Развитие познавательного интереса учащихся СКК 7 вида на уроках физики
статья по физике по теме

Рыбакова Светлана Юрьевна

      Особого внимания заслуживает проблема развития познавательного интереса учащихся коррекционных классов. Школьные программы по физике не адаптированы для данной категории учащихся, они испытывают большие трудности в изучении предмета и постепенно теряют интерес к нему. Чтобы успешно обучать этих учащихся, нужно тщательно подбирать средства развития познавательного интереса.

      Особого внимания заслуживает проблема развития познавательного интереса учащихся коррекционных классов. Школьные программы по физике не адаптированы для данной категории учащихся, они испытывают большие трудности в изучении предмета и постепенно теряют интерес к нему. Чтобы успешно обучать этих учащихся, нужно тщательно подбирать средства развития познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.rar635.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-сказка
на тему: "Первоначальные сведения о строении вещества."

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь - Настасья-Премудрая. Красавица писаная, а уж рукоделица! Но больше всего она физику любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда, чтобы помогла ему физику использовать во вредных целях. Крикнул тут царь клич: "Кто спасет мою дочь, тому в жены ее отдам". Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему старушка.

- Куда путь держишь?

- Настасью-Премудрую искать, ее черный вихрь унес.

- Нелегко тебе придется, ведь спасти ее сможет лишь тот, кто физику хорошо знает.

- Вот и хорошо, уж что-что, а физику-то я знаю.

Дала ему старушка клубок и говорит:

- Он волшебный, но станет им тогда, когда скажешь правильно: клубок - это:

вещество или физическое тело? Задумался Иван, давайте ему поможем.

Покатился клубок и привел Ивана к деревьям. А на них вместо листьев листочки бумажные висят. Хотел он пройти мимо, да услышал голос: - Помоги нам Иван! Развесь ленточку правильно: на одно дерево с названиями веществ, а на другое - с названием физических meл. Принялся Иван за работу. Кто может выполнить это задание? (Желающий ученик на магнитной доске размещает карточки. Остальные в тетради пишут по пять названий веществ и физических тел) Выполнил Иван задание, а перед ним зеленой листвой шумят деревья: "Спасибо Иван, за то, что оживил нас". Пошел он дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле успевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Смотрит - змея.

- Отодвинь камень, на котором сидишь, там - письмо заветное. Сумеешь ответы найти - откроется тебе тропинка через болото, а не сумеешь - не видать тебе Настасьи-Премудрой. - сказала змея.

Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем два задания.

Первое - дописать концы фраз (в тетрадях):

1. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется ...

2. То, из чего состоит физическое тело, называется ...

3. Частицы, из которых состоят молекулы ...

4. Сохранение объема и формы - это свойство ...

5. Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был русский ученый ...

Да ... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно не простое: надо показать схематично расположение молекул воды в различных состояниях и объяснить, чем вызвано различие свойств воды в этих состояниях (три ученика).

Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван за ним, глядь - перед ним старичок на пеньке сидит и говорит:

- Погоди добрый молодец! Дальше не пройдешь, если не ответишь на три мои вопроса.

- Задавай.

1. Что ты знаешь о молекулах?

2. Можно ли отличить воду, полученную из сока, от воды выделенной из молока или морской воды? Почему?

3. Чем схожи и чем различаются холодная и горячая вода?

Справился Иван с заданием. (Скажите, что он ответил старичку?) Покатился клубок дальше. Идет Иван, торопится. Остановился клубок. Видит Иван впереди бревно огромное посреди дороги лежит, не обойти, не перепрыгнуть. А на бревне слова написаны: "Если найдешь физические ошибки в рассказе, то отодвинется бревно, а не найдешь, - так и останешься на этой стороне. "Рассказ с ошибками.

Встретились однажды два друга - Коля и Витя. Давно они не виделись. "А я уже физику знаю", - хвалится Коля. "И я тоже знаю", - говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться. Коля: "Я знаю, что мельчайшая частица вещества это молекула". Витя: "Подумаешь! Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов". Коля: "А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в телескоп?". Витя: "Конечно! В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела?" Коля: "Еще бы не знать! Это каждому известно! А ты слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном?"

Витя: "Конечно, слышал! Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но меняют объем, а твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема. Газы меняют форму и объем".

Коля: "Постой, постой! По-моему, ты что-то перепутал!" Витя: "Ничего я не перепутал! Я физику как дважды два знаю". Коля: "Ну, тогда ответь на мой вопрос: одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Только подумай сначала".

Витя: "А что тут думать. Я и без обдумывания скажу, что одинаково. На то она, брат, и диффузия".

Иван точно, как и вы, указал все ошибки, тут же бревно отодвинулось, и он пошел дальше. Долго ли коротко он шел, но, наконец, пришел к замку, а войти в него не может - вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал небольшую дверь, но на ней замок многопудовый. Попытался Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: "Не печалься Иван, замок сам откроется, если сумеешь ты указать физический смысл трех пословиц".

 Ложка дегтя бочку меда портит.  Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь.  Как с гуся вода.

С последними словами замок упал на землю. Открыл Иван дверь, а перед ним Настасья-Премудрая.

- Молодец, Иван! Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать цену деления у всех мензурок, стоящих на партах, и сказать, сколько воды в каждой из них. (В тетрадях)

Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, и очутились Иван да Настасья-Премудрая дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее да физику повторял, молодец! (Тетради сдают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и активности на уроках географии

Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества урока и знаний возможно использование различных форм и методов обучения....

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьник...

Презентация "Формирование познавательных интересов у учащихся на уроках физики".

Презентация по теме самообразования "Формирование познавательных интересов у учащихся на уроках физики"....

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках физики

Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках физики.Цель: активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их приме...

Развитие познавательной активности учащихся в предметной области «Физика»

Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои п...

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.) Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.)Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики...

Выступление на Районном МО учителей физики по теме: "Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках физики"

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой...