Авторская концепция "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"
методическая разработка (10 класс) на тему

Одна из важнейших проблем сегодня  – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению.          Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активных отношений к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока.  

    Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся интерес к русскому языку как к предмету? Таких путей много, но основными, я считаю, являются:  применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, разнообразные формы ведения уроков, дифференцированный подход,   индивидуальная  работа с учащимися, применение различных дидактических, иллюстративных, раздаточных материалов, использование  информационных технологий обучения  для   повышения активизации познавательной деятельности школьников. Поэтому я стараюсь  строить уроки так, чтобы они были не только уроками обучения языку, но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                   Авторская    концепция

         Развитие познавательного интереса

               и активности учащихся

              на уроках  русского языка

                                    учитель русского языка

                                       и литературы

                                       Таранова О.В.

 

       

                                     

                                План.

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  1. Игра и игровые моменты на уроках русского языка.
  2. Лингвистические сказки.
  3. Творческие задания на уроках.
  4. Нетрадиционные формы проведения уроков:

а)  уроки-семинары;

б) уроки – зачеты;

в) уроки – игры;

г) уроки- путешествия.

                  5.     Информационные технологии.

                  6.   Внеклассная работа.

       III.    Заключение.

   

          Всякое познание начинается с удивления. А удивление - это пробуждение познавательного интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие познавательного интереса к предмету у каждого ребёнка. Каждый учитель словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудный школьный предмет, к сожалению, не у всех учащихся пользуется популярностью.

    Одна из важнейших проблем сегодняшнего дня – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению.  

   Причина  того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку состоит в том, что учителя русского языка не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых  до самых нежных  и мягких, не всё делается для того, чтобы ученики дивились,  драгоценности нашего языка”.

          Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активных отношений к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока.  

    Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся интерес к русскому языку как к предмету? Таких путей много, но основными, я считаю, являются:  применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, разнообразные формы ведения уроков, дифференцированный подход,   индивидуальная  работа с учащимися, применение различных дидактических, иллюстративных, раздаточных материалов, использование  информационных технологий обучения  для   повышения активизации познавательной деятельности школьников. Поэтому я стараюсь  строить уроки так, чтобы они были не только уроками обучения языку, но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни

       Вся разнообразная работа на уроках русского языка даёт возможность привить любовь к своему родному языку и постичь его тайны, что так необходимо каждому в жизни.

     «Дитя  утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания»- эти слова К.Д. Ушинского относятся к обучению.

    «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания»,- говорил Буслаев.

    Задача развития познавательной активности - одна из важнейших и актуальных.

Приступить к формированию интереса сразу без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять отборное зерно в необработанную почву.

       Учащиеся привыкли к тому, что учитель должен объяснить, а ученики выучить и ответить. Но богатого опыта активного обучения у нас нет, и,  ни одна учебная дисциплина не располагает системой обучающего материала, построенного по принципу поискового, проблемного обучения. Поэтому активизация обучения может быть осуществлена только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен   очень многое придумывать, быть увлечённым человеком и любить свой предмет.

      Самая актуальная задача состоит в том, чтобы поднять воспитательные возможности урока за счет улучшения его методики, его организации и структуры.  Лишь только тогда наряду с образовательной задачей будут решаться воспитательные. Очень  важна активизация мыслительной деятельности  учащихся, творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственного участия в тех событиях, о которых идет речь на уроке.        

      Развитие познавательной активности учащихся является одним из наиболее важных направлений повышения качества знаний.

      Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности - его разнообразие: разнообразие изучаемого материала, разнообразие поисков работы. Для того  чтобы школьники с интересом ждали урока, чтобы им хотелось следить за происходящим в классе, необходимо, чтобы и в материале каждого урока, и в способе его проведения было что-то новое. Если же этого нет, дети создают себе разнообразие сами, зачастую их активность оказывается в некотором противоречии с нашими педагогическими задачами, поэтому желательно в классе создать определённые ситуации.

      Существует целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьника в процессе самостоятельного «открытия»  новых знаний, разнообразия информации и способов действия в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения (при его посильности).

   Л.Н. Толстой писал: ,, Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их”.

       Незнающий своего предмета учитель не только не сможет научить детей, но и может  «погасить» в них всякое желание изучать его. Воспитание познавательного интереса - трудная работа, требующая не только хорошей подготовки, но и полной самоотдачи.

 Красота и богатство русского языка могут раскрыться  только в процессе  кропотливой работы на каждом уроке.

         В своей работе я применяю такую форму развития познавательного интереса как игра и использую   игровые моменты на  разных этапах урока.

   Игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В последние годы многие педагоги в своей работе учитывают эту важную особенность детской психологии. Только в игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить  и познавать в творчестве. Однако игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а делать это усвоение прочным и интересным.

   Развитие интереса глубоко связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес - основа при углубленном изучении русского языка, при дифференциации обучения.

      Также в своей работе я использую   урок - путешествие по карте «Океан знаний». Она представляет собой множество стран – островов -  это разделы курса русского языка. На этих островах учащиеся встречаются то с мудрым дедушкой Корнем, то с бабушкой Азбукой, то с королевой Грамматикой, то с его величеством Глаголом.  Использовать лингвистическую карту  игры- путешествия можно и при объяснении новой темы урока, и при обобщении материала, и во внеклассной работе.  Например, в 5 классе я провела урок по теме «Правописание  гласных о-а в корнях  -гор-гар-» так:

- Ребята наш корабль приближается к острову «Орфография». Столицей этого города является город  Корень-град.  В нём нас ожидают дедушка Корень и его друзья- Орфограммы. Корень пригласил нас в гости, но стражи госпожи Ударения не хотят нас впускать в город до тех  пор, пока мы не решим две лингвистические задачи.

Итак, задача первая.  Перед вами слова: гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. Разделите слова по их родовым гнёздам. Значение одного «возвышаться», другого «пылать».

     Ударения приготовили для нас другую задачу, немного труднее первой. Рассмотрите таблицу внимательно и скажите, когда в корне нужно писать букву а, а когда букву о?

                                         

                                                        загар                  гореть

угар                    загореться

-  Кто помог нам в исследовании?  (ударение)

Вот теперь-то дедушка Корень с удовольствием проведёт нас по острову «Орфография». (Практическая часть урока)

     В игровой форме провожу урок работы над ошибками. Это деловая игра «Корректор». Она учит орфографической зоркости, умению ориентировать свои варианты написаний, классифицировать ошибки. На уроках работы над ошибками сильные учащиеся садятся рядом с теми, кому не повезло в путешествии по океану Знаний. Вместе они находят ошибки в словах и исправляют их.

    Игровые моменты помогают напряжённый, серьёзный труд сделать занимательным и интересным. Игры нужно разнообразить. Дети очень любят игры-состязания, игры-соревнования, игры-путешествия и т.д.

     На всех этапах урока можно использовать разнообразные   формы обучения: игры, упражнения,   конкурсы, диктанты-молчанки, викторины, загадки, шутки.

     Игра «Зоркий глаз» проводится при изучении этой же темы в 6 классе.

Прочитайте текст.

   Снился Святославу смутный сон.

   В стольном граде в тереме высоком.

   И собрав бояр, поведал он,

   Что узрел во мраке вещем он.

Задание:

а) найти устаревшие слова;

б) неологизмы;

в) синонимы;

г) антонимы и др.

        Также провожу игры с целью развития наблюдательности  у учащихся. При повторении суффиксов прилагательных и существительных провожу игру  «Сложи слово”. Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, а на маленьких записали суффиксы и окончания.

     Игры придают урокам необычность, делают их интересными.

  Навыки работы со словарём совершенствует игра  ,,Справочное бюро”.

Задание: быстро найдите слово в «Толковом словаре», объясните с помощью словарной статьи его значение. С помощью этой игры дети не только пополняют свой словарный  состав, расширяют кругозор, но и учатся работать со словарём.

Также важно использовать на уроке русского языка и лингвистические сказки. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Лингвистические сказки  используют на разных этапах урока, в разных вариантах. Иногда дети и самостоятельно сочиняют свои сказки, правда, не всегда удачно.

При изучении в 6 классе темы ,,Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик” учащиеся знакомятся со сказкой "Суффиксы Ек-Ик”.

«В одном городе в чудесной стране Орфографии жили суффиксы. Они учились в школе. –ик был очень прилежным учеником. –ек был настоящим прогульщиком, -к всегда был на месте, а –е умудрялся улизнуть. Однажды, когда –е опять убежал, учитель – суффикс- тель, решил считать с того дня -е в суффиксе –ек беглым гласным. А как же иначе?! И сейчас, когда мы с вами начинаем склонять слова с суффиксом –ек, гласная е всегда выпадает, становится беглой.»

замочек -  замочка

платочек - платочка

С помощью таких грамматических сказок вырабатываются навыки грамотного написания. Эти  сказки учащиеся долго помнят. В сказках отражается уяснение детьми грамматического правила.

Для того  чтобы легче запомнить орфографические  правила, необходимо также использовать и весёлые рифмы:

       Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Держать, слышать,

Ненавидеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,

Их на   -е  спрягать нельзя!

    При обобщении знаний важно использовать кроссворды. На заключительных уроках изучения определённой темы учащиеся составляют кроссворды. Этап урока  ,,Кроссворд приходит на урок” экономит время, помогает за небольшой промежуток времени проверить знания учащихся по целой теме.  (см. приложение)

Для повышения познавательного интереса важно использование грамматического лото, домино, карточек с рисунками, ребусов и др.

Творческие задания на уроках русского языка.

     Каждый ребёнок стремится к творческой деятельности. При наличии выработанной умело применяемой системы творческих работ, можно не только формировать навыки связной речи, но и развивать творческие способности учащихся.  Каждый ребёнок- личность. И на уроках русского языка, как и на всех других, необходимо дать возможность этой личности раскрыться, проявить себя в творчестве. Для этого необходимо как можно чаще давать возможность ученикам  побывать на позиции автора. Стать автором не только творческих работ, но и отдельных предложений, высказываний.

    С удовольствием  составляют учащиеся сочинения - миниатюры, мини - тексты, составляют предложения с заданными словами.

       Живой интерес проявляется  только тогда, когда язык и в школьном преподавании становится тем, что он есть на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя.

На уроках решаются поисковые и эвристические задачи, которые помогают повысить интерес познания. Например:

   ,,Род имён существительных  связан  и с  другими признаками. С какими признаками связан род слов кашне, кино, пианино, портье, буржуа, леди? Сделайте вывод об особенностях   рода”, " Можно ли употребить существительные, имеющие только форму множественного числа, для обозначения единичных предметов?"

    Важно также использовать в учебном процессе любимый детьми жанр - загадки. Работа над загадками применяется при частичном разборе, при определении типов предложений и т.д.

Например, использование загадок для определения типов предложений по цели высказывания.

              За стеной костяной, соловейко, спой.

 Конструкции с бессоюзной связью в образной части загадки являются самыми многочисленными из всех разновидностей сложных предложений. По мнению М.В. Ломоносова, "слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём меньше союзов".

До чего народ доходит: самовар в упряжке  ходит.

В загадках представлены почти все разновидности сложноподчинённых предложений:

1) с определительными придаточными, например:

     Пятачок, на который ничего не купишь.

2) с изъяснительными придаточными, например:

     Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень.

3) с обстоятельственными придаточными, на пример:

Куда нос, туда и хвост,

Если б не было его, не сказал бы ничего.

                                          Нетрадиционные уроки.

      Повышает интерес на уроках русского языка использование таких нетрадиционных форм уроков  как: урок-исследование, урок-семинар, урок-зачёт, урок-путешествие, урок-игра и т.д.

    Нетрадиционные уроки дают ученикам радость познания, ощущение движения вперёд.

 Урок-семинар - особый урок потому, что у учащихся на рабочем месте кроме обычных учебников, лежат новые книги о языке, рефераты, тетради-справочники. Работа учащихся на таком уроке - это участие в общем процессе познания: они слушают, выступают, задают вопросы, рецензируют, делают необходимые записи, выделяя главное.  Урок- семинар требует серьёзной подготовки учащихся, учителя.

Например,  по теме: «Обобщение и повторение по теме  «Глагол».

Групповая работа.

Класс делится на 2-3 команды. На подготовку даётся 5-10 минут.  

Задание для 1 и 2 групп:

    Вспомните, какие основные орфограммы изучены по теме «Глагол»?

                           а) в суффиксах глаголов;

                           б) в окончаниях глаголов.

Третья группа получает задание практического характера:

                       -Привести примеры на орфограммы,  изученные в теме «Глагол».  

                         Прокомментировать их.

Остальные учащиеся слушают, вносят дополнения, исправления. Примеры записывают в тетрадь.

3. Работа в парах.

    Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы, проверьте работу соседа.

  Запляш..т, закружат..ся, ман..т, (не)любил, рассказ..вать, вскак..вал, (не)горевать,  

  кук..вать, вытр..те ноги, держал(бы), нравит(?)ся, боле..т, (не)вид..ть, чу..ству..шь,  

  обжеч.., отреж.., (не)годовать.

Учитель проверяет 2 работы, выставляя оценку обоим ученикам, работавшим в паре. Другая пара зачитывает и комментирует слова со вставленными буквами.

Индивидуальная работа.

     Определите вид спряжения, наклонения глагола. (По карточкам).

                    Родился  3 (    ) ландыш в майский день,

                    И лес его хранит 4 (   )

                    Мне кажется:  его задень (        )

                    Он тихо зазвенит. (       )

                    И этот звон услышит (     ) луг,

                    И птицы, и цветы.

                    Давай послушаем (     ) , а вдруг

                    Услышим (      )  я и ты.

   Творческая работа.

 Более сильные учащиеся пишут мини - сочинения «Март - удивительный месяц», а

  слабые - работают по карточкам.  Задания: описать действия.  Все учащиеся определяют  

 переходность и непереходность глаголов.

  Проверка.

       Урок - зачёт - одна из разновидностей уроков обобщения и систематизации изученного  материала. Значение таких уроков состоит, прежде всего, в том, что на них выявляется не только степень усвоения теоретического материала, но и уровень сформированности умений и навыков. При этом особое внимание уделяется  на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях.

   Также уроки решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого ученика за результаты  учёбы.

      На всех этапах урока можно использовать разнообразные   формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки,  игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

     Использование на уроках русского языка светофоров, сигнальных ракеток, опорных таблиц, перфокарт, схем разнообразит урок. Их использование экономит время для опроса, вызывает интерес учащихся к уроку, способствует быстрому запоминанию и усвоению нового материала.    

Например, таблица  ,,е” и  ,,и” в падежных окончаниях имён существительных.

падежи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Родительный  пад.

И  земли, сестры

Е   не бывает

}и жизни, площади

Дательный  пад.

Е земле, сестре

      -

Предложный пад.

Е о земле, о сестре

Е  о столе, о коне

     Применение карточек активизирует работу учащихся, даёт возможность в течение урока осуществлять  постоянный контроль выполнения работы каждым учеником.

Игра «Найди родственное слово». На доске написаны слова:  водоём, проводы, половодье,  разводить, проводник, водопад, водитель, завод, наводнение. Класс делится на 2 команды. Учащиеся 1 группы выписывают слова с корнем, имеющим значение «вода»; вторая команда - слова с корнем, имеющим значение «водить». Корни выделяются, устно объясняется значение слова, выигрывает та команда, которая выпишет все слова одного корня и объяснит их.

                                    Информационные технологии.

     Самым эффективным средством развития познавательной активности в настоящее время является использование информационных технологий.

      Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это   необходимость, потому что  они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к внеклассным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения. Использование готовых электронных продуктов  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

     Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

     Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции

должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только  то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

     Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

   На сегодняшний день мною разработано несколько презентаций по отдельным темам для уроков русского языка. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Планирую продолжить работу по  созданию презентаций.  

                                                       

                                                   Внеклассная работа.

     Развитие познавательного интереса не ограничивается только присутствием на уроках, а является продолжением и во внеклассной работе.

Целью внеклассных занятий по русскому языку является:

  1. расширение и углубление тех знаний, которые учащиеся получают на уроке;
  2. повышение познавательного интереса на уроках как к учебному предмету, так воспитание любви к русскому языку;
  3. совершенствование  навыков анализа, классификации и тем  самым повышения уровня языкового развития учащихся.

Внеклассная работа является мощным дополнительным средством воспитания любви, познавательного интереса к языку. В течение года мною проводятся такие  мероприятия: викторины, конкурсы, олимпиады по русскому языку, КВН, вечера, которые полюбились детям. Они являются смотром ученических знаний.

     Особенно понравился ученикам КВН «Любителям русской словесности». Команды «Русаки» и «Грамотеи» оспаривали свои знания в упорном бою. Задания для них готовила королева «Грамматика». Задание зависит от того, на какой остров (раздел русского языка) попадёт команда. Важно также в нашей работе проводить конкурсы  на смекалку, знатоков русского языка и литературы, любителей загадок, любителей занимательных игр по русскому языку и литературе и даже конкурсы сообразительных болельщиков. Такие смотры и праздники запоминаются надолго. В них активное участие принимают все ученики. Те, у кого знания  похуже, учатся у своих товарищей, а сильные ученики, окрылённые успехом, с ещё большим интересом  работают со словарями, читают дополнительную литературу, пополняя свои знания в области языка.

        Я думаю, что    нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, должен научить грамотно, точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.

                                                         Заключение.

      Вся разнообразная работа на уроках русского языка даёт возможность привить учащимся любовь к своему родному языку и постичь его тайны, что так необходимо каждому в жизни.

     Если уроки русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, если ребёнок с радостью будет идти на урок, испытывать необходимость в познании, чувствовать, понимать, любить родное слово, то перестанет существовать проблема интереса к языку. Для этого нам, учителям русского языка, необходимо постоянно, неустанно, увлечённо работать с каждым учеником, искать всё новые и новые формы и методы работы, разнообразить уроки, делать их интересными, занимательными, любить свой предмет, любить каждого ученика и тогда, только тогда, мы испытаем счастье: видеть в глазах  ребят любовь и интерес, жажду познания и необходимость самовыражения.

                                                          Литература.

  1. Арсирий  А.Т.  Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М, «Просвещение», 1967.
  2. Березина  С.Н., Борисова Н.Н. Русский язык в схемах и таблицах. – М. , 2006.
  3. Волина  В. Весёлая грамматика. – М., 1995.
  4. Граник  Г.Г. , Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. М. , «Просвещение», 2007.
  5. Граник  Г.Г. , Бондаренко С.М. , Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М. , «Просвещение», 1991.
  6. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе.  – М. ,

      «Просвещение», 1980.

  1. Ушаков Н.Н.  Внеклассные занятия по русскому языку.  – М. ,

      «Просвещение», 2004.

  1.  Журнал «Русский язык в школе».   -      2001.-№1      

                                                                                2003.- №2

                                                                                2008.-№1

                                                                                2009.-№6.  

               



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Моя судьба – Дерезовка»

Цели:

1. формирование у детей   системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству;  

2. совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

  Задачи:

  1. воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
  2. формировать интерес   к истории своего села,   умение видеть историю вокруг себя 

Звучит музыка песни «Моя Россия»

Ведущий 1:  От Голоновки и до Мостового,

                     Преодолев барьер семи яров,

                     Над Доном поднялось село родное,

                     Обнявши склоны четырех холмов.

Ведущий 2:  В каком году, никто не знает точно,

                     Здесь поселились предки-земляки.

                     За дерезу, засевшую навечно,

                     Селенье Дерезовкой нарекли.

Ведущий 1: Места кругом, какие – не расскажешь!

                   Там надо побывать, чтоб в душу залегли.

                   Искали молодые лучше места,

                   Но за три века так и не нашли.

Ведущий 2:  

Название  Дерезовка получила по дерезнякам – зарослям степного кустарника: дерезы, вишни, терна, боярышника, шиповника.

Возникло поселение в 40-х годах  18 в. Сначала это была деревня Березовка Гороховской волости Павловского уезда, после  1822 года - село, а с середины 19 века - село Дерезовка  в составе  Твердохлебовской волости Богучарского уезда.

Ведущий 1:

К началу 20 в. в  селе обосновались 3 тысячи жителей. Здесь были церковь, пять общественных зданий, земская школа и школа начальной грамоты, два маслобойных завода, водяная и ветряные мельницы, лавки, пристани. Здесь грузили до 50 тысяч пудов хлеба. Многие жители занимались изготовлением колес и выжиганием древесного угля. Несколько позже село стало центром большой ярмарки.

Ведущий 2:      Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам,

                     О горьком победном пути,

                      Поэтому должен хотя бы наш разум

                      Дорогой страданья пройти.

Ведущий1: Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо»,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

Ведущий 2: И может показаться правы

                  И убедительны слова.

                  Но даже если это правда,

                  Такая, правда, не права.

                  Чтоб снова на планете мирной

                  Не повторилось той войны.

                  Нам нужно, чтобы наши дети

                 Об этом помнили, как мы.

Ведущий 1:  

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов  и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Ведущий2:

Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война- это 20 часов в сутки у станка в день, это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях тогдашних мальчишек и девчонок.

                    Песня «Прадедушка» (учащиеся 1-4 классов)

 

Ведущий 3: 

Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и села. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

 Ведущий 4:

Так давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной и вспомним, как это было…

  Ведущий 3:            Июнь… клонился к вечеру закат.

                      И белой ночи разливалось море.

                      И раздавался звонкий смех ребят,

                      Не знающих, не ведающих горя.

Ведущий 4:          Та ночь была полна июньской прелести,

                       Для них она не пожалела света.

                       Грядущим аттестатом зрелости

                       Их озаряло это лето…

Ведущий 4: Ранним солнечным утром в июне,

                       В час, когда пробуждалась страна,

                       Прозвучало впервые для юных

                      Это страшное слово «война».

Ведущий 3: Они ушли безропотно во тьму,

                         Не попрощавшись, не сказав ни слова,

                         Оставив боль предсердью моему

                          Во имя драгоценности живого.

Ведущий 4:

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всей страны, в том числе и для нашего села Дерезовка, на наших землях проходило одно из важных сражений операция «Малый Сатурн», которое внесло большой вклад в победу над врагом.

Ведущий 3:  На фронт из нашего села и хуторов было призвано более 800 человек, из них не вернулись 267.

 

 Ведущий 4:

- Слово предоставляется председателю Совета ветеранов Дерезовского сельского поселения Бледных Владимиру Степановичу

 

                      У синего Дона курган есть горбатый

                      Кругом ковыли да бескрайняя ширь.

                      В нем спит автоматчик Василий Прокатов-

                      Великой страны богатырь.

                     Декабрь…на рассвете сквозь вой пулеметов,

                     Сквозь пламя и смерть шли гвардейцы вперед,

                     Но встал на пути атакующим ротам

                      Насупленный вражеский дзот.

                      Не выбить фашистов огнем автоматов,

                      Бойцы залегли под свинцовым огнем…

                      Тут поднялся гордо Василий Прокатов

                      И скрылся в буране седом.

                     Сквозь шквальный огонь пробирался он смело

                     И к Дону подполз, выбиваясь из сил;

                     Его амбразуру он собственным телом,

                     Он сердцем геройски закрыл.

                     И хлынула кровь, и в горячем потоке

                     Замолк, захлебнулся врага пулемет-

                     На приступ, стеной, по открытой дороге

                     Рванулись гвардейцы вперед!

Видеоролик  «В сквере имени В. Прокатова»

под песню А. Колесникова  «Прости меня, мама»

Ведущий 1:  Задохнулись канонады.

                      В мире тишина.

                     На большой земле, однажды,

                    Кончилась война.

                    Будем жить, встречать рассветы,

                    Верить и любить.

                     Только не забыть бы это!

                     Лишь бы  не забыть.

Ведущий 2:  Как всходило солнце в гари

                      И кружилась мгла,

                      А в реке - меж берегами-

                      Кровушка текла.

                     Были черными березы,

                     Долгими года.

                    Были выплаканы слезы-

                     Вдовьи – навсегда…

                   Вот опять пронзает лето солнечная нить.

                   Только не забыть бы это!

                   Лишь бы не забыть!

Ведущий 1: Эта память  – верьте, люди-

                 Всей земле нужна…

                 Если мы войну забудем,

                 Вновь придет война

 

Видеообращение -  связь с Харовском  

 

песня «Россия»   (учащиеся 1-4  классов) 

 

              Звучит музыка из фильма  «Тихий Дон»

Ведущий 2: Планету Земля, планету Жизнь мы должны уберечь как самое дорогое для каждого из нас и для всех нас вместе. И начинать надо с самого себя и с маленького уголка Земли, на котором мы живем.

Ведущий 1:

 И если каждый человек сохранит для себя и своих потомков эту, близкую ему частичку Земли, то будет жить вся наша большая планета, значит,  будет жить и человек.

 Ведущий 2: 

Река петляет, обходя преграды и отыскивая свою единственную дорогу, деревья вырастают, сгибаясь под напором ветра.

Ведущий 1:  

Так и мы вырастем, преодолевая трудности, покоряя свои высоты, и найдем свою дорогу.

Ведущий 2:  

Может, уедем из села, унося на своих подошвах родную пыль, но мы никогда не забудем свою родину, свою судьбу - Дерезовку.



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Моя судьба – Дерезовка»

Цели:

1. формирование у детей   системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству;  

2. совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

  Задачи:

  1. воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
  2. формировать интерес   к истории своего села,   умение видеть историю вокруг себя 

Звучит музыка песни «Моя Россия»

Ведущий 1:  От Голоновки и до Мостового,

                     Преодолев барьер семи яров,

                     Над Доном поднялось село родное,

                     Обнявши склоны четырех холмов.

Ведущий 2:  В каком году, никто не знает точно,

                     Здесь поселились предки-земляки.

                     За дерезу, засевшую навечно,

                     Селенье Дерезовкой нарекли.

Ведущий 1: Места кругом, какие – не расскажешь!

                   Там надо побывать, чтоб в душу залегли.

                   Искали молодые лучше места,

                   Но за три века так и не нашли.

Ведущий 2:  

Название  Дерезовка получила по дерезнякам – зарослям степного кустарника: дерезы, вишни, терна, боярышника, шиповника.

Возникло поселение в 40-х годах  18 в. Сначала это была деревня Березовка Гороховской волости Павловского уезда, после  1822 года - село, а с середины 19 века - село Дерезовка  в составе  Твердохлебовской волости Богучарского уезда.

Ведущий 1:

К началу 20 в. в  селе обосновались 3 тысячи жителей. Здесь были церковь, пять общественных зданий, земская школа и школа начальной грамоты, два маслобойных завода, водяная и ветряные мельницы, лавки, пристани. Здесь грузили до 50 тысяч пудов хлеба. Многие жители занимались изготовлением колес и выжиганием древесного угля. Несколько позже село стало центром большой ярмарки.

Ведущий 2:      Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам,

                     О горьком победном пути,

                      Поэтому должен хотя бы наш разум

                      Дорогой страданья пройти.

Ведущий1: Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо»,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

Ведущий 2: И может показаться правы

                  И убедительны слова.

                  Но даже если это правда,

                  Такая, правда, не права.

                  Чтоб снова на планете мирной

                  Не повторилось той войны.

                  Нам нужно, чтобы наши дети

                 Об этом помнили, как мы.

Ведущий 1:  

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов  и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Ведущий2:

Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война- это 20 часов в сутки у станка в день, это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях тогдашних мальчишек и девчонок.

                    Песня «Прадедушка» (учащиеся 1-4 классов)

 

Ведущий 3: 

Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и села. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

 Ведущий 4:

Так давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной и вспомним, как это было…

  Ведущий 3:            Июнь… клонился к вечеру закат.

                      И белой ночи разливалось море.

                      И раздавался звонкий смех ребят,

                      Не знающих, не ведающих горя.

Ведущий 4:          Та ночь была полна июньской прелести,

                       Для них она не пожалела света.

                       Грядущим аттестатом зрелости

                       Их озаряло это лето…

Ведущий 4: Ранним солнечным утром в июне,

                       В час, когда пробуждалась страна,

                       Прозвучало впервые для юных

                      Это страшное слово «война».

Ведущий 3: Они ушли безропотно во тьму,

                         Не попрощавшись, не сказав ни слова,

                         Оставив боль предсердью моему

                          Во имя драгоценности живого.

Ведущий 4:

Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для всей страны, в том числе и для нашего села Дерезовка, на наших землях проходило одно из важных сражений операция «Малый Сатурн», которое внесло большой вклад в победу над врагом.

Ведущий 3:  На фронт из нашего села и хуторов было призвано более 800 человек, из них не вернулись 267.

 

 Ведущий 4:

- Слово предоставляется председателю Совета ветеранов Дерезовского сельского поселения Бледных Владимиру Степановичу

 

                      У синего Дона курган есть горбатый

                      Кругом ковыли да бескрайняя ширь.

                      В нем спит автоматчик Василий Прокатов-

                      Великой страны богатырь.

                     Декабрь…на рассвете сквозь вой пулеметов,

                     Сквозь пламя и смерть шли гвардейцы вперед,

                     Но встал на пути атакующим ротам

                      Насупленный вражеский дзот.

                      Не выбить фашистов огнем автоматов,

                      Бойцы залегли под свинцовым огнем…

                      Тут поднялся гордо Василий Прокатов

                      И скрылся в буране седом.

                     Сквозь шквальный огонь пробирался он смело

                     И к Дону подполз, выбиваясь из сил;

                     Его амбразуру он собственным телом,

                     Он сердцем геройски закрыл.

                     И хлынула кровь, и в горячем потоке

                     Замолк, захлебнулся врага пулемет-

                     На приступ, стеной, по открытой дороге

                     Рванулись гвардейцы вперед!

Видеоролик  «В сквере имени В. Прокатова»

под песню А. Колесникова  «Прости меня, мама»

Ведущий 1:  Задохнулись канонады.

                      В мире тишина.

                     На большой земле, однажды,

                    Кончилась война.

                    Будем жить, встречать рассветы,

                    Верить и любить.

                     Только не забыть бы это!

                     Лишь бы  не забыть.

Ведущий 2:  Как всходило солнце в гари

                      И кружилась мгла,

                      А в реке - меж берегами-

                      Кровушка текла.

                     Были черными березы,

                     Долгими года.

                    Были выплаканы слезы-

                     Вдовьи – навсегда…

                   Вот опять пронзает лето солнечная нить.

                   Только не забыть бы это!

                   Лишь бы не забыть!

Ведущий 1: Эта память  – верьте, люди-

                 Всей земле нужна…

                 Если мы войну забудем,

                 Вновь придет война

 

Видеообращение -  связь с Харовском  

 

песня «Россия»   (учащиеся 1-4  классов) 

 

              Звучит музыка из фильма  «Тихий Дон»

Ведущий 2: Планету Земля, планету Жизнь мы должны уберечь как самое дорогое для каждого из нас и для всех нас вместе. И начинать надо с самого себя и с маленького уголка Земли, на котором мы живем.

Ведущий 1:

 И если каждый человек сохранит для себя и своих потомков эту, близкую ему частичку Земли, то будет жить вся наша большая планета, значит,  будет жить и человек.

 Ведущий 2: 

Река петляет, обходя преграды и отыскивая свою единственную дорогу, деревья вырастают, сгибаясь под напором ветра.

Ведущий 1:  

Так и мы вырастем, преодолевая трудности, покоряя свои высоты, и найдем свою дорогу.

Ведущий 2:  

Может, уедем из села, унося на своих подошвах родную пыль, но мы никогда не забудем свою родину, свою судьбу - Дерезовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка

Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе....

Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн...

Применение новых технологий на уроках русского языка и литературы для повышения познавательной активности учащихся.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок ...

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

Cпособы стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка

В данной статье освещены вопросы обеспечения мотивации изучения английского языка, связи учебного материала с жизненными ситуациями, организации такой речевой практики, которая предполагает высо...

« Развитие творческой активности учащихся и иностранный язык».

Известно, что при изучении иностранного языка мы сталкиваемся с множеством проблем и трудностей. А результативность обучения предмету определяется такими показателями, как  скорость усвоения учеб...