Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9, 11 класс) на тему

Васильева Нина Егоровна

В данной статье даны рекомендации для учащихся, учителей, родителей, план занятий с учащимися, пояснительная записка и календарно-тематический план.

Скачать:


Предварительный просмотр:


К6П2

Статья

«План работы по подготовке к Государственной

(итоговой) аттестации

в форме ОГЭ  и ЕГЭ по физике в 2017-2018 учебном году.

Автор статьи:  учитель физики МОУ – Лицей г. Маркса

Саратовской области

Васильева Нина Егоровна

Октябрь 2017г

Г. Маркс

Пояснительная записка

План составлен с учетом кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения Государственной (итоговой) аттестации 2017 года по физике, с учетом анализа результатов Государственной (итоговой) аттестации за 2016 год в РХ, в РФ. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. за № 1089). В спецификации по физике уточнена информация в разделах «Изменения в КИМ ОГЭ 2017г. в сравнении с 2016г.»; «Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом».

Программа разработана в точном соответствии с рекомендациями демонстрационного варианта КИМ, утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и научно-методического совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).

Демонстрационный вариант ОГЭ по физике 2017 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации. Содержание его полностью соответствует материалу, изучаемому в рамках систематического курса физики в 7-9 классах. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности.

Задания демонстрационного варианта не отражают всех вопросов содержания, которые могут быть включены в контрольные измерительные материалы в 2017 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2017 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников общеобразовательных учреждений по физике, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по физике. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ следует выделять следующие составляющие:

  • предметная готовность (или содержательная);
  • информационная готовность;
  • психологическая готовность.

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ обеспечивает повышение эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, психолога (у нас он отсутствует, приглашаем из Центра Семья,  учителя-предметника, учащихся и их родителей.

Содержание информационной деятельности по вопросам ОГЭ.

В информационной деятельности по подготовке к ОГЭ выделю три направления:

  1. Информационная работа с педагогами.
  2. Информационная работа с учениками.
  3. Информационная работа с родителями.

Организация информационной работы (в форме инструктажа учащихся):

  • правила поведения на экзамене;
  • правила заполнения бланков;
  • информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы сети Интернет по вопросам ОГЭ.
  • пробные внутришкольные экзамены ОГЭ.

Содержание информационной работы с родителями учащихся

Необходимо шире использовать возможности родительского комитета. Родительский комитет планирует, готовит и проводит всю совместную работу по установлению контактов с родителями учеников данного класса.

Одно из направлений совместной работы родительского комитета и учителей-предметников, ведущих учебные занятия в данном классе - информационная деятельность. Поскольку родители являются главными заказчиками на образовательные услуги школы, они получают информацию о новых учебниках, содержании новых учебных курсов и ОГЭ как форме аттестации их детей и критериях оценивания и т.д.

1). Родительские собрания:

  • информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи выпускных экзаменов, информирование о ресурсах сети Интернет;
  • ознакомление родителей с нормативными документами по подготовке к ОГЭ;
  • информирование о результатах пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ;
  • о пункте проведения экзамена и о подготовке к пробным внутришкольным экзаменам ОГЭ в школе.

2) Индивидуальное консультирование родителей (учителями-предметниками, классным руководителем, педагогом-психологом).

Интернет-ресурсы по подготовке к ГИА в форме ОГЭ

  1. Полный перечень материалов по физике (более двадцати разделов с цифровыми образовательными ресурсами) размещён по адресу http://school-collection.edu.ru.
  2. Электронные ресурсы по физике http://metodist.lbz.ru/iumk/physics/e-r.php
  3. Портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
  4. Всероссийский Интернет-педсовет http://pedsovet.org
  5. www.fipi.ru.

Мониторинг качества образования

Мониторинг качества образования должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ОГЭ, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, отметок пробных внутришкольных экзаменов ОГЭ. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования будущих отметок на экзамене.

Работа с классным руководителем

Классный руководитель является связующим звеном цепочки: учитель-предметник - ученик - родители ученика. Именно классный руководитель делает все необходимое для создания у родителей учеников положительной мотивации в качестве участников образовательного процесса.

Изменения в КИМ 2017 года по сравнению с 2016 годом

В 2017 г. общее количество заданий 26, при этом количество заданий с кратким ответом – восемь. Максимальный балл за верное выполнение всей работы не изменился и составляет 40 баллов (не изменилось также и распределение баллов за задания разного уровня сложности).

 Мною составлен календарно-тематический план по проведению дополнительных занятий с учащимися 9 класса (прилагается).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

1

Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения

2

Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение. Законы Ньютона. Силы в природе

3

Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии

4

Простые механизмы. Механические колебания и волны. Свободное падение. Движение по окружности

5

Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества

6

Физические явления и законы в механике. Анализ процессов

7

Механические явления (расчетная задача)

8

Проведение диагностической работы № 1

9

Тепловые явления

10

Физические явления и законы. Анализ процессов

11

Тепловые явления (расчетная задача)

12

Проведение диагностической работы № 2

13

Электризация тел. Постоянный ток

14

Магнитное поле. Электромагнитная индукция

15

Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики

16

Физические явления и законы в электродинамике. Анализ процессов

17

Электромагнитные явления (расчетная задача)

18

Проведение диагностической работы № 3

19

Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции

20

Владение основами знаний о методах научного познания

21

Физические явления и законы. Понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы)

22

Извлечение информации из текста физического содержания

23

Сопоставление информации из разных частей текста. Применение информации из текста физического содержания

24

Применение информации из текста физического содержания

25

Проведение диагностической работы № 4

26

Экспериментальное задание (механические, электромагнитные явления)

27

Контрольное тестирование с использованием КИМ

Информационное сопровождение программы

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089).
  2. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ
  4. Физика, 7-9: Книга для учителя: Для образоват. учреждений/ Н.К.Мартынов. - М. Просвещение, 2015г.
  5. А.В.Перышкин Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  6. Физика. Подготовка к ОГЭ – 2017: учебно-методическое пособие. – Р-на-Д: Легион, 2016, под редакцией Л.М.Монастырского
  7. http://class-fizika.narod.ru/index.htm
  8. http://sdamgia.ru/
  9. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx
  10. http://ogege.ru/kursy_i_predmety/fizika/online_test_oge

Как готовиться к ЕГЭ и ОГЭ по физике?

    Школьная программа, по силам всем ребятам, но не у всех хватает воли и самодисциплины.  Большинство учеников в первую очередь просто не могут заставить себя учиться. Но мы  не можем отменить экзамен,  сдавать всё равно придется! Поэтому отбросим страх и лень и подумаем, как взяться за подготовку.

     Начала с того, что распечатала и вручила    каждому                                       

Советы для ученика.

   1.  Начать готовиться заранее никому не повредит, а вот упустить время и вспомнить об экзамене, когда будет уже поздно можно легко. Если вы хотите избежать многочисленных стрессов из-за низких результатов во время учебы, поднять собственную самооценку и веру в свои силы - возьмитесь за подготовку вовремя! Лучше это сделать еще до начала учебного года, чтобы уже на первой проверочной работе в школе проявить себя.

  2. Материалов для подготовки сегодня великое множество. Нужно иметь несколько пособий, и обязательно разноплановых: сборники заданий, собрания вариантов, справочники и т.д. Это позволит организовать подготовку наиболее рациональным способом.

  3. Многим школьникам сложно заставить себя работать, особенно если в знаниях есть пробелы, а умения самостоятельной подготовки еще не выработано. В этом случае реальный репетитор поможет преодолеть данные проблемы.

 4. Залог успеха в подготовке - самодисциплина. Очень действенным способом организоваться является составление плана. Он не обязательно должен быть подробным и строгим. Например, на первых порах достаточно будет определить для себя: "4 часа в неделю на подготовку"! - и отработать эти часы станет уже делом принципа, ведь мы знаем, что в состоянии выполнить слово данное самому себе.

 5. По ходу подготовки фиксируйте результаты. Особенно важно отмечать для себя трудные темы и задания. Это позволит не просто значительно увеличить продуктивность подготовки - вы будете целенаправленно устранять пробелы и вникать в те моменты, которые вызывают затруднения. Лучше для этой цели завести отдельную тетрадь. Накануне экзамена эти записи будут особенно важны - с ними вы сможете за 2-3 дня повторить и отработать все "скользкие" моменты и значительно сэкономить время.

  6. Обязательно уделите достаточно времени простым заданиям! Помните: эти баллы  упускать нельзя. Заработать 1 балл на решении сложной задачи труднее, чем   на простой. Помните, ошибаться в группе простых заданиях обидно.

  7. Когда вы будете близки к уверенному выполнению простых заданий, переходите к сложным. Параллельно не забывайте приобретать новые варианты и решать то, что вы уже умеете.

  8. Занимайтесь систематически, засекая время. Несколько раз сдайте пробный экзамен. Вам важно привыкнуть к нему, чтобы не ошибиться при оформлении.

  Пока остальные ругают или боятся ЕГЭ и ОГЭ, я советую вам заниматься, и вы поймете, что получить хороший результат не только реально, но и не сложно.

  Если вы примите предстоящий экзамен, проникнитесь его значимостью и направите свои силы на подготовку, то экзамен принесет вам успех! 

Разработала советы для учителя (сама себе) .                                    

Советы для учителя.

1.  Первое что необходимо сделать, это научить ученика выводить неизвестные величины из формул. На это уходит  много сил и времени.

2.  Следующим  шагом надо проверить знание формул. Если ученик с трудом запоминает формулы, предложите ему первое время решать варианты тренировочных заданий со «шпаргалкой», где выписаны все  формулы. Решая, он  запомнит их лучше. 

3. Выполнив задания, ученик отмечает правильные и неправильные ответы, занося их  в таблицу № 1.  После решения нескольких вариантов можно провести анализ результатов. В таблице хорошо будет видно, по каким темам ученик затрудняется, а какие вопросы знает отлично. Учителю следует вернуться к теоретическим основам этих заданий. Затем разобрать все ошибки индивидуально с каждым учеником. Продолжить решение вариантов и сравнить результаты. Если есть необходимость, то ещё раз повторить с учеником вопросы, вызывающие затруднения.

4. В таблицу № 2 учитель заносит результаты контрольных срезов, и вместе с учеником, смотрят, есть ли прирост в баллах. Такая работа позволяет активизировать ученика, вызывая у него желание, улучшить свой результат.

Таблица №1. Для ученика.

вариант

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

№1

-

+

-

-

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2

-

+

+

-

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3

-

+

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№4

-

+

+

+

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица № 2. Для учителя.

Фамилия ученика.

Вариант.

Число первичных баллов.

Вариант.

Число первичных баллов.

Вариант.

Число первичных баллов.

Вариант.

Число первичных баллов.

Петров

1

7

2

12

3

13

4

19

Иванов

1

12

2

16

3

23

4

25

5. Считаю необходимым проведение консультаций в течение года. Контроль над посещением учащихся – обязателен. В этом вам могут  помочь классные руководители, администрация школы  и родители.

6.  В 2016-17 учебном году в Лицее есть профиль по физике в 11 классе (2 человека), оба сдают ЕГЭ,  надеемся, что результаты будут выше прошлогодних. В прошлом году профиля не было, сдавали три ученика ЕГЭ и 5 учеников ОГЭ. Показали неплохие результаты. Средний бал был выше районного. 

  Я не веду отбор по категориям «сильный» и «слабый» ученик. Для меня все дети равны и я должна найти приемы, методы и средства подготовить ученика к экзамену.   Ученики, сдавшие ЕГЭ по физике, учатся в институтах, техникумах, университетах. Ученики, сдавшие ОГЭ (5 человек) учатся в 10 профильном классе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....

«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Часть 1.  Вступительное слово.             Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...

Методика подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Письменная часть.Рекомендации по подготовке учащихся.

Методика и технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Письменная часть....

Подготовка учащихся 9 класса к окончанию учебного года и выпускным экзаменам. Подготовка в профессиональные училища.

Подготовка учащихся 9 класса к окончанию учебного года и выпускным экзаменам. Подготовка в профессиональные училища....