Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках физики.
материал

Ананьева Ольга Владимировна

Передовой педагогический опыт, педагогические исследования и мой собственный многолетний  педагогический опыт показали, что лучших результатов можно добиться, если учащиеся получат максимум обучающей информации в результате  самостоятельной активной познавательной деятельности.Автор делится опытом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_pmd.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

     Активизация познавательной и мыслительной деятельности

                                       на уроках физики.

                   

Повышение эффективности урока – одна из самых проблем современной дидактики. Передовой педагогический опыт, педагогические исследования и мой собственный многолетний  педагогический опыт показали, что лучших результатов можно добиться, если учащиеся получат максимум обучающей информации в результате  самостоятельной активной познавательной деятельности.

Над проблемой активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся я работаю много лет. На своих уроках руковожу познавательной деятельностью учащихся, а не подаю им готовую информацию. Систематически привлекаю учащихся к самостоятельной познавательной деятельности на разных этапах обучения, развиваю их творческие способности, прививаю соответствующие умения и навыки самообразования, саморазвития.

Для развития творческих способностей своих воспитанников использую систему заданий, которые требуют от учащихся нестандартных действий, творческого подхода к решению проблемы:

-разработка и демонстрация новых опытов, лабораторных работ;

- конструкторские задания: перископ, игрушка « Калейдоскоп», весы, камера Обскура, трансформатор Тесла;

-исследовательские задачи

- разгадывание и составление ребусов, кроссвордов, головоломок, чайнвордов, криптограмм и т.д.

- составление тематических тестов;

- составления задач с неполными данными ;

- составление задач без  указания искомой величины;

Особенно нравится ребятам  составление проблемных вопросов( как устных, так и письменных).Содержание вопросов охватывает какой-либо  раздел из курса физики, который изучался раньше. Это могут быть и вопросы составленные к домашнему заданию. Особенно ценными считаются вопросы, которые начинаются со слов: «Почему..», «Возможно ли…», «Зависит или нет…», « Будет ли….», «В каком случае…»

Составление таких вопросов развивает видение учащимися проблемных ситуаций, качественных задач, закрепляет знание законов и формул, понятий и определений физических явлений. Такие вопросы способствуют исследовательской работе учащихся, приводят к необходимости анализировать предложенные в вопросах факты, выдвигать гипотезы, проверять выбранный вариант, делать выводы.

На составленные вопросы отвечаем все классом. Если на тот или иной вопрос никто не может ответить, то отвечает автор вопроса. Вопросы, которые составлены не точно или не полностью исправляются.

Составление правильных вопросов требует значительных усилий и основательного знания материала, способствует активизации мышления, поэтому  отметки за такой вид деятельности имеют достаточно высокий коэффициент, что является определённым стимулом для активной работы.

Наша жизнь требует расширение  технического  кругозора учащихся, привитие им навыков самостоятельной работы с различной справочной литературой. Справочниками учащиеся пользуются для конкретизации физических понятий, решения задач с неполными данными, а также составление новых задач, для подготовки сообщений на уроки, для всевозможных внеклассных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. И...

Доклад «Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках истории»

Данная работа посвящена проблеме активизации познавательной и мыслительной деятельности школьников, а также изложен опыт работы по данной теме....

Активизация познавательной и мыслительной деятельности и развитие устной речи

В этой презентации обобщен мой опыт работы по теме "Активизация мыслительной и познавательной деятельности и развитие устной речи.Приведены различные формы работы на уроке в начальных классах по УМК В...

Выступление на ШМО "Использование учебных фильмов для активизации мыслительной деятельности на уроках физики"

Проблемой методики использования учебных видео пособий в процессе обучения  занимаюсь 3 года. Главная задача моей работы:изучить весь имеющийся перечень видеофильмов, ознакомиться с их содержание...

Выступление на Районном МО учителей физики по теме: "Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках физики"

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой...