Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка
статья по теме

Костицина Елена Александровна

Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Костицина Елена Александровна

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка.


Одной из важнейших составных частей обучения русскому языку является развитие познавательной активности учащихся на уроках, то есть формирование у них интереса изучаемому предмету. Под интересом в методическом плане понимается такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познавать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Большое значение для развития интереса у школьников имеет создание контакта между учителем и детьми. Учитель не должен упустить из своего внимания особую чуткость к личности ребёнка. Доброжелательное отношение к учащимся – одно из важнейших условий, способствующих формированию у школьников интереса к изучаемому предмету.

Известный педагог и психолог П.П. Блонский, рисуя образ учителя, писал почти сто лет назад: « Дорожите цельным впечатлением ребёнка, его думою и настроением.…Почему учитель, как живая личность отсутствует в классе и держит свою душу  на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения - самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление».

Выдающийся русский педагог П.Ф.Каптерев писал о том же: « Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место…».

Но вызвать интерес к предмету, закрепить его даже для талантливого учителя – труд не одного дня. Пробуждение  

интереса учащихся к учебному предмету «русский язык» - целый процесс, который включает в себя многие составляющие.

Известный педагог и автор учебника М.Т. Баранов, например, выделяет три важных этапа в развитии интереса учащихся:

  1. занимательно, потому и интересно;
  2. вера в слово учителя о значимости предмета;
  3. осознание практической потребности в знаниях по предмету.

Два последних этапа прочно связаны с личностью учителя, о ней уже сказано достаточно. Подробнее остановимся на первом, наиболее конкретном этапе в развитии интереса учащихся к предмету: « занимательно, потому и интересно».

Впрочем, существует и другая точка зрения на занимательность. Приверженцы её, ссылаясь на высказывания В.Г. Белинского и Д.И. Писарева, выступают против «потешающей педагогики», «лёгкого шутовского оттенка».

Но известный русский педагог Н.Ф. Бунаков в книге «Школьное дело» писал следующее: «Все эти свойства школьного обучения – его серьёзность, занимательность, соразмеримость с силами и самостоятельность ученического труда – нисколько не противоречат одно другому, напротив – способствуют». Он считал, что учитель должен серьёзно относиться к своему делу, «являясь… всегда подготовленным, бодрым, не позволяя себе ни вялой апатичности, ни распущенной игривости». Занимательность обучения и «распущенная игривость» учителя, «неуместная шутка», «лёгкий шутовской оттенок» обучения – это совсем не одно и то же. Последнее представляет собой развлекательность, стремление учителя привлечь внимание учеников средствами, не имеющими отношения к содержанию урока. Правильное использование занимательности делают её важным и, по словам педагогов М.А. Данилова и Г.И. Щукиной, «достаточно острым средством обучения».

«Занимательно, потому и интересно».

Один из путей формирования интереса школьников к предмету «русский язык» - обращение к юмору на уроках и стремление учителя развивать фантазию детей. «Держава детства», по определению С.В. Михалкова, всегда нуждается в поддержке бодрого, мажорного тона. Школа должна стать домом радости, домом познания. Так считал, например, В.А. Сухомлинский. Мысль о том, что учение должно доставлять школьнику радость, несмотря на все сложности, связанные с процессом познания, опирается на сущность детской психологии. Учитель обязан помнить об этом, когда обдумывает форму проведения занятий, выбирая для урока те или иные методические приёмы. В моём личном опыте, например, закрепилось использование на уроке стихотворений, часто с юмористической интонацией, иногда – лирических, отзывающихся на общее настроение класса. Известный журналист, автор многих книг о подрастающем поколении Л.Жуховицкий так определил значение поэзии для детского нравственного здоровья: « Поэзия – витамин души, особенно растущей души». Стихи, прочитанные учителем или школьниками, оживляют урок, доставляют радость, сближают детей с учителем. Иногда допустимо, на мой взгляд, чтобы стихотворение не было связано с учебным материалом урока, а прочитано просто так, как приятная для детей неожиданность. Практика показывает, что подобные сюрпризы школьники ценят, а мотивировка того, почему эти стихи прозвучали на уроке, может быть разной, вплоть до самой простой: «Мне нравится…. Интересно, а вам понравится?» Конечно, никакой связи этого момента в уроке со всей последующей работой не будет. Но останется в сознании прозвучавшая важная мысль, сохранится тон доверия, атмосфера эмоционального подъёма, помогающие легче выполнить привычную учебную работу.

Избавиться от формализма, некоторой стандартности в преподавании русского языка помогает не только юмор. Учитель обязан  пробуждать в детях дух творчества. Учащимся необходим опыт небольших творческих работ, в них проявляется личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия. Полезно предлагать темы для творческих работ с таким расчётом, чтобы в них раскрывалось личное детское видение на какое-то событие, предмет, проявилась самобытная манера передавать свои впечатления. «Ливень», «Праздник», «Счастье», «Грусть», «Осенний лист». Подобные темы можно предлагать для творческих работ малой формы. Интересно и сопоставление с миниатюрой художника слова. Например, начальные строки многих зарисовок М.М. Пришвина могут дать толчок к развитию творческой мысли учащихся: «Всё цветёт…», «Вошёл в мокрый лес…», «Опять блистательное утро…» и др. При прочтении классического текста, каким являются миниатюры М.М. Пришвина, и сравнении с ученическими работами школьники получают возможность наблюдать оригинальность мысли, её языковое оформление у мастера слова.

К числу наиболее действенных предпосылок развития интереса у школьников относится содержание дидактического материала. На это обращали внимание ещё Ф.И. Буслаев и К.Д. Ушинский. Надо помнить о том, что от характера слов и предложений, связных текстов зависит и воспитание нравственных качеств учащихся, и развитие их интереса к предмету. Материал, который составлен по преимуществу из отдельных разрозненных предложений, из слов подобранных вне всякой системы, создаёт у детей скуку. На мой взгляд, загадки, пословицы – яркие, лаконичные – прекрасное дидактическое средство. О стихах уже было сказано. Также хорошим дидактическим материалом могут быть статьи из познавательных энциклопедий, фрагменты из произведений классиков литературы. Удачно, если дидактический материал можно взять из произведения, изучаемого на уроке литературы на данном этапе. Такой приём оживляет урок, происходит взаимосвязь двух предметов.

Любознательное отношение школьников к урокам русского языка может быть вызвано разнообразными историческими справками, раскрытием зависимости друг от друга разных явлений языка, рассказами о происхождении слов, фразеологических оборотов, их лексическим толкованием. Этим создаётся элемент новизны на уроке. Личный опыт показывает, что такие виды работ разнообразят урок, способствуют формированию интереса у школьников.

Прекрасным средством активизации познавательной деятельности школьника может стать самостоятельная работа на уроках русского языка. Упражнения или другие задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребёнка, формируют умение защищать своё мнение. И здесь важно внесение в задания элементов, пробуждающих интерес учащихся к работе. Это могут быть нестандартные задания. Понятие «нестандартные задания» является широким, часто они представляют собой проблемные ситуации, то есть «ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать». Учебно-поисковые задания, где формируется интерес к языку, тоже могут включать элемент занимательности (это игры-загадки, кроссворды, рассказы о языке и т.п.). Принцип самостоятельного добывания знаний на уроке может быть реализован через задания типа: «Узнайте из «Детской энциклопедии…», «Найдите в этимологическом словаре …», «Посмотрите, какое лексическое толкование этому слову даёт Ожегов в своём словаре…» и т.п. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у  учащихся, выполняющих её, - удивления перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия то полученного результата.

К группе организационных предпосылок, формирующих интерес у школьников, относится оборудование урока наглядными пособиями. Необходимость конкретно-чувственной опоры в обучении была обоснована К.Д.Ушинским. Ему принадлежит утверждение: «…Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Самый распространённый вид наглядных пособий – это таблицы, схемы. С опытом приходит умение самостоятельно их составлять, ориентируясь на уровень подготовленности учащихся. За время работы убедилась, что не всегда учебник даёт полную, чёткую и удобную для запоминания формулировку того или иного правила. Не всегда удачно расположены изучаемые орфограммы. Поэтому в своей работе стараюсь не замкнуть ученик в рамках орфографического правила, а помочь ему, облегчив запоминание составленной таблицей.

И наконец, в развитии интереса учащихся к предмету существенное значение приобретает умение учителя чётко продумать структуру урока, каждую его часть, добиваясь того, чтобы школьникам  было интересно учиться, чтобы все активно участвовали в процессе познания. Д.С. Лихачёву принадлежит высказывание: «Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы в известной мере зависит содержание».  Форма урока должна обеспечить динамику, то есть движение от одного элемента урока к другому путём развития мысли, её углубления и расширения, через различные формы деятельности к результату.

Итак, все перечисленные аспекты обучения при правильном применении служат одной цели: разбудить творческие силы учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Развивая интерес у  учащихся к изучению русского языка, следует обязательно учитывать, что, хотя на сегодняшний день русский язык имеет высокий социальный статус (является государственным языком, документально признаётся национально- культурной ценностью народа), реальное его положение в современной России не может не вызывать серьёзной тревоги. Усиливается процесс жаргонизации русской речи, невысок уровень орфографической грамотности, наблюдается недостаточное знание русского языка вследствие миграционных процессов, несоблюдение языковых норм, разрушение стилистической системы. Всё это является следствием сложнейших процессов языкового развития на одном из переломных этапов движении российского общества, и всё это угрожает самому существованию русского языка, подрывая основы его целостности, национальной самобытности. И развитие познавательной активности в изучении русского языка на данный момент актуально как никогда. Одним из современных путей повышения эффективности обучения русскому языку является использование на уроках информационных технологий, компьютерных программно-методических комплексов. В программно-методический комплекс входят программы, ориентированные на усвоение теоретического материала, учебно-игровые программы, программы контроля знаний. В каждой программе решаются свои задачи. В режиме компьютерного обучения становится реальным процесс непрерывного систематического контроля познавательной деятельности каждого учащегося. Ещё в 1965 году М.Т. Баранов в своей статье «Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка» писал: «Применение технических средств – мощное условие, развивающее любовь к учению». Но, думаю, все вышеперечисленные аспекты, активизирующие познавательную активность школьников, не сыграют решающей роли в обучении, если учитель не будет иметь одного ценного качества. О нём писал Л.Н. Толстой в «Общих замечаниях для учителя»: « Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Использованная литература:

1.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. (-М.,1979.-Т.1.-С.78-79).

2.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. (-М.,1982.-С.595).

3.Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. (-М.,1983.-С.246).

4.Лихачёв Д.С. Земля родная. (-М.,1983.-С.20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн...

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка

Доклад к районному методическому объединению учителей русского языка и литературы...