Технологическая карта урока физики "Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Кузовлева Наталья Валентиновна

Разработка технологической карты урока физики на тему "Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

Липецкой области «Институт развития образования»

Урок по физике 8 класс

«Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел»

Подготовила слушатель курсов

учитель Кузовлева Н.В.

2021

Технологическая карта урока

Класс: 8.

Тема урока: Плавление и отвердевание. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

Цели урока: изучить особенности поведения вещества при переходе из твёрдого состояния в жидкое и обратно; рассмотреть процессы плавления и отвердевания кристаллических тел.

Задачи урока:

  1. обучающие: сформировать знания о характере движения и взаимодействия молекул вещества в различных агрегатных состояниях, взаимных переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое, о процессах плавления и кристаллизации; сформировать понятия о процессах плавления, отвердевания (кристаллизации), температуре плавления (кристаллизации);
  2. воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся и воспитанию эстетического вкуса;
  3. развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умений анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формируемые умения: анализировать графики, определять и объяснять понятия, делать вывод на основе полученной информации, оценивать свои достижения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: развитие устной речи; развитие умений отвечать на вопросы, высказывать своё мнение; активизация изученного материала;
  2. Метапредметные: формирование умения систематизировать ранее приобретённые знания; осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение работать индивидуально и в группах;
  3. Личностные: формирование мотивации к изучению математики и физики; развитие творческих способностей.

Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска либо компьютер и мультимедийный проектор, электронные таблицы, программное обеспечение Relab, цифровой датчик температуры Relab, нетбуки.

План урока

Этап 1. Мотивация к деятельности (2 мин).

Этап 2. Актуализация и обобщение знаний (8 мин).

Этап 3. Изучение нового материала (10 мин).

Этап 4. Применение полученных знаний (12 мин).

Этап 5. Контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (7 мин).

Этап 6. Домашнее задание, рефлексия (6 мин). 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к деятельности — 2 мин.

Проверяет готовность к уроку; организует внимание класса к работе на уроке; создаёт положительный эмоциональный настрой у учащихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

2.Актуализация и обобщение знаний — 8мин.

Проводит фронтальную беседу; актуализирует имеющиеся знания у учащихся; проводит обобщение терминологического и понятийного аппарата, используемого для описания агрегатных состояний вещества; создаёт для учащихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели.

Вводная беседа

Вода, лёд, водяной пар. Что общего и что различного?

Какие состояния вещества вы уже знаете из 7 класса?

Где в природе мы можем наблюдать переход из одного агрегатного состояния в другое? Приведете примеры использования человеком разных агрегатных состояний веществ. Наступает холодное время года, и мы будем наблюдать   изменение агрегатного состояния. Какое?

Как мы с вами сформулируем тему урока?

Чем отличается вещество в разных агрегатных состояниях?

Отвечают на вопросы; высказывают свои предположения;

Предлагают и согласовывают с учителем тему и цели урока; предлагают способы и средства достижения целей; выполняют тестирование

3.Изучение нового материала — 10мин.

проводит фронтальную беседу; актуализирует имеющиеся знания у учащихся; проводит обобщение терминологического и понятийного аппарата, используемого для описания различных состояний вещества; создаёт для учащихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о способе и средствах достижения поставленной цели; организует обсуждение просмотренного видеофрагмента.

Демонстрация опыта.

В прозрачном сосуде с водой плавают кусочки льда, сосуд закрыт крышкой.

     У меня в сосуде находится вещество, которое может находиться в трех состояниях. О каком веществе идет речь? (о воде)

   В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?(твердом, жидком и

газообразном)

 Отличаются ли друг от друга молекулы льда, воды и водяного пара?

  Почему же у этих трех агрегатных состояний разные свойства?

   Давайте вспомним особенности строения твердых тел, жидкостей и газов.

Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от

другого?

    Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

    Передавая телу энергию, можно  перевести его из твердого состояния в жидкое, а из жидкого – в газообразное.

   Запишите новые для вас понятия. (плавление, кристаллизация)

   Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?

Приведите примеры

Рассмотрите, какие возможны переходы вещества из одного состояния в другое и как такие переходы называются

   К кристаллам относятся: металлы, лед, нафталин, снежинки, каменная соль, алмаз, гранат, кварц, турмалин, изумруд, кальцит

Рассмотрим таблицу 3, стр 32 учебника.

   Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий? тугоплавкий?

   Если сосуд с водой поместить в среду, где температура меньше 0 , какой процесс можно наблюдать?

отвечают на вопросы; высказывают свои предположения, анализируют просмотренный видеофрагмент.

Объясняют наблюдаемые явления во

фронтальной беседе.

Записывают в тетради новые понятия

4.Применение полученных знаний — 12мин.

Формулирует задание; контролирует выполнение работы; организует работу в малых группах; организует обсуждение результатов исследования; наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между различными характеристиками звука, помогает выяснить причины допущенных инструментальных или статистических ошибок, определить способы их исправления.

— А теперь давайте выполним работу по проверке сформулировнной ранее гипотезы. Для этого необходимо провести эксперимент и проанализировать полученные данные. Не забудьте также сформулировать выводы.

Ход работы

С помощью датчика и щупа температуры

1.Определите температуру воздуха в классе. Сбросьте значения датчика температуры.

2. Слегка касаясь датчиком температуры открытой ладони, определите максимальное значение температуры ладони (у каждого учащегося в группе).

3. Измерьте температуру воздуха внутри варежки, лежащей на столе.

4. Определите температуру ладони в варежках.

Отвечают на вопросы; анализируют график плавления льда и отвердевания воды; выполняют лабораторную работу по проверке гипотезы о том, греют ли варежки; работая в группах по инструкции, заполняют таблицу результатов; оформляют результаты измерений и расчёты в тетради.

Учащиеся изучают график плавления и отвердевания и отвечают на вопросы.

1. Что происходит на каждом участке графика? Какие участки графика соответствуют нагреванию?

(Ответ: АВ и CD.)

2. Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?

(Ответ: при нагревании температура вещества повышается, а при охлаждении — понижается.)

3. На каких участках графика температура вещества не меняется? Что это означает?

(Ответ: ВС и EF; эти участки графика соответствуют процессам плавления льда и отвердевания воды.)

4. Почему участки ВС и EF графика параллельны оси времени?

(Ответ: температура вещества на этих участках не изменяется.)

Проводят эксперимент; знакомят учителя с результатами выполненной работы.

Цель: определить, греют ли варежки.

Гипотеза: отметьте ваше предположение:

1.варежки греют;

2.варежки сохраняют моё тепло.

Полученные измерения заносят в таблицу

Далее анализируют полученные данные, отвечая на вопросы:

Что является источником тепла в этом эксперименте?

Если варежки не выделяют тепло сами по себе, то почему в них тепло?

В завершение этого этапа объясняют разницу между производством и сохранением тепла.

5.Контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция — 7мин.

Организует обсуждение результатов исследования; наводящими вопросами помогает учащимся сформулировать правильные выводы; отмечает противоречия между ожидаемыми и полученными результатами.

Сравнивают средние результаты своей группы с результатами, полученными другими группами; формулируют выводы и оформляют лабораторное исследование в тетради или на специальных бланках.

6. Домашнее задание, рефлексия — 6мин.

Информирует учащихся о домашнем задании; даёт комментарий по его выполнению; предлагает анкету для рефлексии к уроку

Демонстрирует формулировки проблемы и целей урока; спрашивает: «Как вы думаете, решена ли проблема, достигнуты ли цели?» Если проблема не решена и цели не достигнуты, даёт своё объяснение. Кроме того, предлагает учащимся в дополнение к домашнему заданию подумать над способами решения поставленной проблемы и достижения указанных целей.

Задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания; рассчитывают индивидуальный индекс качества урока; определяют степень соответствия поставленных целей результатам деятельности, степень своего продвижения к целям; высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целями урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: « Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания».

Данный урок проводится по физике в 8 классе при изучении раздела " Тепловые явления". На уроке применяются различные технологии, что позволяет облегчить детям усвоение нового материала. Дети сами став...

Технологическая карта урока по теме "Компьютерная графика"

Цели урока:Ø  Учебные:·         акцентировать внимание на графических возможностях компьютера·...

Технологическая карта урока по теме "Компьютерная графика. Создание трехмерных моделей"

Технологическая карта по дисциплине Информатика для 10 класса по теме: "Компьютерная графика. Создание трехмерных моделей". (углубленный уровень)...

Технологическая карта урока в 5 классе «Графика. Алфавит».

Урок по вышеуказанной теме способствует достижению целей: 1.Дать понятие о графике и предмете ее изучения, кратко познакомить с историей графики. 2.Показать значение знания алфа...

Технологическая карта урока по алгебре "Построение графика квадратичной функции" (9 класс)

Урок алгебры в 9 классе.Дата проведения: 12.12.2019 г.Учитель: Оськина Ольга АлександровнаТИП УРОКА: Урок открытия нового знания (ОНЗ).Формы: парная, индивидуальная, коллективная.Оборудование: ин...

Технологическая карта урока по алгебре "Построение графика квадратичной функции" (8 класс)

Методическая разработка урока ,алгебра 8 класс "Построение графика квадратичной функции"...

Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе

Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...