Урок путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Шаньгина Ирина Леонидовна

Урок путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-Путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка

(Составитель: Шаньгина И.Л.)

Если хочешь научить меня чему

то,

Позволь мне идти медленно...

Дай мне приглядеться...

Потрогать и подержать в руках

Послушать...

Понюхать...

И может быть попробовать на вкус...

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно

Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным,  образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать своё мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

Современное общество заинтересовано в такой личности, которая:

  • умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. получать и применять полученные знания для их решения;
  • обладает критическим и творческим мышлением;
  • умеет грамотно работать с информацией;
  • коммуникабельна, контактна в обществе.

Повышение практической значимости предмета требует нового подхода к его освоению и, в частности, создания разных вариантов его изучения. Как известно, цель обучения иностранного языка в школе состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т. е. предусматривается обучение практическому овладению иностранным языком. Но вместе с этим нужно формировать у учащихся умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций. Сегодня требования времени таковы, что нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Обучая иностранному языку, мы должны понимать, что каждый ребёнок индивидуален, и что сегодня школа призвана воспитывать личность, способную к творчеству в условиях постоянно меняющегося мира. Перед учителем встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Развитие творческих способностей — одна из самых важнейших задач образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. У каждого ребенка есть талант. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты человека можно развивать различными способами:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы;
  • Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
  • Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и ситуациями с целью развития его любознательности;
  • Поощрение высказывания оригинальных идей;
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

  • необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;
  • наличие высокой материально-технической базы школы;
  • процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
  • педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствует возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков, реализация общения с детьми через игру;
  • использование системы личностно и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;
  • использование внеклассной работы.

         Что же такое творчество в рамках учебного процесса?

Большинство психологов считают, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. И если дело касается творчества школьников, то совсем не обязательно при этом создавать  великое историческое произведение, достаточно воображать, комбинировать, что-то изменять.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека. Поэтому в деле воспитания, образования понятие “творчество” обычно связывается с понятиями “способности”, “развитие”, “одарённость”.

Творческая деятельность имеет такие процессуальные черты, как:

- самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в традиционной ситуации;

- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;

- видение структуры объекта;

- учет альтернатив при решении задач;

- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.

Для творчества необходима повышенная интеллектуальная познавательная активность, внутренняя потребность в новых знаниях и в преобразующей деятельности по усовершенствованию сущего на их основе; сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы; видения путей их достижения; настойчивость; трудоспособность; умение отказываться от неверных решений; общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений и т.п.

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя. Творчество – это способ положительной мотивации обучения.

Существуют внешняя и внутренняя мотивация к изучению английского языка и  важно выстроить их стимулирующее  воздействие  на процесс обучения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кинофильмы, специальная литература, газеты, журналы и т.д.). Можно проводить беседы о значении английского языка. Или дать задания детям  сделать подборку иностранных слов, которые они употребляют, слышат, встречают в книгах или на вывесках магазинов, офисов в своем  городе  и т.д.

Чтобы собрать такую информацию, учащимся необходимо проявить активность, умение взаимодействовать с другими людьми. Выполняя такие задания, учащиеся не замечают, как внешняя мотивация смыкается с внутренней мотивацией и подкрепляется ею.

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Несмотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы учитель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации.

Для формирования творческого самостоятельного инициативного мышления нужно:

1) создавать внешние и внутренние условия, обеспечивающие высокую эмоциональную включенность (по принципам хороших, захватывающих игр) через:

а) создание и понимание у детей свободы выбора в путях и средствах достижения цели на уроках;

б) понимание возможности «проигрыша» при нерасчетливых действиях и завышенных притязаниях;

в) осознание зависимости своих «выигрышей» от собственных знаний, умений и навыков, от способности обоснованно рисковать;

2) учителю находиться в позиции не «старшего товарища» или равноправного партнера, а комментатора и ведущего игры-урока, консультанта;

3) предоставлять учащимся самостоятельность в их действиях, создавать условия, при которых они не должны рассчитывать на помощь учителя. Такие уроки перемежаются с уроками-консультациями. У детей, кроме того, имеются дополнительные информационные материалы, облегчающие выполнение задачи;

4) всемерно поощрять оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления.

        Одной из форм развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка является урок-путешествие. Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Что дает урок-путешествие? Учитель   должен coздать условия для активизации в речи обучающихся изученного лексического и грамматического материала, в процессе проведения таких уроков обучающиеся учатся   связанно  строить монологическое высказывание по конкретной теме; знакомиться с культурой различных стран, развиваются творческие способности учеников,  навыки самостоятельной работы при подборке дополнительного материала к урокам, развиваются языковые, коммуникативные и социокультурные компетенции. Воспитательным аспектом таких уроков является формирования умения  работать в коллективе, развитие навыков  культуры поведения, демонстрация  значения изучения иностранного языка для жизни.

Формами организации познавательной деятельности учащихся во время проведения уроков-путешествий являются коллективная, индивидуальная. Методы, применяемые на уроке: коммуникативный, игровой, метод исследования, ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка

Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе....

Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн...

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности

Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...