Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Рабочая программа по физике 9 класс заочное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_9_klasszaochnoe.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Учебная программа по физике для 9 класса составлена на основе:

- примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина,

-федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2009 г.;

-учебного плана МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на 2015-2016 учебный год.

-федерального перечня учебников ,рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 уч.год..

Программа общего образования  составлена  на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 19 часов во втором полугодии  (1 час в неделю).Темы, попадающие на актированные дни и праздничные, планируется изучать за счет объединения более легких тем. Предмет физика входит в образовательную область «естествознание».

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению. Программа охватывает материал всех основных разделов курса физики; обеспечивает доступность изучаемого материала; обеспечивает преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействует с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география), включает проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой. Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучается как по физике, так и по другим предметам (например, понятие о векторе почти одновременно дается в курсе геометрии и физики; понятие о звуке изучается в физике, а органы слуха – в биологии и др.) Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах (например, понятие о строении атома в физике изучается раньше, чем в курсе химии); в этом случае учитель химии опирается на знания, полученные на уроках физики. Понятие о материи (вещество и поле) в курсе физики изучается, а учитывается при изучении курса обществоведения.

Содержание программы.

I. Механические колебания и волны. Звук (2 ч)

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

II. Электромагнитное поле (8 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа.

Изучение явления электромагнитной индукции.

III. Строение атома и атомного ядра (9 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы.

Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

Демонстрации.

  1. Взаимодействие постоянных магнитов.
  2. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
  3. Действие магнитного поля на ток.
  4. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
  5. Электромагнитная индукция.
  6. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
  7. Модель опыта Резерфорда.
  8. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
  9. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

4.Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса физики учащиеся должны

знать и понимать смысл понятий:

-волна, колебания, строение атома и атомного ядра.

-смысл физических величин: частота, период колебаний, длинна и скорость волны.

-смысл физических законов: радиоактивных превращениях ядер.

уметь:

-описывать и объяснять физические явления: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, ядерные реакции.

-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

-представить примеры практического использования физических знаний.

-решать задачи на применения изученных физических законов.

- осуществлять самостоятельный поиск информации.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Контроль уровня обучения

№ п/п

Раздел

Количество часов

Вид занятий                          (количество часов)

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Механические колебания и волны. Звук

2

0

0

2

Электромагнитное поле

8

1

1

3

Строение атома и атомного ядра

9

1

1

Список литературы для учителя

  1. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные работы по физике. Изд. Просвещение. 2009
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник по физике для 9 класса. Изд. Дрофа.2011
  3. Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классов. Изд. Экзамен 2009
  4. Шевцов В.А. тесты по физике для 7-11 классов. Волгоград 2008

Список обязательной литературы для ученика

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник по физике для 9 класса. Изд. Дрофа. 2011
  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классов. Изд. Экзамен 2009


Календарно-тематическое планирование

Тема

урока

Кол-

во

ча-

сов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню

подготовки

Эксперимент

Вид

контроля,

измерители

Дата

План

Факт

Механические колебания и волны (2 часа)

1.

Распространение

звука. Скорость звука.

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Распространение

звука. Скорость звука.

Знать и уметь объяс-

нить особенности распространения звука в различных средах

Демонстрация ус-

ловий распростра-

нения звука

Беседа по

вопросам

2.

Отражение звука.

 Звуковой резонанс.

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Отражение звука.

 Звуковой резонанс.

Знать особенности

поведения звуковых

волн на границе раз-

дела двух сред, уметь объяснить

Наглядные

пособия

Самостоя-

тельная

работа (реше-

ние типовых

задач)

Электромагнитное поле (8 часов)

3.

Магнитное поле. Графическое изоб-

ражение магнитно-

го поля

    1

Урок

изучения

нового

материала

Магнитное поле. Графическое изоб-

ражение магнитно-

го поля

Знать понятие «маг-

нитное поле».

Понимать структуру

магнитного поля, уметь объяснять на

примерах графиков

и рисунков

Демонстрация

действия магнит-

ного поля на маг-

нитную стрелку

Решение ка-

чественных

задач

4.

Действие магнит-

ного поля на про-

водник с током.

Индукция магнит-

ного поля

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Действие магнит-

ного поля на про-

водник с током.

Индукция магнит-

ного поля

Знать силу Ампера,

силу Лоренца (физи-

ческий смысл).

Знать силовую ха-

рактеристику магни-

тного поля - индукцию

Демонстрация

взаимодействия

двух параллель-

ных проводников

с током, действия

постоянного маг-

нита на проводник

с током

Самостоя-

тельная

работа

5.

Решение задач

    1

Урок за-

крепле-

ния зна-

ний

Количественная ха-

рактеристика магни-

тного поля

Уметь решать задачи

на применение силы

Ампера, силы Лорен-

ца

Сборники задач

Решение

типовых

задач

6.

Магнитный поток.

Явление электро-

магнитной индук-

ции

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Магнитный поток.

Явление электро-

магнитной индук-

ции

Знать понятия: маг-

нитный поток, элект-

ромагнитная индук-

ция; написать фор-

мулы и объяснить

Демонстрация электромагнитной

индукции

Беседа по

вопросам

7.

Лабораторная рабо-

та «Изучение

явления электро-

магнитной индук-

ции»

    1

Урок-

практикум

Явление электромаг-

нитной индукции

Знать:

- понятие «электро-

магнитная индукция»;

- технику безопас-

ности при работе с

электроприборами

Лабораторное обо-

рудование: набор

по электричеству,

амперметры, на-

бор прямых маг-

нитов

Оформление

работы

8.

Получение переме-

нного электричес-

кого тока. Электро-

магнитное поле

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Получение переме-

нного электричес-

кого тока. Электро-

магнитное поле

Знать способы полу-

чения электрическо-

го тока. Уметь объ-

яснить.

Знать понятие «элек-

тромагнитное поле»

и условия его сущес-

твования

Демонстрация по-

лучения перемен-

ного тока при вра-

щении витка в

магнитном поле,

устройства генера-

тора

Самостоя-

тельная ра-

бота

ра

9.

Электромагнитные

волны. Шкала элек-

тромагнитных волн.

Электромагнитная

природа света

    1

Урок

изучения

нового

материала

Электромагнитные

волны. Шкала элек-

тромагнитных волн.

Электромагнитная

природа света

Понимать механизм

возникновения элек-

тромагнитных волн.

Знать зависимость

свойств излучений от их длины, приво-

дить примеры

Знать историческое

развитие взглядов на

природу света

Наглядные пособия

Беседа по

вопросам.

Решение ка-

чественных

задач

10.

Контрольная рабо-

та по теме «Электромагнитное

поле»

    1

Урок

контроля и

оценивани-

вания

знаний

Электромагнитное

поле

Систематизация зна-

ний по теме

Контрольно-изме-

рительные мате-

риалы по теме

«Электромагнит-

нитное поле»

Контрольная

работа

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (9 часов)

11.

Радиоактивность как свидетельство

сложного строения

атома. Строение

атома. Схема опы-

тов Резерфорда. Ра-

диоактивные прев-

ращения атомных

ядер

    1

Урок

изучения

нового

материала

Радиоактивность как свидетельство

сложного строения

атома. Строение

атома. Схема опы-

тов Резерфорда. Ра-

диоактивные прев-

ращения атомных

ядер

Знать альфа-, бета-,

гамма-лучи (природа

лучей).

Знать строение ато-

ма по Резерфорду,

показать на моделях.

Знать природу ради-

оактивного распада

и его закономернос-

ти

Демонстрация мо-

дели опыта Резер-

форда

Беседа по вопросам

12.

Экспериментальные

методы регистрации

заряженных частиц.

Открытие протона

и нейтрона

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Эксперименталь-

ные методы регист-

рации заряженных

частиц. Открытие

протона и нейтрона

Знать современные ме-

тоды обнаружения и исследования заряжен-

ных частиц и ядерных

превращений.

Знать историю откры-

тия протона и нейтрона

Наблюдение тре-

ков частиц в каме-

ре Вильсона. Де-

монстрация уст-

ройства и дейст-

вия счетчика ионизирующих излучений. Наг-

лядные пособия

Тест

13.

Состав атомного ядра. Ядерные силы

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Состав атомного ядра. Ядерные силы

Знать строение ядра

атома, модели

Наглядные пособия

Физический

диктант

14.

Энергия связи. Де-

фект масс.

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Энергия связи. Де-

фект масс.

Знать понятие « проч-

ность атомных ядер».

Уметь решать задачи

на нахождение энергии

связи и дефект масс

Наглядные пособия

Самостоя-

тельная

работа

15.

Деление ядер урана.

Цепная реакция

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Деление ядер урана.

Цепная реакция

Понимать механизм

деления ядер урана

Наглядные пособия, справоч-

ная литература

Самостоя-

тельная

работа

16.

Ядерный реактор.

Атомная энергетика

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Ядерный реактор.

Атомная энергетика

Знать устойство ядер-

ного реактора.

Знать преимущества и

недостатки атомных

электростанций

Наглядные пособия, справоч-

ная литература

Беседа

17.

Лабораторная рабо-

та «Изучение де-

ления ядра урана по

фотографии треков»

    1

Урок-

практикум

Изучение деления

ядер урана по фото-

графии треков

Приобретение навыков

при работе с оборудо-

ванием

Лабораторное обо-

рудование

Оформление

работы,

вывод

18.

Термоядерные реак-

ции. Биологическое

действие радиоак-

тивных излучений

    1

Комби-

ниро-

ванный

урок

Термоядерные

реакции.

 Биологическое

действие радиоак-

тивных излучений

Знать условия пртека-

ния, применение тер-

моядерной реакции.

Знать правила защиты

от радиоактивных излучений

Наглядные пособия, справоч-

ная литература

Беседа

19.

Контрольная рабо-

та по теме «Строение атома и

атомного ядра»

    1

Урок

контроля

и оцени-

вания

знаний

Строение атома и

атомного ядра

Уметь решать задачи

по теме «Строение атома и атомного ядра»

Контрольно-изме-

рительные мате-

риалы по теме «Строение атома и

атомного ядра»

Контрольная

работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...