Участок ЕF – симметричен участку ВС, что же можно сказать об этом участке, по аналогии. Стр. 36(средний абзац). ЕF – силы притяжения могут удержать медленно движущиеся молекулы друг около друга. Выделяющаяся при кристаллизации энергия расходуется на поддержание постоянной температуры. Происходит процесс выделение энергии и передача её окружающим телам.

Демонстрация ЭОР «Плавление льда». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0450-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Объясняет новый материал.

Даёт учащимся задания выполнить в парах физический эксперимент. Демонстрация ЭОР. Даёт задание прочитать параграф.

Слушают учителя.

Выполняют эксперимент. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя, за материалом ЭОР. Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Анализ содержания параграфа.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.


5. Первичная проверка понимания

«Откройте учебник на странице 37 и поработайте в парах таблицу 4. Затем будем работать над этими вопросами по методике «Цепочка». От чего зависит количество теплоты, полученное при плавлении вещества? У какого вещества наименьшая, наибольшая удельная теплота плавления? Сколько  энергии в килоджоулях надо затратить, чтобы 1кг ртути превратить в жидкое состояние при температуре плавления? Что можно сказать  об удельной теплоте плавления таких веществ как золото, серебро?

Решение тестовых заданий из ЭОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0450-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Следит за соблюдением правил игры «Цепочка»

Отвечают на вопросы после параграфов сначала соседу по парте, а затем фронтально по «цепочке».

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.


6. Первичное закрепление

Решение качественных и количественных задач

№ 1.В каком случае необходимо больше затратить энергии, чтобы расплавить 2 кг льда и железа, взятых при температуре?

№ 2. 2 кг льда и 2 кг железа взяли при температуре 00С. Как изменится ответ на задачу №1 в этом случае.

№ 3. Достаточно ли 3 кг каменного угля, чтобы расплавить 3 кг олова, взятого при температуре 200С?

№ 4. Смесь воды с льдом находится при температуре 00С. Что будет происходить – замерзать вода или таять лед?

№ 5. Сколько надо взять дров, чтобы расплавить 10 кг льда при температуре его плавления?

№ 6. В 2 л воды при температуре +200С положили 1 кг льда при температуре  -100С. В каком состоянии будет находиться вода и при какой температуре?

Формулировка условий задач, выпавших на верхней грани «Учебного кубика», брошенного обучающимся и контроль за правильным решением этих задач.

Решение задач.

№ 1. Так как удельная теплота плавления льда больше (таблица 4), то для плавления 2 кг льда необходимо потратить больше энергии.

№ 2. На плавление льда потратится тоже количество энергии, а чтобы расплавить железо его предварительно нужно нагреть до температуры плавления.

№ 3. Определяем количество теплоты необходимое для плавления олова и количество теплоты, выделяющееся при сгорании угля. Если вторая величина больше, то можно.

№ 4. Если смеси подается тепло, то тает лед, а если тепло отбирается - замерзает вода.

№ 5.

Q1=q*m1

m2= λ Q1/λ

№ 6. Q1=m1*c1(20-0)

Q2=m2c2(0-(-10))+m2* λ

Если Q1 больше Q2, то в жидком состоянии.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

7. Домашнее задание

«На дом параграф 18 читать, учить определения и формулы. Решить графическую задачу» из ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0450-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.


8. Итог урока

«Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?»

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос: «Понятие атмосферного давления. Вес воздуха. Явления, объясняемые наличием атмосферного давления»

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

9. Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Величину «удельная теплоемкость», формулу для расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел.

«Оцените поднятием (опусканием) большого пальца руки настроение в конце урока».

Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки»

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция