«Использование игровых технологий как современного средства воспитания при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.»
статья на тему

Соколова Светлана

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей.Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам. Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Одной из форм внеклассной работы является игра. Значение игровых технологий невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Дидактическая игра так же выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. В процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни.  Игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность. В процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни.  Игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.  Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога и воспитателя. Поскольку игровые технологии способствуют стимулированию всех сторон развития учащихся: умственных, физических и эмоциональных.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Сясьстройская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Доклад на педсовете по теме:

«Использование игровых технологий  как  современного средства воспитания  при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.»

Докладчик: воспитатель группы 3 класса Филимонова С.А.

2014-2015

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей. Большими резервами в решении поставленной задачи обладает взаимосвязанная урочная и внеурочная работа учащихся по разным предметам. Внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Внеклассная работа создаёт дополнительные возможности воспитателю по осуществлению дифференцированного подхода к учащимся для достижения планируемых результатов обучения. В этом случае она может способствовать закреплению и расширению знаний и умений, полученных на уроках. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и развивать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, т.к. каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам.

Одной из форм внеклассной работы является игра. Значение игровых технологий невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Я, как воспитатель в своей внеклассной работе с младшими школьниками широко использовала и продолжаю использовать такие виды игровой деятельности, как: игры на свежем воздухе, подвижная и дидактическая игра.

 В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, бросании, ловле и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В группе 2 классе с учащимися была проведена подвижная игра «Зайцы и Волк». Дети были ознакомлены с правилами, наглядным материалом и необходимым оборудованием. С энтузиазмом была воспринята идея использования масок, изображающих зайцев и волка. Дети были заинтересованы процессом. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. В игре «Зайцы и Волк» в свою очередь тоже были использованы несколько видов считалок – для выбора водящего. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В группе 3 класса так же постоянно проводятся подвижные игры на свежем воздухе. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.  Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Дидактическая игра так же выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составляются так, чтобы научить детей составлять самостоятельно несложные рассказы. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

В группе нашего класса создана система работы, которая направлена на обучение детей безопасному поведению. С детьми регулярно проводятся занятия, беседы, экскурсии, призванные научить их основам безопасности жизни, правилам поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Большое внимание в работе с младшими школьниками  нашего класса уделяется изучению правил дорожного движения.

На внеклассных занятиях по безопасности жизни детей разбираются и усваиваются правила поведения на дорогах, и при ДТП. Дети учатся правильно действовать в различных ситуациях на дорогах. При изучении темы «Правила дорожного движения» на начальном этапе были организованы экскурсии к пешеходному переходу, к светофору и по улицам города. Так же на занятиях дети работали с наглядным материалом, иллюстрирующим различные дорожные ситуации. Участвовали в дидактической игре «Правила дорожного движения», в ходе которой учились дифференцировать правильное и неправильное поведение на дорогах, объясняли значение каждого цвета светофора. Рассматривали различные знаки уличного движения, пытались объяснить, что значит конкретный знак и как он называется.

В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. При проведении игры соблюдается определённый темп, при котором формируется умение следить за ответами одноклассников.

После проведения игры дети, во время прогулок и экскурсий по улицам города стали более живо реагировать на уже знакомые им знаки дорожного движения, пытались объяснить их значение, и, что самое главное – более охотно старались соблюдать правила дорожного движения. Замечали, если кто-то не соблюдал правила дорожного движения и говорили, как нужно делать правильно.

С учителем 3 класса налажена обратная связь. Все открытые занятия воспитателя учитель посещал и давал ценные рекомендации и советы, помогая найти индивидуальный  подход к каждому ребёнку, исходя из его возможностей и навыков. При  проведении подвижной игры «Зайцы и Волк» учитель оказал содействие в создании масок зверей.

В процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни.  Игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.  Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога и воспитателя. Поскольку игровые технологии способствуют стимулированию всех сторон развития учащихся: умственных, физических и эмоциональных.

 Свой доклад я хотела бы закончить немного перефразированным высказыванием Плутарха:

Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь!

Список литературы

1. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. Москва, 2000 год

2. Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново, 2001 год

3. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006 год

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную о...

Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие интелектуальных способностей детей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти...

Использование коррекционно – развивающих и игровых форм обучения, для повышения учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Математическая радуга Цель мероприятия:  привитие интереса к математике. Задачи мероприятия:формировать коммуникативную компетентность;совершенствовать вычислительные навыки учащихся;ра...

Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий  на своих коррекционных занятиях я при...