Конспект урока "Человек в мире электромагнитного излучения"
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме

Кобзарь Елена Юрьевна

Человек в процессе жизнедеятельности создал особую среду – ее называют техногенной, т.к. она обусловлена существованием и работой огромного количества разнообразной техники. Сегодня мы уже не можем представить своей жизни без, например, электрического освещения, бытовых электронагревателей, телевизора, компьютера, мобильного телефона… Все эти приборы создают электромагнитные поля. Складываясь, эти поля существенно меняют качество окружающей нас среды.

Так хорошо это или плохо – жить в электромагнитном мире? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним основные свойства электромагнитных волн, посредством которых распространяется электромагнитные воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Человек в мире электромагнитных излучений"

Учитель физики: Кобзарь Елена Юрьевна

Место урока в теме: Заключительный урок темы.

(Предполагается, что учащиеся знают свойства электромагнитных волн. Предыдущее домашнее задание – изучение проблемы урока по публикациям в прессе, научно-популярной литературе).

Задачи урока:

  1. Обобщить знания об электромагнитных излучениях (полях), встречающихся в быту.
  2. Выяснить положительное и отрицательное воздействие этих полей на организм человека.
  3. Сформировать принципы защиты от вредного воздействия полей, либо уменьшения их вредного воздействия. 

Оборудование:

  • рабочие листы;
  • справочные материалы (значение напряженности магнитной индукции электромагнитного поля бытовых приборов);
  • правила электромагнитной безопасности (для каждой группы);
  • таблица “Биологический эффект электромагнитных излучений” (на доске);
  • набор (раздаточный материал) экранированных проводов, защитные корпуса микросхем, конденсаторов, катушек индуктивности;
  • журнальные статьи по теме урока. 

Домашнее задание: Изучить правила электромагнитной безопасности с членами семьи.

Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны… Лик земли ими меняется, ими в значительной мере лепится.

В.И.Вернадский

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Что изучает физика?

Явления природы.

Их объяснить пытались и древние народы,

И современные умы

Приспело время – к физике чуть приобщимся мы!

Природу изучают в нескольких школьных курсах, однако мало у кого формируется ее целостное видение. Знания, как правило, разделяются на «физические», «биологические», «химические» и т. д. однако разрозненные знания не позволяют создать целостную картину мира, поэтому основная задача нашего урока показать взаимосвязь, казалось бы, таких разных наук как физика и биология при изучении такого распространенного явления, как электромагнитные волны.

Человек в процессе жизнедеятельности создал особую среду – ее называют техногенной, т.к. она обусловлена существованием и работой огромного количества разнообразной техники. Сегодня мы уже не можем представить своей жизни без, например, электрического освещения, бытовых электронагревателей, телевизора, компьютера, мобильного телефона… Все эти приборы создают электромагнитные поля. Складываясь, эти поля существенно меняют качество окружающей нас среды.

Так хорошо это или плохо – жить в электромагнитном мире? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним основные свойства электромагнитных волн, посредством которых распространяется электромагнитные воздействия. Для экономии времени каждая группа заполнит рабочий лист. (Приложение 1)

План работы:

  1. Повторение (заполнение первой части Рабочего листа – Я знаю, что…).
  2. Обсуждение в группах вопросов: (Приложение 1).
  • Почему электромагнитное поле влияет на человека?
  • От чего зависит биологический эффект действия электромагнитного поля? (Заполняют схему 1) 
  • Какие бытовые приборы создают электромагнитное поле в вашей квартире? (Заполняют схему 2) 
  • Если действие электромагнитного поля вредно, то как обезопасить себя?

На работу в группах – 7-10 минут.

По результатам обсуждения должны быть сделаны следующие выводы:

Человек – антенна, принимающая электромагнитные волны Uрез = 129 и кратные.

Тело человека – проводник, следовательно, на естественные электромагнитные колебания организма (органов, клеток, систем органов) накладывается дополнительное электромагнитное поле, за счет явления электромагнитной индукции.

Биологический эффект зависит от:

  • значений Е (напряженности электрического поля);
  • значений В (магнитной индукции);
  • значений w (частоты).

Биологический эффект может быть положительным (возникновение жизни на Земле, акселерации, методы лечения в медицине) и отрицательным. Сегодня мы остановимся на отрицательном воздействии. Медики установили, что длительное пребывание в искусственно созданном электромагнитном поле дает… (Таблица на доске).

Субъективные ощущения

Объективные нарушения

Головная боль

Функциональные нарушения

Вялость

ЦНС и сердечно-сосудистой системы

Сонливость

Изменение состава крови

Бессонница

 

Раздражительность

 

Боль в области сердца

 

Ощущали ли вы на себе такие действия электромагнитного поля и когда?

Как же обезопасить себя от вредного воздействия электромагнитного поля, или хотя бы уменьшить биологический эффект?

Выслушиваем гипотезы, высказанные каждой группой, обсуждаем их. (Для борьбы с вредным воздействием электромагнитного поля, нужно использовать свойства электромагнитной волны).

Выводы:

1. Экранирование металлом источников электромагнитного излучения (провода, катушки индуктивности и т.п.) Рассматриваем набор экранированных деталей.

2. Выдерживать безопасное расстояние.

3. Все бытовые электроприборы должны быть исправны и соответствовать ПДУ. (Сертификат качества)

4. Зеленые насаждения активно поглощают электромагнитные волны.

И все же, я хочу, чтобы вы больше узнали о своих любимых бытовых приборах, обсудили эту проблему дома, умели защитить свое здоровье.

Памятка “Полезно знать” раздается каждому ученику.

Закрепление:

Качественные задачи

Задача № 1. Эколог, выступая по радио, сказал, что проживание человека в железобетонных домах усиливает воздействие на него электромагнитных полей. Прав ли он?

(Нет, если источник поля вне дома – это ЛЭП, передающая антенна и т.п., т.к. железобетонный дом представляет собой “экран”, от которого отражаются электромагнитные волны внешних источников.)

Задача № 2. Рядом с домом проходит ЛЭП и троллейбусная линия. Опасны ли внешние поля для человека, выходящего дышать свежим воздухом на балкон?

(Нет, если пребывание кратковременное и если перед балконом растут деревья.)

Задача № 3. Является ли электрический провод, подведенный к дому от расположенной вблизи трансформаторной подстанции, источником опасного для человека электромагнитного поля?

(Нет, т.к. он проложен под землей и заключен в металлическую экранирующую сетку.)

Полезно знать

ЭЛЕКТРОБРИТВЫ. Их поля очень велики и, к сожалению, не позволяет выдержать безопасную дистанцию.

Совет: электробритва хороша для кратковременного, а не постоянного пользования. В командировке она незаменима, а дома правильно поступают те, кто бреется традиционным способом.

ТЕЛЕВИЗОР. Это сильный источник электромагнитного поля, но опасность исчезает с расстоянием 1,1 м от экрана и 1,2 от боковой стенки – поле нормализуется.

Совет: лучше черно-белый телевизор, чем цветной (интересно, кто способен на такие жертвы ради здоровья), дистанционный пульт – не роскошь, а мера предосторожности.

СВЧ-ПЕЧЬ. Внутри нее при работе возникает мощнейший источник излучения, поэтому конструкция дверцы обеспечивает особую защиту. И все же чрезмерно увлекаться готовкой в ней не стоит. Помните: печь предназначена прежде всего для разогрева пищи или приготовления полуфабрикатов, то есть для включения на относительно короткий срок.

Совет: когда печь работает, лучше не сидеть рядом, а отойти на 1,5 – 2 м. Нужно также проверить, плотно ли закрывается дверца. Со временем степень защиты печи может снижаться из-за появления микрощелей в уплотнении дверцы. Поэтому через 5-6 лет целесообразно пригласить специалиста, чтобы проверить качество защиты.

КОМПЬЮТЕР. Он излучает электромагнитное поле в основном с торцевой части монитора и системного блока. Поэтому его разумнее устанавливать в углу комнаты, чтобы пореже обходить вокруг.

Совет: запомните “правило вытянутой руки”. Это оптимальное расстояние от вашего лица до экрана. А чтобы не напрягать зрение, лучше максимально увеличить изображение при работе.

ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

  • Не оставляйте включенный телевизор в комнате, из которой ушли, особенно в спальне.
  • Если даже на час встаете из-за компьютера, выключайте его.
  • На ночь не оставляйте технику работать в режиме stand-by, проще говоря, красный огонек на панели должен погаснуть.
  • Выбирая технику, отдайте предпочтение той, у которой есть кнопка, отключающая ее от сети.
  • Стиральную машину лучше разместить в ванной комнате.
  • Стены, даже несущие, не защищают от электромагнитного поля, поэтому прежде, чем выбирать место для кровати, неплохо бы узнать, где стоит телевизор у соседей.
  • Старайтесь не включать много приборов в одну розетку.
  • Следите, чтобы наружные провода были расправлены и не образовывали беспорядочных колец и петель. Провод, свитый кольцом, - гораздо более сильный источник напряжения. Чем тот же провод, но прямой.



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Электромагнитное поле

Я знаю, что:

  • Электромагнитное поле  - …

  • Электромагнитное поле создается…

  • Характеристики электромагнитного поля… 

  • Электромагнитное поле распространяется…

  • С расстоянием электромагнитное поле …

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Электромагнитное поле

Я знаю, что:

  • Электромагнитное поле  - …

  • Электромагнитное поле создается…

  • Характеристики электромагнитного поля… 

  • Электромагнитное поле распространяется…

  • С расстоянием электромагнитное поле …

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Электромагнитное поле

Я знаю, что:

  • Электромагнитное поле  - …

  • Электромагнитное поле создается…

  • Характеристики электромагнитного поля… 

  • Электромагнитное поле распространяется…

  • С расстоянием электромагнитное поле …



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Справочный материал.

Таблица 1.

ПДУ (предельно допустимые уровни).

Частота, Гц

Напряженность электрического поля, Е (В/м)

Индукция магнитного поля, В (мкТл)

Плотность потока излучения, I (Вт/м2)

НЧ

5-2000

25

0,2

10

ВЧ

2000-4000

2,5

0,2

10

СВЧ

4000 и выше

0,2

1

Таблица 2.

Источник ЭМ поля

Частота, Гц

Е (В/м)

В (мкТл)

Безопасное расстояние

Утюг

50

120

0,2

От 25 см

Электрочайник

50

140

0,6

От 50 см

Электроплитка

50

140-200

1-3

От 30 см от передней панели

Монитор компьютера

НЧ

220

На расстоянии вытянутой руки

СВЧ-печь

СВЧ

8

От 1 м

Холодильник с системой no frost

50

0,2

От 1 м от дверцы

Пылесос

50

100

От 1 м



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Электромагнитное поле

(Курсивом даны предполагаемые ответы учащихся, а так же примеры заполнения схем 1 и 2.)

Я знаю, что:

  • Электромагнитное поле … – это особый вид материи, осуществляющий взаимодействие между заряженными частицами.
  • Электромагнитное поле создается…- заряженными движущимися частицами.
  • Характеристики электромагнитного поля… - напряженность, магнитная индукция, частота.
  • Электромагнитное поле распространяется… - посредством электромагнитных волн, с расстоянием ослабевает.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему электромагнитное поле влияет на человека?
  2. От чего зависит биологический эффект действия электромагнитного поля?
  3. Какие бытовые приборы создают электромагнитное поле в вашей квартире?
  4. Если действие электромагнитного поля вредно, то, как обезопасить себя?

СХЕМА  1

СХЕМА 2



Предварительный просмотр:

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему электромагнитное поле влияет на человека?
  2. От чего зависит биологический эффект действия электромагнитного поля?
  3. Какие бытовые приборы создают электромагнитное поле в вашей квартире?
  4. Если действие электромагнитного поля вредно, то, как обезопасить себя?

СХЕМА  1

схема1

Схема 2



Предварительный просмотр:

При работе сотовой связи ее основные компоненты – сотовый телефон и базовая станция – создают электромагнитное поле. И владелец сотового телефона, и человек, не имеющий его, но живущий вблизи объектов сотовой связи, находятся в этом электромагнитном поле. Во время работы, когда связь с абонентом установлена, мобильный телефон окружен довольно мощным электромагнитным полем. Это излучение неблагоприятной частоты. Оно проникает в тело человека и поглощается прежде всего тканями головы – кожным покровом, ухом, частью головного мозга, включая зрительный анализатор. Лабораторные исследования на животных показали, что телефонная аура понижает иммунитет человека. Плюс ко всему телефонное поле нельзя уменьшить, отойдя от аппарата подальше, как это можно с другими приборами. Когда телефон находится в режиме ожидания, он тоже окружен электромагнитым излучением. Оно, конечно, во много раз меньше, чем во время разговора по телефону, но все же присутствует. Поэтому желательно подобрать телефон, который излучал бы минимум энергии. Наиболее приемлемая выходная мощность аппарата – 0,2–0,4 Вт. Этот параметр должен быть указан в документации на телефон. Как считает генеральный директор Центра электромагнитной безопасности, профессор, доктор медицинских наук Юрий Григорьев, от кратких разговоров вреда быть не должно. Однако если человек не отпускает трубку от уха и пользуется сотовым телефоном не один год, то последствия скорее всего будут необратимыми. Да и включенная «трубка» является источником электромагнитного излучения, поэтому не стоит носить ее на поясе или в нагрудном кармане пиджака.

Еще одна проблема – это излучение базовых станций, тех самых «сот», которые и обеспечивают связь. Опасно ли это? Пока нигде в мире не зафиксировано повышения числа заболевших среди людей, которые длительное время находились в непосредственной близости от «соты». Например, сотрудниками Центра в Москве и Московской области замерено более ста станций, и везде уровень излучения был в пределах допустимого. Теоретически такая станция не опасна, даже если стоит на крыше жилого дома. И все-таки на заседании Всемирной организации здравоохранения было принято решение о предупредительных мерах. В профилактических целях ВОЗ рекомендует не устанавливать базовые станции сотовой связи вблизи детских садов, школ и больниц. Профилактические меры очень просты, легко выполнимы и считаются на сегодня лучшим способом оградить себя от вредного воздействия электромагнитного излучения.

Профилактические меры

Рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения предупредительный принцип является логическим продолжением идеи профилактики возможного неблагоприятного влияния ЭМП на здоровье человека. Это означает, что, если есть подозрение на опасные последствия, пусть даже не доказанные окончательно, необходимо предпринять все возможные усилия, чтобы этих последствий избежать. Знать об этом важно всем, чтобы понимать смысл запретов и предупреждений и не нарушать их, как это часто легкомысленно происходит.

Защита от вредного действия основных источников ЭМП

Существуют три основных типа методов защиты от воздействия ЭМП:

- защита временем, то есть сокращение времени контакта с источниками ЭМП;

- защита расстоянием, то есть создание зоны контролируемого доступа вокруг источника ЭМП, увеличение расстояния от источника до защищаемых объектов и т.п.;

- применение технических средств коллективной и индивидуальной защиты – экранирование, то есть снижение интенсивности ЭМП за счет преломления, отражения и/или поглощения энергии с помощью сооружения экранирующих конструкций и ношения специальной одежды.

Защита временем применяется, когда нет возможности снизить интенсивность излучения в данной точке до предельно допустимого уровня. Путем обозначения, оповещения и пр. ограничивается время нахождения людей в зоне выраженного воздействия электромагнитного поля. В действующих нормативных документах предусмотрена зависимость между интенсивностью потока энергии и временем облучения.

Защита расстоянием применяется, если невозможно ослабить воздействие другими мерами, в том числе и защитой временем. Защита расстоянием положена в основу нормирования санитарно-защитных зон – необходимого расстояния между источниками поля и жилыми домами, служебными помещениями и др. Границы зон определяются расчетами для каждого конкретного случая размещения излучающей установки при работе ее на максимальную мощность излучения. В соответствии с ГОСТом 12.1.026-80 зоны с опасными уровнями излучения ограждаются, на ограждениях устанавливаются предупреждающие знаки с надписями: «Не входить, опасно!».

Инженерные защитные мероприятия строятся на использовании экранирования электромагнитных полей либо на снижении интенсивности излучения. Второй метод применяется в основном на этапе проектирования излучающих объектов. Электромагнитные излучения могут проникать в помещения через оконные и дверные проемы.

Для экранирования оконных проемов применяется либо мелкоячеистая металлическая сетка (этот метод защиты не распространен по причине неэстетичности самой сетки и значительного ухудшения вентиляции), либо металлизированное стекло. Металлизированное стекло горячего прессования имеет, кроме экранирующих свойств, повышенную механическую прочность и используется в особых случаях в производственных помещениях.

При строительстве жилых и общественных зданий, находящихся вблизи от источников электромагнитного излучения, могут применяться специальные строительные конструкции: металлическая сетка, металлический лист или любое другое проводящее покрытие, а также специально разработанные строительные материалы. В ряде случаев достаточно использования заземленной металлической сетки, устанавливаемой под облицовку стен помещения или заделываемой в штукатурку. В сложных случаях (защита конструкций, имеющих модульную или некоробчатую структуру) могут применяться также различные пленки и ткани с электропроводящим покрытием. Из специальных экранирующих материалов в настоящее время широко распространены металлизированные ткани на основе синтетических волокон. Экранирующие текстильные материалы обладают малой толщиной, легкостью, гибкостью, хорошо закрепляются смолами и синтетическими клеящими составами.

Для защиты окон жилых и общественных зданий от электромагнитного излучения чаще всего применяется стекло, металлизированное напылением. Пленка металлов (олово, медь, никель, серебро) и их оксидов обладает достаточной оптической прозрачностью и химической стойкостью. Нанесенная на одну сторону поверхности стекла, она ослабляет интенсивность излучения в 1000 раз. При нанесении пленки на обе стороны стекла достигается снижение интенсивности в 10 000 раз. Для экранирования дверных проемов в основном используются стальные двери.

Наиболее мощное ЭМП создается телерадиовещательными станциями. Если они располагаются в жилой зоне, необходимо применение всех способов защиты. Основной принцип обеспечения безопасности – соблюдение установленных СанПиНами предельно допустимых уровней электромагнитного поля. Те же меры защиты должны соблюдаться вблизи линий электропередач. В зависимости от мощности ЛЭП ширина санитарной зоны увеличивается.

В городах действуют специальные нормы и ГОСТы для уменьшения вредного воздействия излучения электрического транспорта. В основном они сводятся к «защите расстоянием», то есть организации санитарной зоны около трамвайных и троллейбусных линий и линий метрополитена или электропоездов.

Излучает все.

В жилых домах и различных офисных помещениях источники электромагнитного излучения таковы:

Электропроводка. Как правило, это кабельные линии, подводящие электричество ко всем квартирам и внутри их, и распределительные щиты и трансформаторы. В помещениях, смежных с этими источниками, уровень магнитного поля обычно повышен, а уровень электрического поля невысок и не превышает допустимых значений.

Предупредительные меры:

- исключать длительное пребывание в местах с повышенным уровнем магнитного поля промышленной частоты;

- грамотно располагать мебель для отдыха в жилом помещении, соблюдая расстояние в два-три метра до распределительных щитов и силовых кабелей;

- при настиле полов с электроподогревом следует выбирать систему, которая обеспечивает более низкий уровень магнитного поля;

- при наличии в помещении неизвестных кабелей или электрических шкафов и щитков обеспечить наибольшее удаление от них жилой зоны.

Бытовые электроприборы.

Все приборы, работающие на электрическом токе, – также источники электромагнитных полей. Наиболее сильными из них остаются микроволновые и электрические печи, кухонные вытяжки, пылесосы и холодильники с системой «no frost». Наибольшее магнитное поле излучают микроволновые печи. Все изделия, являющиеся источником ЭМП гигиенически значимых уровней и предназначенные для использования населением, в соответствии с требованиями федерального законодательства проходят обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу Госсанэпиднадзора Минздрава России, что исключает необходимость применения дополнительных средств защиты. Тем не менее предупредительные меры защиты соблюдать необходимо.

При приобретении бытовой техники надо обращать внимание на отметку о соответствии прибора требованиям «Межгосударственных санитарных норм допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях».

- Лучше использовать приборы с меньшей мощностью.

- Место отдыха должно находиться как можно дальше от бытовых приборов с большим уровнем магнитного поля, таких, как холодильники «no frost», некоторые типы полов с электрическим подогревом, телевизоры с электронно-лучевой трубкой, нагреватели, блоки питания и зарядные устройства.

- Электрические приборы должны находиться на некотором расстоянии друг от друга и от места отдыха.

Персональный компьютер

Каждое рабочее место с компьютером создает своеобразное электромагнитное поле, радиус которого – 1,5 м и более, причем излучение исходит не только от монитора, но и от самого блока процессора, тактовая частота которого сегодня составляет 2–3 МГц. Основные опасения вызывают мониторы, выполненные на электронно-лучевой трубке.

Очень важно правильно разместить компьютеры в помещении. Идеально (с точки зрения ЭМ-излучения) – у стены, но ни в коем случае не напротив окна: блики — настоящий враг для зрения. Свет должен падать сбоку, преимущественно слева. Наиболее опасна задняя часть трубки монитора. Несмотря на то что экран светится, работать на нем надо не в темной, а в хорошо освещенной комнате. Удачно такое расположение рабочего места, когда можно перевести взгляд на дальнее расстояние, – это один из самых эффективных способов разгрузки для глаз во время работы. Если компьютер все же размещен в углу комнаты или помещение имеет весьма ограниченное пространство, специалисты советуют установить на столе большое зеркало. С его помощью легко увидеть самые дальние предметы комнаты, расположенные за спиной. Длительное завороженное сидение за компьютером – видеомания – может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна. И не только у детей. А если случаются невротические расстройства, надо вообще уменьшить время занятий, поскольку компьютер может усилить отклонения.

По мнению многих медиков, компьютерные игры по своему воздействию подобны наркотикам. Общеизвестно «наркотизирующее», затягивающее влияние «военных» остросюжетных игр, получивших название «стрелялки», «догонялки», «убивалки», и агрессивное поведение юных игроков. Подростки готовы часами погружаться в виртуальный мир игры, одержимые желанием победить «врага». В Японии и Англии у нескольких детей врачи выявили новый вид заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии. В Москве больные-игроманы объединились в специальный клуб.

С какого возраста можно садиться к монитору?

Исследования показали, что чем меньше ребенок, тем больший вред он получает от компьютера. Регламенты продолжительности непрерывных занятий на ПК для детей и подростков разного возраста прописаны, кстати, и в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН). Начинать занятия с компьютером рекомендуется не ранее 6–7 лет, когда мышцы глаза и хрусталик сформированы. Вот оптимальное время, которое дети и подростки могут непрерывно проводить за компьютером.

- Однократно:

1–4-е классы – 15 минут;

5–7-е классы – 20 минут;

8–9-е классы – 25 минут;

10–11-е классы – 30 минут.

- В течение учебного дня:

1–4-е классы – 1 урок (45 мин.);

5–8-е классы – 2 урока;

9–11-е классы – 3 урока.

- Во внеурочное время (дома, в кружке) эти нормативы сохраняются.

Причем садиться за компьютер можно лишь после отдыха, сделав перерыв не менее часа.

Расстояние от глаз сидящего за компьютером до экрана должно быть не менее 50 см. Стол и стул – соответствовать росту. Убедиться в этом можно так: ноги и спина должны иметь опору. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула или положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего выглядит так: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза. Голова наклонена слегка вперед. Уровень глаз на 15–20 см выше центра экрана. Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром, должен быть примерно 90 градусов. Правильная поза позволит дышать полной грудью, обеспечит максимальный приток крови ко всем частям тела.

Сотовая связь

Работа этой системы основана на принципе деления некоторой территории на зоны («соты») радиусом обычно 0,5–2 километра (в условиях городской застройки), в центре или в узлах которых расположены базовые станции, которые обслуживают мобильные телефоны, находящиеся в зоне их действия.

Базовые станции являются источником низкоинтенсивного ЭМП и приемопередающими радиотехническими объектами, излучающими электромагнитную энергию в увч-диапазоне 300–3000 МГц. Оборудование радиорелейной связи работает в диапазоне 3–40 ГГц и обеспечивает интеграцию станции в общую сеть. Антенны ставят на высоте 15–100 м – на крышах зданий, дымовых трубах, специальных мачтах. В соответствии с п. 65 СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 установка антенн на крышах домов разрешается при условии, что интенсивность излучения в доступных для населения местах не превышает установленных предельно допустимых значений. Надо отметить, что российские гигиенические нормативы значительно более жесткие, чем в других странах. Диаграмма направленности антенн в вертикальной плоскости рассчитана таким образом, что основная энергия излучения (более 90%) сосредоточена в довольно узком «луче». Он всегда направлен в сторону от сооружений, на которых находятся антенны базовых станций, и выше прилегающих построек, что является необходимым условием для нормального функционирования системы. Специалисты утверждают, что, прежде чем запустить базовую станцию в эксплуатацию, ее надежность и безопасность проверяют около 12 организаций. В 90 процентах случаев излучение от установленного оборудования столь мало, что его даже не ловят специальные приборы. Во всем мире считается, что соблюдение санитарных и гигиенических норм при градостроительстве и следование рекомендациям по использованию бытовых приборов практически нивелирует влияние электромагнитных полей на человека. Вместе с тем ВОЗ рекомендует не устанавливать базовые станции вблизи зданий школ, детских садов, больниц.

Людям, постоянно или временно находящимся на территориях, прилегающих к базовым станциям, следует лишь не подходить близко (0,5–1 м) к передающим антеннам, не прикасаться к ним и пр. Проведение других мероприятий, в том числе установка на окна экранирующей металлической сетки, оклейка помещений фольгой и т.п., считается излишним. Дополнительную информацию о методах и средствах защиты от электромагнитного поля можно посмотреть на сайте Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений «ЭМП и здоровье».

Предупредительные меры защиты для пользователей мобильной связи:

использовать модели телефонов с меньшим значением мощности излучения;

сократить до разумного минимума время разговоров в соответствии с рекомендациями Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений;

при разговоре по мобильному телефону снимать очки с металлической оправой, так как подобная оправа играет роль вторичного излучателя и может привести к увеличению интенсивности ЭМП, воздействующего на определенные участки головы пользователя, по сравнению со стандартной ситуацией;

повсеместно применять систему «hands free», а в автомобиле – внешнюю антенну;

следить, чтобы расстояние от телефонной трубки до окружающих людей не было меньше 50–70 см;

пациентам с имплантированными кардиостимуляторами не рекомендуется носить мобильный телефон рядом с ним, тем более нельзя приближать к этому устройству трубку во время разговора. Впрочем, об этом, как и о том, что телефон надо выключать при входе в медицинские учреждения, сказано в инструкции на любой мобильный терминал;

хотя не доказаны сбои в работе электронного оборудования автозаправочных станций под влиянием магнитного поля сотового телефона, руководство большинства АЗС в качестве меры предосторожности запрещает пользоваться на своей территории мобильными телефонами;

ни одна авиакомпания мира не разрешает пользование сотовым телефоном на борту своих лайнеров, хотя согласно исследованиям, проведенным производителями самолетов Boeing и Airbus, запрет не имеет никаких научных оснований.

Ложные средства защиты от ЭМП

В последнее время на рынке средств защиты от воздействия ЭМП активизировались производители, предлагающие за достаточно большие деньги «панацею от вредоносных излучений», в том числе создаваемых мобильными телефонами. Выполненные в виде пластинок, карточек, небольших «пуговичек», эти устройства крепятся на корпус электроприбора или кладутся в карман пользователя. Действие их, по заверению тех же производителей, основывается на «нетрадиционных технологиях», то есть на каких-то манипуляциях с неизвестными современной физике полями. Некоторые из этих изделий запатентованы в Российском агентстве по патентам и товарным знакам и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее безвредность их использования в быту.

Однако, как показывают результаты экспертиз, их применение в качестве средства для снижения интенсивности поля не приводит абсолютно ни к каким положительным результатам. У пользователей таких устройств, если они и наблюдают какой-то субъективный положительный эффект, он целиком определяется их верой и убежденностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О вреде сотовых телефонов и электромагнитного излучения

Материалы для родителей на тему "О вреде сотовых телефонов и электромагнитного излучения"...

"Влияние электромагнитных излучений на организм человека"

Классный час - беседа с подростками  о вреде электромагнитных излучений....

"Влияние электромагнитного излучения сотового телефона на организм человека"

Данный материал позволит объяснить детям, родителям и учителям, что сотовый телефон - это не только удобное средство связи, но и очень мощный источник негативного электромагнитного излучения....

Открытый урок по теме «Шкала электромагнитных излучений» (11 класс)

Включает себя разработку урока и презентацию к нему с интерактивным заданием по закреплению изученного материала....

Урок - конференция в 11 классе по теме "Шкала электромагнитного излучения"

Урок конференция в 11 классе по теме "Шкала электромагниного излучения"...

Электромагнитные излучения и их практическое применение

Электромагнитные излучения и их практическое применение  Автор:  Демидова Ю. Г. учитель физики,Кяхтинский  район,Кударинская  средняя общеобразовательная школа...