Игровая технология на современном уроке истории
опыты и эксперименты по истории на тему

Чугуевец Надежда Васильевна

выступление на методическом обединении учителей истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

                  Игровая технология на современном уроке истории

1-2 слайд. История, одна из самых  увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее школьное занятие, если  сводить его к заучиванию имен и дат. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Сегодняшняя школа не остается в стороне от перемен, происходящих в мире. Неизмеримо расширяется  предметно – информационная среда: телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие получаемой информации.

3  слайд Однако зачастую все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. Актуальной задачей школы становится: предоставления учащимся возможности для активного овладения  знаниями, развития навыков самостоятельного отбора и оценки получаемой информации.    

    В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления.  На мой взгляд,  на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы.  

 4 слайд Эффективность таких  уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино. Только при этом условии познавательная активность учащихся сразу повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему.?», «К чему это привело?» и т.д.

  5 слайд Одной из распространённых технологий обучения на современном уроке является  - игра. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования,  заставляющая школьника не просто механически припоминать известное,  а мобилизовать все свои знания,  думать,  подбирать подходящее,  отбрасывать негодное,  сопоставлять, оценивать.  В ходе игры,  как правило, ученики,  отличающиеся "леностью ума", желающие все получать в готовом виде,  и те незаметно для себя активизируются,  увлекаются поиском ответов,  начинают размышлять, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот,  кто просто больше знает,  а тот, у кого к тому же больше развито воображение,  кто умеет видеть,  наблюдать,  подмечать,  быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации,  кто не просто располагает хорошей "кладовой памятью", но может с умом пользоваться ее богатствами. Для того,  чтобы продуктивность этой формы была высока,  учитель должен стать не только организатором игры,  но и ее участником,  так как простая отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей) не вызовет у них особого энтузиазма. Учитель должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру. По мере того,  как историческая игра становится более или менее постоянным занятием ребят, учитель постепенно как бы отходит на задний план

.6 слайд  При составлении игры следует помнить:

  • исторические игры ни в коем случае не должны преследовать такую цель, как механическое заучивание фактов,  без логического осмысления.
  • при отборе исторических фактов,  имен и дат для изготовления игр нужно ориентироваться на материал, включенный в учебные книги.
  • главное,  к чему надо стремиться,  это уметь не только вызвать интерес учащихся к игре,  но и добиться того,  чтобы он был устойчивым и не ослабевал,  а наоборот,  нарастал по ходу игры.
  • если в играх ребята не будут находить нового,  если все в них будет известно,  эти игры не     будут пользоваться успехом.

7 слайд Существуют игры различной ориентаций:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных  подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый  контроль, саморегуляция; обучение общению.

8 слайд В любой игре можно выделить этапы.  Этапы  деловой игры: 

1.        Введение в игру: участники знакомятся со смыслом, целями и задачами игры, общим регламентом, осуществляется консультирование, инструктаж.  

2.        Распределение слушателей на группы (5-7 человек):  выбор лидера в каждой группе, при необходимости, распределение игровых ролей.  

3.         Погружение в игру: учащиеся получают игровое задание.  

4.        Изучение и системный анализ ситуации или проблемы: участники анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют, ранжируют проблемы, договариваются о терминологии, знакомятся с правилами поведения и правилами игры.

5.        Игровой процесс: поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий. Выработка коллективного решения в ходе дискуссии, обоснование проекта, его визуализация на плакатах, расчеты и заполнение документов.

6.        Общая дискуссия (межгрупповое общение): презентация решения от каждой группы, его обоснование; обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальных ролей: «адвокат», «провокатор», «оппонент», «критик» и т.д.

7.        Подведение итогов игры: оценивание решений, проектов,  знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности и конкурентоспособности, подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков, выявление лучших команд, игроков, проектов.

8.          Рефлексия: личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная.

9.          «Выгружение» из игры: разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов, возникающих после игры и др.

Эффективность реализации игровой технологии   определяется уровнями сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели - это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.

     На входном контроле диагностировался уровень сформированности ментального опыта учащихся, который показал, что высоким уровнем ментального опыта владеют 4% учащихся; выше среднего -23%; средним - 43%; низким -30% учащихся. В результате использования технологии получены следующие показатели: высоким уровнем ментального опыта владеют 12% учащихся; выше среднего -38%; средним -39%; низким -11% учащихся. Таким образом, уровень сформированности ментального опыта учащихся значительно повысился, и существуют возможности для дальнейшего его обогащения.    

Сегодня мне хочется поделится с вами тем материалом, который я использую на своих уроках.
9 слайд Игры при изучении нового материала.

Игра «Три предложения» В ее основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.

Игра «Дерево мудрости». Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Игра «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом»= «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

Помимо этих игр при изучении нового материала используются игры «Оживи картину», «Экскурсия», «Историческая гостиная», кроссворды .

10 слайд Игры на закрепление и обобщение исторического материала.

Игра «Аукцион». Эта игра поводится после изучения одного из исторических периодов, например по теме «Древний Египет». На уроке обобщения ребятам предлагается игра: «Продается вопрос». Каждый ученик может его «купить» за умы , которые ребята заработали в течение изучения всей темы или определенных параграфов. Называются разделы изученной темы, например «Жизнь земледельцев и ремесленников», «Военные походы», «Религия», «Искусство и образование». Сразу задается вопрос «Как называются каменистые  преграды на дне реки, мешающие судоходству» (пороги). Ответивший на вопрос имеет право выбрать раздел и начать торги». И так идет торговля, пока все вопросы не будут куплены.

Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и т.д.)

Игра «Исторические пятнашки» На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Игра «Слово по вертикали» может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знания городов. Слева пишутся необычные слова это названия городов Месопотамии, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название еще одного города этой страны.

КУВУР __________________ *   *         Ответ: Урук        В

Эта игра в увлекательной форме позволит закрепить сложные для запоминания слова.

Ролевые игры

Ролевая игра требует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи.

Игры – импровизации.

11 слайд Заключение

Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.

 У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе".

Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю

Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и их. Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазией. 

 

12 слайд Рекомендации преподавателю:

- в ходе игры не следует злоупотреблять выделением соревновательных моментов, необходимо осторожно подходить к выявлению победителей и проигравших, в большинстве случаев рационально отказаться от состязательности;

- необязательна предварительная подготовка к игре, заучивание определенных ролей;

-  игра должна вызвать интерес;.

- игра должна выполнять определенные образовательные задачи  ( преподавателю следует ставить перед организацией игры вопрос о том, что нового приобретут участники в результате занятия и как это соотносится с целями образования).  

  Что стоит запомнить при организации игры в процессе обучения:

- всякая игра есть прежде всего свободная деятельность, любая игра по приказу или навязанная превращается в имитацию игры, свобода является ключевым признаком игры;

- игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития;

- игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на современном уроке истории

Каким образом можно использовать игру на современном уроке? Ответить на этот вопрос поможет эта статья....

Игровые технологии в современной школе.

Как повысить эффективность урока? Нужно заинтересовать ученика! Одним из лучших помощников учителя в этом может стать игра, важнейший вид детской деятельности. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «...

«Использование игровых технологий как современного средства воспитания при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.»

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей.Большими резервами в решении поставленной задачи обла...

« Игровые технологии проведения современного урока физики»

Для выявления учебных возможностей учеников, уровня их знаний, индивидуальных особенностей и путей преодоления отставания в учебе отдельных учеников способствуют игровые технологии, поскольку в игре п...

Использование игровых технологий на современном уроке истории

Одной из наиболее эффективных технологий обучения на современном уроке является игра. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах....

Выступление на ШМО по теме "Игровые технологии на современном уроке истории"

Выступление на ШМО  по теме "Игровые технологии на современном уроке истории"...