разработка урока по физике "Производство, передача и использование электроэнергии"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
Урок по физике для 11 класса. Урок построен при использовании технологии проблемно-деятельностного, развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 523.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по физике.
Производство, передача и использование электроэнергии.(технология проблемно-деятельностного, развивающего обучения)
Сенина Раиса Ивановна
Учитель физики
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени А.П Иванова.
Тема урока: Производство, передача и использование электроэнергии
11 класс
Тип урока: Комбинированный, с применением ИКТ.
Формы работы: Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технические средства обучения: Компьютер, проектор, генераторы, трансформаторы, турбины, лампочки, таблицы.
Цель: Изучение процессов производства, передачи и сфер использования электроэнергии.
Задачи.
Обучающие: Изучить основные способы получения электроэнергии, виды электростанций, структурную схему передач электроэнергии от производителя к потребителю.
Развивающие: Развитие экономического и экологического мышления, аналитических навыков, универсальных учебных действий.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к расходованию электроэнергии, к окружающей среде. Воспитание информационной и коммуникативной культуры.
План:
- Оргмомент
- Мотивация, постановка проблемы. Видеоролик про энергомост через Керченский пролив. Тема, цель и план работы.
- Повторение тем «Генератор», «Трансформатор». Демонстрация опытов, презентация на экране, работа у доски. Постановка проблемы.
- Изучение нового. Решение проблемных вопросов. Решение УУД. Работа в группах, индивидуальная, фронтальная. Презентация на экране. Опорные конспекты.
- Выводы. Рефлексия. Соревнование групп.
- Домашнее задание. Итоги работы (оценки).
- Исполнение песни «ЛЭП-500»
Содержание урока:
- Приветствие. Проверка готовности.
- Демонстрация (15 секунд) эффектного видеоролика «Историческое событие для Крыма – полуостров подключен к единой энергосистеме России» (из новостей TV от 2 декабря 2015г.) Слайд 1
Краткая информация учителя: подрыв двух столбов ЛЭП в Украине, полная энергоблокада Крыма. Использование только дизель – генераторов. Досрочно российские энергетики проложили электрокабель через Керченский пролив шириной 14км и глубиной 8-18 метров под водой с заглублением в грунт до 2 метров. Теперь энергия идет в Крым от Ростовской АЭС из Краснодарского края. Мощность одной линии 200 мВт. Проложат 4. Работали специальные суда: кабелеукладчик, кабелезаглубитель, корректировщик, толкач. Итак, воздушные ЛЭП и кабельный под водой. Чтобы все это сделать, нужны глубокие знания и профессиональная подготовка. Сегодня мы не можем жить без электричества.
Как же вырабатывается и передается электроэнергия? (постановка проблемы и подведение к теме урока.)
Тема урока, цель и план своей работы называют учащиеся( слайд 2)
- Для выполнения этих задач повторяем тему «Генератор переменного тока. Трансформатор». Работа в группах. (теплоэнергетики и гидроэнергетики) требование: каждый член группы должен высказаться по какой – либо проблеме. Самооценка в баллах от 0 до 5.
«Главные инженеры» групп демонстрируют опыты с генератором и трансформатором, рассказывают принципы действия. Одновременно два других члена группы пишут на доске закон трансформации, коэффициент полезного действия, дом. задачу.
Еще 2 члена группы – у экрана по слайдам 3, 4, 5(генератора) и 6, 7 (трансформатора) показывают их устройство. Группы приняли задание друг у друга и оценили.
Развитие УУД.
- Постановка проблемы перед изучением нового.
Какими способами можно раскрутить ротор генератора для получения промышленного тока? Фронтальные ответы: на ТЭС, ГЭС
Тепловые электростанции.
Презентация слайдов 8,9 (схемы ТЭС без пояснений). Учитель ставит задачу: по схеме назвать все физические процессы в ТЭС, АЭС, записать в опорный конспект цепочку превращений энергии.
Отвечает у экрана «Главный теплоэнергетик» одной из групп.
Запись в опорный конспект: внутренняя энергия сгоревшего топлива -> внутренняя энергия пара -> кинетическая энергия пара -> кинетическая энергия турбины -> кинетическая энергия ротора -> электрическая энергия. Любой член группы зачитывает записанное.
Слайды 10,11,12,13 (крупнейшие ТЭС, фото и схема АЭС, крупнейшие АЭС)
Гидроэлектростанции. Задача та же.
Ответ у экрана «Главного гидроэнергетика» по слайдам 14,15,16,17 (плотина, схема ГЭС, фото крупнейших ГЭС)
Работа в группах, запись в опорный конспект, ответ, взаимооценка выступлений.
Потенциальная энергия воды -> кинетическая энергия воды -> кинетическая энергия турбины -> кинетическая энергия ротора -> электрическая энергия.
Делают вывод (фронтально): Тепло- и гидроэлектростанции различаются двигателями, вращающими ротор генератора.
Передача электроэнергии.
Учитель. Рассмотрите в книге стр. 111, на экране, в опорных конспектах схему передачи электроэнергии на расстояние к потребителю. Генератор дает напряжение 16-20 киловольт. А мы пользуемся низким напряжением. Проблема. Зачем же у генератора стоит повышающий трансформатор?
Слайд 18. Схема ЛЭП-110.
Учитель пишет на доске, ученики- в опорах формулы количества теплоты, сопротивления, закона трансформации, мощности: Q= I ² * R * t, R=ρ*L/S, P=I*U; I~1/U
Фронтальная беседа о том, как выгоднее уменьшить потери энергии в ЛЭП. Решение проблемного вопроса и вывод делают сами.
Соревнование между группами: кто быстрее выведет формулу Q oт L и U. Стр. 110. Анализируют формулу. Q=P² * ρ*L*t/ U² * S. Оценивают свои ответы.
Презентация. Электроснабжение Тверской области и г. Бежецка.
Выступление «главного теплоэнергетика». Мы посетили Бежецкие электросети. Ученики слушают и записывают главное:
От КАЭС из Удомли ток идёт на Тверь и Владимир. Мощность 4000 МВТ. Бежецк получает электроэнергию от Конаковской ГРЭС . Топливо- природный газ. Одна из крупнейших ТЭС России. Мощность 1520 МВТ. На Москву, Череповец, Тверь идут ЛЭП-750 кВ, 500 кВ, 330 кВ, 220 кВ. У дер. Селезенево есть трансформаторная подстанция.
Слайды 19,20,21,22,23. (ГРЭС, КАЭС, реактор, понижающая подстанция). Снижение напряжения идёт поэтапно: 220 кВ- 110 – 35- 10 кВ.
Линия 10 кВ- в город, 35 кВ- в район.
В Бежецке 114 понижающих подстанция. В сутки г. Бежецк потребляет 1.5 МВт электроэнергии, а Москва- 15300 МВт.
Презентация. Единая энергосистема России.
Вопрос классу: Зачем она нужна?
Слайд 24. Карта ЕЭ. Ученики делают предположения. Учитель дает информацию: надежное и экономичное снабжение.
Объединены 6 энергосистем: Центральная часть, Средняя Волга, Урал, Северо – Запад, Дальний Восток, Средний Кавказ. Все это в составе энергосистем бывшего Союза. С ЕЭ синхронно работают энергосистемы 7 стран Восточной Европы.
Благодаря ЕЭ ток направили в Крым.
Слайд 25. В аварийных ситуация временно используют дизель – генераторы. Устройство и действие рассказывает любой мальчик.
Вопрос классу. Как мы должны беречь и экономить электроэнергию? Работа в парах, ответы.
Слайд 26, 27, 28. (Светодиодные лампы, техника класса А, разработка энергосберегающих технологий)
Презентация. Альтернативные источники энергии.
Слайды 29, 30, 31. Вопрос к классу: Какое превращение энергии в каждом случае? Индивидуальные ответы.
Солнечные. Световая и тепловая – в электрическую.
Ветровые. Механическая - в электрическую.
Геотермальные. Внутренняя – в электрическую.
Приливные. Механическая – в электрическую.
Игра. Какая группа даст больше правильных ответов?
Учитель называет преимущества и недостатки, а группы должны сказать, к каким электростанциям это относится.
(экологически чистая, возобновляемые ресурсы, дешевая энергия, большая мощность, сразу вращает вал генератора, пар – сразу на турбину. Заболоченность, преграда рыбам, невозобновляемые ресурсы, изменение микроклимата, сернистые и азотистые соединения, загрязнение панелей, токсичные вода и пар, нестабильность, маломощные, шумные, оседание пород, нужен бассейн, простота хранения топлива.)
- Рефлексия
По одному представителю от группы рассказывают по таблицам работу, превращение энергии, и ее распределение в населенных пунктах. (ГЭС и ТЭС). Выполнен ли ваш план работы? Самооценка работы учеников, объявление учителем набранных баллов, итоговые оценки.
Домашнее задание. $27, опорные конспекты, стр. 114 пример 3, стр. 115 любой доклад.
- Исполнение классом песни «ЛЭП - 500»
Песня Пахмутовой, Добронравова.
Посвящается ребятам, строившим Братскую ГЭС. А мы ее посвящаем так же и тем людям, которые построили эрнергомост через Керченский пролив.
Слайд 32.
Используемая литература и интернет – ресурсы:
- Физика – 11 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин.
- 1TV.ru
- www.youtube.com
- https://yandex.ru/images
Приложения:
- Опорный конспект
- Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производство, передача и использование электроэнергии 11 класс
¨Главным потребителем электроэнергии является промышленность, на долю которой приходится около 70% производимой электроэнергии. Крупным...
Получение, передача и использование электроэнергии
Заключительный урок по теме ."Производство, передача и использование электрической энергии"...
Разработка урока по физике "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"
Урок изучения нового материала и первичного закрепления в соответствии с требованиями ФГОС ОО....
Урок физики в 11 классе "Производство, передача и использование электроэнергии"
Целью урока является ознакомление учащихся с видами электростанций, изучение их достоинств и недостатков....
Методическая разработка открытого урока по физике в 11 классе по теме "Производство, передача и использование электроэнергии"
Цель урока: познакомить учащихся с видами электростанций, изучить их достоинства и недостатки; сформировать пр...
Разработка урока по теме "передача мяча снизу одной рукой."
ПЛАН-КОНСПЕКТурока по физической культуре для учащихся 6 класса.Раздел: баскетбол.Тема урока: передача мяча снизу одной рукой.Цель урока: обучить техники передачи мяча с низу одной рукой.Задачи ...
Разработка урока по теме: передача мяча двумя руками сверху и снизу, нижняя прямая подача мяча, подвижная игра.
Урок определяет основную цель - создать условия для формирования у обучающихся умения и навыки игры в волейбол....