Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности
по английскому языку по теме

Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kondratkova_olga_nikolaevna.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кондраткова Ольга Николаевна

Краснодарский край, Отрадненский район, станица Попутная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

 Учитель английского языка

        Кондраткова Ольга Николаевна

Обобщение опыта работы по теме:

"Развитие познавательной активности учащихся

на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности"


Содержание

1. Информационная карта ППО  ………………………………… 3

2. Целостное описание  опыта …………………………………… 5

3. Результативность опыта   ………………………………………18

4. Библиографический список…...………………………………..20

5. Рецензия на опыт работы……………………………………… 21

    6. Приложение к опыту ……………………………………………22

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Ф. И. О. автора – Кондраткова Ольга Николаевна

2. Город (район) –  Отрадненский

3. Образовательное учреждение –  МОУ СОШ №2

4. Занимаемая должность – учитель английского языка

5. Педагогический стаж и квалификационная категория  – 35лет, первая  

6 Тема педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности

7.Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик.

8. Цель педагогического опыта:

          - создание эффективных условий для развития познавательных способностей

             учащихся;

          - развитие интеллекта и творческого начала;

          - расширение кругозора;

          - привитие любви к предмету;

          - развитие коммуникативности учащихя;

          - применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической

             деятельности.

Постановка цели предполагает следующие задачи:

         - на основе изучения коммуникативного метода подвести учащихся к пониманию необходимости изучения языка, на основе возрастающих связей между нашей страной и другими странами;

         -  формирование потребности в самостоятельной творческой деятельности;      

- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка;

         - развивать лингвистическую грамотность;

- воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества учащихся, развивать креативные способности, способствовать социализации учащихся;

         - систематизация и обобщение знаний, развитие познавательного интереса через изучение иностранного языка на уроках и во внеклассной деятельности.

9. Краткое описание опыта:

  • Основные противоречия решаемые в этом опыте:

- между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых  

   знаний, и ориентацией на развитие творческого поиска учащихся;

 - между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым

    дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

  - между групповой формой обучения и индивидуальным развитием личности

    каждого ученика.

  - уменьшение учебной нагрузки на учащихся с сохранением объёма знаний.

  • Основные компоненты системы работы:

  - создание психолого-педагогических условий для успешного обучения учащихся,  

  - формирование навыков самостоятельной работы на уроках иностранного языка и во

   внеклассной деятельности.

- выявление сложной природы знания, достижение системности знаний.

  • Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте:

- методы активизации мыслительной деятельности – проблемный, исследовательский, поисковый.

   - разнообразные нестандартные формы проведения уроков – урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина.

 - виды деятельности – учебно-познавательная (ведущий фактор), поисковая,    

внеклассная; творческий  характер учебной деятельности; эмоциональное воздействие; стимулирование познавательного интереса; развитие нестандартных умений учебной деятельности; осмысленного отношения к знаниям; игровой характер учебных занятий.

 - средства: компьютер, мультимедийный проектор, документы, фотоснимки,  

    раздаточно-демонстрационный материал;

  • Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

  - системная связь всех составляющих учебно-воспитательного процесса;

        - закон обратной связи позволяет родственные темы изучать совместно и

          одновременно, тем самым не вызывая у учащихся затруднений, а наоборот

          возбуждая жажду к новым знаниям, стремление к новым победам.

  • Результативность проявляется в позитивной динамике учебных достижений учащихся, которые показывают высокие результаты по предмету при проведении тестовых, контрольных работ разного уровня.
  • - учебный процесс протекает без перегрузки;

 - у учащихся положительное отношение к обучению, высокий познавательный

  интерес, благоприятная атмосфера для сотрудничества учителя и ученика.

  • Преимущество этого опыта:

  - увеличивается объем усваиваемого материала, снижается нагрузка на ученика;

 - активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются психические

   процессы;

 - происходит связь с традиционной системой.

10. Эффективность опыта – Активное участие учащихся в учебном процессе на уроках  

      иностранного языка и во внеклассной деятельности (проведение внеклассных

       мероприятий).

11.Экспертное заключение______________________________________________________

12.Последователи: Митина Г.В. (МОУСОШ № 11), Ирклиенко  Н.Н. (МОУСОШ №2),  

     Землякова Е.С. (МОУСОШ №24).

13. Кто и когда изучал: Армавирский филиал ККИДППО, на заседаниях педагогического совета МОУ СОШ № 2; на методических объединениях учителей иностранных языков МОУ СОШ № 2.

14.Выводы, рекомендации: Данная работа показывает, что использование нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями, а также увеличивает время активной работы учеников и ее продуктивность, устраняет перегрузку учащихся за счёт экономии времени, создаёт целостное представление о предмете, развивает познавательные способности учащихся, формирует приёмы умственных действий. Материалы обобщённого опыта работы могут быть рекомендованы для повышения методического уровня педагога – практика в повседневной деятельности.

2. Целостное описание  опыта. 

1. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из моих основных задач в обучении иностранному языку. Я исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач, творческой деятельности в будущем.

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Обучение иностранному языку связано с развитием, как мышления, так и с эмоциями и другими сферами личности.

Не вызывает сомнения тот факт, что залог успешного обучения школьников иностранному языку – это формирование у них учебно-познавательной мотивации. Только положительное отношение к учебной деятельности и наличие определённого уровня сформированности учебно-познавательных мотивов позволит обеспечить усвоение предложенного учебного материала и создаст предпосылки для дальнейшего самообразования.

2.  Актуальность опыта. Наше время предъявляет новые требования  к процессу обучения иностранному языку. Модернизация системы образования предполагает поиск новых форм обучения. Изменение формы и структуры подачи учебного материала придает образовательному процессу большую гибкость и адаптивность. Поэтому процесс обучения должен быть организован так, чтобы учащиеся приобретали не только знания навыки и умения, но и овладевали стратегиями их адекватного применения для достижения поставленных перед ними учебных задач.

Однако реализация задач обучения сталкивается с рядом трудностей.

   Прежде всего, это:

  • недостаточность мотивации;

Вызвать активное отношение учащихся к цели работы, сделать эту работу привлекательной - суть целеполагания. Четко поставленная и принятая учеником цель стимулирует положительную мотивацию. Средствами активного воздействия на мотивационную сферу личности учащихся служат рациональная организация работы и контроль.

      -     отсутствие языковой среды.          

Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения.

 -    острый дефицит учебного времени из-за насыщенности программы;

    Актуальность опыта определяется уменьшением учебной нагрузки на детей с

             сохранением объёма знаний; активизацией мыслительной деятельности учащихся,  

             созданием ситуации «успеха».

         Актуальность опыта проявляется в том, что при снижении интереса  учащихся к обучению, предлагается анализ условий,  позволяющих воспитывать стремление к самообразованию; стимулировать познавательную деятельность учащихся через проведение нетрадиционных уроков, использовании игр и игровых моментов на уроках. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы.

3. Теоретическое обоснование опыта.

В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися.

Для решения поставленных задач мною были проанализированы и обобщены:

  • Примерная программа основного общего образования по иностранному языку (И.Л. Бим, М.З. Биболетова и др.)
  • Общие педагогические проблемы дидактики (Р.С.Немова, Г.Г.Аракелова, К.В.Бардина, И.А.Зимняя);
  • Общие методические проблемы обучения иностранным языкам;
  • Проблемы общего развития учащихся (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Левитов Н.Д.)
  • Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения (Леонтьев А.А);
  • Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева;
  • Педагогический опыт учителей иностранного языка, освещенный в журнале «Иностранные языки в школе» (Н. П. Лобачева, М.Ю. Курбатова, П.А. Степичев, Ж.А. Денисова, М.К. Денисов, и другие.)
  • Собственный опыт работы в школе.

  Я использую в работе положения концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе (Е.И.Пассов), положения дидактической концепции об оптимальности педагогического воздействия, по которой любая инновация должна быть уместна и эффективна для конкретных учеников, конкретного содержания и учителя.

         В своей работе использую основные компоненты коммуникативного обучения:

1)  необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность о неизвестном отношении, способе или условии действия;

2)  неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

3) возможности обучающегося в выполнении поставленных задач, в анализе  

    условий и открытий нового.

Проведение нетрадиционных уроков заключатся в стремлении учителя разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

4.   Ведущая педагогическая идея опыта.

Определить педагогическую идею позволил анализ противоречий, сложившихся в современной системе образования. Создавая проект, я преследую цель: показать, как можно организовать работу учителей и учащихся при обучении иностранным языкам. Содержание - это определённым образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма - способ существования и выражения того содержания, его различных модификаций.

Таким образом, ведущей педагогической идеей является развитие познавательной деятельности учащихся через проведение нестандартных уроков как необходимого условия формирования умения учиться. Очевидно, что в ходе обучения и воспитания школьника необходимо больше внимания уделять не только и не столько приобретению знаний умений и навыков, сколько возбуждать у учеников жажду новых знаний, что послужит базой для успешного освоения иностранного языка.

 Обучение английскому языку может и должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой, при этом ведущей является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности обучаемых.

5. Технология опыта.

Основными  предпосылками, обеспечивающими успех решения проблемы интереса в повседневной практике методисты называют: творческое применение каждым учителем принципов и методов обучения и воспитания; овладение искусством пробуждения и развития интереса к знаниям, создания ситуаций заинтересовывания, ожидания и т.д.; творческий микроклимат в педагогическом коллективе. Эффект взаимодействия всех условий и предпосылок определяется прежде всего тем, насколько успешно овладел преподаватель иностранного языка методами творческой деятельности.

Проблема формирования учебно-познавательных мотивов учащихся  по отношению к иноязычной культуре решается каждым учителем с учётом конкретных условий и возможностей. Заинтересованность учащегося какой-то работой, темой урока, как и его внимание к вопросам учителя, его заданиям и объяснению создаёт благоприятные условия для активизации познавательной деятельности в процессе обучения.

Тема моей работы по самообразованию звучит так: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности».

Эту тему выбрала для того, чтобы мои уроки были более интересными и творческими, полнее решались задачи нравственного и патриотического воспитания; развивать у детей креативность, гуманизм, чувство собственного достоинства, милосердие, самостоятельное мышление, способность получать новые знания, используя энциклопедии и дополнительную литературу.

Цели опыта:

          - удовлетворение запроса общества;

          - создание эффективных условий для развития познавательных способностей

             учащихся;

          - развитие интеллекта и творческого начала;

          - расширение кругозора;

          - привитие любви к предмету;

          - развитие коммуникативности учащихя;

          - применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической

             деятельности;

          - воспитание гуманной, социально-активной личности, уважительного отношения к  

     высоким духовно-нравственным ценностям, гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине;

Задачи педагогического опыта:

         - на основе изучения коммуникативного метода подвести учащихся к пониманию необходимости изучения языка, на основе возрастающих связей между нашей страной и другими странами;

         -  формирование потребности в самостоятельной творческой деятельности;      

- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка;

         - развивать лингвистическую грамотность;

- воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества учащихся, развивать креативные способности, способствовать социализации учащихся;

         - систематизация и обобщение знаний, развитие познавательного интереса через изучение иностранного языка на уроках и во внеклассной деятельности.

Моя цель - разработать и опробовать систему педагогической деятельности, которая поможет обучающимся не только успешно достичь определенного уровня в овладении иностранным языком и знании иностранной культуры, но и охотно учиться в дальнейшем.

В числе основных факторов, побуждающих ребенка к активности, можно назвать:

•Познавательный интерес (ведущий фактор)

• Творческий характер деятельности (стимулирующий фактор)

• Состязательность (стимулирующий фактор)

• Игровой характер

• Эмоциональное воздействие

• Стимулирование познавательного интереса

• Развитие нестандартных умений учебной работы

• Развитие осмысленного отношения к знаниям

• Приобщение к активным формам внешкольной жизни

• Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала.

Для развитие познавательной активности учащихся использую разнообразные:

 методы активизации мыслительной деятельности - поисковый, исследовательский, проблемный;

формы проведения уроков урок–игра, урок – встреча, «Клуб знатоков», урок –экскурсия, урок – путешествие, урок – концерт, урок - презентация ;

•   технологии конструирования современного урока.

        Овладение иностранным языком связано с формированием у учащихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических и других навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определённых действий с учебным материалом, т.е. таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.        Понимая роль игры в развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности, я изучила методику проведения игр,  технологию игровых форм обучения, классификацию игр, цели и задачи применения игровых технологий, особенности отбора содержания учебного материала, основные принципы организации игры.

Опыт моей работы свидетельствует, что игра помогает детям преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного усвоения всех языковых средств: лексики, грамматических структур, речевых образцов. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если подросток при  этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Игру так же можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Фразу « Let’s play» ученики ждут с нетерпением. Их веселый смех, оживление, желание говорить по-английски служат показатели заинтересованности, увлеченности.

     Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

        Е.И. Пассов  выделяет шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка.

  1. Формирование определенных навыков.

(фонетических, лексических, грамматических)

  1. Развитие определенных речевых умений.

Например, при прохождения темы «Дом. Квартира» можно провести такие игры:

  • Семья вашего  друга получила новую квартиру, поможем ему расставить мебель;
  • Семья вашего друга сделала реконструкцию дома, расспросите его, как выглядел дом до и после реконструкции, чтобы ему хотелось бы изменить еще.
  1. Обучение умению общаться:
  • Поздоровайтесь и сделайте комплимент;
  • Конкурс на самого лучшего хвастуна (отработка употребления степеней сравнения прилагательных в речи учащихся);
  • Конкурс на самого лучшего собеседника;
  • Какие выражения вы используете, чтобы привлечь к себе внимание?
  1. Развитие необходимых способностей и психических функций:
  • Игра «Внимательный ли ты?»
  • Игра «Снежный ком» (тренировка лексического запаса).
  1. Познание в сфере страноведения и языка:
  • Викторина;
  • Лото;
  • Путешествия;
  • Конкурсы.
  1.   Запоминание речевого материала:  
  • Рифмовки;
  • Сопровождение слов мимикой и жестами;

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами;

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности;

III группа – игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими;

IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых;

V группа игр – интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

Как правило. каждая конкретная игра представляет собой синтез нескольких типов игр, выделенных в классификации. Я стараюсь использовать в своей работе разнообразные виды игровой деятельности.

  • фонетические игры – сказки,
  • грамматические игры,
  • лексические игры,
  • игры с буквами,
  • игры со словами,
  • синтаксические игры,
  • работу с картинками,
  • работу со знаками и символами культуры,
  • загадки, ребусы, лото,
  • языковые и речевые игры,
  • викторины «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?»,
  • игры «Поле чудес», «Звездный час», «Слабое звено»,
  • работа с куклами,
  • ролевые игры.

Ценность игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

Задачи использования игры на уроках иностранного языка:

  1. Образовательные:
  1.  Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
  2.  Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.
  1. Развивающие:
  1.  Развивать у учащихся творческое мышление.
  2.  Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
  2. Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
  3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применяя языковые и речевые игры на уроке, учитель должен помнить следующее:

  1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Необходимо знать, с какой целью он проводится игра.
  2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
  3. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
  4. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.
  5. Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане – говорение.
  6. Ведущий, обычно учитель, должен быть по возможности на заднем плане. Роль ведущего могут играть и ученики.
  7. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности, важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
  8. Затраты времени на подготовку и проведение игры и её польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.
  9. Языковые игры должны проводиться преимущественно на иностранном языке.
  10. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Необходимо воспитывать понимание учащимися возможности «проигрыша» при нерасчетливых действиях и завышенных притязаниях; осознание зависимости своих «выигрышей» от собственных знаний, умений и навыков, от способности обоснованно рисковать; всемерно поощрять оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления.

Нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и планово.

Проведение контроля в игровой форме заставляет учащихся забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют. В свою очередь я оцениваю их знания, делаю выводы о том, как усвоен материал и над чем еще необходимо поработать. Особенностью иностранного языка как предмета является умение, говоря на нём, чувствовать себя свободно и естественно. Именно поэтому в школьном обучении языку противопоказано ''тыкать носом'' учеников в их ошибки – это ведёт к психологической зажатости, к возникновению ''коммуникативного барьера''. Желательно осуществлять анализ ошибок после окончания игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.

В любой вид деятельности на уроке я стараюсь внести элемент игры. Индивидуальные и тихие игры провожу в любой момент урока, коллективные - в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности.

I этап - формирование фонетических навыков.

Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Правильная фонетика, помимо чисто лингвистических преимуществ, создает детям «психологический комфорт» в другом языке. Правильное произношение – необходимое условие успешного овладения иностранным языком. Особое внимание я уделяю фонетическим и интонационным явлениям, отсутствующим в родном языке, для этого использую песни, стихи, рифмовки, считалки (Приложение 1).  По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен. Опыт, приобретённый в играх этого вида, может быть использован учащимися в дальнейшем на занятиях по иностранному языку.

Фонетическая зарядка (Приложение 2) является также основным способом формирования произносительных навыков и представляет собой специальное тренировочное упражнение в произношении, которое предупреждает забывание фонетического материала и препятствует деавтоматизации навыков. Важным представляется выяснение места фонетической зарядки на уроке. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке.

             Работая над фонетикой, я часто рассказываю сказки про звуки:

  • сказка про эхо, с которым происходят разные истории;
  • рассказы о приключениях Mr. Tongue;
  • слушаем сказки и Язычке (Приложение 3)
  • знакомимся с  «Секретами английских звуков». Сказочные персонажи рассказывают об основных правилах чтения и произношения английских звуков, предлагают выполнить простые, а затем и сложные задания, тренирующие зрительную память и логическое мышление (Приложение 4).

   А потом в процессе обучения дети сами придумывают продолжение этих сказок.

  • Для проведения фонетической зарядки я также использую пословицы и поговорки. (Приложение 14)

II этап - формирование лексических навыков.

Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. По моему мнению, большое внимание нужно уделять обучению лексической стороне речи школьников, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для общения и взаимодействия. Речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся. Речевые образцы сразу дают представление о том, каким образом может быть использовано данное слово или словосочетание.

       При изучении новой лексики я применяю такие игровые методы как:

  • кроссворд (Приложение 5)
  • квизы: «Исключи лишнее слово»  (Приложение 6)
  • составление истории по картинке (Приложение 7)
  • Choose the words on the topic
  • Choose the correct translation.  

Например, игра «Word-search grid» (приложение 5).                                                              Дается сетка 14×14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо найти слова находящиеся в списке, перевести их и найти слово, которого нет в сетке.                                                            Инструкция: Слова могут быть записаны вперед, назад, по вертикали; по горизонтали, или по диагонали. Слова все связаны с темой «деньги». Вы должны искать следующие слова, отмечать их на сетке и писать перевод в стороне так, чтобы Вы поняли их значения. Одно слово в Списке не находится в Сетке - что это за слово?

В 10 классе при прохождении темы «Western Democracies. Are they democratic?» предлагаю учащимся следующее задание:                                     

Teacher. We'll discuss the role of presidents. What do you think? What kind of man should be a president? And what is his main feature of character?

The task: Unscramble these cities, states or places. The first letter is capitalized. With the numbered letters, fill in the spaces to get the message below. (Приложение 5).

        Большой интерес вызывают также квизы типа «Исключите лишнее слово». Систематическое использование квизов стимулирует самостоятельную работу учащихся дома и во время урока, усиливает интеллектуальную загруженность урока, так как они требуют умения логически мыслить и, следовательно, доказывать правильность своего ответа. (Приложение 6).

Использование такого игрового метода как составление истории по картинкам также используется для изучения новой лексики. Этот метод развивает воображение учащихся, а также дает возможность ученикам показать свой знания, полученные на других уроках или из личного опыта, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. С помощью такой работы:

-  обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка;

- идет закрепление грамматических навыков учащихся;

-  совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного;

- развивается воображение;

- происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.

Примерный алгоритм работы с картинкой (фотографией):

1.  Look at the picture. (Посмотрите на картинку.)

2. Who (what) can you see there? (Что вы там видите?)

3.  What's going on? What are they (is he/she) doing? (Что происходит?)

4. Where is it (are they) situated? (Где это находится?)

5.  What can you see in the background? Etc. (Что вы видите на заднем плане?)

 (Приложение 7)

Чтобы разнообразить процесс формирования лексических навыков я использую разнообразные виды упражнений.  (Приложение 8)

III этап - формирование грамматических навыков.

     Грамматические игры преследуют цели:

  1. Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  2. Активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  3. Развивать речевую реакцию;
  4. Познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Я активно использую в работе стихи, песни, игры. На первом этапе грамматика не объясняется. Грамматические конструкции вводятся в виде речевых образцов, учащиеся заучивают их, используют в речи по аналогии, а затем даются объяснения.

        Например, при отработке структуры I have / I have got мы разучиваем песню “I have a tiger” на мотив песни «В траве сидел кузнечик», а песню «Zoo» мы поем на мотив песни «Мы едем, едем, едем в далекие края», играем в игру «Согласись или не согласись». (Приложение 9)

        «Творческая работа, направленная на изучение трех времен английских глаголов». Учитель дает несколько примеров, на основе которых ученики должны придумать свои рифмовки. (Приложение 10)

Например: Нужно деньги pay – paid – paid

Чтоб купить вкусненьких конфет.

Я ring – rang – rung

В «Спартак» банк

Он run – ran – run

По степям и по горам

Много read – read – read

Наш любимый старый дед

Мы также отправляемся в путешествие по стране неправильных глаголов.

IV этап - формирование коммуникативных навыков.                                                                                                                                              Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:

  1. научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
  2. научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;
  3. обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Ролевая игра является одним из резервов повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет сферу деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению, реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия.

          Для подростков очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication» (приложение 11).           В этой игре необходимо помочь своему другу. Ваш друг хочет купить следующие изделия: ломоть хлеба, бутылка вина, конфет, газеты. Используя автобус и автобусную станцию как отправную точку, нужно объяснить, как он может купить те изделия, которые ему нужны, используя самый короткий маршрут.  У вашего друга проблема, потому что его очки сломаны, и он не может прочитать ничего без них. Не забывайте объяснять, где входы в здания. Ребята учатся объяснять и спрашивать дорогу на английском языке.

       Я также провожу  и игровые физкультминутки, так как наилучшим отдыхом, приводящим к быстрому восстановлению работоспособности, служат игры, сопровождаемые положительными эмоциями. Они наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации заложенной в индивидууме свободы. Такая  форма разрядки предупреждает переутомление детей. (Приложение 12)

            Одним из наиболее эффективных способов развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка является музыка. Я использую музыку на уроке не только для проведения фонетической зарядки (Приложение 2), для более прочного усвоения лексического и грамматического материала (Приложение 9), для релаксации в середине и в конце урока, но и как стимул для развития речевых навыков и умений. Если сделать песню предметом исследования, аутентичным учебным текстом, то можно получить хорошие результаты.

(Приложение 13. Урок в 9 классе «20-th century music styles time and music»)

    Ребята с удовольствием слушают песни на английском языке, но чаще всего они не понимают на слух слов песен. Что конкретно дает работа с текстом песен на уроке?

  • Более прочно усваивается и расширяется лексический запас учащихся.
  • Песня помогает усвоению и активизации грамматических структур. Например, в песне «Yesterday» глагол to be встречается во всех формах, есть множество примеров употребления грамматических времен Present и Past Simple. А песня «Happy Nation» содержит в себе почти все ранее изученные структуры.
  • При заучивании слов песни совершенствуются навыки аудирования, произносительные навыки, закрепляются правила фразового ударения, особенности ритма.
  •  В процессе работы над песней повторяются и активизируются многие программные темы. Рассказывая о группе «Beatles», учащиеся повторяют темы: «Семья», «Биография», «Внешность», «Досуг», «Город».

   Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат. Снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка.

V этап – Весь процесс обучения на конечной стадии должен сводиться к репродуктивности. Этот процесс – процесс воспроизводства происходит на всем протяжении той или иной главы, но в конце каждой находится раздел: «Do a project». Учащимся при выполнении таких заданий необходимо применить все полученные знания. Эта работа всегда проходит оживленно: учащиеся составляют монологические высказывания по заданной теме, высказывают свое собственное мнение по предложенной ситуации, подкрепляют свои мысли рисунками. Например, в 7 классе по теме «Школа» я предлагаю учащимся такие темы для проектной работы:

  • My school;
  • My Dream School;
  • My ideal School Day;
  • You are a new director of our school. What would you like to change in it?

       Учащиеся все чаще готовят свои проекты в форме презентаций (в формате Power Point), им интересно работать с техникой (телефоном, фотоаппаратом, компьютером). В кабинете имеется большая коллекция различных тематических картинок, фотографий. Презентации учебного материала, подготовленные в формате Power Point, вызывают оживленный интерес у учащихся. В начале учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, а затем выполняют тесты. (Приложение 14).

        Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучению иностранного языка и развитию познавательной активности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности, является проведение уроков в нетрадиционной форме. Я их обычно провожу на заключительном этапе работы по теме.

Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англо-говорящих стран. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка.

Нестандартный урок - это праздник для учащихся. Как к любому празднику, к нему готовятся, его ждут. Для того чтобы любой ребенок получил от такого урока удовлетворение, научился тому или другому, запомнил его как один из ярких моментов жизни, ни в коем случае нельзя относиться к уроку формально, часто проводить одно и то же, или, пробуя один раз, забыть. Я стараюсь проводить от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, четкой структурной продуманности. Вдохновение детей на ту или иную идею, совместная подготовка чудесного праздника - все это является несомненным залогом успеха в методике и практике проведения нестандартных уроков.

Приложение №13

  • 5 кл Unit 3 - 27 Обобщение правил чтения гласных букв
  • 6 класс Unit 3:  Звездный час по теме: «Дом. Квартира»
  • 7 класс Unit 4:  Тема: «Экология. Охрана окружающей среды».        

Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима.

Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?» (Приложение №14) может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. При работе в данном направлении я использую принципиальную схему функциональной системы игры В.П.Беспалько.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                             КЗ      ЭКЗ      ТЗ      БУК      ИК      ПНК      ОПИ      +      ТР

КЗ – конкретные знания                                                                                                             ЭКЗ – элементы конкретного знания

ТЗ – таблица знаний

ОПИ – основные правила игры

БУК – блок учебных карт

ИК – игровая конструкция

ПНК – полученный набор карт

ТР – таблица результатов

         обратная связь

Эта схема позволяет составить учебную игру на любую из перечисленных форм.

В своей работе  я применяю инновационные технологии, которые позволяют вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком, повысить мотивацию обучения, подготовиться к сдаче различных экзаменов и тестов. Использование  современных достижений техники (интерактивной доски, компьютера и проектора) позволяют творить чудеса на уроках, так как предоставляют огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе. Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Передвижения по экрану доски грамматических структур, слов, картинок; выделение, уточнение, доставляет огромное удовольствие учащимся разных уровней, что повышает их мотивацию к изучению иностранного языка и эффективность учебного процесса. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ не только позволяют ученикам усвоить большое количество готовых, строго отобранных и соответствующим образом организованных знаний, но и развивают интеллектуальные, творческие способности учащихся. Одной из видов подачи учебного материала является  мультимедийная презентация. Ее я использую на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение, а также сокращает время обучения.

Для создания мультимедийных учебных пособий с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией идеально подходит программа Power Point, которая входит в стандартный пакет Microsoft Office. Уроки, составленные при помощи Power Point, зрелищны и эффективны в работе над информацией. Простой интерфейс программы позволяет создавать презентации различной направленности и всевозможной конфигурации.

Приложение №14- Презентации учебного материала в формате Power Point :

  1. Глагол to be
  2. Количественные местоимения «Much, many, little, few»
  3. Let’s play
  4. Famous people

Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - «изображения» движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Ученику приходится творчески работать, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку. Он делает все с радостью. А вот учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и тестов и перенос их на все компьютеры, чтобы в определенный момент на уроке учащиеся могли найти и открыть нужную папку, выполнить тест или тренировочное упражнение. Это большой труд, но себя оправдывает. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывают учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» и также мультимедийные курсы "Витаминный курс - Английский язык. 5-8 класс ". Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, проверить свой уровень навыков в чтении и произношении.  При этом, в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Очень прост в применении и легко усваивается мультимедийный "Витаминный курс - Английский язык. 5-8 класс ". В нем имеется большой выбор тренировочных упражнений по всем видам речевой деятельности на самые разные темы, например, «Еда», «Магазины», «Спорт», «Внешность», «Осмотр достопримечательностей», «Покупки» и т.д. Он скорее предназначен для индивидуальных занятий - для желающих быстрее научиться основам разговорного английского языка. Учащихся необходимо обучить навыкам работы с программами для организации самостоятельной работы. Для этого требуется:

  • осознание учащимися цели заданий;
  • знание процедуры их выполнения;
  • умение пользоваться средствами обучения;
  • умение применять опоры и создавать их при подготовке заданий;
  • учёт соответствующих дидактических условий.

Наряду с устными играми, которые я провожу на уроках, я использую также мультимедийный игры: «Баба Яга за тридевять земель»  Начинаем учить Английский, «Talk Now»,  «От A до Z Английский язык (часть1-3),«Волшебник Изумрудного города.    Английский с Элли». Здесь имеется большое разнообразие  игр по всем видам речевой деятельности. Во всех играх дается лексико-грамматический справочник. Все игры сопровождаются красочными картинками.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке - живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса.

Урок иностранного языка – это не только игра. Изучение иностранного языка делает ребенка более активным, приучает его к групповым формам работы, пробуждает любознательность, развивает ребенка интеллектуально и эстетически. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Успех учащихся в изучении иностранного языка и их отношение к предмету зависят от того, насколько интересно проводятся уроки. Чем более уместно учитель использует различные методические приемы, тем интереснее проходят уроки, а поэтому прочнее усваивается материал.

              Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, должны давать свободу для самовыражения. Главное в отношении ученика и учителя – вера в силы детей. Ребенок развивается только в деятельности, поэтому в классе мы сравниваем, доказываем, спорим, анализируем. Процесс обучения – двусторонний процесс. И результат этого процесса во многом зависит от позиции самого ребенка, его активности. А объединение в этом процессе активности педагога и ребенка является наиболее целесообразным, ведущим к повышению уровня познавательной активности.

3.  Результативность опыта.

Опыт моей работы по развитию познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности позволяет проследить динамику происходящих изменений и стабильность результатов. Систематическое использование игр, компьютерных программ на уроках, проведение уроков в нетрадиционной форме показало, что у учащихся растёт интерес к обучению, развивается познавательная деятельность. Заметно выросла активность учащихся.

Работа по развитию познавательной деятельности даёт положительные результаты:

Учащиеся умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.

Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса. Учащиеся творчески подходят к решению той или иной проблемы.

В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках:

  • Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
  • Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
  • Учатся вести диалог.
  • Учатся слушать оппонента.
  • Давать рецензию на ответ.
  • Выполняют творческие работы.

В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр у учащихся:

  • Развивается умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.
  • Подключается весь жизненный опыт.
  • Синтезируются умения и навыки в едином акте действия.
  • Происходит постижение особенности мышления англоязычных людей.

Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку.

Вопрос 1: Какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится?

                 Положительный ответ в отношении английского языка дали 86% учащихся.

Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы.

Вопрос 2: Какие формы работы на уроке тебе нравятся?

Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.

На вопрос анкеты – Как вы думаете понадобится ли вам знание иностранного языка в будущем? – 100% дали положительный ответ.

           Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках английского языка и об интересе к этому предмету для большинства учащихся.

Мои выпускники – Филобок С., Остапенко Е., Лозовой А. – выбрали профессию учителя иностранного языка.

В ходе всей проведенной работы я стремлюсь к созданию атмосферы радостного успешного труда. Любой успех ученика сравниваю с тем, как он работал в недавнем прошлом.

Диапазон опыта связан с системой отдельных педагогических ситуаций - урок -внеклассная работа.

Проблемой  по развитию познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности я занимаюсь более 20 лет.

Мой опыт используется учителями района: Митиной Г.В. (МОУСОШ № 11), Ирклиенко  Н.Н. (МОУСОШ №2), Филобок С.Н., Земляковой Е.Е. (МОУСОШ № 24).

Преимущества опыта по сравнению с другими методами обучения заключается в следующем:

1) более высокая степень усвоения учебного материала;

2) успешная социализация школьников II ступени;

3) расширение кругозора, активизация познавательной деятельности учащихся;

4) развитие интереса к изучению истории, географии, культуры стран изучаемого языка;

5) получение навыков самостоятельной работы;

6) совершенствование индивидуальной, парной, групповой деятельности учащихся.

Результаты обучения учащихся стабильны, качество обучения учащихся в позитивной динамике. Эффективность опыта определяется увеличением процента качества знаний учащихся по иностранному языку.

Библиографический список

  1. Артемьева С.С., Е.В.Дождикова. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. Пособие для учителя. / С.С.Артемьева, Е.В. Дождикова и др.; Под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П.Беспалько - М., Педагогика 1989г.
  3. Бондарева Н.А. Образовательные задачи в педагогической практике. / Бондарева Н.А. – Армавир, 2005 – 44с.
  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. / Л.С. Выготский - М., 1960.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. / В.В. Давыдов  – М.: Педагогика, 1986.
  6. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультемидийная презентация языкового материала как методический прием. / Ж.А. Денисова, М.К. Денисов. - Журнал «Иностранные языки в школе». – 2008. - №3.  
  7. Долганина В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков. / В.В. Долганина. - Журнал «Иностранные языки в школе», – 2008. - №3.  
  8. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке. / И.А. Зимняя. – Журнал «Иностранные языки в школе», 1970. - №1.
  9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Зимняя И.А., Ильинская Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка. / И.А. Зимняя. – Журнал «Иностранные языки в школе», 1984. - №3.
  11. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. / М.Ю. Курбатова. - Журнал «Иностранные языки в школе», – 2006. - №3.  
  12. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. / Н.Д. Левитов. - М., 1964.
  13. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения / А.А. Леонтьев. -  Журнал «Иностранные языки в школе», – 1976. - №1.  
  14. Лобачева Н.П. Игры и сказки для работы над темами “What do you look like?” и “What are you look like?” / Н.П. Лобачева. - Журнал «Иностранные языки в школе», – 2007. - №1.  
  15. Малышева Н.К. Секреты английских звуков. / Н.К.Малышева – М.: АСТ – Пресс, 1995 – 56 с.
  16. Примерная программа основного общего образования по иностранному языку (И.Л. Бим, М.З. Биболетова и др.) «Новые государственные стандарты  школьного образования по иностранному языку»;  М.; ООО «Издательство Астрель» 2004 год.
  17. Степичев П.А. Изучение английских неправильных глаголов с помощью настольной игры “Play cards at school”. / П.А. Степичев.- Журнал «Иностранные языки в школе», – 2006. - №1  
  18. Стронин И.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). Пособие для учителя. / И.Ф. Стронин.- М.: Просвещение, 1981 – 112 с.
  19. .Шмалов С.А  Игры учащихся – феномен культуры. / С.А.Шмалов. - М.: Новая школа, 1994.
  20. Эльконин Д.Б. Психология обучения. / Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн...

Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"

Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...

Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»...

Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...