Рабочая программа элективного курса "Электромонтажные работы"
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Образовательной областью данного элективного курса является предмет электротехника.

Целью курса является ориентация будущих выпускников школы на профессии электротехнического профиля.

Программа предназначена для выполнения следующих задач:

– получение знаний по электротехнике;

– приобретение умения чтения электрических схем;

– овладение учащимися умением монтажа электрических цепей;

– овладение навыками работы ручным электромонтажным инструментом;

– приобретение навыков пользования электроизмерительными приборами;

– получение информации о профессиях электротехнического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektromontazhnye_raboty.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав

потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-

417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986

«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Рекомендации Министерства образования и науки РФ от  24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
  • Письмо Департамента образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 г. № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов. курсов и календарно-тематического планирования"
  • Письмо Департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».
  • Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края».

Образовательной областью данного элективного курса является предмет электротехника.

Целью курса является ориентация будущих выпускников школы на профессии электротехнического профиля.

Программа предназначена для выполнения следующих задач:

– получение знаний по электротехнике;

– приобретение умения чтения электрических схем;

– овладение учащимися умением монтажа электрических цепей;

– овладение навыками работы ручным электромонтажным инструментом;

– приобретение навыков пользования электроизмерительными приборами;

– получение информации о профессиях электротехнического профиля.

О том, насколько велико значение электричества в жизни человека говорить незачем -  его значение неоспоримо. В быту и промышленности энерговооруженность растет изо дня в день. Человек стал зависим от электричества и электротехнических изделий. Но, как и любые другие устройства, электротехнические приборы необходимо смонтировать, затем, следующий этап правильная эксплуатация и, конечно проведение необходимого ремонта. Все эти поэтапно выполняемые работы способны проводить высококвалифицированные рабочие и обученный электроперсонал. Специфика перечисленных работ требует специального обучения персонала. А это соответствует широкому спектру специальностей связанных с проведением электромонтажных и электроремонтных работ. Это совершенно не обязательно инженерно- технические работники. Специалистов высокой квалификации подготавливают в ПУ, СПТУ, обучающих центрах. Они свободно ориентируются в оборудовании, определяют неисправности и устраняют их. Тем более это важно на фоне избытка инженерно- технических работников и нехватки высококвалифицированных рабочих.

Курс занятий по проблемам « Монтаж и ремонт электрооборудования» является ориентационным т. к.  расширяет знания о специальностях связанных с электротехническими работами в быту и промышленности, и дополняет учебный материал, изложенный по программе « Технология», конкретизирует его. Он адресован учащимся 9-х классов параллельно с учебным материалом по самоопределению и рассматривает несколько конкретных специальностей, наиболее часто встречающихся при эксплуатации промышленного оборудования и ремонтных работах бытового. Вниманию учащихся предлагается вдумчиво рассмотреть специальности электромонтера, электромонтажника, кабельщика, линейщика. Эти специальности охватывают основной спектр работ по монтажу и ремонту электрооборудования. Изучение материала начинается с заострения внимания на значимости производимых работ и их специфики. Работы, связанные с электрическим током имеют свою специфику и учащиеся 9 — х классов с ней пока не знакомы. Основной частью этих работ является изучение и неукоснительное соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при монтаже и эксплуатации электроустановок. Раскрытие этого материала призвано не напугать учащихся последствиями прошлых несчастных случаев связанных с применением электрического тока, а ознакомить с методами безопасной работы, обратить их внимание на то, где и как возникает опасность и как ее избежать. Каждая из ранее перечисленных специальностей имеет свои особенности, хотя многие параметры пересекаются. Рассмотрение материала начинается с работы электромонтера, как наиболее знакомой учащимся по использованию бытового электрооборудования и его ремонта. Но логическая цепочка подачи электроэнергии от подстанции до потребителя позволяет рассмотреть и другие не менее интересные специальности, которые можно приобрести  в различных профильных учебных заведениях от ПУ, СПТУ, до колледжей, техникумов, институтов, университетов, а также в учебных центрах промышленных предприятий под руководством опытных наставников. Целью данного курса является ознакомление, заинтересованность учащимися одной из рассмотренных специальностей и дальнейший осознанный выбор профессии связанный с будущим видом деятельности. Лекции помогут при обрестизнания и сориентировать учащихся в группе специальностей, а лабораторные  работы -  провести маленькие профессиональные пробы.

Формирование интереса к электротехническим профессиям можно осуществить на элективном курсе «Электромонтажные работы». Занимаясь на этом курсе, учащиеся могут определиться с выбором профессии, с выбором профиля учебного заведения, в котором продолжат обучение после окончания школы.

2. Общая характеристика учебного предмета

«Электромонтажные работы» — интегрированный курс для подростков, который сочетает в себе элементы электростатики и электродинамики. Он никак не подменяет собой известный раздел школьного курса физики «Законы постоянного тока», так как среди всех электрических явлений природы изучаются только те, которые происходят в электронных системах управления роботами, сосредотачивая внимание на объяснении электрических явлений на основе законов и закономерностей физики.

Программа включает три основных содержательных раздела: «Электростатика», «Законы постоянного тока» и «Электрический ток в различных средах». Вопросы сохранения и укрепления здоровья, техники безопасности при использовании электроприборов, первая помощь пострадавшему от удара током, включены в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.

В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений электрических явлений, сборке электрических цепей, описанию последствий при внесении конструктивных изменений в электрическую цепь. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Интернета и др.

3.Место предмета в учебном плане

Предмет «Электромонтажные работы» продолжает естественнонаучную составляющую предметов в основной школе. Курс «Электромонтажные работы» изучается в 9 классе. В соответствии с учебным планом школы, изучение данного курса разделено на 2 полугодия. В первом полугодие обучение составляет 16 учебных часа, из  расчета 1 час в неделю, а во втором полугодие- 18 часов.

4. Содержание курса

Занятие 1. Ознакомление с нормативными актами и литературой регламентирующими соблюдения правил охраны труда и техники безопасности на промышленных предприятиях.

Занятие 2. Область производимых работ. Применяемый инструмент и оборудование. Квалификация работников. Меры безопасности при проведении электротехнических работ.

Занятие 3. Работа по ознакомлению с промышленными и бытовыми электроустановочными изделиями. Сравнение габаритов и параметров. Сходство и  различие. Выводы.

Занятие 4. Ознакомление со спецификой работы электромонтажника: монтаж электротехнических изделий и средств защиты на электрических панелях, в шкафах, распределительных устройствах. Коммутирование приборов проводами, контрольным кабелем. Контроль выполненных работ. Испытание схемы монтажа.

Занятие 5. Работа на стенде содержащим электротехнические изделия, собираемые в квартирную электросеть с выходом на потребителя. Оснащение: стенд, электросчетчик, автоматический выключатель, розетка, выключатель, электрический патрон с лампочкой, монтажный провод.

Занятие 6. Особенности работы кабельщика. Методы прокладки кабельных коммуникаций. Средства соединения высоковольтных кабелей. Инструмент ,оснащение. Меры безопасности при работах.

Занятие 7. Рассмотрение конструктивных особенностей строения разных кабелей. Инструмент. Разделка контрольного кабеля, подготовка к подключению, маркировка контроль качества.

Занятие 8-9. Ознакомление с областью работ по ремонту электрооборудования: электродвигателей, магнитных пускателей, защитной аппаратуры с частичной или полной заменой элементов схемы.

Занятие 10. Обобщающее занятие с целью выяснения знаний по пройденному курсу. Выяснение положительных и отрицательных моментов курса. Пожелание курсантов по содержанию и насыщенности курсов.

Занятие 11-13. Электрическое поле системы неподвижных зарядов: действие электрического поля на заряд, принцип суперпозиции электрических полей, напряженность и потенциал электрического поля системы точечных зарядов, равномерно заряженных параллельных плоскостей, равномерно заряженных концентрических сферических поверхностей.

Занятие 14-16. Расчет электрических цепей постоянного тока: резистор, сопротивление резисторов, соединения резисторов; изменение силы тока и напряжения с помощью реостата; конденсатор как элемент электрической цепи, емкость конденсатора, соединения конденсаторов, конденсатор в цепях постоянного тока; источники тока, ЭДС и внутреннее сопротивление, соединения источников тока; правила Кирхгофа для расчета сложных электрических цепей, преобразование цепей «звезда» - «треугольник».

Занятия 17-18. Экскурсия на предприятие.

5. Тематическое планирование  

Таблица тематического распределения количества часов в первом полугодии

№ п/п

Разделы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Вводное занятие: Охрана труда, техника безопасности и эксплуатация электрооборудования.

2

2

2

Электромонтер. Специфика работы.

1

1

3

Сборка простых электробытовых цепей.

2

2

4

Электромонтажник. Должностные обязанности, выполняемые работы.

2

2

5

Выполнение работ по монтажу простых электрических схем и установке оборудования.

2

2

6

Кабельщик. Инструмент оборудование работа с кабелями.

2

2

7

Разделка, подключение, монтаж кабельных сетей

1

1

8

Электрослесарь. Работы по ремонту электрооборудования.

2

2

9

Зачетное занятие. Подведение итогов по проведению курса « Электромонтажные и ремонтные работы в промышленности и быту».

2

2

16 ч

16 ч

Таблица тематического распределения количества часов во втором полугодии

№ п/п

Разделы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Вводное занятие: Охрана труда, техника безопасности и эксплуатация электрооборудования.

2

2

2

Электромонтер. Специфика работы.

1

1

3

Сборка простых электробытовых цепей.

2

2

4

Электромонтажник. Должностные обязанности, выполняемые работы.

2

2

5

Выполнение работ по монтажу простых электрических схем и установке оборудования.

2

2

6

Кабельщик. Инструмент оборудование работа с кабелями.

2

2

7

Разделка, подключение, монтаж кабельных сетей

1

1

8

Электрослесарь. Работы по ремонту электрооборудования.

2

2

9

Зачетное занятие. Подведение итогов по проведению курса « Электромонтажные и ремонтные работы в промышленности и быту».

2

2

10

Экскурсия на предприятия

2

2

18 ч

18 ч

6.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1. В. М. Нестеренко, А. М. Мысьянов Технология электромонтажных работ. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 592 с.

2. Г.Я. Мякишев Физика. Электродинамика 10-11 класс, Москва «Дрофа», 2010 г

3. В. М. Нестеренко, А. М. Мысьянов Технология электромонтажных работ. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 592 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. CD- диск по теме : Магнитное поле

2. CD- диск по теме : Электростатика

3. CD- диск по теме : Электромагнитные колебания

7.Требования  к подготовке учащихся

По окончанию изучения курса «Электромонтажные работы» учащиеся должны знать:

  •  Устройство приборов
  •  принцип  работы приборов
  •  основные законы электрического тока
  •  Правила электробезопасности
  •  Основные характеристики профессий, связанных с электрическим током. 

Уметь-

  • пользоваться литературой
  •  выбирать необходимые средства диагностики неисправностей
  • использовать законы электрического тока на практике
  • демонстрировать понимание физических принципов действия следующих элементов электрической цепи: конденсатора, резистора, реостата, источников тока, электронно-вакуумных приборов, генератора переменного тока, трансформатора
  • представлять информацию, необходимую для расчетов, в виде схематического рисунка и чертежа.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей _______________

МБОУ  СОШ  № 29

от 27.08. 2015  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО     Ф.И.О.      

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______     _______________

                  подпись          Ф.И.О.                    

______________ 2015 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Данный курс позволяет повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы, выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами....

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса по теме "Технология работы с контрольно-измерительными материалами"

Рабочая программаэлективного курса по математикедля учащихся 9 –го класса  «Технология работыс контрольно-измерительными материалами»  учителя математики1 квалификационной категори...

Рабочая программа элективного курса по информатике (на основе собственых лабораторных работ)

Цель данного курса:Образовательная: формировать общее представление о языке HTML через возможность понять важность HTML-стандартов для создания гипертекстовых документов, идентификацию тегов HTM...

Рабочая программа элективного курса «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)

Элективный курс «Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам» (7 класс)...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса "Работа с текстами разного стиля"

Курс  рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов  в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритет...