Использование элементов проблемного обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Миронова Ирина Юрьевна

Данная статья об использовании элементов проблемного обучения на уроках русского языка из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mironova.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов проблемного обучения на уроках русского языка (из опыта работы)

Миронова Ирина Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы

ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище министерства обороны Российской Федерации»

 «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».

Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Следует различать внешние мотивы  (они не связаны с деятельностью) и  внутренние мотивы. Внутренние мотивы характеризуются интересом  к самому процессу и его результату; стремление  развивать какие-либо умения, качества. Внешние же проявляются тогда, когда человек действует  в  силу долга, обязанности, из-за давления родных, педагогов и т.д. Если учащиеся решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы родителей, преподавателя и т.д.  Внутренними – интерес  к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то он является лишь внешним для учащегося. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и неперспективно.

Я являюсь преподавателем  русского языка,  изучать который далеко не всякий любит. Поэтому считаю основной своей задачей развитие интереса к предмету.  Как решать эту трудную задачу?

Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания?

Много лет назад (24 года назад) я задалась вопросом: почему дети знают правила, а писать грамотно не могут? Я подумала, что что-то не так делаю, и начала изучать новые технологии, таким образом  я и вышла на технологию развивающего обучения. 3 года обучения в Москве и счастливые годы творчества. В основе лежал следующий постулат - ребёнок субъект обучения. Задача учителя сформировать у него учебно-познавательный интерес, стимулирующий развитие мотивации к изучению учебного предмета. И работа была направлена на развитие учебной деятельности, на формирование мотивации.

Как я это делаю?

1.Создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение особенно при изучении нового материала. Строю урок так, чтобы дети убедились в том, что у них есть знания, а потом сталкиваю их с новыми незнаниями, и они должны проанализировать новые языковые явления,  самостоятельно определить проблему,  наметить ход решения, выбрать способ решения проблемы,  т.е. осуществляют поиск.

 Дети проводят лингвистическое исследование, работают «учёными», делают своё «открытие». Идет совместный поиск ответа. Вообще поисковый метод, когда под руководством учителя ребята овладевают отдельными этапами научного познания, является ведущим элементом русского языка, особенно при изучении нового материала. Моя задача не преподнести истину, а научить её находить, дать им «инструмент» в руки.

Например, перед изучением темы «Чередование гласных в корне слова » подвожу к ситуации успеха и даю слова растение, блистать, выясняем, что проверить их нельзя, следовательно, мы ещё не всё знаем о корне. Перед изучением темы «Разносклоняемые существительные» и «Существительные особого склонения» создаётся аналогичная ситуация. При изучении некоторых тем (например, «Правописание НЕ с различными частями речи», «Н и НН в суффиксах различных частей речи» «Безударный гласный в окончании глагола») показываю таблицу с примерами, а учащиеся выводят правило, то есть становятся субъектами изучения, а не получают информацию в готовом виде.

2. Начиная с пятого класса, я практикую письмо с пропусками букв (письмо с «дырками»).

Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения на начальной ступени у большинства детей она не формируется.  Обучение  орфографии зависит от того,  насколько развита у  учащихся способность видеть в словах места, в которых можно допустить ошибку. Но большинство учебников русского языка учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путём «раскрытия скобок», поэтому такая работа становится механической, так как  орфограммы здесь уже определены  (места пропуска букв) и первое действие орфографической задачи  (видеть орфограмму) выполнено за учащихся.  Научить детей записывать слова и предложения с пропуском орфограмм слабых позиций – это значит научить их ставить орфографические задачи в процессе письма. Это умение имеет непосредственное отношение к будущей грамотности учащихся. Надо  «научить сомневаться». По мере изучения новых орфограмм пропуски заполняются ( методика Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова).

3. Часто использую приём «ловушек». Говорю, что в правильно написанном слове ошибка, таким образом  формирую умение  не просто соглашаться с моим мнением, а доказательно отстаивать своё.

Например, говорю, что  корень в слове  растение надо проверить словом рос, и учащиеся должны аргументированно доказать своё мнение (в слове фасолевый суффикс –лив-, в слове замечаешь в окончании И).

4. Одним из способов развития долговременной памяти всегда являлся ассоциативный метод, развивающий память, повышающий интерес к изучению русского языка, улучшающий качество знаний по предмету.

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть.

 Например, при изучении правописания предлогов  в течениЕ, в заключениЕ (визуальная ассоциация ), при изучении спряжения глаголов рисуют ассоциации, показывающие, что во II спряжении пишется И, а в I спряжении-Е.  

5.Использую прием «Обнаружение причин ошибок и способы их устранения»- умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации:

 Мне надо повторить…

Мне надо выучить…

6.Использую прием «Рефлексивные вопросы».

Применяется на стадии рефлексии в начале или конце урока

Набор рефлексивных вопросов:

  1. Что показалось вам сегодня трудным?
  2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?
  3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
  4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
  5. Что узнали на прошлом уроке?

А также составление синквейна (французское пятистишье), например,

Урок

Интересный, трудный

Учимся, узнаём, спорим

Нам надо много узнать

Свет

7. Оценка – не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Не ставлю плохих отметок при ответе у доски. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Для развития самоконтроля и самоанализа,  использую приём «оценочные линейки», учащиеся оценивают аккуратность работы,   понимание, настроение и т.д.(I I).

 Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, поэтому в конце четверти прошу оценить свою работу и выставить себе отметку (выдаю контрольные тетради).

8. Прием  «Составление проверочных заданий».

Чтобы улучшить усвоение, осознание трудного материала, провожу составленные учащимися орфографические пятиминутки (один ученик у доски пишет, другой – проверяет, то есть работает учителем),а также вызывает интерес у учеников мозговой штурм.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
Стараюсь создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Помогаю ученику снять чувство страха, не боюсь авансировать ученика, называя его достоинства, так как авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прилагает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. Стараюсь сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий. И таким образом постепенно подходим к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.

Считаю, что моя задача- научить, а не проучить, а самое главное не навредить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Из опыта работы по теме: "Исследовательский метод как элемент проблемного обучения на уроках русского языка"

В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, овладевают умением самостояте...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

В условиях внедрения ФГОС  неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...

Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах"

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах по ФГОС....

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся

Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...