Развитие познавательного интереса и активности на уроках географии
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Куликова Вера Евгеньевна

Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества урока и знаний возможно использование различных форм и методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса и активности на уроках географии

(тезисы)

Куликова В.Е. 

учитель географии

МОУ СОШ №21

Г. Южно-Сахалинск

     География самая романтическая область знаний, т.к. она изучает нашу планету – такую близкую и многообразную, таящую в себе множество неразгаданных тайн. А все неизвестное издавна манило людей, заставляло отправляться в путешествия через пустыни, леса, моря и океаны. В наш век практически не осталось белых пятен на карте. И, тем не менее, открытия можно совершать и на школьных уроках, при чтении книг, узнавая что-то новое и необычное. Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, т.к. качество знаний школьников резко ухудшилось.

     Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся. В процессе формирования познавательного интереса к предмету решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности. Проблема активности процесса обучения не может на современном этапе рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения. Повышение качества образования в настоящее время невозможно без удовлетворения личностных запросов.  Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того,  насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.

     Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. В настоящее время широко распостранены уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т. Д., благодаря которым каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя.

     Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:

  • проблемные уроки (эффективный способ повышения интереса учащихся к урокам географии)
  • технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности)
  • технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности)
  • коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся)
  • урок – игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект)
  • использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок)
  • дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Угадай», «Заморочки из бочки»,  «Туристическое агентство «По странам и континентам»),  сбор карт-пазлов и т.д.)

Приведу некоторые виды работ, которые использую на своих уроках:

«Найди свою половинку»

Необходимо соединить половинки слов между собой.

БАО

ПИ

ГЕ

ЗОН

Баобаб, оазис, сейба, окапи, эпифит, пингвин, гевея, бизон, лиана, пихта, вади, финик

ОА

ФИТ

ЛИА

НИК

СЕЙ

ВИН

БИ

ДИ

ОКА

ЗИС

ПИХ

ВЕЯ

ПИНГ

БАБ

ВА

НА

ЭПИ

БА

ФИ

ТА

«Буквы заблудились»

      На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?».

ЛИМКАТ (климат)                                                    АКОАЛ (коала)

ТЕРЕВ (ветер)                                                            КЭСОПТР (экспорт)

НЕРЕВА (Венера)                                                      ЯРИВАЗЕ (Евразия)

«Справочное бюро»

      Очень удобно использовать данный вид работы, если по теме изучается много определений, а также при повторении темы. Вызывается один учащийся, он будет работать в «Справочном бюро», остальные же задают ему вопросы по определениям. Желающих поработать в «Справочном бюро» всегда очень много.

«Кто или что лишнее?»

     Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).

Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия,  острова)

Гималаи, Пиренеи¸ Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы)

Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)

Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые)

«Географические диктанты»

     Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):

     «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка припятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течение Куросио помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска».

«Составь слово»

      Использую в групповой работе (по 5-6 человек) для выполнения задания на составление слов. Учащимся раздаю кружки с разными буквами (60 шт. и более), даю задание – составить как можно больше слов по теме (например «Атмосфера») за определенное время. Сколько слов – столько баллов. Кто составит самое длинное слово, получает дополнительно еще один балл. Обязательно учитывается грамотность.

   (РОСА)

          ………..

«Заморочки из бочки»

       Предлагаю учащимся примерно 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером учащийся достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достается.

     К примеру - №3 «Определите по описанию, о каком районе идет речь» (Тема «Экономические районы России», 9 класс):

     «Этот район имеет выход к трем морям. На юге граничит со странами ближнего зарубежья, является самым многонациональным районом России, главная специализация района – агропромышленное производство, рекреационные ресурсы способствуют развитию здесь курортного хозяйства». (Европейский Юг)

       Или - №8 « О каком материке идет речь?»

«Она располагается под нами.

Там, очевидно ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

                                    Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненья». (Австралия)

«Угадай»

     Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:

а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)

б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр – одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район»)

 

«Кто это, что это?»

     Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),

гевея (дерево), мате (чай), Игуасу (водопад), лама (животное), Котопахи (вулкан),  Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.

«Туристическое агентство «По странам и континентам»

      Каждая группа учащихся рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну.

«Подбери пару»

      Слова по какой-либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово:

               Вершина:                                                  Горные системы:

     г.Аконкагуа                                                    Кордильеры

    г. Эльбрус                                                        Анды

    г. Мак-Кинли                                                   Кавказ

    г. Народная                                                      Альпы

    г. Монблан                                                       Урал

                                                                               Гималаи

                                                                               

«Загадки»

                Данные загадки можно использовать при изучении темы «Полезные ископаемые».

Тот камень чудесный с Урала                      Если встретишь на дороге,

Нежным цветом зеленым манит.                 То увязнут сильно ноги.

Я только сегодня узнала,                              А сделать миску или вазу –

Что камень зовут ……(малахит)                  она понадобится сразу (глина)

В моей земле богатства скрыты,                  Покрывают им дороги,

Она и золото хранит,                                     улицы в селениях,

И рядом с медью – малахиты,                      а еще он есть в цементе.

Железо, мрамор и …….(гранит)                  Сам он – удобрение (известняк)

     Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьник...

Методическая разработка " развитие познавательного интереса к предмету на уроках географии"

География - это единственный школьный предмет, который синтезирует знания из области естественных и общественных наук....

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Презентация по теме "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...

Авторская концепция "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"

Одна из важнейших проблем сегодня  – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению.      ...

Презентация к авторской концепции "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"

Основные пути, позволяющие развивать познавательную активностьучащихся}элементы занимательности на уроках}творческая работа}разнообразные формы проведения уроков}дидактический материал}индивидуа...

Развитие познавательных интересов у учащихся на уроках географии

Статья помогает привить любовь к предмету, заинтересовать увлекательными заданиями, новыми методическими приёмами...