« Игровые технологии проведения современного урока физики»
статья по физике на тему

Четверикова Елена Николаевна
Для выявления учебных возможностей учеников, уровня их знаний, индивидуальных особенностей и путей преодоления отставания в учебе отдельных учеников способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детского коллектива на основе общих интересов и замыслов. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, смекалка, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Играть можно целый урок или использовать на уроке игровые фрагменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_pechat.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Игровые технологии проведения современного урока физики»

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: 

  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Технология мастерских
  • Традиционные технологии (классно-урочная система).

Игровые технологии

Для выявления учебных возможностей учеников, уровня их знаний, индивидуальных особенностей и путей преодоления отставания в учебе отдельных учеников способствуют игровые технологии, поскольку в игре появляется возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детского коллектива на основе общих интересов и замыслов.  Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, смекалка, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Играть можно целый урок или использовать на уроке игровые фрагменты.

 В 7 классе при изучении темы «Строение вещества» провожу такую миниигру: одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся, изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей - дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются.

Дидактические игры, используемые на уроках физики,  зависят от этапа и типа урока.

1. Дидактические игры, используемые при актуализации знаний. Такими играми могут служить блиц - опросы, небольшие викторины, физические ребусы, игры для проверки устного счета.

2. Игры, используемые при изучении нового материала.

При изучении нового материала можно использовать игровые ситуации. Для создания, которых на уроках используются исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений. В физическом содержании игровых ситуаций должны содержаться противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия с необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью осуществить его.

3. Дидактические игры, нацеленные на закрепление только что изученного материала на уроке, обычно проводятся в конце урока и занимают не более 10-15 минут

Для 7-х классов на закрепление только что изученного материала на уроке, обычно провожу такую  игру в конце  урока.

1. Игра с мячом. Учитель, кидая мяч, называет тело, отдавая мяч, обратно ученик называет вещество, из которого оно может быть изготовлено.

Например: Линейка - пластмасса, дерево -  металл.

2. Величина - единица.

Например: масса - кг, мг, т, ц, г.

3. Острый глаз.

Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане.

4. Уберите лишнее слово.

Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость, давление.

5. Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет физическое понятие или прибор, явление и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.

4. Дидактические игры, использующиеся для обобщения и систематизации знаний.

 Существуют различные игровые приемы на уроках физики в 7-8 классах

1. Уроки-путешествия в историю физики, посвященные рассказам про ученых - физиков.                          

2.  Использование материала электронных учебников.

3.  Создание  мультимедийных презентаций.

4.  Решение занимательных задач по физике.

5.  Решение количественных задач, кто быстрее и правильно сделает.

6.  Проведение интеллектуальных игр.

7. Создание детьми карточек  с физическими величинами.

8.  Проведение в конце учебного года урока – праздника знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на современном уроке истории

Каким образом можно использовать игру на современном уроке? Ответить на этот вопрос поможет эта статья....

«Технология проведения современного урока на основе использования педагогических техник».

Эффективность образовательных технологий, которым в последнее время уделяется так много внимания, невозможна без овладения педагогической техники, без конкретного искусства преподавателя, проявляющего...

Семинар «Реализация современных методик и технологий проведения современного урока»

Семинар «Реализация современных методик и технологий проведения современного  урока»...

Игровая технология на современном уроке истории

выступление на методическом обединении учителей истории...

Использование игровых технологий на современном уроке истории

Одной из наиболее эффективных технологий обучения на современном уроке является игра. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах....

Выступление на ШМО по теме "Игровые технологии на современном уроке истории"

Выступление на ШМО  по теме "Игровые технологии на современном уроке истории"...