Планирование по физике 7 кл
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему

Булгакова Нина Ивановна

Планирование по ФГОС 7 кл к учебнику Перышкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_fizika7_kl.docx54.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя  общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

        

Утверждаю

Директор МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4

с углубленным изучением отдельных предметов

_________________Е.А. Беликова          

Приказ от____________2017 г. № _____

        

Рабочая программа по физике

(базовый уровень)

7А, 7Б, 7В и 7Г класса

        

  Составитель: Булгакова Нина Ивановна,

 учитель математики и физики

2017г.

  1. Планируемые результаты изучения курса физики.

Личностные результаты: 

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Коммуникативные УУД:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; 
• постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; 
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; 
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД:

• самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; 
• поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом; 
•  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; 
• действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием
  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;
  • описывать  изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление,  кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность.  КПД простого механизма, сила трения, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;
  • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
  •  анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление,  кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

II. Содержание курса физики в 7 классе

Учебник: Перышкин А.В., «Физика» для  7 класса, Дрофа, 2014г.

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Введение 

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физика и техника.

Демонстрации и опыты:

  • Измерение размеров тел.
  • Измерение расстояний.
  • Измерение времени между ударами пульса

Фронтальная лабораторная работа:

№ 1. Определение цены деления измерительного прибора

Первоначальные сведения о строении вещества 

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Демонстрации и опыты:

  • Диффузия в растворах и газах.
  • Модель хаотического движения молекул в газе.
  • Модель броуновского движения.
  • Сцепление твердых тел.
  • Демонстрация образцов кристаллических тел.
  • Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
  • Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.

Фронтальная лабораторная работа:

№ 2. Определение размеров малых тел.

Взаимодействие тел 

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела.  Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Демонстрации и опыты:

  • Равномерное прямолинейное движение.
  • Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
  • Измерение скорости равномерного движения.
  • Явление инерции.
  • Измерение силы.
  • Определение коэффициента трения скольжения.
  • Определение жесткости пружины.
  • Сложение сил, направленных по одной прямой.
  • Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
  • Исследование зависимости массы от объема (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
  • Исследование зависимости деформации пружины от приложенной силы (с представлением результатов в виде графика или таблицы).

Фронтальная лабораторная работа:

№ 3. Измерение массы тела на рычажных весах.

№ 4. Измерение объема тела.

№ 5. Определение плотности твердого тела, измерение плотности жидкости.

№ 6. Градуировка пружины и измерение сил динамометром.

№7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

Давление твердых тел, жидкостей и газов 

Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.

Демонстрации и опыты:

  • Барометр.
  • Измерение атмосферного давления.
  • Опыт с шаром Паскаля.
  • Гидравлический пресс.
  • Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.

Фронтальная лабораторная работа:

№ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№ 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия 

Механическая работа. Мощность.

Простые механизмы. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Коэффициент полезного действия механизма.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Демонстрации и опыты:

  • Равновесие тела, имеющего ось вращения.
  • Определение момента силы.
  • Нахождение центра тяжести плоского тела

Фронтальная лабораторная работа:

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Обобщающее повторение 

 


11 Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения      

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения      

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения      

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения      

Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)

1

Что изучает физика. Физические явления. Инструктаж по технике безопасности.

2

Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений

3

Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учётом абсолютной погрешности»

4

Физика и техника

Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

5

Молекулы

6

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

7

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

8

Притяжение и отталкивание молекул

9

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений

Глава 2. Взаимодействие тел (21 ч)

10

Механическое движение. Равномерное движение

11

Скорость

12

Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

13

Инерция

14

Взаимодействие тел

15

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов

16

Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

17

Лабораторная работа № 5 «Измерение объёма твёрдого тела»

18

Плотность вещества

19

Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела»

20

Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела

21

Связь между силой тяжести и массой тела

22

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой

23

Сила упругости. Закон Гука

24

Динамометр

25

Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины»

26

Трение. Сила трения. Подшипники

27

Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

28

Центр тяжести тела.

29

Лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

30

Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»

Глава 3. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (23 ч)

31

Давление. Давление твёрдых тел

32

Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твёрдого тела на опору»

33

Давление газа.

34

Закон Паскаля

35

Давление в жидкости и газе

36

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы

37

Гидравлический пресс

38

Гидравлический тормоз

39

Атмосферное давление

40

Опыт Торричелли

41

Барометр-анероид

42

Изменение атмосферного давления с высотой

43

Манометр

44

Насос

45

Архимедова сила

46

Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

47

Условия плавания тел

48

Решение задач «Архимедова сила. Плавание тел»

49

Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

50

Водный транспорт

51

Воздухоплавание

52

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

53

Диагностическая работа № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Глава 4. Работа и мощность. Энергия (14 ч)

54

Работа силы.

55

Мощность

56

Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы

57

Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»

58

Равновесие тела с закреплённой осью вращения. Виды равновесия

59

«Золотое правило» механики

60

Коэффициент полезного действия механизма

61

Лабораторная работа № 14 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

62

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины

63

Кинетическая энергия движущегося тела

64

Закон превращения и сохранения полной механической энергии

65

Энергия рек и ветра.

66

Итоговая контрольная работа № 3

по теме «Работа. Мощность. Энергия»

67

Анализ темы «Работа. Мощность. Энергия»

Повторение (1 ч)

68

Повторение «От строения вещества до энергии»

Согласовано

на заседании кафедры учителей математики и информатики, физики

Протокол от «28»  августа 2017 г.   № 1    

Руководитель _____________М.В. Алексеева

 

Согласовано                                                                                                                                    

Заместитель директора по УВР                                                                                              

 _________И.А. Гаврилова          

 «30»     августа   2017 г