рабочая программа внеурочной деятельности по физике "В мире физических явлений"
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Бойко Евгения Анатольевна

 структура программы: цели , задачи, планируемые результаты согласно требований ФГОС. содержание курса представлено как теоретическими , так и практическими заданиями. программа расчитана на  34 часа для обучающихся 7-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся

по физике

«В мире физических явлений»

Целью курса является:

  • развивать интерес к физике
  • расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
  • показать использование знаний в практике, в жизни;
  • раздвинуть границы учебника,
  • раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.

Задачами курса является:

  • развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и выполнять творческие задания;
  • овладение методами научных исследований, освоение способов анализа экспериментальных данных.

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике

Личностные:

  • у учащихся будут сформированы:
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

у учащихся могут быть сформированы:

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  • пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • самостоятельному поиску, анализу и отбору информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • учащиеся получат возможность научиться:
  1. монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности ,выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  2. действиям в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  3. работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • осуществлять смысловое чтение;
  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся научатся:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила,  закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

учащиеся получат возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.

II. Содержание курса внеурочной деятельности по физике

Раздел I

«Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени» (5 ч)

Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования.

Практическая работа: Измерение длины , ширины и высоты бруска, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.

Практическая работа: Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки ,определение цены деления прибора.

Урок- защита проектов

 Раздел II 

«Движение и силы» (12ч)

Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!

Практическая работа:  Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

Решение задач на равноускоренное движение.

Трение в природе и технике.

Практическая работа:  Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.

Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский

Практическая работа:  Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач

Невесомость. Выход в открытый космос.

С какой силой давят ножки стола?

Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».

 Раздел III

«Работа и мощность. Энергия» (8ч)

Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.

Практическая работа:  Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

Практическая работа:  Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно

Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка. Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач

Практическая работа:  Действие водяной турбины.

Условия равновесия тел. Решение задач

Урок- защита проектов

Раздел IV

« Звуковые явления» (4ч)

Кто-то там крадется в полной тишине?

Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера

Решение расчетных и качественных задач

Урок- защита проектов

Раздел V

«Световые явления» (5ч)

Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы. Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?

Решение расчетных и качественных задач

Проектная работа:  «Радуга»

Проектная работа:   « Гало»

Проектная работа:  «Живой свет»

Раздел VI

Заключительные занятия (1ч)

Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?»

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.

Основные формы организации занятий:

решение расчетных, качественных и экспериментальных задач

занимательные опыты;

познавательные игры;

выполнение творческих заданий;

работа с дополнительной литературой;

выполнение проектов

III. Тематическое планирование


№п/п

Тема

Количество часов

1

Введение. Методы измерение физических величин. История метра. Международная система единиц. Меры и измерительные приборы. Измерение времени

5

2

Движение и силы

12

3

Работа и мощность. Энергия

8

4

Звуковые явления

4

5

Световые явления

5

6

Заключительные занятия

1


Приложение №1

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата

Тема занятия

Примечание

1

1.09

Введение. Обеспечение безопасности эксперимента для человека. Обеспечение безопасности эксперимента для измерительных приборов и оборудования

2

8.09

Практическая работа: Измерение длины спички, указательного пальца, устройство рычажных весов и приемы обращения с ними

3

15.09

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная

4

22.09

Практическая работа :Измерение площади и объема бруска, измерение диаметра горошины, измерение диаметра проволоки, измерение толщины нитки .

5

29.09

Урок- защита проектов

6

6.10

Удивительные приключения пассажира метро. Тише едешь- скорее приедешь!

7

13.10

Практическая работа:  Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.

8

20.10

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.

9

27.10

Решение задач на равноускоренное движение.

10

Решение задач на расчет плотности вещества

11

10.11

Практическая работа:  Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.

12

17.11

Трение в природе и технике.

13

24.17

Решение задач на силы

14

24.17

Невесомость. Выход в открытый космос.

С какой силой давят ножки стола?

Практическая работа:  Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости. Решение расчетных и графических задач

15

1.12

Невесомость. Выход в открытый космос

16

8.12

Решение задач

17

15.12

Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».

18

22.12

Простые механизмы. Загадочный рычаг. Сильнее самого себя. По примеру Мюнхгаузена.

19

Практическая работа:  Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку. Решение расчетных и графических задач

20

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

21

Практическая работа:  Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно

22

Как зависит работа от силы и пути? Таинственное исчезновение энергии. Обруч и горка.

23

Вечный двигатель. ГЭС. Решение расчетных и графических задач

24

Практическая работа:  Действие водяной турбины.

25

Урок- защита проектов

26

Кто-то там крадется в полной тишине?

27

Механические колебания, Волны, Звук. Удивительное эхо. Эффект Доплера

28

Решение расчетных и качественных задач

29

Урок- защита проектов

30

Оптические явления. Свет. Законы отражения и преломления света. Оптические приборы

31

Почему бывает радуга? Замечательный глаз . Почему колеса вращаются « не в ту сторону?» Каков истинный цвет?

32

Проектная работа:  «Радуга»

33

Проектная работа:   « Гало»

34

Проектная работа:  «Живой свет»

35

Интеллектуальная игра по физике «Что? Где? Когда?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"

Проект рабочей программы внеурочной деятельности по физике "Методы решения физических задач"  создан на основе проекта примерных программ по учебным предметам "Физика 7-9 классы".  Серия "Ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 6 классов « Какая она - ФИЗИКА?»

Настоящий  курс  разработан на основе учебника  А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов. Издательство Дрофа 2012 год.  Методические пособия тех же ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 7 класса "Физика в задачах".

Внеурочная деятельность позволяет развивать интерес у учащихся к предмету....

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике для 8 класса "Измерения физических величин"

Физика - наука экспериментальная. Развитие навыков проведения опытов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике "Академия физических открытий" для 5-6 классов является пропедевтическим курсом. Целью программы является развитие умения проводить н...