Урок "Решение задач по теме "Радиоактивные превращения"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Материал содержит ТК урока, презентацию, самостоятельную работу на 2 варианта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Решение задач по теме «Строение атома. Радиоактивные превращения»

Предмет

физика

Класс

9

Тип урока

Урок применения знаний: применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Технология построения урока

проблемный

Тема

Решение задач по теме:«Строение атома. Радиоактивные превращения»»

Цель

создание условий для решения комплексных задач по теме: «Строение атома. Радиоактивные превращения»

Основные термины, понятия

 Радиоактивность, альфа, бета, гамма-излучение, массовое число, зарядовое число, альфа-, бета-частицы, нейтрон, протон.

Планируемый результат

Предметные умения

Умеют решать задачи, применяют теоретические положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

  • на определение заряда ядра атома;
  •  на определение массового числа атома;
  • на определение химического элемента, участвующего в радиоактивном превращении;

Опираются на знания и умения, полученные при изучении тем «Строение атома» и «Радиоактивные превращения».

Умеют использовать знания, полученные на уроках химии при работе с периодической таблицей Менделеева при решении расчетных задач. 

 Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  •  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД:

  • общеучебные действия, включая знаково-символические; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации;
  • логические (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование) в процессе решения задач;  действия постановки и решения проблем.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная: на этапах контроля знания основных определений и понятий по теме (самостоятельная работа 3 варианта),   и выполнения Практикума по решению задач (игра «Опасный фарватер).

Фронтальная: при решении типовых задач.

Банк задач: 

(задачи из сборников В.И. Лукашик  Е. В. Иванова «СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ 7-9 класс.». А. П. Рымкевич  «ФИЗИКА Задачник 10 -11класс», открытый банк заданий для подготовки к ОГЭ);

Периодическая таблица химических элементов Менделеева

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений: обозначения продуктов распада, массового, зарядового чисел, закон сохранения массового и зарядовых чисел,

- самостоятельная работа

Проверка выполнения домашнего задания: беседа по методам регистрации элементарных частиц;

«Разминка» (решение заданий КИМ ОГЭ по теме)

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Применение  знаний

Обеспечение способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный

Приветствие. Мотивация учащихся на работу на уроке:

  • Ваше обучение ориентировано не только на освоение естественнонаучных знаний, но и на формирование способности применять полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, решать поставленные проблемы научными методами (когда это уместно).
  • Задача рассматривается как один из важных факторов, так как развитие мышления человека происходит главным образом в процессе постановки и решении задач.  

Учащиеся готовы к уроку, формулируют тему урока:

Решение задач по теме: «Решение задач по теме «Строение атома. Радиоактивные превращения»»

Актуализация знаний и умений учащихся

Организует воспроизведение знаний и умений, необходимых для решения проблемной ситуации.

Беседа по обозначения продуктов распада, массового, зарядового чисел, закон сохранения массового и зарядовых чисел;

Самостоятельная работа (самоконтроль, обсуждение)

Выполняют задания учителя,

В игровой форме определяют зарядовые и массовые числа химических элементов, записывают уравнения альфа-, бета-распадов, определяют недостающие частицы в уравнениях радиоактивных реакций; демонстрируют степень усвоения изученного материала; применяют теоретические знания при решении расчетных задач по теме «Строение атома».

Введение проблемной ситуации

Постановка наводящих вопросов, помогающих учащимся осознать существо проблемы:

- Каждая задача – поставленная перед Вами проблема, требующая разрешения с применением полученных Вами теоретических знаний. Выбор задач, которые Вам нужно решить на уроке, предоставлен Вам. Если Вам нужна моя помощь или поддержка, я готова оказать ее Вам.

Осознают проблемную ситуацию, выбирают задачи, анализируют исходные данные и формулируют проблему в виде вопроса, вскрывающего предмет изучения и определяющего направление поиска.

Выдвижение гипотезы – проектируемого cубъектом результата.

В случае необходимости, по просьбе учащегося: Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации

В процессе решения выдвигают гипотезу, дают обоснование, решают задачу, в случае необходимости обращаются к учителю за помощью.

Проверка произведенного решения

В случае необходимости, по просьбе учащегося: Дает направляющие указания, задает контрольные вопросы, вносит уточнения, исправления.

По окончании решения задачи: сопоставляют решение с исходными данными, с основными теоретическими положениями науки и практики.

Рефлексия

Анализирует действия учащихся в ходе решения проблемы, включает результаты решения в последующую учебную деятельность

Анализируют ход решения, делают обобщающие выводы, устанавливают связь с новым учебным материалом



Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Кто открыл явление радиоактивности?

1) Резерфорд        2) Томсон          3) Бор             4) Беккерель

  1. γ-излучение - это

1) поток отрицательных частиц                         2) поток нейтральных частиц

3) поток положительных частиц                        4) электромагнитное излучение

  1. При а-распаде массовое число ядра

1) увеличивается на 2 единицы                       2) увеличивается на 2 единицы

3) уменьшается на 2 единицы                         4) уменьшается на 4 единицы

  1. Чему равна масса атома в а.е.м.  и  заряд ядра в элементарных зарядах?

1) 235 а.е.м, 92 элементарных заряда                      2) 92 а.е.м, 0 заряда

3) 235 а.е.м, 0 элементарных заряда                       4) 92 а.е.м, 235 элементарных заряда

5. В каком приборе прохождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульса электрического тока в результате возникновения самостоятельного разряда в газе?

А. В сцинтилляционном счетчике      Б. В счетчике Гейгера

В. В пузырьковой камере                   Г. В камере Вильсона

Вариант2

  1. Кто предложил "пудинговую" модель атома?

1) Резерфорд                 2) Томсон                        3) Эйнштейн                   4) Беккерель

  1. Что представляет собой а-излучение?

1) Поток электронов    2) Поток ядер гелия      3) Поток ядер радия      4) Поток протонов

  1. При β-распаде ядра его зарядовое число

1) уменьшается на 1 единицу                               2) не изменяется

3) увеличивается на 1 единицу                            4) увеличивается на 2 единицы

  1. Чему равна масса атома в а.е.м.  и  заряд ядра в элементарных зарядах?

1) 238 а.е.м, 92 элементарных заряда                     2) 92 а.е.м, 0 заряда

3) 238 а.е.м, 0 элементарных заряда                       4) 92 а.е.м, 238 элементарных заряда

5. В каком приборе след движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым в результате конденсации пересыщенного пара на ионах?

1) В счетчике Гейгера                      3)  В сцинтилляционном счетчике

2) В камере Вильсона                      4)  В пузырьковой камере

Вариант 3

  1. Планетарная модель атома обоснована

1) опытами по электризации                           2) расчетами движения небесных тел

3) фотографиями атомов в микроскопе         4) опытами по рассеянию а-частиц

  1. β-излучение - это

1) поток нейтральных частиц                   2) поток полностью ионизированных атомов гелия

3) поток электронов                                  4) до настоящего момента их заряд не известен

  1. Порядковый номер элемента в таблице химических элементов Менделеева равен

1) массовому числу атома    2) зарядовому числу атома

3) ничего не указывает         4) числу электронов

  1. Чему равна масса атома в а.е.м.  и  заряд ядра в элементарных зарядах?

1) 209 а.е.м, 84 элементарных заряда                     2) 84 а.е.м, 0 заряда

3) 209 а.е.м, 0 элементарных заряда                       4) 84 а.е.м, 209 элементарных заряда

5. В каком приборе след движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым в результате конденсации пересыщенного пара на ионах?

1) В счетчике Гейгера                     3)  В сцинтилляционном счетчике

2) В камере Вильсона                     4)  В пузырьковой камере


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач по теме «Строение атома, радиоактивные превращения» Умение решать задачи — практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь. Дьёрдь Пойа

Слайд 2

Радиоактивность — это явление самопроизвольного превращения неустойчивого изотопа одного химического элемента в изотоп другого элемента, сопровождаю-щееся испусканием частиц, обла-дающих большой проникающей способностью. (Естественная радиоактивность) Антуан Анри Беккерель 15 . 12. 1852 — 25. 08. 1908 Pu U

Слайд 3

Ядерная (планетарная) модель атома Положительно заряженное ядро Электроны Заряд ядра равен модулю суммарного заряда электронов.

Слайд 4

Радиоактивность α -лучи β -лучи γ -лучи электромагнитное излучение Эрнест Резерфорд 30.08.1871 — 19.10.1937 Поль Виллард 28.09.1860 — 13.01.1934 Антуан Анри Беккерель 15 . 12. 1852 — 25. 08. 1908

Слайд 5

Ответы: Вариант 1 1. 4 2. 4 3. 4 4. 1 5. Б Вариант 3 1. 4 2. 3 3. 2 4. 1 5. 2 Вариант 2 1. 2 2. 2 3. 3 4. 1 5. 2

Слайд 6

Задача 1. Определите , ядра каких элементов образуются в результате α -распада ядра и β -распада . Дано : Решение: Рассмотрим β -распад ядра цезия. ) e Ответ: , .

Слайд 7

Опасный фарватер Радиоактивные превращения Интерактивная игра-викторина Далее

Слайд 8

Далее Вопрос 1. Неверно! Правильно!

Слайд 9

Чему равна масса атома в а.е.м ? Далее Вопрос 2. Неверно! 209 84 293 Правильно!

Слайд 10

Ядро тория Th превратилось в ядро Ra . Какую частицу выбросило ядро тория Далее Вопрос 3. Неверно! Альфа-частица нейтрон Бета-частица Правильно!

Слайд 11

Чему равен заряд ядра ? Далее Вопрос 4. Неверно! 79 277 198 Правильно!

Слайд 12

Далее Вопрос 5. Неверно! Правильно!

Слайд 13

Далее Вопрос 6. Неверно! Правильно!

Слайд 14

Ядро какого элемента образовалось из ядра после испускания им β-частицы ? Далее Вопрос 7. Неверно! Правильно!

Слайд 15

? Далее Вопрос 8. Неверно! Правильно!

Слайд 16

? Далее Вопрос 9. Неверно! Правильно!

Слайд 17

Далее Вопрос 10. Неверно! Правильно!

Слайд 18

? Далее Вопрос 11. Неверно! . Правильно!

Слайд 19

В изотоп какого элемента превращается , испытавший последовательно два альфа- и два бета- распада? Далее Вопрос 12. Неверно! Правильно!

Слайд 20

Далее Вопрос 13. Неверно! Правильно! В изотоп какого элемента превращается после распада ?

Слайд 21

Ядро какого элемента образуется после пяти последовательных - превращений ? Далее Вопрос 14. Неверно! Правильно!

Слайд 22

Отгадав кроссворд, вы узнаете название процесса выхода радиоактивного излучения. 1. Кто из ученых открыл явление радиоактивности? 2.Частица вещества. 3. Фамилия ученого, определившего состав радиоактивного излучения. 4. Ядра с одинаковым числом протонов, но с разным числом нейтронов – это… 5. Радиоактивный элемент, открытый супругами Кюри. 6. Изотоп полония альфа-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется? 7. Имя женщины - ученой, ставшей Нобелевским лауреатом дважды. 8. Что находиться в центре атома ? 1 2 3 4 5 6 7 8 Б е к к е р е л ь А т о м Р е з е р ф о р д И з о т о п Р а д и й С в и н е ц М а р и я Я д р о

Слайд 23

Использованные ресурсы: http://www.foto-tune.ru/album/Shkolniy%20Fotoalbom/slides/DSC_0020.jpg - капитан Врунгель http://images.yandex.ru - рыбки, водоросли , http://www.livegif.ru/archive/fish/177_1.html и http://www.angelfire.com/home/lake/cgif2.html - рыбки http://dim.das-gameboard.de/albums/angeln/thumb_fisherman_art_outboard_boat_md_clr.gif - лодка . Спасибо за отличную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

химия 11кл. Решение качественных и расчетных задач, схем превращений.

Решение качественных и расчетных задач, схем превращений....

Превращение теоретических знаний в практические умения на уроках математики средствами учебно-познавательной задачи.

Статья написана как зачетная работа по итогам занятий на курсах по ФГОС в АППО СПб...

Решение задач по теме "Агрегатные превращения вещества"

Методическая разработка урока в 8 классе и призентация к уроку. Основной подход к решению задач - это составление логических цепочек....

План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика

План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...

Решение задач по теме "Закон сохранения и превращения энергии"

Решение задач по теме "Закон сохранения и превращения энергии" ,8 класс...