Разработка элективного курса для 9 класса
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Стелянидий Наталья Владимировна

В данном материале представлена и собрана информация для 9 класса. На основе данного материала разработан элективный курс, который можно использовать на занятиях, как частично, так и полностью весь блок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_elektivnogo_kursa_po_fizike_chast_1.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка элективного курса по физике «Физика на кухне»

 для 9-х классов

« Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны »
Эсхил

Пояснительная записка

Предлагаемая программа элективного курса «Физика на кухне» рассчитана для учащихся 9 классов.

Программа рекомендуется для работы, с целью профессиональной ориентации учащихся в дальнейшем выборе профиля обучения. Это одна из самых важных и главных целей данного курса. Также данный курс реализует еще ряд важных и взаимосвязанных целей, а именно, заинтересованности учащихся в изучении предмета; формирования у учеников навыков исследовательской деятельности; углубления и расширения знания по физике.

Данный элективный курс дает возможность самостоятельно выполнять задания разного уровня, связанные с исследовательской и конструктивной деятельностью, повышает интерес к физике как к предмету и демонстрирует, что знания, полученные на занятиях курса, можно применять в разных отраслях деятельности человека. Важной особенностью данного курса является, то, что учитель может использовать отдельные фрагменты курса на уроках физики, тем самым вызывая интерес ребят к изучению данного предмета.

Цель:

  • Способствовать осознанному выбору профильного обучения
  • Расширить представления учащихся об окружающем мире
  • Удовлетворить интерес к устройству применяемых нами на кухне предметов, механизмов, машин и приборов.
  • Способствовать развитию творческих способностей по средствам выполнения проектов и творческих заданий.

Задачи курса:

  • Расширить и углубить знания учащихся.
  • Способствовать развитию интереса к изучению физики.
  • Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
  • Развить интерес и способность к самоорганизации учебного процесса.
  • Создать условия для развития творческого потенциала каждого ученика.
  • Научить учащихся работать с различными источниками информации

На преподавание курса отводится 16 часа (1 час в 2 недели). Курс рассчитан для учащихся 14-16 лет и учитывает возрастные особенности школьника. Материал для данного курса подбирался таким образом, что бы были учтены возрастные особенности ребят, чтобы им было интересно работать как всем вместе, так и индивидуально. Изложение материала будет происходить от более простого к более сложному, а также весь материал будет связан с тем, что дети изучили в школе. То есть на базе уже изученного и познанного в школьной программе.

Используемые методы:

При организации работы используются следующие методы:

  1. Беседа, обсуждение, дискуссия
  2. Объяснительно-иллюстративный метод
  3. Словесный метод
  4. Интерактивные методы обучения (исследовательский метод, метод проектов.)

Ожидаемый результат введения курса:

В области учебных компетенций:

Уметь:

  • связывать воедино и использовать отдельные части знаний, полученные на уроках и вне их;
  • решать учебные и самообразовательные проблемы.

В области исследовательских компетенций:

Уметь:

  • обращаться к различным источникам данных,  перерабатывать их и использовать в достижении своих целей;
  • получать и использовать информацию, как в стенах школы, так и за ее пределами.

В области социально-личностных компетенций:

Уметь:

  • видеть взаимосвязь между реальными (настоящими) и минувшими (прошлыми) событиями.

В области коммуникативных компетенций:

Уметь:

  • выслушивать и принимать мнения других людей;
  • выступать на публике, перед классом;
  • читать графики, диаграммы и таблицы данных;
  • сотрудничать и работать в команде.

 Отсроченный результат введения курса:

  • осознанный выбор профиля обучения;
  • личностный рост учеников;
  • расширения кругозора знаний учащихся по предмету физика.

Ресурсы для реализации курса:

Для проведения элективного курса «Физика на кухне» необходимо наличие в образовательном учреждении:

  • комплекты оборудования для лабораторных работ,
  • компьютерный класс с выходом в Интернет,
  • проектор и мультимедийная библиотека,
  • наличие научной и учебной литературы.

Было бы хорошо, если бы существовала мини кухня в школе, на которой можно было бы проводить различные эксперименты, тем самым обстановка в классе была бы максимально приближена к домашним условиям

Критерии оценки выполнения программы курса:

  • Умение подготовить лабораторное оборудование, провести опыт, сделать расчеты, проанализировать полученные результаты работы и сделать вывод.
  • Умение отбирать, изучать и классифицировать информацию, полученную из научно-популярной литературы и иных источников.
  • В конце курса должен быть представлен проект, разработка своего собственного блюда с подробным описанием.

Программа курса ориентирована на увеличения интереса к физике и содействует наилучшему усвоению материала, на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, на развитие интереса к практической деятельности на материале простых увлекательных опытов. Поскольку наблюдения и опыты являются источниками знаний о природе, учащиеся выступают в роли физиков-исследователей. Выполнение самостоятельных практических работ обеспечивает взаимосвязь физического эксперимента с изучаемым теоретическим материалом, что позволяет детям, позволяет самостоятельно делать обобщения и выводы.

Учитель выступает в роли консультанта. В основном необходимо понимать и чувствовать, как учится ребенок, координировать и направлять его деятельность, учить учится. Наилучшим вариантом в организации этого элективного курса «Физика на кухне» является проектная деятельность.


Учебно-тематическое планирование

Порядковый №

Тема

Кол-во часов

Эксперимент

Вид занятия

1

Физика – наука о природе

1

нет

Вводная лекция - беседа

2

Физические явления на кухне

2

Опыт 1. Наблюдение зависимости диффузии от температуры между твердым телом и жидкостью

Опыт 2. Какая из жидкостей закипает быстрее и почему( молоко, вода и подсолнечное масло)

Беседа – лекция, демонстрация опытов

3

Электрические приборы

2

нет

Лекция, беседа, демонстрация презентации

4

Молекулярная физика на кухне

3

Опыт 1. Молекулярное яйцо

Опыт 2. Томатный суп

Беседа, демонстрация эксперимента

5

Физика в приготовлении блюд

3

Приготовление комплексного обеда

Лекция, беседа

6

Домашний эксперимент на кухне

2

Нет

Творческая работа учеников

7

Занимательная физика на кухне

2

Эксперименты берутся из книги Я. Перельман « Занимательная физика»

Беседа, демонстрация экспериментов

8

Итоги курса

1

Неньютоновская жидкость

Защита проектов, демонстрация опыта

Содержание элективного курса «Физика на кухне»

Тема 1. Физика наука о природе (1 ч)

Теория: Что изучает физика. Главная задача физики. Физические закономерности в живой природе: природные барометры; звуки в живой природе (ультразвуки, инфразвуки); птицы и физика; трение в жизни животных и растений; реактивное движение; светящиеся животные.

Практика: Тест «Физика - наука о природе» в программе LearningApps.org.

Методические указания.

Первое занятие посвящено воспоминаниям и обобщению того, что уже изучено ребятами в предыдущих классах. Урок проходит в виде беседы, новый материал как таковой не дается. Вспоминаем основные понятия, законы, формулы, приводятся примеры из жизни, где мы сталкиваемся с физикой и физическими процессами. В конце урока после повторения дается тест на 5-7 минут по теме «Физика – наука о природе». Если есть возможность, то желательно чтобы каждый ученик прошел его индивидуально. В конце занятия ученикам предоставляется список возможных тем проектов, которые они должны будут выполнять на протяжении всего курса. И на последнем занятии предоставить и защитить свою работу. Тему проекта ученик может выбрать не только из предложенных, но и придумать сам, т.е. взять ту тематику, которая ему более интересна и близка. Примерные темы проектов:

  1. Еда из микроволновки: польза или вред?
  2. Диффузия в природе и жизни человека.
  3. Приготовления комплексного завтрака, обеда или ужина с точки зрения физики.
  4. Тепловые явления, встречающиеся на кухне.
  5. Физика и сладкое.
  6. Как правильно выбрать посуду на кухню

Тема 2. Физические явления на кухне (2 ч)

Теория: Физические процессы и явления на кухне: теплопроводность, кипение, испарение, диффузия.

Практика: Опыт 1. Наблюдение зависимости диффузии от температуры между твердым телом и жидкостью.

Опыт 2. Какая из жидкостей закипает быстрее и почему (молоко, вода и подсолнечное масло).

Задание «Тепловые явления». ( LearningApps.org.)

Методические указания

Пойдет речь о физических явлениях, с которыми мы сталкиваемся на кухне. Вместе с учениками будет идти беседа о том, что мы наблюдаем на кухне и как увиденное и происходящее на кухне объяснить с точки зрения физики. Даются определения: теплопроводность, конвекция, кипение, испарение, диффузия.

Тема 3. Электроприборы, применяемые на кухне (2 ч)

Теория: Описание и характеристика электрических приборов, используемых на кухне: кухонная плита с духовым шкафом; микроволновая печь; холодильник; кухонная вытяжка; электрический чайник. Инструкция по технике безопасности с электроприборами.

Практика:  Рассчитать силу тока, которую потребляет микроволновая печь. Нужные данные посмотреть в паспорте прибора.

Методические указания.

На данном занятии пойдем речь о том, какие электрические приборы мы применяем в быту: кухонная плита с духовым шкафом; микроволновая печь; холодильник; кухонная вытяжка; электрический чайник. О вреде , который они наносят и о том, как их применять каждый день и при этом получать как можно меньше отрицательного влияния на наш организм. Данный урок предполагает собой небольшие сообщения учащихся о различных электроприборах и обсуждение значимости данных приборов на кухне. В начале урока будет проведено небольшое анкетирование « Влияние окружающих предметов на кухне на здоровье человека».  А в конце будут оглашены результаты, и при опросе учеников будет выяснено, поменялось ли их мнения об электроприборах после сегодняшнего урока, и какой вывод они для себя вынесли из занятия.

Тема 4. Молекулярная кухня (3 ч)

Теория: Понятие молекулярной кухни. Представители молекулярной кухни: парижский гастроном-физик Эрве Тис; Ферран Андриа; Хестон Блюменталь; российский представитель молекулярной кухни Анатолия Комма. Технологии, которые используются в молекулярной кухне: замораживание, эмульсификация, вакуумизация, желатинизация, сферизация, карамелизация.

Практика: Приготовление блюд молекулярной кухни: молекулярное яйцо и томатный суп.

Методические указания.

Будет рассказано о том, что вообще представляет собой молекулярная кухня. Кто ее создатель и как с ее помощью готовить разнообразные блюда. По возможности, если будет позволять оборудование в школе можно провести какой-нибудь эксперимент или опыт, например томатный суп или молекулярное яйцо. Если же это не удается сделать, то можно дать подробный рецепт приготовления этих блюд и попросить ребят попробовать сделать их дома. А на следующем занятии обсудить у кого, что получилось и какие возникли трудности в приготовлении блюд.

Тема 5. Физика в приготовлении блюд (3 ч)

Теория и практика: Приготовление комплексного обеда: борщ, рагу, салат, чай. Описание технологии приготовления блюд с точки зрения физики и физических процессов.

Методические указания.

Данный урок посвящен непосредственному рассмотрению технологии приготовления блюд с объяснением всех процессов происходящих в период приготовления, ссылаясь на физические явления. На данном занятии будет совместная работа учителя и учеников. Причем учитель будет в роле направляющего, а ученики на основе уже известных данных, процессов и явлений по физике должны самостоятельно объяснять на чем основано приготовление того или иного блюда. Учитель на занятие появляется в тот момент, когда у учеников возникают затруднения в объяснения какого- либо процесса. Но учитель должен навести и подтолкнуть ребят к правильному ответу, а не сам давать его. Таким образом, на данном занятии больше идет самостоятельной работы учащихся.

Тема 6. Домашние эксперимент на кухне (2 ч)

Теория: Описание приготовленного блюда с помощью физики.

Практика: Приготовления любого блюда в домашних.

Методические указания.

Создание проекта « Физика на кухне», который заключается в том, что ребенок пробует приготовить любое блюдо и описать его с точки зрения физических явлений и понятий.  И на основе данного эксперимента подводит итог своей работы, что получилось, а что нет. Выявляет взаимосвязь физических процессов и явлений с процессами, которые проходят на кухне каждый день. Возможны варианты таких проектов как: Физика в приготовлении первых блюд; физика в приготовлении вторых блюд; физика в ходе приготовления обеда. Здесь уже идет творчество и способности самих ребят. Данное занятие поможет им раскрыться.

Тема 7. Занимательная физика на кухне (2 ч)

Практика и теория: Как отличить вареное яйцо от сырого яйца. Варим яйцо в бумажной кастрюле. Как мы пьем. Задача о двух кофейниках. Мыльные пузыри. Рычажные весы. Таинственное свойство редиски.

Методические указания.

Данное занятие включает в себя и практику и теорию. Все опыты и эксперименты, которые будут проводиться, будут объясняться с точки зрения физики, а это и есть теория.

В данном разделе нам поможет учебник Я. Перельман « Занимательная физика», в котором по разделам содержатся опыты на каждую тему. Содержание книги имеет следующий вид:

  1. Основные законы механики.
  2. Тяжесть и вес. Рычаг. Давление.
  3. Сила. Работа. Трение.
  4. Всемирное тяготение.
  5. Круговое движение.
  6. Скорость. Сложение движений.
  7. Путешествие в пушечном снаряде.
  8. Сопротивление среды.
  9. Вращение. «Вечные двигатели».
  10.  Свойства жидкостей и газов.
  11.  Тепловые явления.
  12.  Магнетизм. Электричество.
  13.  Лучи света.
  14.  Отражение и преломление света. Зрение.
  15.  Зрение одним и двумя глазами.
  16.  Звук и слух. Волнообразное движение.

"Занимательная физика" помогает увидеть в этом, казалось бы, скучном предмете многое интересного и совсем нетрудного для понимания. Законы физики действуют в нашей окружающей жизни повсюду, мы испытываем и используем их действие постоянно, часто сами того не замечая. "Занимательная физика" помогает читателю в увлекательной форме “узнать то, что он знает”, то есть углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению.

Данный учебник можно использовать как для работы в классе, так и для домашнего эксперимента.

Тема 8. Итоги курса (2 ч)

Теория: Защита проектов.

Практика: Опыт « Лавовая лампа»

Методические указания.

Подведение итогов курса может быть самым разнообразным. Могу предложить несколько вариантов, на то, как я вижу завершение данного курса:

  1. В виде защиты проектов. Которые ребята могут выполнять как индивидуально, так и группами по 2-3 человека.
  2. Проведение небольшой контрольной работы, которая будет состоять из теоретических вопросов и эксперимента.
  3. Вместе с педагогом подвести итоги данного курса и в конце проделать интересный занимательный опыт.

В данном виде я представляю элективный курс по физике. Конечно, было бы очень хорошо, если бы в школе были специальные лаборатории, которые были бы оснащены необходимым оборудованием. Даже было бы неплохо, если бы была мини кухня, на которой можно было проводить занимательные опыты. Но в принципе, данный курс можно проводить и в обычном кабинете физике и суметь заинтересовать детей в данном предмете .

Рекомендованная литература для учителя при подготовке к элективному курсу «Физика на кухне»

  1. Ангерер Э. Техника физического эксперимента: учебное пособие/ Ангерер Э. - М.: Государственное издательство физико-математической литературы,1962. 
  2. Асламазов. Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика: учебное пособие/ Асламазов. Л.Г., Варламов А.А. – М.: Наука,1988.
  3. Гальперштейн Л. Я., Хлебников П. П. Лаборатория юного физика: учебное пособие/ Гальперштейн Л. Я., Хлебников П. П. – М: Детская литература,1962. 
  4. Гельперштейн Л. Я. Забавная физика: учебное пособие/ Гельперштейн Л. Я. – М: Детская литература 1994.
  5. Горев Л. А  Занимательные опыты по физике: учебное пособие/ Горев Л. А. – М: Просвещение,1985. 
  6. Гулиа Н. В.  Удивительная физика: учебное пособие/ Гулиа Н. В. – М: НЦ ЭНАС, 2012.
  7. Физика в школе: научно-методический журнал/ М: Школьна пресса, 2000-20016.
  8. Перельман Я. И. Занимательная физика: учебное пособие/ Перельман Я. И. – М: АСТ,1999.
  9. Селезнев В. И. Увлекательная физика: учебное пособие/ Селезнев В. И. – М: Аверсэв, 2013. 

Интернет ресурсы:

  1. http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431177/Fizika_na_kukhne

Андрей Варламов «Физика на кухне»

Рекомендованная литература по элективному курсу для учеников.

  1. Асламазов. Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика: учебное пособие/ Асламазов. Л.Г., Варламов А.А. – М.: Наука,1988.
  2. Гельперштейн Л. Я. Забавная физика: учебное пособие/ Гельперштейн Л. Я. – М: Детская литература 1994.
  3. Горев Л. А  Занимательные опыты по физике: учебное пособие/ Горев Л. А. – М: Просвещение,1985. 
  4. Гулиа Н. В.  Удивительная физика: учебное пособие/ Гулиа Н. В. – М: НЦ ЭНАС, 2012.
  5. Перельман Я. И. Занимательная физика: учебное пособие/ Перельман Я. И. – М: АСТ,1999.
  6. Селезнев В. И. Увлекательная физика: учебное пособие/ Селезнев В. И. – М: Аверсэв, 2013. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка элективного курса для 9 класса "business english"

Основы делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, устройство на работу, деловая встреча, командировка, заказ билета и номера в гостиниц...

Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов

Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов  Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...

Методическая разработка элективного курса по русскому языку для 11-го класса "Речеведение".

Методическая разработка элективного курса для 11 класса "Речеведение". Учитель-языковед может использовать при подготовке к ЕГЭ и для уроков в 9-11 классах при работе с текстами и с художественно-выра...

Разработка элективного курса по астрономии 10-11 класс

В связи с отменой предмета астрономии в 11 классе, мной был разработан элективный курс для повышения знанай учащихся....

Методическая разработка элективного курса «РЕШЕНИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ОКРУЖНОСТИ» по геометрии для учащихся 9 класса

Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ говорят о том, что наименьший процент верных ответов традиционно дается учащимися на геометрические задачи. Задачи по планиметрии, включаемые в...

Разработка элективного курса для 9 класса "Развитие навыков устной речи на основе моделированных ситуаций и ролевой игры"

Материал содержит пояснительную записку к курсу, учебно-тематический план, содержание программы элективного курса, разработку занятий к программе элективного курса, приложение, дидактический инструмен...

"Разработка Элективного курса "Деловой английский" как средство реализации профильного обучения в старших классах"

Проект. Итоговая работа на курсах повышения квалификации. Вариативный блок....