Использование элементов проблемного обучения на уроках физики.
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Клинкова Татьяна Владимировна

Проблемное обучение является одной из современных эффективных технологий. Его можно организовать при изучении физики в разных классах. Внедрять технологию проблемного обучения нужно постепенно, давая обучающимся возможность его поэтапного освоения и создавая ситуации получения успеха при изучении физики. Для реализации технологии проблемного обучения необходимо мастерство учителя и индивидуальный подход, способные вызвать активную познавательную деятельность обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        "Ученик проходит в несколько лет дорогу,

на которую человечество употребило тысячелетия.

Учитель должен руководить экспедицией открытий".

        Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей. Выпускник современной школы должен владеть основами современной физики, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро находить нужные сведения, уметь применять свои знания на практике. В связи с этим, главной целью учителя сегодня является формирование необходимого ученику набора компетенций, которые позволили бы ему стать успешным членом общества.

        В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что одним их эффективных путей достижения этой цели является использование элементов проблемного обучения на уроках физики.

        Проблемное обучение - это обучение, основанное на показе диалектического противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями. Цель проблемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся. Для проблемного обучения необходимо, чтобы учитель умел создать проблемную ситуацию, а также развивал у учащихся навыки самостоятельного поиска способов её решения.

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации – главного средства активизации мыслительной деятельности школьников и проходит затем основные этапы: формирование проблемы, нахождение способов ее решения, решение проблемы, формулирование выводов, подведение итогов.

        Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроке могут быть различными:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • ставит конкретные вопросы (на логику рассуждения, сравнение, обобщение);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками).

        В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные методические приемы создания проблемных ситуаций.

а) при объяснении нового материала.

Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики по теме “Диффузия” в 7 классе.

Учащимся предлагается определить скорость диффузии запаха духов  в помещении и сравнить ее со скоростью движения молекул, которая сообщается ученикам. Скорость молекул примерно 400 м /с, она соизмерима со скоростью пули.

После расчета скорости диффузии учащиеся получают результат: примерно 25 см /с. Для расчета им необходимо вспомнить, как рассчитать скорость, зная путь и время. Возникает проблема: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы? Учащиеся выдвигают свои гипотезы и пытаются объяснить данный факт, используя первоначальные сведения о строении вещества.

В данной ситуации учитель может подвести к правильным выводам не напрямую, а косвенно, проведя аналогию: представьте себе, что каждый из вас молекула и вам надо преодолеть расстояние от одной стены до другой, сначала вы делаете это в пустом помещении, а затем с преградами (молекулами), которые совершают хаотичное движение. После обсуждения данной проблемы совместными усилиями приходим к выводу о том, что молекула духов преодолевает столкновения и взаимодействия с другими молекулами, при этом теряя скорость.

Поиск способа измерения физической величины:

        Учащимся 7 класса при изучении темы «Плотность вещества» предлагается определить массу куска сахара - рафинада используя только линейку. Тем ребятам, которые затрудняются с выполнением задания, выдается план с необходимыми пояснениями, который направляет деятельность ребенка и позволяет даже слабому ученику получить результат.

Задание: Определите массу кусочка сахара-рафинада.

Оборудование: линейка, таблица плотностей.

План проводимых измерений

Измерить длину, ширину, высоту куска сахара.

Рассчитать объем тела по формуле.

Определить плотность сахара, используя справочные данные.

Рассчитать массу тела по формуле.

        Задачи с заведомо допущенными ошибками:

        Учащимся 8 класса при изучении темы «Агрегатные состояния вещества предлагается найти физическую ошибку в тексте:

        Один поэт так писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла».

        Все учащиеся с удовольствием включаются в обсуждение, выдвигают свои гипотезы и в результате приходят к верному ответу.

б) проблемные демонстрации:

В 7 классе после объяснения темы «Давление газа» учащиеся узнают, что в газах давление создается ударами беспорядочно движущихся молекул, при этом газ оказывает по всем направлениям одинаковое давление, а вот атмосфера Земли представляет собой смесь газов.

Опыт «Вода в перевернутом стакане» всегда интересен и вызывает дискуссию. Но предварительно задаю вопросы:

– Можно ли удержать воду в перевернутом стакане? Если можно, то как? (показываю стакан с водой и лист плотной бумаги)

После нескольких предложений показываю опыт и спрашиваю:

– Как можно объяснить данную ситуацию?

После дискуссии делаем вывод: удерживает воду в перевернутом стакане атмосферное давление, так как давление атмосферного воздуха на лист бумаги больше давления воды на нее.

Описание опыта: налейте в стакан воду до самого края. Прикройте стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переверните стакан вверх дном. Теперь уберите ладонь. Вода из стакана не выльется.

в) при использовании физического эксперимента.

Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики “Плавание тел” в 7 классе.

        Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела, например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне.

Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Учащиеся предлагают много версий, но не все они отражают суть, поэтому сами учащиеся выбирают из всех самые доказательные. Так как, во всех случаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остается жидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью.

Таким образом, зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу о соотношении этих сил, а так же связывают это с плотностью тел и жидкости. На доске делаем чертеж данного опыта и подбираем соотношение сил, после каждого рисунка делаем вывод: тело тонет, если…и т.д.

г) при проведении фронтальной лабораторной работы

        Проблемные вопросы исследовательского характера можно поставить на уроке физики по теме “Сила трения” в 7 классе.

        Перед учащимися ставится вопрос: От каких факторов зависит сила трения? Для того, чтобы решить эту проблему, учащимся необходимо самостоятельно предложить ход работы и выбрать необходимое оборудование.

Учащиеся уже знакомы с измерением силы трения с помощью динамометра, поэтому они предлагают параметры, от которых зависит сила трения:

масса тела (т.е. брусок необходимо нагружать), поверхность, по которой движется брусок (это может быть дерево, обложка тетради, поверхность книги, линейка .

        После проведения данного эксперимента учащиеся делают вывод: “ сила трения зависит от…”

        Проблемное обучение имеет ряд достоинств: обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным; способствует появлению у школьников состояний, свойственных познавательному интересу: удивление, озадаченность, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость.         Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления и активно включиться в учебную деятельность. А ведь именно в процессе деятельности и происходит формирование необходимых учебных компетенций, поэтому технология проблемного обучения является на сегодняшний день актуальной и эффективной.

Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются “мертвым грузом”, который в дальнейшей жизни не используется учениками, а умение выдвигать гипотезы, решать проблемы дает возможность гармонично сосуществовать с окружающей средой.

        Именно проблемное обучение позволяет формировать качества, остро востребованные современным обществом: способность и потребность самостоятельно учиться, умение критически мыслить и применять знания для решения практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование элементов проблемного обучения на уроках физики

Применение метода проблемного обучения и элементов проблемного обучения на уроках физики. Материал представлен в виде презентации с  примерами , взятыми из уроков....

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики...

Использование элементов проблемного метода на уроках физики как средство повышения качества обучения

Политические, социально-экономические, социокультурные преобразования, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой существенные перемены и в системе образования, ориентированного на вхожден...

Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их...

Использование элементов проблемного обучения на уроках биологии

доклад, проблемная ситуация, проблемный вопрос, урок биологии в 6 классе...

Использование элементов проблемного обучения на уроках русского языка

Данная статья об использовании элементов проблемного обучения на уроках русского языка из опыта работы...