Развитие у учащихся знаково-символических УУД на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Необходимость развития универсальных учебных действий (УУД), являющихся неотъемлемой частью ядра ФГОС второго поколения, вызвана тем, что основной целью образования, сформулированной в стандарте, является развитие личности. Развивать обучающегося можно, развивая его деятельность. В стандартах определено, что способы этой деятельности – УУД. Для успешного обучения школьников должны быть сформированы регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Среди познавательных УУД особое место занимают знаково-символические. Значение знаково-символического развития детей, начиная с первых классов, педагогика признает безапелляционным фактом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость развития универсальных учебных действий (УУД), являющихся неотъемлемой частью ядра ФГОС второго поколения, вызвана тем, что основной целью образования, сформулированной в стандарте, является развитие личности. Развивать обучающегося можно, развивая его деятельность. В стандартах определено, что способы этой деятельности – УУД. Для успешного обучения школьников должны быть сформированы регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Среди познавательных УУД особое место занимают знаково-символические. Значение знаково-символического развития детей, начиная с первых классов, педагогика признает безапелляционным фактом. Данная проблема в течение многих лет разрабатывается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Г. Салмина А. Г. Асмолов, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Считается, что уровень развития знаково-символической деятельности служит показателем умственного развития, является одной из общих интеллектуальных способностей. В исследованиях отмечается, что степень сформированности знаково-символической деятельности определяет возможности школьников в процессе усвоения знаний, в продуктивной деятельности. По мнению отечественного психолога Л. С. Выготского, овладение новыми средствами (то есть знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития, но достигнуто это может быть при условии, когда знаково-символическая система используется в школе в единой системе при изучении всех предметов.

Учебная деятельность предполагает необходимость перевода одной знаково-символической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно.

Во всех работах была обнаружена высокая продуктивность графического и символического представления информации. А. И. Подольский указывает, что для наилучшего опознания «объект должен ВЫСТУПИТЬ перед учеником сразу во всех своих существенных для актуальной задачи качествах». Такое представление и организацию объекта обеспечивает модель.

С точки зрения Н. Г. Салминой, сформированность знаково-символической деятельности имеет важное значение и в связи с проблемой готовности детей к обучению. Наряду с произвольностью и личностными качествами, она выступает по данным параметрам одним из критериев готовности детей к школьному обучению.

В литературе выделяют следующие функции знаково-символических средств в деятельности:

•         Познавательная функция знаково-символических

средств направлена на отражение, воспроизведение реальности в деятельности человека. Ее результатом является новое знание о мире.

•         Замещающая функция направлена на функциональное замещение объекта знаково-символическими средствами.

Семиотический подход к использованию знаково-символических средств в функции моделей в психологии предполагает наличие знаний о специфике различных видов графических средств в деятельности. Поскольку знания о видах средств и их функциях в деятельности в методиках преподавания учебных дисциплин и в школьных программах отдельно не выделяются, а в учебниках графические средства используются достаточно произвольно, то длительное время учащимся приходится идти к освоению моделей методом «проб и ошибок». Результаты такого обучения в большей степени зависят от индивидуальных особенностей школьников, и, следовательно, при этих условиях успех в освоении учебного моделирования может быть достигнут не всеми учащимися. Поэтому в условиях введения ФГОС работа с моделями, знаково-символическими средствами становится системной и является одним из жизненных способов формирования УУД.

1. Безрукова Е.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников и система мониторинговых исследований в период обучения грамоте // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С.35–43.

2. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Соч.–Т. 6.: М.: Педагогика, 1984. С.5–86.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

4. Дунилова Р.А., Бобрикова Л.Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5–11. 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся СКК 7 вида на уроках физики

Особого внимания заслуживает проблема развития познавательного интереса учащихся коррекционных классов. Школьные программы по физике не адаптированы для данной категории...

Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики

В статье описано педагогическое исследование по развитию творческих способностей  через исследовательскую деятельность на уроках физики....

Системно–деятельностный подход как одно из условий развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке физики

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести ...

Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках физики

Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках физики...

Проект по физике "Развитие самостоятельности и познавательной активности школьников на уроках физики"

 Воспитание нового человека, воспитание поколений людей, которые поднялись бы на более высокий уровень образованности, культуры, нравственного совершенства , профессионального мастерства и...

Формирование УУД учащихся через виртуальный эксперимент на уроках физики

Статья на IV городские  методические чтения «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС» (в соавт. с Головыриной Е.Г., учителем физики и информатики МОУ СОШ №15)Зад...