Плоское зеркало. Построение изображений в плоском зеркале
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Баскова Евгения Владимировна

Урок-ииследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока576.5 КБ
Файл опорный конспект для учащихся600.79 КБ
Файл тест287.3 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа №16» с. Верхняя Кабанка

Урок физики

 в 8 классе

«Плоское зеркало. Построение изображения

 в плоском зеркале»

 Разработка учителя физики

высшей категории

Басковой Е.В.

2016 г.

Урок физики в 8 классе

Тема:  Плоское зеркало 

Тип занятия: урок первичного ознакомления с материалом и практического применения знаний и умений.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Цели:

образовательная

  • проверить усвоение учащимися физических понятий (световой луч, угол падения, угол отражения);
  • выявить уровень сформированности  знания о видах отражения; о законах отражения;
  • формирование понятия о виде зеркал, плоском зеркале;
  • формирование понятия о построении и свойствах изображения в плоском зеркале;
  • формирование единых взглядов на физическую картину природы;

развивающая

  • готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
  • продолжать формирование умения анализировать и обобщать материал;
  •  продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов;
  • переход от репродуктивной к продуктивной мыслительной деятельности;
  • побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении качественных задач;

воспитательная

  • формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения;
  • настойчивость (достижение цели);
  • готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
  • гибкость (восприятие идей других);

Задачи урока:

образовательные

  • сформулировать понятие  «мнимое изображение», «симметрия зеркальная»;
  • изучить алгоритм построения  изображения  в плоском зеркале;

развивающие

  • продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме;
  • работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний;

воспитывающие

  • показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека;
  • раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений;
  • познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

  • представление о плоском зеркале и изображения в плоском зеркале;
  • понятие мнимого изображения;
  • умение построить изображение в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта и зеркала;
  • умение  устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.

Оборудование и приборы:   зеркала, пластилин, линейка, фигурки.

Ход урока.

«Хорош цветок в зеркале,

 да не возьмёшь,

близко Луна,

да не достанешь».

Японская пословица.

1. Целеполагание и актуализация знаний.

Один мальчик из 8 класса очень любит играть в детективов. Для экспертизы он принес мне фотографию, сделанную в школьном вестибюле у зеркала с камеры видеонаблюдения. Перед зеркалом стоит девочка Маша, отмеченная буквой М сзади и сбоку стоят её одноклассники Коля, Петя, Витя. Надо выяснить, за кем наблюдает Маша.

Вопрос: Как вы думаете,  какие знания нужны для проведения этой экспертизы? (необходимо знать, как появляется изображение в зеркале,  и правила построения изображения).

Тема нашего урока «Плоское зеркало. Построение изображения».

Вопрос: Как вы думаете, почему на уроке физики  мы изучаем этот предмет? Какой закон физики можно проверить с его помощью? (закон отражения света).

Вопрос: Как читается этот закон? (угол падения равен углу отражения; падающий, отраженный лучи и перпендикуляр, восстановленный в точке падения лежат в одной полуплоскости).

Вопрос: В каком случае угол падения светового луча на зеркало меньше? (во втором, так как угол падения измеряется между лучом падающим  и перпендикуляром, опущенном к точке падения). Построение выполняем на доске.https://lh6.googleusercontent.com/Uckcu4nai0drERgcZ2ALvKKcq1qilkSg_HKWiKwbttYa7XZ4ONerKW23O5t0LpFkqGVnIsfTPiUj0cF26dmISXshhy1lwW4xF0vRrYhpSOkIlqngj7bE

Вопрос: Практически все поверхности отражают свет.  Какие бывают виды отражения? Что же общее в этих двух видах отражения? 

Вопрос: Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела? 

Вопрос: Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света.

2. Изучение нового материала.

Вопрос: Как вы думаете, что такое плоское зеркало?

Плоским зеркалом называется предмет (плоская поверхность), способный зеркально отражать падающие на него лучи света.

В обычном понимании зеркало  представляет собой плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие, содержащее серебро. В остальном  же, зеркалом может считаться любой предмет, имеющий гладкую плоскую поверхность.

Давайте попробуем определить экспериментально какими свойствами обладает зеркало. Для этого нам необходимо провести несколько физических экспериментов.

Физический эксперимент №1. Изучение свойств плоского зеркала.

Приборы и материалы: зеркало, игрушка, линейка.

Ход работы.

  1. Установите зеркало вертикально на столе, так чтобы начало отсчета на линейке совпадало с зеркалом.
  2. Поместите игрушку перед зеркалом. Что мы наблюдаем в зеркале?
  3. Измените расстояние между  игрушкой и зеркалом. Что наблюдаем?
  4. Сделайте выводы о том, какое изображение мы получаем в зеркале.

Выводы по эксперименту №1:

Изображение в плоском зеркале:

  1. находится на одинаковом расстоянии от зеркала, что и предмет;
  2. прямое;
  3. равное предмету;
  4. симметричное;
  5. мнимое (мнимое – т.е. находится  на пересечении  продолжений лучей, а не самих лучей; мнимых, потому что этих предметов нет там  где мы их видим, когда  вы стоите перед  зеркалом, то с другой его стороны вас нет).

Физический эксперимент №2. Изучение свойств плоского зеркала.

Приборы и материалы: два зеркала, небольшая игрушка, пластилин, линейка.

Ход работы.

  1. Закрепите с помощью пластилина оба зеркала на столе так, чтобы они располагались отражающей стороной друг к другу и находились параллельно на расстоянии 10 см друг от друга.
  2. Поместите игрушку между этими зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений. Сколько отражений будет в другом зеркале. Будет ли отражение одинаковым в обоих зеркалах, или одно из них покажет игрушку немного ближе? Почему?
  3. Измените расстояние между ними до 15 см, 20 см, 25 см. Посчитайте количество отражений в зеркалах.

Выводы по эксперименту №2:

Изображение в параллельных плоских зеркалах:

  1. прямое;
  2. равное объекту;
  3. симметричное;
  4. количество изображений в одном зеркале – одно;
  5. расстояние от изображения до зеркала зависит от расстояния от предмета до зеркала.


Физический эксперимент №3. Изучение свойств плоского зеркала.

Приборы и материалы: два зеркала, небольшая игрушка, пластилин, линейка.

Ход работы.

  1. Закрепите с помощью пластилина два зеркала под углом друг к другу.
  2. Поместите игрушку между этими зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений. Сколько отражений будет в другом зеркале. Будет ли отражение одинаковым в обоих зеркалах?
  3. Выяснить на опыте зависимость количества изображений от угла между зеркалами.

Выводы по эксперименту №3:

  1. при угле 90о получаем 3  изображения;
  2. при угле 60 о – 5 изображений;
  3. при 45 о – 7 изображений;
  4. при 30 о – 11 изображений.
  5. Закономерность зависимости количества изображений n от угла  между зеркалами:

План построения изображения в плоском зеркале

  1. Провести линию через точку-источник перпендикулярно плоскости зеркала;
  2. Измерить расстояние от точки-источника до плоскости зеркала;
  3. Отложить такое же расстояние с другой стороны зеркала (это и будет точка - изображение);
  4. Проделать то же самое с каждой точкой, если таких точек  несколько.

3. Закрепление и применение полученных знаний.контрольная 004

Задание №1. Теперь можно проводить экспертизу схемы по фотографии.

У вас на столе есть листочки с заданиями. Выполните построение и ответьте на вопросы.

1) Кого  из своих одноклассников (Витю, Петю, Колю) может увидеть в зеркале Маша?

2) Сможет ли Коля увидеть Петю, а Петя увидеть Витю?

Задание №2.


Проверим выполнение работы и подведем итоги.

5. Рефлексия и итог урока.

1. Плоское зеркало – плоская поверхность, зеркально отражающая свет.

2. Изображение предмета в плоском зеркале называется мнимым потому что изображение получается в результате пересечения не реальных световых лучей, а их продолжений.

3. Изображение находится на том же расстоянии от зеркала, что и предмет перед зеркалом; размеры изображения равны размерам предмета; изображение и предмет – симметричны.

6. Домашнее задание:

Задание № 1.

Проведите домашний физический эксперимент и сделайте выводы. Выводы записать в тетрадь.

Тема физического эксперимента «Изучение свойств вогнутого и выпуклого зеркала». 
Приборы и материалы: вогнутое и выпуклое зеркала (начищенные до блеска металлические ложки).

Ход работы.

  1. Ложка имеет две стороны – выпуклую и вогнутую. Держите ложку (зеркало) вертикально перед собой и посмотрись в выпуклую часть ложки. Как выглядит ваше изображение? Видите ли вы себя прямо или перевернутым вверх ногами? Отражение растянуто или нет? 
  2. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение
  3. Опять возьмите ложку (зеркало) вертикально, переверните так, чтобы смотреть в вогнутую сторону ложки. Как теперь выглядит ваше изображение? Оно перевернуто? Изменились ли ваши черты? 
  4. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение
  5. Медленно поднесите ложку (зеркало) к глазам. Повернулось ли изображение вверх ногами, или все осталось по-прежнему? 

Задание № 2.

Постройте изображение в плоском зеркале.

контрольная 003

Самоанализ урока

Дидактический тип урока: урок изучения нового материала.

Важность темы «Плоское зеркало» заключается в том, что здесь раскрываются и отрабатываются понятия: прямолинейное распространение света, отражение света, закон отражения света, плоское зеркало, мнимое изображение. Объясняется получение изображения точки в плоском зеркале, и выявляются особенности изображения предмета. Тема имеет практическую направленность.

Урок разработан с использованием технологии деятельностного обучения, поэтому упор делается на самостоятельную работу по усвоению знаний. По характеру познавательной деятельности применяются проблемные и поисковые методы, а по источнику информации – практические и наглядные.

Актуализация знания необходима для успешного выполнения практической работы. Включение в процесс познания начинается с мотивации, пробуждения интереса к изучаемому материалу. Зеркало используют ребята ежедневно и им интересно изучить его особенности.

Групповая или парная работа помогает учащимся сплотиться, выявить лидера и принимать решения при выполнении эксперимента. Работая с одним оборудованием, группы  получают разные результаты. Выявляется конфликт между знанием и незнанием, появляется мотивация  на дальнейшую исследовательскую деятельность.

При изучении материала ребята экспериментально проверяют особенности изображения  в плоском зеркале. Делают выводы. Рассматривают практическое использование плоского зеркала в быту и технике. Для проверки и закрепления знаний проводится самостоятельная работа.



Предварительный просмотр:

Фамилия, Имя ______________________________________________________  Оценка: ______________

Число: ________________________

Тема урока: ___________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Плоским зеркалом называется ______________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Физический эксперимент №1. Изучение свойств плоского зеркала.

Приборы и материалы: зеркало, игрушка, линейка.

Ход работы.

  1. Установите зеркало вертикально на столе, так чтобы начало отсчета на линейке совпадало с зеркалом.
  2. Поместите игрушку перед зеркалом. Что мы наблюдаем в зеркале?
  3. Измените расстояние между  игрушкой и зеркалом. Что наблюдаем?
  4. Сделайте выводы о том, какое изображение мы получаем в зеркале.

Выводы по эксперименту №1:

Изображение в плоском зеркале:

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
  2. ________________________________________________________________________________;
  3. ________________________________________________________________________________;
  4. ________________________________________________________________________________;
  5. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Физический эксперимент №2. Изучение свойств плоского зеркала.

Приборы и материалы: два зеркала, небольшая игрушка, пластилин, линейка.

Ход работы.

  1. Закрепите с помощью пластилина оба зеркала на столе так, чтобы они располагались отражающей стороной друг к другу и находились параллельно на расстоянии 10 см друг от друга.
  2. Поместите игрушку между этими зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений. Сколько отражений будет в другом зеркале. Будет ли отражение одинаковым в обоих зеркалах, или одно из них покажет игрушку немного ближе? Почему?
  3. Измените расстояние между ними до 15 см, 20 см, 25 см. Посчитайте количество отражений в зеркалах.

Выводы по эксперименту №2:

Изображение в параллельных плоских зеркалах:

  1. ________________________________________________________________________________;
  2. ________________________________________________________________________________;
  3. ________________________________________________________________________________;
  4. ________________________________________________________________________________;
  5. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Физический эксперимент №3. Изучение свойств плоского зеркала.

Приборы и материалы: два зеркала, небольшая игрушка, пластилин, линейка.

Ход работы.

  1. Закрепите с помощью пластилина два зеркала под углом друг к другу.
  2. Поместите игрушку между этими зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений. Сколько отражений будет в другом зеркале. Будет ли отражение одинаковым в обоих зеркалах?
  3. Выяснить на опыте зависимость количества изображений от угла между зеркалами.

Выводы по эксперименту №3:

  1. при угле 90о получаем _________ изображения;
  2. при угле 60 о получаем _________ изображений;
  3. при 45 о получаем _________ изображений;
  4. при 30 о получаем _________ изображений.
  5. Закономерность зависимости количества изображений n от угла  между зеркалами:

___________________________________

План построения изображения в плоском зеркале

  1. Провести линию через точку-источник перпендикулярно плоскости зеркала;
  2. Измерить расстояние от точки-источника до плоскости зеркала;
  3. Отложить такое же расстояние с другой стороны зеркала (это и будет точка - изображение);
  4. Проделать то же самое с каждой точкой, если таких точек  несколько.

Задание №1. Экспертиза схемы по фотографии. Выполните построение и ответьте на вопросы.

1) Кого  из своих одноклассников (Витю, Петю, Колю) может увидеть в зеркале Маша?

2) Сможет ли Коля увидеть Петю, а Петя увидеть Витю?

контрольная 004

Задание №2.


Домашнее задание.

Задание № 1.

Проведите домашний физический эксперимент и сделайте выводы. Выводы записать в тетрадь.

Тема физического эксперимента «Изучение свойств вогнутого и выпуклого зеркала». 
Приборы и материалы: вогнутое и выпуклое зеркала (начищенные до блеска металлические ложки).

Ход работы.

  1. Ложка имеет две стороны – выпуклую и вогнутую. Держите ложку (зеркало) вертикально перед собой и посмотрись в выпуклую часть ложки. Как выглядит ваше изображение? Видите ли вы себя прямо или перевернутым вверх ногами? Отражение растянуто или нет? 
  2. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение
  3. Опять возьмите ложку (зеркало) вертикально, переверните так, чтобы смотреть в вогнутую сторону ложки. Как теперь выглядит ваше изображение? Оно перевернуто? Изменились ли ваши черты? 
  4. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение
  5. Медленно поднесите ложку (зеркало) к глазам. Повернулось ли изображение вверх ногами, или все осталось по-прежнему? 

Задание № 2.

Постройте изображение в плоском зеркале.

контрольная 003контрольная 003

контрольная 003

контрольная 003контрольная 003

контрольная 003контрольная 003



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа  «Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света».

Вариант 1

 1. Какие из перечисленных источников света являются искусственными:

         1) полярное сияние, 2) электрическая лампа накаливания, 3) костер?

    А. 1, 2, 3.      Б. 1.         В. 2.           Г. 3.         Д. 1, 2.        Е. 1, 3.       Ж. 2, 3.

2. Полутень на экране получают, когда...

А. Размер источника света много меньше расстояния от источника до экрана.

Б. Размер источника света сравним с расстоянием от источника до экрана.

3. Укажите те области (рис. 377), в которых наблюдается полное затмение Солнца, частное затмение (только часть диска Солнца закрыта Луной), где затмение Солнца не наблюдается.

4. Какой из рисунков иллюстрирует закон отражения света?

               А. 1.                 Б. 2.               В. 3.                   Г. 4.                

5. Какие углы на рисунке изображают угол падения и угол отражения?

А. 1 — угол падения, 2 — угол отражения.

Б. 1 — угол падения, 3 — угол отражения.

      В. 1  — угол падения, 4 — угол отражения.

      Г. 1 — угол падения, 5 — угол отражения.

      Д. 1 — угол падения, 6 — угол отражения.

      Е. 2 — угол падения, 3 — угол отражения.

      Ж. 2 — угол падения, 4 — угол отражения.

      3. 2 — угол падения, 5   —;.угол отражения.

      И. 2 — угол падения, 6 — угол отражения.

Вариант  2

1. Какие из перечисленных источников света являются естественными:

               1) зеркало, 2) Солнце, 3) свеча?

       А. 1, 2, 3.          Б. 1.        В. 2.        Г. 3.       Д. 1, 2.      Е. 1, 3.     Ж. 2, 3.

2. Между свечой и экраном находится кубик, дающий на экране тень. Изменится ли размер тени, если кубик приблизить к свече?

А. Размер тени увеличится.  

Б. Размер тени уменьшится.

В. Размер тени не изменится.

3. Сделайте чертеж (рис. 374) и изобразите на нем тени и полутени от мяча, освещенного двумя источниками светаSиS2.

4. Какой из рисунков иллюстрирует закон отражения света?

               А. 1.                 Б. 2.               В. 3.                   Г. 4.                Д. 5.

5. Свеча стоит перед зеркалом на расстоянии 50 см от него. На каком расстоянии от свечи находится ее мнимое изображение?

     А. 0,25 м.            Б. 0,5 м.          В. 1,5 м.         Г. 1м.          Д. 2 м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение в плоском зеркале-урок

Урок физики в 8 классе с использованием активных методов обучения РКМЧП(составление кластера, рефлексия-хокку, толстые и тонкие вопросы,ключевые термины),медиаподдержкой в виде презентации, раздаточны...

План- конспект урока по теме "Плоское зеркало. Закон отражения света"

План - конспект урока для 8 класса по теме "Плоское зеркало. Закон отражения"  поможет учителю в подготовке к уроку. ЭОР, содержащиеся в конспекте позволят сделать обяснение материала нагля...

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало

Материал содержит поурочный план, ЦОР, ОК. тесты....

"Плоское зеркало"

Проектирование ситуационной задачи...

План-конспект урока физики для 8 класса "Закон отражения света. Плоское зеркало. Скорость света"

План-конспект урока физики для 8 класса "Закон отражения света. Плоское зеркало. Скорость света"...

Урок физики в 8 классе по теме "Плоское зеркало"

Это урок по изучению нового материала. На уроке использовался мультимедийный проектор, демонстрационный набор по геометрической оптике, плоские зеркала. Урок получился интересным, динамичным, познават...